Причины образования бюджетного дефицита и проблемы его сокращения
Бюджетный дефицит может возникать в результате действия различных причин. В качестве основных традиционно выделяют следующие причины:
- осуществление правительством структурной перестройки экономики, в связи с чем увеличивается объем государственных расходов;
- осуществление правительством заимствований и отсутствие соответствующего (по времени и по объемам) их погашения;
- наступление экономического кризиса, который способствовал сокращению доходов государственного бюджета;
- наступление в стране и в мире чрезвычайных обстоятельств (например, стихийных бедствий, крупных катастроф, военных противостояний и др.);
- снижение эффективности национальной финансовой системы;
- экономически неоправданная политика государства, заключающаяся в росте социальных программ без их должного обеспечения финансовыми ресурсами;
- наличие в государственном секторе экономики массовой коррупции;
- увеличение теневого сектора экономики, что зачастую вызывается низкой эффективностью налоговой системы государства.
Возникновение бюджетного дефицита требует от правительства принятия действий по его сокращению. Однако решить подобную задачу достаточно проблематично в силу двух причин. Первая причина кроется в том, что государственные расходы (столь большие по объемам) являются социально необходимыми, их чрезвычайно сложно подвергнуть сокращению, поскольку это вызовет в обществе массовое недовольство.
Вторая причина связана с сложностью поиска новых источников пополнения бюджета. В частности, увеличение налогового бремени негативно скажется на деловой активности в стране и поспособствует росту теневого (криминального) сектора экономики.
Причины возникновения дефицита государственного бюджета
- возросшие расходы вызваны необходимостью развития промышленности и структурными экономическими реформами;
- накопление государственного долга – увеличиваются расходы по его обслуживанию;
- доходы сокращаются вследствие экономического кризиса – экономика падает, меньше налоговых поступлений, падает рыночная цена на основные экспортные товары – меньше прибыль и т.д.;
- неэффективная финансовая политика государства;
- популизм правящей партии – политическая сила пытается заработать голоса избирателей, увеличивая расходы на социальные проекты – рост льгот, пособий и т.д., но ведь эти расходы не обеспечены доходом;
- коррупция – это большая проблема многих стран;
- теневая экономика – деньги проходят мимо бюджета, нет роста реального ВВП, нет налоговых поступлений, растет официальная безработица;
- форс-мажорные обстоятельства – крупные природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, ценами и пр.), промышленные катастрофы, массовые акции протеста, военные конфликты и др., они сбивают запланированный ритм, сокращают поступления и наращивают расходы.
Основные элементы и функции государственного бюджета
Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.
Определение
Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.
Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.
Доходная часть бюджета включает:
- налоги;
- акцизы;
- таможенные сборы;
- доходы от государственной собственности;
- средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
- займы;
- денежная эмиссия.
Расходная часть бюджета состоит из статей:
- содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
- материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
- оборонный сектор;
- образование, здравоохранение, социальная сфера;
- финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
- субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.
Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:
- в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
- при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.
В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.
Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.
Функции бюджета:
- распределение совокупного общественного дохода;
- контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
- обеспечение социальной политики;
- контроль целесообразного расхода централизованных средств.
Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.
С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:
- полнота;
- единство;
- правдивость;
- гласность.
Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.
Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям.
Приняты основные формы бюджета:
- административная;
- отраслевая;
- экономическая;
- смешанная форма.
Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:
- налога на прибыль;
- акцизных платежей;
- налога с продаж;
- налогов на доходы домашних хозяйств и других.
Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.
Причины возникновения дефицита бюджета
Причинами могут быть:
- рост государственных расходов в связи со структурным переустройством экономики и необходимостью развития промышленного комплекса;
- сокращение доходов государственного бюджета в момент кризиса экономики;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные аварии и катастрофы, стихийные бедствия);
- не особенно эффективная финансовая система страны;
- политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми возможностями;
- высокая степень коррупции в государстве;
- неэффективность налоговой политики, которая вызывает лишь увеличение теневого (контрабандного) сектора экономики.
Проблема сокращения бюджетного дефицита являются достаточно серьёзными по нескольким причинам. Первое, это объем важных государственных расходов велик. Такие обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не возможно сократить, снижение других является непопулярной мерой и будут затрагивать интересы разных слоёв населения. Во-вторых, чтобы найти новые источники пополнения бюджета, это крайне сложно сделать. Налоговое увеличение, скажится плохо, на деловой активности в экономике, поощряет криминализацию экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов, нарушение экономических связей, неэффективность системы налогообложения т.п. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
Внутреннее финансирование
Существует большая группа внутренних источников, откуда можно брать деньги на финансирование дырок в планировании на следующий год. Какими бы ни были причины бюджетного дефицита, министерство финансов может выручить средства от ценных бумаг, которые принадлежат государству. Также прибегают к получению бюджетных кредитов. Деньги тратятся на покрытие расходов. Когда ситуация стабилизируется, занятые средства возвращаются.
Если государство закладывало свои средства в капитал, то оно может продать часть своих акций какого-нибудь крупного предприятия. В случае самых сильных бюджетных потрясений страна распродает свой запас драгоценных камней и металлов (золото, серебро, платина). Эти резервные средства хранятся отдельно, к ним прибегают в самом крайнем случае.
Дефицит бюджета
Сбалансированность бюджетов
всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит
бюджета. Профицит
бюджета — превышение доходов бюджета над его
расходами;
При наличии
дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в
бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание
государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов
бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного
органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного
бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта
Российской Федерации.
Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное
снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в
пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее
процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени
текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их
состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами
власти субъектов РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами
законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных
средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых
обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при
их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита
бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени
РФ;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней
бюджетной системы;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной
собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и
резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска
ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных
финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Государственный кредит отражает кредитные отношения
по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств
предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования
государственных расходов.
Кредитором
выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его
органов.
Дополнительные
финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке
облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет
государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного
дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Гос.
кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Классификация
государственного кредита.
1. В зависимости от заемщика
государственные займы делятся на:
¨
размещаемые центральными органами управления;
¨
размещаемые местными органами управления.
2. По месту размещения гос.
кредит может быть внутренним и внешним.
3. По срокам привлечения:
·
краткосрочный (до года);
·
среднесрочный (от года до 5 лет);
·
долгосрочный.
Размер госзайма
включается в сумму государственного долга страны.
Коррупция и налоговая политика
Экономическая система может быть выстроена неправильно из-за популизма политиков. Например, если после выборов к власти приходит партия, обещавшая увеличить пенсии и т. д., то ей придется перестраивать бюджет. При этом почти во всех таких случаях увеличение финансирования одной статьи приводит к недостатку средств в другой. Любой закон о бюджете не будет работать, если государство не может избавиться от коррупции внутри своих ведомств.
Нерадивые чиновники, перераспределяющие средства налогоплательщиков в своих интересах подрывают экономику страны. И дело здесь вовсе не в так называемой бытовой коррупции, когда госслужащий берет деньги непосредственно у граждан (например, за поступление в вуз). Как правило, самые крупные хищения происходят с помощью тендеров на государственные заказы (строительство, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Из-за подобной коррупции правительству приходится тратить больше средств на выполнение своих социальных обязательств. Все статьи бюджета взаимосвязаны, поэтому если сегодня где-то не досчитаются денег, то завтра это ударит уже по финансированию в совсем другом секторе.
Наконец, последняя причина дефицита — это неэффективная налоговая политика. Увеличение поборов с бизнесменов в частном секторе может привести к появлению теневого сектора экономики. Низкое благосостояние общества также является причиной роста криминала, который бьет по налогообложению, а в итоге уменьшает размер доходов государства. Все это может вылиться в разные негативные явления, среди которых самым явным и заметным является инфляция. Бюджетный дефицит в таком случае бьет по всем секторам экономики.
Денежное финансирование
Кроме того, федеральный бюджет можно пополнить за счет внешних источников финансирования. Такими могут стать средства, поступившие в казну от продажи государственных ценных бумаг. Для большей выгоды их переводят в удобную иностранную валюту.
Выше уже упоминалось о кредитах. В случае внутреннего финансирования они берутся в отечественном центральном банке. Однако кредиты могут выдаваться и международными фондами. И тогда речь идет уже о внешнем финансировании. Например, так обстояло дело в России в 90-е годы.
Получение кредитов — это признак денежного финансирования. Государство получает дополнительные средства, которые выпускаются в обращение. Для такого явления есть специальный термин. Это эмиссия, которая используется только в крайнем случае. Включить денежный станок означает увеличить инфляцию в стране. Новые средства покрывают ту дыру бюджета, которая не обеспечена производством реальных товаров и услуг. Увеличение массы национальной валюты на рынке обесценивает ее.
Такие источники финансирования бюджета приводят не только к инфляции, но и психологическому «эффекту Танзи». Это явление представляет собой массовое нежелание граждан платить налоги. Люди оттягивают расчет для того, чтобы дождаться момента, когда деньги обесценятся еще больше (чтобы обязательства перед государством не так сильно ударили по кошельку). Все эти взаимосвязанные события, причиной которых является дефицит бюджетных средств, еще больше расшатывают хрупкую экономическую стабильность страны.
Если инфляция выходит из под контроля, то она перерастает в гиперинфляцию. Подобное происходило в Веймарской республике в Германии после поражения в Первой мировой войне, когда предприятия страны были разрушены, а правительству, кроме всего прочего, приходилось выплачивать огромные контрибуции державам Антанты. Тогда последствия бюджетного дефицита выразились в деградации всей денежной системы. Сбережения населения обесценились, что привело к массовому обнищанию, усугубленному безработицей даже в крупных городах.
Источники для финансирования дефицита
Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.
Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.
Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.
7.1. Внутренние источники
В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.
Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.
7.2. Внешние источники
Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.
Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.
Еврооблигации — что это такое;
Критерии определения бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит возможно определять по ряду критериев. По характеру возникновения бюджетный дефицит может назвать, как случайный или действительный. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, всегда обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании финансов.
Случайный дефицит, это как правило возникает на уровне местного бюджета, потому что они в максимальной степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит можно объяснить тем, что невосполняется отставание роста доходов бюджета от роста расходов.
Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но иногда оказывается выше или ниже в процессе исполнения бюджета. .По продолжительности бюджетный дефицит определяется как хронический или временный.
Хронический дефицит соответственно будет повторятся в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит есть следствие продолжительного кризиса экономики.
Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не на столько опасным для экономики и может возникнуть в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема может усугубиться тем,, что временный дефицит при неумелом руководстве, соответственно может перерасти в хронический.
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики государства, могут принимать ряд защитных мер. Это – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, внутренний и внешний займ, налоговый способ покрытия дефицита бюджета.
Еще один практичный способ – это называется секвестирование. Секвестирование бюджета представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определенную долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.
Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
- выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
- финансирование и кредитование других государств (внешний долг).
Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.
Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
- реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
- реструктуризация государственного внешнего долга;
- усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
- сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
- упорядочение действующей системы социальных льгот.
Мы коротко рассмотрели термин дефицит бюджетный, постарались раскрыть его характерные особенности и виды.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом
Оценивая бюджетный дефицит, экономисты часто сопоставляют его с внутренним валовым продуктом государства. Так легче увидеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.
В первую десятку мы поместили страны с самым высоким бюджетным дефицитом к ВВП, исключив некоторые государства, не представляющие интереса для инвесторов. Самый высокий бюджетный дефицит зафиксирован в Восточном Тиморе – минус 70%, но эта страна никак не влияет на фондовый, товарный, фьючерсный и валютный рынок. Венесуэла же – страна с огромными запасами нефти, член крупного нефтяного картеля ОПЕК.
Десятка стран с высоким бюджетным дефицитом (%, 2017 год):
- Венесуэла -38,1.
- Бруней -21,6.
- Оман -13,0.
- Бахрейн -11,3.
- Алжир -10,6.
- Куба -10,1.
- Египет -9,8.
- Катар -8,1.
- Таиланд -8,0.
- Бразилия -7,8.
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменении. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов ПО сравнению с увеличением бюджетных расходов.
Бюджетный дефицит зафиксирован в размере 8 6 % к ВВП и 34 % к расходам. По сравнению с 1993 годом ( показатели дефицита соответственно 10 5 и 49 %) предполагается дальнейшее сжатие денежной массы.
Бюджетный дефицит — это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году ( см. гл.
Бюджетный дефицит — это превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями в конкретном году; государственный долг — это общая сумма бюджетных дефицитов и избытков, накопленная с течением времени.
Бюджетный дефицит может быть связан с внешнеторговым дефицитом следующим образом: бюджетный дефицит ведет к росту внутренних реальных процентных ставок; доллар дорожает; американский экспорт сокращается, а американский импорт увеличивается.
Бюджетный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами; государственный долг — это сумма бюджетных дефицитов и излишков, накопленная с течением времени.
Бюджетный дефицит ( budget deficit) — — сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год.
Бюджетный дефицит возникает всякий раз, когда государственные расходы превышают налоговые поступления.
Бюджетный дефицит Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов.
Бюджетный дефицит толкает экономику в долговую яму.
Бюджетный дефицит покрывается за счет государственных ценных бумаг, размещаемых в кредитных учреждениях, и отчасти выпуском государственных займов.
Бюджетный дефицит частично покрывается за счет эмиссии денег, что усиливает инфляцию в стране.
Бюджетные дефициты порождают государственный долг.
Бюджетный дефицит является мощным фактором инфляции в силу его многоканального воздействия на денежное обращение страны.
Бюджетный дефицит в це — Дефицит бюджета — глав-лом должен был сократиться ный источник инфляции, не менее чем в три раза. На поскольку для его покрытия практике он сократился вна — требуется эмиссия пус.