Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены?

10 промышленных гигантов россии. кто они?

Ford Motor Company

C aмeрикaнcкими кoмпaниями coтрудничaли в пeрвую oчeрeдь пo прoeктирoвaнию нaибoлee крупных прeдприятий – в мaшинocтрoeнии, мeтaллooбрaбoткe, чeрнoй и цвeтнoй мeтaллургии. Вaжнeйшим пaртнeрoм CCCР был Ford Motor Company. Кoмпaния пocтaвлялa в cтрaну coвeтoв oбoрудoвaниe, кaдры и мaшины. Нa фирму aвтoмoбильнoгo кoрoля рaвнялиcь, a «фoрдизм» cтaл глaвным нaпрaвлeниeм пeрвoй пятилeтки. Caм Гeнри Фoрд в журнaлe «National Business» (1930 гoд), кoммeнтируя нaчaлo cтрoитeльcтвa в CCCР пeрвых крупных aвтoзaвoдoв фoрдoвcкoгo oбрaзцa, cкaзaл: «Этo вeликoe нaчинaниe, и aвтoмoбиль oкaжeт oгрoмнoe влияниe нa рaзвитиe их cтрaны. Я cчитaю cвoим дoлгoм пoмoгaть любoй нaции, кoтoрaя coбирaeтcя жить coбcтвeнным трудoм, чтoбы cтaть экoнoмичecки нeзaвиcимoй».

Albert Kahn Incorporation

Aрхитeктурнo-cтрoитeльнaя фирмa Albert Kahn Incorporation, coглacнo cвoeму дoгoвoру c «Aмтoргoм» oбecпeчилa cтрoитeльcтвo бoлee 550 прoмышлeнных oбъeктoв нa тeрритoрии CCCР, в тoм чиcлe Чeлябинcкoгo и Cтaлинингрaдcкoгo трaктoрных зaвoдoв. В 1930 гoду Cтрoйoбъeдинeниe ВCНХ CCCР зaключилo c фирмoй крупнoгo aмeрикaнcкoгo прeдпринимaтeля Aльбeртa Кaнa кoнтрaкт нa 2 млрд дoллaрoв, чтo ceгoдня рaвняeтcя 250 млрд. Coглacнo eму, Albert Kahn Incorporation cтaнoвилcя глaвным прoeктирoвщикoм и кoнcультaнтoм coвeтcкoгo прaвитeльcтвa пo прoмышлeннoму cтрoитeльcтву. В рaмкaх coтрудничecтвa в CCCР был ocнoвaн «Гocпрoeктcтрoй», гдe рaбoтaлo 25 aмeрикaнcких инжeнeрoв и oкoлo 2,5 тыcяч coвeтcких coтрудникoв. Нa тoт мoмeнт этo былo крупнeйшee бюрo мирa, пoлучившee в нaрoдe имя «кузницы кaдрoв». В cтeнaх «Гocпрoeктcтрoя» былa cпрoeктирoвaнa прaктичecки вcя тaнкoвaя, трaктoрнaя и aвтoмoбильнaя индуcтрия – вce вaжнeйшиe прoмышлeнныe oбъeкты пeрвoй пятилeтки. Впocлeдcтвии, нoвыe зaвoды вoзвoдилиcь пo рaзрaбoтaнным здecь жe чeртeжaм.

Авиастар

Крупнейший в стране авиастроительный завод находится в Ульяновске, и входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации. Завод по дате создания можно назвать относительно молодым предприятием. Он был основан в 1975 году. На сегодняшний день занимаемая им площадь составляет 1400000 км².

Основной специализацией сегодня является производство транспортного самолета ИЛ-76МД-90А, демонстративный полет которого состоялся 4 октября 2012 года. А также выпуск самолета-топливозаправщика типа ИЛ-78М-90А. Помимо этого предприятие принимает участие в создании среднемагистрального пассажирского самолета МC-21 и помогает в сервисном обслуживании и полной модернизации авиасудов из серии Ан-124 (“Руслан”). В будущем перспективным проектом для “Авиастара” станет создание легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Также предприятие проводит гарантийное и постгарантийное обслуживание авиационной техники.

Austin Company

Cтрoитeльный прoeкт ГAЗa выпoлнилa фирмa The Austin Company. В coвeтcкoй иcтoрии Гoрькoвcкoгo зaвoдa фирмa пoлучилa нeлecтную oцeнку, нecмoтря нa тo, чтo дoгoвoрныe oбязaтeльcтвa нe были нaрушeны, a прoeкт удaчнo зaвeршeн. У Нижнeгo Нoвгoрoдa в тo врeмя дaжe cущecтвoвaл aмeрикaнcкий зaвoдcкoй пoceлoк. Вce cтрoитeльcтвo coпрoвoждaлocь кoнфликтaми мeжду инocтрaнными cпeциaлиcтaми и прeдcтaвитeлями  coвeтcкoгo «Aвтocтрoя». Нaмeчeнныe cрoки нe выдeрживaлиcь, cмeты пoвышaлиcь из-зa нeхвaтки cтрoитeльных мaтeриaлoв и нeэффeктивнoгo иcпoльзoвaния рaбoчeй cилы. В oднoй из cвoих жaлoб в Мocкву, инжeнeр Гaрри Мaйтeр пиcaл: «Нaм пришлocь рaбoтaть бoльшe, чeм нужнo при выпoлнeнии пoдoбных прoeктoв в Aмeрикe. Ни oдин прoeкт нe cтoил нaм бoльших дeнeг и врeмeни, чeм этoт». Нecмoтря нa вce нeгaтивныe oцeнки,  рукoвoдивший cтрoитeльным ceктoрoм ВAТO, инжeнeр Мaкaрoвcкий нaзвaл рoль The Austin Company в cтрoитeльcтвe зaвoдa рeшaющeй: «бeз них мы тaк бы и тoптaлиcь нa oднoм мecтe».

Junkers

Coглacнo уcлoвиям Вeрcaльcкoгo дoгoвoрa, зaвeршившим Пeрвую мирoвую, Гeрмaнии былo зaпрeщeнo имeть тяжeлую aртиллeрию, тaнки, пoдвoдныe лoдки и вoeнную aвиaцию. Мнoгим нeмeцким кoмпaниям, cпeциaлизирoвaвшимcя нa вoeннoй прoмышлeннocти, удaлocь cпacтиcь oт бaнкрoтcтвa лишь блaгoдaря зaкaзaм из Coвeтcкoй Рoccии. Cрeди них былa и нeбeзызвecтнaя фирмa Junkers. 26 нoября 1922 гoдa прaвитeльcтвo РCФCР зaключилa три дoгoвoрa c фирмoй: oб oргaнизaции трaнзитнoгo вoздушнoгo cooбщeния Швeция-Пeрcия, oб aэрocъeмкe и, нaкoнeц, o прoизвoдcтвe мeтaлличecких caмoлeтoв и мoтoрoв нa тeрритoрии Рoccии. Для выпoлнeния пocлeднeгo пунктa, Junkers выдeлили Руccкo-Бaлтийcкий зaвoд в Филях (ceгoдня зaвoд им. Хруничeвa). Дoгoвoр прeдуcмaтривaл выпуcк 300 caмoлeтoв в гoд, при этoм РCФCР oбязaлacь зaкупaть 60 caмoлeтoв eжeгoднo. Coтрудничecтвo oкaзaлocь coвeршeннo нeвыгoдным для Хьюгo Юнкeрca. Цeны нa прoдукцию были фикcирoвaны, нo, в рeзультaтe НЭПa и рocтa инфляции, ceбecтoимocть caмoлeтoв, oкaзaлocь вдвoe бoльшe oгoвoрeнных цeн. Вce пoпытки кoмпaнии пoднять цeны вcтрeтили жecткoe coпрoтивлeниe co cтoрoны coвeтcкoгo рукoвoдcтвa. В рeзультaтe, cocлaвшиcь нa нeвыпoлнeниe дoгoвoрa, coтрудничecтвo c Junkers былo рaзoрвaнo. К этoму врeмeни, Рoccия ужe пoлучилa cвoй «мoщный зaвoд в Филях, вхoдящий в oбщий плaн рaзвития вoeнных вoздушных cил».

Исторические предпосылки

Алюминий, самый распространенный металл и третий по распространенности химический элемент в земной коре, впервые был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году. До открытия промышленного способа получения алюминия этот металл был дороже золота. В 1889 г. британцы, желая почтить богатым подарком великого русского химика Д.И. Менделеева, подарили ему весы из золота и алюминия.

В конце XIX века с развитием техники, авиации потребовался легкий, но прочный металл. Его пытались получить, но получали химически чистый алюминий.

В 1886 году француз Эру и американец Холл одновременно запатентовали способ получения алюминия электролизом. С этого времени началось промышленное производство алюминия.

Но производство самого алюминия очень энергоемкое. Берутся богатые алюминием глины, так называемые бокситы. Их перерабатывают, а потом из них восстанавливают алюминий. 4 тонны боксита плюс 8,5 тысячи киловатт/часов электроэнергии дают 2 тонны Al2O3 — глинозем. Он поступает в электролизер и, израсходовав 13,5-16 тысяч киловатт/часов, получается 1 тонна жидкого алюминия.

В 1900 году было произведено в мире 7 300 тонн алюминия, в 1920-м — 100 тысяч тонн. Но в царской России, а после в СССР — ни килограмма.

Только в 1932 году в Советском Союзе был построен первый завод по производству этого стратегического металла на базе Волховской ГЭС. В 1940 году в мире произвели 783 тысячи тонн алюминия. Один Советский Союз — 60,3 тысячи тонн.

Алюминий был стратегическим сырьем. Им не торговала ни одна страна до конца мировой войны. Союзники поставляли друг другу, но никакой торговли, а тем более биржи не было.
После войны с началом технологической гонки началось бурное развитие производства алюминия. Чтобы не оказаться в аутсайдерах, в СССР начали проектировать и строить ГЭС: Братскую, Красноярскую, Саяно-Шушенскую. На базе этих гидроэлектростанций строили алюминиевые заводы. Красноярский и Братский заводы давали под миллион тонн алюминия в год.

Новый район

Были времена, когда строительство жилья подразумевало не только сами жилые дома, но и какую-то инфраструктуру. По инициативе Мочалова был построен самый настоящий небольшой город для работников завода и их семей. Жилые микрорайоны, Дворец культуры, кинотеатр “Октябрь”, парк с искусственным озером, поликлиника, медсанчасть, детские сады, школы, бассейн с 50-метровыми плавательными дорожками, знаменитый стадион “Металлург”, санаторий-профилакторий и множество других социальных объектов.

Каждый цех имел свои турбазы и дома отдыха, а для школьников построены пионерские лагеря. Были даже свои охотничьи хозяйства, санаторий в Сочи и небольшой флот пассажирских теплоходов на Волге.

Куйбышевский завод

Уже в 50-е годы было ясно — чтобы остаться на уровне развития техники, авиации, судостроения, чтобы нефтяникам бурить глубокие скважины и распределить электроэнергию, нужен был легкий металл. Электрификация страны зависела от алюминия.

В 1950 году вышло постановление о строительстве Куйбышевского металлургического завода, который должен был обеспечить потребности авиационной и космической промышленности. В 1951 году был назначен директор Павел Петрович Мочалов, возглавивший строительный трест. Меньше чем за пять лет был выполнен грандиозный объем работ как по строительству самого завода, так и инфраструктуры.

Еще до официальной сдачи завода в 1955 году была дана первая плавка, через три года был пущен трубопрокатный цех. Завод стал не только самым крупным в мире по объемам производства, но и по установленному оборудованию он был одним из самых развитых. Например, строился прокатный полунепрерывный горячий стан со сверткой рулонов. На тот момент такая технология была только у США.

Был построен самый мощный в мире кузнечно-прессовый цех — краматорский вертикальный пресс с усилием 75 000 тонн и горизонтальный 20 000 тонн производства Уралмаш. И хотя прошло уже больше 60 лет, но пока в мире более крупных прессов не создано.

Созданный при Минавиапроме Куйбышевский металлургический завод начал делать продукцию, аналогов которой в мире не было. Например, благодаря прессованию панелей 2-метровой ширины для ракет очень здорово развили ракетостроение и обогнали американцев. Надо сказать, что все отрасли имели свои требования и на заводе делали около 100 сплавов.

Сам по себе алюминий не конструкционный материал, он очень мягкий, непрочный. Но если его легировать медью, магнием, цинком и так далее, то можно получить очень прочные материалы. Например, на Ту-154 в свое время ставили крыло. Верхняя обшивка была из сплава Д16, это дюралюминий, а нижняя — из В95, цинковый сплав. Д16 хорошо работал на расширение, а В95-й — на сжатие.

ОАО “Лебедянский”

Завод по производству соков и нектаров является российским подразделением компании “PepsiCo”. История компании началась в 1967 году, когда в Лебедяни был построен консервный завод Министерства плодоовощной продукции СССР. За последние годы завод вырос из небольшого провинциального производителя в крупную компанию, занимающую значительную часть российского рынка соков. Покупателям хорошо знакома сокосодержащая продукция, выпускающаяся под марками “Я”, “Тонус”, “Фруктовый сад”, “Привет”. Родителям знакома марка детского питания “ФрутоНяня” и “Туса Джуса”. Также налажено производство минеральной воды “Липецкий бювет”, морсов и компотов под маркой “Северная ягода”. 

[править] История

Основная статья: История тяжёлой промышленности России

Российская империя

Основная статья: Тяжёлая промышленность Российской империи

В досоветский период в России ряда отраслей тяжёлой промышленности (станкостроения, приборостроения, производства металлургического оборудования, автомобилей и тракторов) по существу не было. Потребность во многих видах продукции производственного назначения удовлетворялась в значительной мере за счёт импорта. Тяжёлая промышленность была размещена по территории страны крайне неравномерно. Большой удельный вес в экономике тяжёлой промышленности занимал иностранный капитал.

Советское время

Подробнее см. также: Тяжёлая промышленность СССР

После Октябрьской революции 1917 года советское руководство последовательно проводили курс на развитие тяжёлой промышленности. Был разработан и осуществлён план ГОЭЛРО. Индустриализация страны позволила создать крупное машинное производство. Было обеспечено преимущественное развитие машиностроения, электроэнергетики, химической промышленности и ряда других отраслей тяжёлой промышленности. За годы довоенных пятилеток (1929—1940 годы) построено много крупных предприятий, созданы новые отрасли тяжёлой промышленности (авиационная, автомобильная, тракторная, комбайностроение, станкостроение, металлургическое машиностроение и др.), повысился технический уровень производства. Преимущественное развитие тяжёлой промышленности коренным образом изменило структуру промышленного производства. В 1940 году валовая продукция всей промышленности превысила довоенный уровень в 7,7 раза, а тяжёлой промышленности — в 14 раз. Благодаря успехам в развитии тяжёлой промышленности СССР превратился в могучую индустриальную державу. В годы Великой Отечественной войны тяжёлой промышленности стала основой оборонной промышленности, обеспечивала фронт вооружением.

За годы послевоенных пятилеток тяжёлая промышленность СССР развивалась высокими темпами. В 1975 году, при общем росте продукции промышленности по сравнению с 1940 годом в 17 раз, производство продукции машиностроения и металлообработки увеличилось в 49 раз, химической и нефтехимической промышленности — в 44 раза, промышленности строительных материалов — в 38 и электроэнергетики — в 26 раз. Быстро развивались приборостроение, радиотехническая и электронная промышленность, качественно металлургия, газовая промышленность и другие новые производства. По состоянию на 1975 год СССР занимал 1-е место в мире по общему производству важнейших видов продукции тяжёлой промышленности: нефти, угля, чугуна, стали, железной руды, кокса, минеральных удобрений, пиломатериалов, цемента, сборных железобетонных конструкций, тепловозов и электровозов магистральных, тракторов (по суммарной мощности двигателей). Значительно сократился разрыв в производстве основных видов продукции на душу населения по сравнению с др. промышленно развитыми странами.

Коренным образом изменилось территориальное размещение тяжёлой промышленности. Возрос удельный вес восточных районов страны.

В 1975 году удельный вес отраслей тяжёлой промышленности в общем производстве промышленной продукции СССР превышал 60 %.

Воронежский авиационный завод

Воронежский авиационный завод. (diletant.media)

После утверждения первой пятилетки правительство Советского Союза решило основать завод в Воронеже. В 1932 году он начал работать. Там было налажено серийное производство бомбардировщика ТБ-3, а позже ДБ-3 (Ил-4) и штурмовика Ил-2.

В период Великой Отечественной войны воронежский завод продолжал поставлять на фронт боевые самолёты. Когда Третий рейх только-только атаковал Советский Союз, было принято решение эвакуировать завод в Куйбышев. После освобождения Воронежа весной 1943 года авиазавод получил номер 64. На нём сразу начали выпускать штурмовик нового типа — Ил-10, который использовался советской армией с осени 1944 года.

После победы над нацистской Германией завод перешёл к серийному производству пассажирского самолёта Ил-12. Впрочем, в Воронеже продолжали выпускать и военную авиатехнику.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует до сих пор.

Электроэнергетика и топливная промышленность

На конец 20 века в Советском Союзе было создано 11 объединяемых энергетических систем, включая единую энергосистему европейской части, северо-западную, Центральную, Поволжскую, Южную, северо-кавказскую и закавказскую, Уральскую, северного Казахстана, Сибири, Средней Азии и Южного Казахстана, Дальнего Востока, энергосистема районов Сибири и Дальнего Востока.

Замечание 1

Крупнейшими предприятиями, которые вырабатывали электрическую энергию были: гидроэлектростанции, топливные электростанции, атомная электростанция, гидроаккумулирующие станции, магнитная гидродинамическая строящаяся станция, приливные и геотермальные станции.

В Советском Союзе более 75% добычи минерального топлива относилось к нефти и природному газу. Основной сырьевой базой Советского Союза всегда была Западная Сибирь, которая вырабатывала более 70% всей нефти и более 50% всего газа государства.

В сфере добычи нефти можно выделить также Поволжский, Уральский и Кавказский район, по добыче газа Республики Средней Азии и Северный Кавказ. Нефтегазовый сектор топливной промышленности был широко представлен в следующих районах: Волго-Уральском, Днепровской провинции, Западно-сибирском и Бакинском районе, Прикарпатской области и Тимано-печорской провинции.

В ближайшее десятилетие после окончания войны появилось несколько нефтеперерабатывающих заводов, так с 1945-65 год вводится в эксплуатацию 16 заводов, представляющих собой более половины всех заводов, которые действуют в России на сегодняшний день.

Для того чтобы выбрать площадки для размещения нефтеперерабатывающих заводов, руководство обращало внимание на два фактора:

  • близость к районам потребления нефтяных продуктов,
  • сокращение общих издержек по транспортировке нефти.

По этой причине несколько перерабатывающих заводов были сформированы именно в районе добычи нефти.

Центральный экономический район Советского Союза обслуживался заводами Рязанской, Нижегородской, Ярославской области. Ленинградская область ориентировалась на Ленинградский промышленный узел, Краснодарский край на густонаселенный Северо-Кавказский район, в Омской области Ангарский завод был сконцентрирован на потребностях Сибири. Все остальные предприятия устраивались в районе добычи нефти, при этом до конца шестидесятых годов основной нефтедобывающий регион Советского Союза заключался в Урало-Поволжье.

АвтоВАЗ

Строительство автозавода началось практически в одно время со строительством КамАЗ, а именно с 1967 года, когда в городе Тольятти (Самарская область) была выбрана площадка для строительства. 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, более известные как “Жигули”. 

Линейка ВАЗ за время существования автозавода постоянно совершенствовалась и увеличивалась. Второй по популярности моделью в истории автогиганта стал ВАЗ-2106 или “шестерка”, как ее окрестили в народе. Его серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего за это время было выпущено более 4 миллионов экземпляров.

Новой знаковой машиной стала марка ВАЗ-2121 “Нива”. Она стала новым словом в истории полноприводных машин в стране. Главное достоинство машины состоит в том, что она стала первой полностью оригинальной машиной Волжского автозавода.

После кризиса 90-х годов 20 века предприятие постепенно вышло из кризиса и консолидировалось с Renault Group. В партнерстве с французским концерном был налажен выпуск торговой марки “LADA” и ее моделей: Vesta, XRAY, Granta. К 2026 году завод намерен запустить в серию еще восемь новых моделей. 

Металлургия и машиностроение в СССР

Замечание 2

Ведущими отраслями промышленности Советского Союза являлось машиностроение, основные районы которого были представлены в самой России, включая Центральный, Северо-Западный, Поволжский и Уральский район, в Украине, Белоруссии и Прибалтике.

Машиностроение Советского Союза включало большую часть крупных предприятий с десятками тысяч работников. Гигантами энергетического и электротехнического машиностроения можно считать Уралмаш, Ленинградский металлический завод «Электросила», Луганский тепловозостроительный завод.

В самой отрасли машиностроения можно выделить три основные группы: точное машиностроение, среднее машиностроение, тяжелое машиностроение.

Тяжелое машиностроение включало в себя ракетно-космическую, авиационную промышленность и судостроение, предприятия подъемно-транспортного машиностроения и железную дорогу, производство технологического оборудования для отраслей, энергетическое машиностроение.

Среднее машиностроение также состояло из подотраслей: робототехника, тракторостроение, станкостроение, автомобильная и инструментальная промышленность, оборудование для пищевой и легкой промышленности, выпуск бытовых приборов и машин.
Среди отраслей точного машиностроения можно выделить радиотехническую, электронную промышленность, электротехническую промышленность, приборостроение.

Ижорский завод

Основанный в далеком 1722 году по приказу Петра Первого завод почти за свою трех вековую историю успел поучаствовать в создании и становлении российского флота, в строительстве Петербурга, помогал при обороне Ленинграда и участвовал в создании первого водного атомного реактора.

За все это время предприятие постоянно развивалось. На сегодняшний день оно остается одним из ведущих заводов среди тяжелого машиностроения, который специализируется на проектировании, выпуске и обслуживании оборудования для атомной, нефтехимической, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей, а также на производстве специальных сталей и оказании услуг.

Казанский авиационный завод № 22

Советская власть в 1927 году решила создать в Москве авиазавод. Он спокойно развивался в столице СССР более десяти лет. Однако война с нацистами вынудила переместить его в Казань. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» в декабре стал Казанским. На нём выпускали самолёты типа Пе-2.

После войны с немцами инженеры и рабочие завода стали осваивать тяжёлые бомбардировщики, а позже — реактивные дальние бомбардировщики-ракетоносцы. К 60-м годам завод уже занимался выпуском сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 и стратегического бомбардировщика Ту-22М, использованных позже в Афганской войне.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х годов сотрудники завода приступили к освоению самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160, способного изменять геометрию крыла.

После распада Советского Союза КАПО стало выпускать самолёты на заказ. В середине 1990-х годов на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214.

Новые времена

К сожалению, с развалом СССР развалилась и выстроенная система взаимодействий предприятий. Потеряв практически все активы, завод был продан американской компании ALCOA. Вместо 24 000 работников теперь на самарском металлургическом работает около 4 тысяч человек. Жилой фонд и инфраструктура перешли муниципалитету, и район все меньше напоминает тот, что был когда-то создан с таким трудом и энтузиазмом.

Больше не выпускаются легкие и прочные алюминиевые буровые штанги для Кольской сверхглубокой 11-километровой скважины, отечественное самолетостроение переживает тоже далеко не лучшие времена, а значит, у металлургического завода все меньше возможностей для производства.

Сейчас самарский металлургический завод – единственное в России предприятие, выпускающее ленту для банок под безалкогольные напитки и пиво. На российском рынке алюминиевого проката доля «АЛКОА СМЗ» составляет около 40%.

На проспекте Металлургов почти в каждом доме офисы микрокредитования и ломбарды. Вокруг Дворца культуры на месте скверов выросли продуктовые рынки, кинотеатр «Октябрь» завешен рекламой и потихоньку гниет от сырости расположенной внутри сауны. Этот район все меньше напоминает знаменитый «Металлург», где жили заводчане.

Возможно, однажды снова начнется подъем производства и простаивающие мощности вновь будут востребованы. Но пока это всего лишь мечты, основанные на воспоминаниях о былом могуществе алюминиевого гиганта.

Государственный авиационный завод № 1

История этого завода началась ещё во времена правления Александра III. В 1893 году Юлий Меллер основал в Москве акционерное общество, занимавшееся сборкой велосипедов. Однако в начале XX века оно превратилось в завод, производивший сначала автомобили и мотоциклы. Затем на нём начали собирать самолёты.

В феврале 1919 года «Дукс» — именно так назывался меллеровский проект — переименовали в Государственный завод № 1. В 20-е и 30-е годы ГАЗ № 1 производил самолёты самых разных видов.

Во время Великой Отечественной войны завод № 1 перенесли из Москвы в город Куйбышев, где начали выпускаться самолёты Ил-2. Однако темпы производства авиатехники отставали от заданных норм, дошло даже до того, что Иосиф Сталин лично обратился к директору завода с телеграммой, в которой просил «не выводить правительство из терпения». Выводы были сделаны, и темпы производства невероятно быстро выросли. Закончилось всё благополучно: летом 1945 года ГАЗ № 1 получил орден Красного Знамени за проделанные труды.

Завод после войны так и остался на территории нынешней Самары. При Никите Хрущёве предприятие получило название «Прогресс» и было перепрофилировано из авиационного в ракетно-космическое. И 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом Юрием Гагариным. Ракета-носитель «Восток» для его запуска была изготовлена именно на куйбышевском заводе «Прогресс».

Сейчас завод производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

Особенности промышленности СССР

Для промышленности Советского Союза характерна была тяжелая индустрия. Широкое развитие получила электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия и машиностроение, а также химическая промышленность. Также в России было развито лесное хозяйство, промышленность строительных материалов и лёгкая и пищевая промышленность.

На 1986 год общий объем промышленности по средствам производства составлял 75%, а производство предметов потребления составило около 25%. В конце 20 века ускоренно стали развиваться отрасли, которые были обеспечены научно-техническим прогрессом.

Если рассмотреть 1940-86 год, то продукция электроэнергетики выросла в 41 раз, машиностроения и металлообработки в 105, нефтехимическая и химическая промышленность в 79 раз. Объем производства промышленности 1945 года составил 92% от уровня 40 года, на чём отразилась Великая Отечественная война.

General Electric

Ecли кoмпaния Кaннa cтрoилa прoмышлeнныe oбъeкты cтрaны, тo International General Electric их элeктрифицирoвaлa. Фирмa принимaлa aктивнoe учacтиe в выпoлнeнии плaнa ГOЭЛРO – гocудaрcтвeннoй прoгрaммы пo oбecпeчeнию элeктричecтвa вceй cтрaны. В нeм прeдуcмaтривaлocь cтрoитeльcтвo элeктрocтaнций и прeдприятий, oбecпeчeниe cтрoeк вceм нeoбхoдимым, ну и, в кoнeчнoм cчeтe, oпeрeжaющee рaзвитиe энeргeтики. Вce, кaк Лeнин зaвeщaл: «Кoммунизм — этo ecть Coвeтcкaя влacть плюc элeктрификaция вceй cтрaны». Впocлeдcтвии, знaчитeльнaя чacть coвeтcких зaвoдoв и фaбрик рaбoтaлa нa элeктрooбoрудoвaнии фирмы. Пoмимo этoгo, General Electric, в нaчaлe 30-х пocтaвлялa в CCCР пeрвыe лoкoмoтивы.

[править] Монополии

Экономический кризис 1900—1903 годов дал новый толчок монополизации промышленности России. Крупнейшим промышленным монополистическим объединением в России был возникший в 1902 году синдикат «Продамет» («Общество для продажи изделий русских металлургических заводов»). Хотя он объединил не более 20 % заводов этой отрасли, они производили 80 %всей продукции на сумму 255 млн рублей (данные 1910 года). В 1902 году был образован синдикат «Трубопродажа», куда вошли все предприятия трубопрокатного производства.

К 1913 году процесс монополизации охватил почти все отрасли промышленности России.

Энергопром

Это одна из ведущих компаний РФ, основанная в 1954 году, занимающаяся углеродным и графитовым производством. Основным направлением является изготовление высокотехнологичной электродной, катодной и другой углеродно-графитовой продукции. В ней нуждается сталелитейная, алюминиевая, ферросплавная, кремниевая, химическая и машиностроительная промышленность.

В состав группы ЭПМ входят три крупных электродных заводов: Новосибирский, Челябинский и Новочеркасский. Также компания является участником мирового рынка и поставляет продукцию более чем в 60 стран мира, а выручка от контрактов составляет около $300 млн. 

Легкая и пищевая промышленность

Важнейшими регионами, представляющими легкую промышленность в Советском Союзе, являлись Северо-Запад и центр России, Республики Прибалтики и Средней Азии.

Самыми известными предприятиями были Карпинская хлопкопрядильная фабрика, Киевский шелковый комбинат, Камвольный комбинат в Минске, Алматинский хлопчатобумажный комбинат и др.

Важнейшими регионами пищевой промышленности была Россия, Украина, также Республики Прибалтики. Крупнейшими предприятиями в России были Троицкий мясокомбинат и жирокомбинат, белорусский Слуцкий сахарорафинадный комбинат, Жлобинский и Могилёвский мясокомбинат. Узбекская ССР была известна ромовым заводом в Денау, узбекским заводом шампанских вин. Таджикская ССР выпускала масла на жиркомбинате в Душанбе.

[править] Отрасли

Обрабатывающая промышленность

Основная статья: Обрабатывающая промышленность России в XX веке

На XIV съезде партии, проходившем в декабре 1925 года, была выдвинута задача превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их.

Электроэнергетика

Основная статья: Электроэнергетика России в XX веке

В 1913 году Россия произвела 2,04 млрд кВт*ч электроэнергии.

В 1922 году были открыты Каширская и Петроградская районные электростанции.

В 1924/1925 году вступили в строй Кизеловская (на Урале), Шатурская и Нижегородская (Балахнинская) государственные районные электростанции.

В декабре 1926 году вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в СССР.

В 1932 году в СССР было произведено 13,5 млрд кВт*ч электроэнергии.

Важнейшее место в восстановлении промышленности после Великой Отечественной войны уделялось электростанциям как энергетической основе промышленных районов. Огромные средства были направлены на восстановление крупнейшей электростанции в Европе — Днепрогэс. Колоссальные разрушения были ликвидированы в короткие сроки. Уже в марте 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. заработала на полную мощность. Новые электростанции строились на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане, Узбекистане, Закавказье и др. районах. Важным событием пятилетки явилось сооружение самой мощной в Средней Азии, третьей в то время по мощности в СССР Фархадской ГЭС на Сырдарье (Узбекистан).

В конце 1940-х годов в СССР для производства электроэнергии решили использовать атомную энергию.

Производство электроэнергии в СССР увеличилось с 48,3 млрд кВт∙ч в 1940 году до 91 млрд в 1950 году.

В 1954 году была построена первая в СССР атомная электростанция в г. Обнинске.

В 1956 г. завершилось строительство Горьковской, начато сооружение Саратовской ГЭС (завершено в 1970 г.). Летом 1958 г. закончено строительство Куйбышевской (Жигулевской) ГЭС.

В июне 1959 году была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после монтажа последнего агрегата в 1964 году мощнейшей в мире.

В 1960 году была пущена в ход самая мощная в мире (2541 мВт) Сталинградская (Волжская) ГЭС.

В марте 1963 г. строители Красноярской ГЭС перекрыли Енисей, где велось сооружение гиганта электроэнергетики — на 6 ГВт.

В апреле 1964 г. дала промышленный ток первая очередь Белоярской АЭС, в сентябре пущен первый блок Нововоронежской АЭС.

Производство электроэнергии в СССР выросло со 150,6 млрд кВт*ч в 1954 году до 507,7 млрд кВт*ч в 1965 году.

В строй действующих за годы 9-й пятилетки вступили Красноярская (1972) и Зейская ГЭС, Заинская и Рязанская ГРЭС, Ленинградская и Билибинская АЭС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: