Суверенное государство: понятие и признаки. понятие суверенитета. народный суверенитет и формы его реализации

Список состояний

Территория метрополии Дания, Фарерские острова и Гренландия образуют три страны, входящие в состав Королевства. Королевство Дания в целом является членом ЕС, но законодательство ЕС не распространяется на Фарерские острова и Гренландию.

Правительство Новой Зеландии действует для всего Королевства Новой Зеландии во всех международных контекстах, которое несет ответственность (но не имеет права контроля над) двумя свободно ассоциированными государствами :

Норвегия имеет одну зависимую территорию и две заявленные антарктические зависимые территории в Южном полушарии :

Азад Кашмир описывает себя как «самоуправляющееся государство под контролем Пакистана», в то время как Гилгит-Балтистан описывается в его порядке управления как группа «территорий» с самоуправлением. Эти территории обычно не считаются суверенными, поскольку они не соответствуют критериям, установленным декларативной теорией государственности (например, их действующее законодательство не позволяет им самостоятельно вступать в отношения с другими государствами). Некоторые государственные функции этих территорий (такие как иностранные дела и оборона) выполняет Пакистан.

Британский монарх также имеет прямой суверенитет над три самоуправляющимися коронной зависимостью :

Он также имеет суверенитет над несколькими необитаемыми территориями:

Он также оспаривает суверенитет над следующими двумя территориями:

Три суверенных государства стали ассоциированными государствами Соединенных Штатов в соответствии с Соглашением о свободной ассоциации :

Обозначения в колонке «Членство в системе ООН»

Суверенитет и международное право

Суверенитет и международное право — исторически взаимосвязанные категории. Международное право обусловлено существованием суверенитета государств и вместе с тем служит гарантом его обеспечения.

Международно-правовые источники суверенитета

Среди источников международного права, закрепляющих принцип внутреннего и внешнего суверенитета как таковой, следует упомянуть общие принципы права и международное обычное право. Более того, в международном правопорядке принцип суверенитета является одним из его основополагающих принципов, нормой ius cogens. Однако в самом международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия государственного суверенитета.

В конвенционном международном праве можно найти многочисленные варианты принципов «связанных» с суверенитетом, но не его самого. В частности, это п. 1 ст. 2 Устава ООН о принципе суверенного равенства, а также Декларация о дружественных отношениях 1970 г., раскрывающая содержание принципов международного права, вытекающих из принципа суверенного равенства государств.

Суверенитет как источник международного права

Если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования воль государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля устанавливающих эти нормы государств, детерминированная их взаимным интересом и потребностями. Ведь именно посредством договора устанавливаются, изменяются или отменяются общепризнанные принципы и нормы международного права, включая нормы jus cogens.

Таким образом, международное право создается суверенными субъектами международного права – государствами. Поэтому можно сказать, что суверенитет является источником международного права. А основные принципы международного права – это нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений. Они устанавливают основные права и обязанности государств в международном общении.

Соотношение суверенитета и международного права

Спектр мнений здесь достаточно разнообразен: одни ученые считают, что суверенитет и международное право несовместимые, взаимоисключающие категории; другие полагают, что международное право исключает внешнюю сторону суверенитета и оставляет за государством лишь внутреннее верховенство; третьи отрицают международное право как право в общепринятом смысле и тем самым защищают суверенитет; четвертые вполне удачно совмещают суверенитет с международным правом.

Преобладающее мнение сводится к тому, что государственный суверенитет и международное право взаимно обусловлены: государственный суверенитет – предпосылка международного права, а международное право – одно из средств утверждения государственного суверенитета в международных отношениях.

Безусловно, международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.

Понятие государственного суверенитета

Введение

Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:

  • с католической церковью,
  • «Священной Римской империей» и
  • крупными феодалами.

Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.

Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.

В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными». Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.

Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.

Рассматривая становление понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически был связан с идеей единства подчиненного суверену народа, иными словами — с идеей, что народ, объединенный в государстве, нуждается в суверенной власти.

Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда

  1. когда его система управления демократична.

Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.

Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).

Суверенное государство самостоятельно:

1) определяет:

  • форму правления,
  • форму государственного устройства,
  • систему органов государственной власти,
  • основы организации местного самоуправления,
  • пределы и условия взаимной ответственности государства и личности;

2) организует:

свою финансовую, денежную, банковскую системы;

3) обеспечивает:

  • территориальную целостность;
  • законность и правопорядок в стране;

4) защищает:

  • конституционный строй,
  • независимость и целостность страны.

Но верховенство государственной власти вовсе не означает ее неограниченности и вседозволенности. Пределы, возможности государственной власти в правовом государстве установлены правом.

Неотъемлемой чертой суверенного государства является его право объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы, выходить из них, руководствуясь при этом высшими интересами своего народа, своего государства.

Виды суверенитета

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: государственный, народный и национальный. Несмотря на тесную связь между ними, эти понятия имеют различные значения.

Государственный суверенитет — исторически первая «разновидность» суверенитета, возникшая благодаря сочинениям Ж. Бодена, Т. Гоббса и другим в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV–XVI вв. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе.

Народный суверенитет как понятие появился в Новое время (в трудах Д. Локка, Ж. Руссо и др.) в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Народный суверенитет определяется как полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Понятие «национальный суверенитет» в собственном смысле возникло в XX веке, в эпоху национально-освободительных движений, деколонизации и образования новых независимых государств. Национальный суверенитет заключается в праве нации на политическое, экономическое и культурное самоопределение для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, а также для обеспечения своего свободного развития.

Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности.

Что означает суверенное государство

Под суверенным государством в международной политико-правовой системе понимается определённая территория с установленными границами, которая обладает суверенитетом и представлена одним центральным правительством. В широком смысле и простым языком это называется «страной».


@BahaiTeachings

Таким образом, в этот термин входят факторы, которые должны обязательно присутствовать у государства. Причём независимо от года его образования, площади территории и численности населения. Они таковы:

  • С точки зрения международного права, на территории страны должно проживать постоянное население, которому предоставляется гражданство, соответствующие права и свободы.
  • Суверенное государство должно занимать конкретную территорию с чётко установленными границами. Они обязаны быть существенными не только для этой страны, но также и для мирового сообщества.
  • Руководство страной осуществляет правительство, которое имеет централизованную структуру. При этом оно имеет все полномочия осуществлять действия не только внутри своего государства, но также контактировать и вступать в политические, экономические и другие виды отношений с руководителями остальных государств.
  • А также в классическом понятии считается, что правительство суверенного государства не подчиняется руководителям других стран. То есть, осуществляет любую политику самостоятельно. Хотя на практике встречаются и зависимые варианты правительств, не исключающие суверенитета государства в целом.

8 признаков суверенного государства

  • Территория. Суверенное государство обладает определенной территорией, которая охраняется законом и находится под контролем государственных властей. Территория может быть определена как земля, водная поверхность и воздушное пространство, находящиеся под контролем государства.
  • Независимость. Суверенное государство имеет право на независимость от других государств и международных организаций. Оно может принимать решения в отношении своей внутренней и внешней политики без вмешательства со стороны других государств.
  • Право на насилие. Суверенное государство имеет монопольное право на использование насилия в своей территории. Оно имеет право создавать и поддерживать силы безопасности, которые обеспечивают защиту государственной территории и обеспечивают безопасность граждан.
  • Гражданство и суверенитет. Суверенное государство обладает правом устанавливать свою собственную систему гражданства и имеет суверенитет над своими гражданами. Это означает, что государство имеет право принимать решения в отношении своих граждан и защищать их интересы на международной арене.

Основные признаки суверенитета

Начало Карибского кризиса 1962 года кратко. Причины, предпосылки, окончание.
Вторые по значению
  • Правовая система. Суверенное государство имеет свою собственную правовую систему, которая устанавливает правила и нормы поведения для граждан и организаций. Правовая система обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также обеспечивает правопорядок и стабильность в обществе.
  • Экономическая система. Суверенное государство имеет свою собственную экономическую систему, которая регулирует производство, распределение и потребление товаров и услуг на территории государства. Она может быть организована по различным моделям, таким как капитализм, социализм или смешанная экономика, и может включать государственную собственность на отдельные секторы экономики.
  • Управление. Суверенное государство имеет свою собственную систему управления, которая состоит из правительства, парламента, судебной системы и других государственных органов. Управление государством осуществляется в соответствии с конституцией и законами, принимаемыми в рамках законодательного процесса.
  • Международное признание. Суверенное государство обладает международным признанием со стороны других государств и международных организаций. Международное признание подразумевает, что другие государства признают суверенное государство как самостоятельное и равноправное участника международного сообщества, а также готовы устанавливать с ним дипломатические и торговые отношения.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство. Оно непризнанное, является террористическим формированием. Появилось в 2013—2014 годах и контролирует часть Сирии и Ирака. Большинство стран не рассматривают ИГ как государство и считают его террористической организацией.

Признание

Признание государства означает решение суверенного государства относиться к другому субъекту как к суверенному государству. Признание может быть выраженным или подразумеваемым и обычно имеет обратную силу. Это не обязательно означает желание установить или поддерживать дипломатические отношения.

Никакое определение критериев государственности не является обязательным для всех членов сообщества наций. На практике критерии в основном политические, а не юридические. LC Green сослался на признание еще не рожденных польских и чехословацких государств в Первой мировой войне и пояснил, что «поскольку признание государственности является вопросом усмотрения, любое существующее государство может принять в качестве государства любое образование, которое оно пожелает, независимо от наличие территории или установленного правительства «.

Однако в международном праве существует несколько теорий, когда государство должно быть признано суверенным.

Декларативная теория

«Территория» в контексте международного права состоит из сухопутной территории, внутренних вод, территориального моря и воздушного пространства над территорией. Нет требований о строго определенных границах или минимальном размере земли, но искусственные сооружения и непригодные для проживания территории не могут считаться территориями, достаточными для государственности. Термин «постоянное население» определяет сообщество, которое имеет намерение проживать на территории постоянно и способно поддерживать надстройку государства, хотя требования о минимальном количестве населения отсутствуют. Правительство должно быть способно осуществлять эффективный контроль над территорией и населением (требование, известное в теории права как «проверка эффективного контроля») и гарантировать защиту основных прав человека с помощью правовых методов и политики. «Способность вступать в отношения с другими государствами» отражает степень независимости субъекта.

Статья 3 Конвенции Монтевидео провозглашает, что политическая государственность не зависит от признания другими государствами, и что государству не запрещено защищаться. Напротив, признание считается требованием для государственности конститутивной теорией государственности

Важной частью конвенции была статья 11, запрещающая использование военной силы для обретения суверенитета

Формы, в которых реализуется суверенитет народа

Суверенитет народа по сей день реализуют в двух признанных формах: 

  • непосредственной (через референдум и свободные выборы)
  • и посредством органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. 

Референдумы и свободные выборы. Это высшее выражение власти народа. Участвовать в таких мероприятиях имеют право только граждане Российской Федерации. Такое право закреплено 32 статьей Конституции РФ. 

К вариантам, в которых народ может высказать свое мнение и отстоять гражданскую позицию также можно отнести всевозможные собрания избирателей и граждан, например, села, петиции и групповые обращения как к местному самоуправлению, так и к органам государственного власти. 

  • Понятие «референдум» заключается в осуществлении проекта посредством тайного голосования или документа, который описывает все запрошенные действия. 
  • Понятие «свободные выборы» — это еще одна форма, в которой учитывается выбор народа. В процессе выборов граждане участвуют в том, чтобы организовать и создать орган как государственной власти, так и местного самоуправления. Выборы действуют путем тайного голосования, это позволяет выразить свою действительную позицию без какого-либо страха за свое гражданское положение в обществе. 

Исходя их этих особенностей, можно сказать, что выборы имеют смысл только при свободных и честных решениях населения. Такой подход позволяет избежать фальсификации со стороны организаторов выборов. Сейчас выборы — это основополагающее мероприятие в конституционном строе и высшей легитимности власти всех уровней государства. 

Сумма всех тех норм и правил, которые регулируют порядок проведения и организации выборов, формирует избирательное право, которое является институтом конституционного права. В Конституции Российской Федерации зафиксирована отдельная статья, которая информирует о самом избирательном праве и нормах выбора гражданина на пост Президента. 

А вот федеральные законы уже определяют порядок, при котором осуществляется набор служащих в Государственную Думу. Конституция и всевозможные уставы определяют порядок выборов людей в органы государственной власти, контролирующих субъекты РФ. 

Так как избирательное право носит демократический характер, оно устраняет возможность возникновения всевозможных дискриминаций и унижений чести и достоинства избирателей. Также демократический характер права не позволяет допускать отстранения или ограничения избирающих граждан от участия в какого-либо рода избирательных мероприятиях. 

Институт избирательного права существует как раз для того, чтобы «слышать» волю населения, выражение суверенитета. Здесь же возникают органы государственной власти и органы местного самоуправления – это определенная форма, посредством которой осуществляется власть народа. Формирование состава органов также происходит при участии граждан и их мнения. 

Мнение населения как народа и общества в целом является базисом и основой конструкцией, которая существует для обеспечения деятельности всех линий государственной власти – таким образом оно встроено в право. Мнение общества позволяет образовать и контролировать определенную систему факторов не только для тех органов государственной власти, которые мы перечислили ранее, но и для властей судебной и исполнительной. 

Государственный суверенитет России

Статья 4 Конституции России определяет суверенитет нашей страны как верховенство и единство государственной власти, распространенные на всю территорию РФ.

Суверенной является только Россия, а республики, края и области, входящие в ее состав, обладают лишь комплексом полномочий в пределах своей компетенции.

Основные характеристики суверенитета Российской Федерации:

  1. признание верховенства федеральной власти над решениями руководства субъектов РФ;
  2. неприкосновенность границ и территориальная целостность страны;
  3. единство экономического пространства;
  4. право на защиту суверенитета, в том числе и через ведение военных действий;
  5. независимая международная политика и внешнеэкономическая деятельность;
  6. государственная монополия на стратегические природные ресурсы.

Полномочиями по охране государственного суверенитета, согласно Конституции РФ, наделен Президент России. На церемонии инаугурации в торжественной присяге избранный глава страны клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства».
Президент России определяет внутреннюю и внешнюю политику нашей страны, является верховным главнокомандующим, возглавляет Совет Безопасности. В случае иностранной агрессии или непосредственной угрозы целостности России глава государства вправе ввести военное положение во всей стране или в отдельной ее части.

Замечание 3

Правовую основу суверенитета России обеспечивают представительные органы власти, разрабатывая и принимая соответствующие законы. Это две палаты парламента страны: Государственная Дума и Совет Федерации.

Территориальную целостность и неприкосновенность границ России гарантируют Вооруженные Силы. Защитой государственного суверенитета страны в рамках своих полномочий также занимаются дипломатические органы, министерства и ведомства, правоохранительные структуры.

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Суверенное государство и права человека

Суверенное государство – это такое государство, которое имеет полную независимость на международной арене и обладает своей территорией, населением и правительством. В рамках суверенного государства все решения, касающиеся внутренней политики, экономики, социальной сферы и других аспектов жизни общества, принимаются самим государством без вмешательства сторонних субъектов.

Однако, несмотря на полную независимость, суверенные государства также должны учитывать и защищать права человека, поскольку они являются фундаментальными и неотъемлемыми. Права человека включают в себя гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

Гражданские права обеспечивают каждому человеку свободу самовыражения, свободу передвижения, право на частную жизнь, право на собственность и другие права, которые гарантируют основные свободы и защищают человека от произвола государства.

Политические права включают право на участие в политической жизни государства, право на свободные и справедливые выборы, право на участие в формировании правительства и другие политические права, которые гарантируют человеку возможность влиять на принимаемые решения и участвовать в управлении государством.

Социальные права обеспечивают каждому человеку доступ к социальной защите и помощи, право на образование, здравоохранение, жилье, социальное обеспечение и другие права, которые гарантируют достойные условия жизни.

Экономические права гарантируют каждому человеку право на труд, право на справедливые условия труда, право на защиту своих экономических интересов и другие права, которые обеспечивают экономическую свободу и защищают человека от эксплуатации.

Культурные права гарантируют каждому человеку право на свободу культурного развития, право на участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести, вероисповедания и другие права, которые позволяют каждому человеку реализовывать свой культурный потенциал.

Таким образом, суверенное государство и права человека являются взаимозависимыми и взаимосвязанными понятиями. Суверенное государство должно гарантировать и защищать права человека, а права человека обеспечивают человеку возможность свободно жить и развиваться, несмотря на принадлежность к определенной стране или национальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: