Швецов вадим аркадьевич биография родители

Один за всех

Налаживая активное сотрудничество с иностранцами, Вадим Аркадьевич, без сомнения, решает задачу развития отечественного автопрома. Однако эту задачу он решает и другим способом — путем постоянного диалога с властью. В 2004 году именно Вадим Швецов предложил повысить ставку импортной пошлины с 25% до 35% и постепенно довести ее до 50%. Он возглавил Объединение автопроизводителей России, которое занималось лоббированием интересов российского автомобилестроения перед различными государственными структурами и законодателями.

В итоге лобби Вадима Швецова обеспечило стране постановление правительства о беспошлинной промышленной сборке: если покраска и сварка кузова осуществляются на заводе в России и при этом производитель соблюдает оговоренный уровень локализации (доля отечественных комплектующих в конечной стоимости автомобиля), импортировать большинство запчастей он может по льготным ставкам, вплоть до нулевых. Понятно, что сам SOLLERS под эти рамки подпадает, но кроме того, подпадают и все крупные сборочные производства.

Также именно Швецову удалось в кризис 2009 года продавить повышение пошлин на новые иномарки — с 25% до 30%.

Работа в УАЗе

В начале 90-х годов УАЗ становится прямым компаньоном «Северстали». Вся проводимая работа шла исключительно по бартерному обмену. Однако в начале 2000-х советский индустриальный автопром был в опасном положении. Созданный модельный ряд не смог окупиться, из-за чего компания находилась в глубоком кризисе. Это привело к существенным финансовым убыткам.

Вадим моментально создал успешную интеграцию, которую порекомендовал собственнику «Северстали». Производительность интеграции заключалась в упоре на конечных покупателей. Дополнительно неожиданная девальвация способствовала получению конкретных бонусов отечественным производителем. Второстепенным преимуществом стало повторное рассмотрение продаж и улучшение производственного процесса.

В результате «Северсталь» заполучила контрольный пакет акций. Главой правления стал сам Швецов Вадим. Вначале планировалось управлять московским предприятием, управляя сформированным составом. Однако на деле подобная идея оказалась невозможной для реализации.

Это привело к появлению второй стратегии, а именно командировке специалистов консалтинговой компании из столицы России. Это помогло навести порядок, перезапустить план улучшения завода. Смысл улучшения заключался в прекращении работы по бартеру.

Первый год продемонстрировал, что невозможно было добиться стремительных успехов. Основная проблема заключалась в устаревшем техническом парке, который всячески отказывался переучивать собственных специалистов. В результате доходность составила жалкие 1.8 %.

При таких слабых результатах было проблематично судить о полноценной работе УАЗа, не говоря уже об импорте. Однако Швецов смог найти выход из непростой ситуации.

Разрешением проблемы стала полная реорганизация УАЗа. Чтобы осуществить перестройку, пришлось наладить отношения с ведущими иностранными партнерами. Однако подобного не смогли добиться даже в ведущих автомобильных компаниях. Чтобы наладить связи с европейскими альянсами, была решено создать абсолютно новый продукт, коим стал новый «УАЗ Патриот».

Основоположник российского автопрома

Созданный Швецов Вадимом Аркадьевичем «УАЗ Патриот» стал «порождением». Новое «произведение искусства» УАЗа стало симбиозом старой автошколы и новейших европейских технологий. Преимущества нового автомобиля заключались в большом и просторном кузове, каким могут похвастаться внедорожники Toyota, европейской разработке гидроусилителя, а также корейской коробке передач. Во время поездки на внедорожнике водитель и пассажиры могут чувствовать комфорт и удобство.

Создание новой модели внедорожника обошлась в 35 миллионов долларов, что достаточно скромно по нынешним меркам. Чтобы окупились вложения в новый внедорожник, нужно было за календарный год продать более 10 000 автомобилей. В результате в первый календарный год было продано порядка 12 000 автомобилей. Всевозможные эксперты уверяли, что покупатели потратят деньги не на очередной советский автомобиль, а на подержанную иномарку. Через десяток лет Швецов лично признался, что трудно создать новую модель на основании старого имиджа и возможностей.

«Будет новый автомобиль»

– Каким вы видите будущее АВТОВАЗа без своего многолетнего партнера – Renault? Рассчитываете ли, что кто-то его заменит? Либо компании теперь придется целиком опираться на собственные разработки?

– Думаю, АВТОВАЗ вполне справится сам. Благодаря французам мы привели завод в порядок, сделали его современным автопроизводством. Когда мы пришли на АВТОВАЗ в 2005 г., там надо было ходить в резиновых сапогах – все было залито маслом – и конвейер был допотопный. Его обновили, и теперь на нем можно собирать различные модели автомобилей. Мы сумели сохранить наши автокомпонентные производства. Теперь они будут развиваться и обеспечивать выпуск нужного количества автомобилей.

Кстати, АВТОВАЗ сейчас возобновляет работы над новыми проектами на платформе Lada Vesta – она отлично подходит для кроссовера. Он встанет на конвейер в 2025 г. А в 2024-м появится новое семейство компактных машин – этот проект уже в высокой стадии готовности.

 Им бы для начала насытить рынок недорогими автомобилями, не лишенными базовых средств безопасности.

– Не хватает блоков ABS, конечно, но эта проблема решается.

 Как?

– Будем создавать собственное производство.

 Но ведь обычно такие производства запускают под гораздо больший объем выпуска, чем есть в России.

– Согласен, но не стоит забывать, что помимо легковых автомобилей модули ABS понадобятся и для выпуска грузовой и коммерческой техники. Пока они берутся в Китае.

 Сколько времени займет создание такого производства в России?

– Год или два. Нужно не только освоить технологию производства, но и подобрать необходимое оборудование и программное обеспечение. Недавно говорили с главой АВТОВАЗа Максимом Соколовым, обсуждали предложение одной из стран локализовать производство модулей ABS в России.

 Оно актуально в свете спецоперации на Украине?

– Да, надо встречаться и обсуждать детали.

 А что касается нового партнера АВТОВАЗа?

– Сейчас приход другого партнера на АВТОВАЗ невозможен. Renault по соглашению имеет право в течение шести лет вернуться назад, выкупив свою долю у НАМИ за тот же 1 евро. Но если мы за это время будем делать какие-либо инвестиции в завод, то им придется довнести средства пропорционально своей доле.

 Есть сейчас потребность в каких-либо инвестициях или субсидиях для АВТОВАЗа?

– Пока они ничего не просят, работают самостоятельно.

 Сможет автозавод стать прибыльным в текущей ситуации?

– В этом году на прибыль рассчитывать не приходится, сами видите ситуацию. Но есть позитивные тенденции, Соколов обещал уже в 2023 г. выйти на прибыль. А в 2024-м ждем новую модель.

 Что это будет за машина?

– Это будет автомобиль, схожий по типоразмеру с Lada Vesta. Три варианта кузова: седан, универсал и универсал в версии Cross.

 Какие-либо изменения в акционерной структуре возможны в ближайшее время?

– Акционерам важно руководствоваться интересами предприятия. АВТОВАЗ должен стабильно работать, развиваться, иметь доступ на разные рынки и так далее

Это сейчас ключевые задачи. 

 Вам не кажется, что сейчас технологический суверенитет российского автопрома, который заявлен одной из ключевых целей новой стратегии развития отрасли, достигается за счет китайских компаний?

– Неважно, за счет кого, главное – результат. Если бы в свое время французы не пришли на АВТОВАЗ, завод, вероятно, так и топтался бы в масле на том старом конвейере

Что бы сегодня ни говорили, но благодаря Renault АВТОВАЗ изменился очень сильно. Да, есть трудности, но они временные. Приход китайцев может означать привнесение современных технологий, особенно в части электротранспорта. Это нам сейчас очень нужно. Ведь та электрическая Lada Ellada, которую мы в 2010-х гг. делали на АВТОВАЗе, тоже во многом была позаимствована у китайцев. Добавлю, что говорить о тотальном заимствовании некорректно. Ведь та же Lada Vesta – это российская платформа, спроектированная нашими инженерами. А в следующем году, как уже говорил, будет новый автомобиль, тоже наша разработка.
 

Карьера разведчика

После окончания УДН Швец получил второе, теперь уже военное, высшее образование в Ордена Жукова Краснознаменной академии внешней разведки имени Андропова. Стоит отметить, что в это же время в этом учебном заведении учился Владимир Владимирович Путин. Юрий Борисович вспоминает, что учеба проходила непрерывно, семь дней в неделю по 24 часа. Их обучали шпионским хитростям и одновременно следили за каждым студентом, чтобы потом сделать выводы и написать подробную характеристику.

В 1982 году Швец стал офицером Первого главного управления КГБ СССР, сотрудником отдела по Северной Америке. Это было время «холодной войны», и в апреле 1985 года его отправили в длительную командировку в Вашингтон. Здесь в задачи разведчика входили сбор и анализ информации о возможном ядерном ударе США по СССР, а также вербовка агентов. Прикрытием Юрия была работа корреспондентом «ТАСС».

По словам бывшего разведчика, ему удалось провести вербовку австралийского журналиста Джона Хелмера, который выступал советником глав правительств Греции (Андреаса Папандреу), США (Джимми Картера) и Азии. Хелмер действительно приехал в СССР в 1989 году и по сей день проживает в России. Журналист утверждает, что никакой вербовки не было, и он никогда не становился агентом. Эту информацию подтверждает и Виктор Черкашин, бывший советский контрразведчик.

Еще одной завербованной, по словам Юрия Швеца, была австралийская журналистка, писавшая для британского издания New Statesman, Клаудия Райт. Ее основной темой называют феминизм. Ныне покойная Клаудия не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию Швеца.

По неизвестной причине Швеца отозвали из США в 1987 году. Скорее всего, для разведчика это стало ударом. Он понимал, что карьеры в органах ему не видать, и сел за написание книги о своей шпионской деятельности. Юрий прекрасно знал, что не имеет права разглашать служебные тайны, но это его не остановило. Вначале Швец искал возможность выпустить книгу в Москве, но когда понял, что это не удастся, то решил уехать из страны и найти издателя в США.

Прослужил Швец в чине майора до сентября 1990 года, затем ушел со службы. В 1993 году бывший разведчик приступил к оформлению визы в США, но ОВИР запросил разрешения у КГБ и получил отказ. Тогда Юрий не растерялся и купил себе загранпаспорт нелегальным путем. Вместе с бывшим сотрудником ПГУ Валентином Аксиленко он добрался до Прибалтики, там оформил визу и оттуда же улетел в США.

Швец попросил политического убежища в США и через американку Бренду Липсон вышел на литературного агента Джона Брокмана. По его настоянию книгу пришлось переписать. Говорят, что Юрий перевез свою семью в пригород Вашингтона и сел за работу. К апрелю 1994 года рукопись была готова, и тут разгорелся шпионский скандал. С одной стороны ФБР готово было поспособствовать тому, чтобы бывшего разведчика депортировали из страны, с другой стороны КГБ резко осудил его поступок.

Планы и перспективы

В планах УАЗа на 2017 год — сосредоточиться на экспорте, а конкретно — взять курс на продажу автомобилей в Китай, Вьетнам, Индонезию, страны Латинской Америки и Африки, и в ближайшие три года нарастить объемы поставок с 8% до 40%. В связи с этим создается автомобиль с правым рулевым колесом.

В 2017 году будет запущен в производство УАЗ Профи — новый уникальный продукт в сегменте LCV грузоподъемностью 1,5 тонны. Ключевыми преимуществами новой модели УАЗ Профи станут грузоподъемность, мощность в сочетании с топливной эффективностью, уровень коморта легкового автомобиля и проходимость на уровне других моделей УАЗ.

Также УАЗ станет центром регионального автомобильного кластера, который позволит привлечь в Ульяновскую область новых производителей автомобилей и автокомпонентов. Принято решение и о создании конструкторского центра, куда войдут около 200 ведущих специалистов России и мира.

В самой компании SOLLERS интенсивно думают о переходе к электродвигателям. В частности, ведутся переговоры с частной российской компанией Sona MOTORS, которая планирует вывести на дороги первый отечественный серийный электромобиль.

Следует сказать, что Вадим Швецов стоит у руля компании уже 15 лет. Оценив его вклад в развитие автопроизводства, совет директоров SOLLERS переназначил его генеральным директором группы еще на пять лет — до 2022 года

Вадим Аркадьевич Швецов родился 30 августа 1967 года в городе Череповец Вологодской области. Окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технических комплексов». В 2001 году получил степень МВА в бизнес-школе университета Нортумбрия (Ньюкасл, Великобритания). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Увлекается гоночной ездой, ездой на мотоцикле, пилотированием самолетов.

В компанию SOLLERS входят:

  • ООО «Ульяновский автомобильный завод»
  • ОАО «Заволжский моторный завод»
  • «Форд-Соллерс Набережные Челны»
  • Производственный комплекс на Дальнем Востоке

Факты, которые вы захотите знать

Сегодня мало известно, как живет бывший разведчик. Но можно с уверенностью сказать, что у Юрия сохранилось негативное отношение к президенту Путину. Он предрекает России полный крах, а также развязывание ядерной войны. Даже коллеги называют утверждения злобными и бескомпромиссными.

Юрий Борисович Швец фото

Интересно, что во время слушания по делу об убийстве Александра Литвиненко Швец выступал основным свидетелем. По его словам, с Литвиненко он собирал материал о российских чиновниках. Когда об этом узнал Андрей Луговой, то, по мнению Швеца, решил разделаться с Литвиненко.

Весной 2021 года Швец завел собственный канал на Ютубе – там он делится мыслями о политике, шпионаже или разведке. Сегодня на канал подписано около 800000 подписчиков. Швец любит говорить о себе, как о человеке, несущем истину для других людей.

«Соллерс продан»: миллиардер Вадим Шевцов решил выйти из автомобильного бизнеса

Рубрика: Бизнес

27.06.2022

Основатель «Соллерса» Вадим Швецов решил выйти из автомобильного бизнеса, продав контрольный пакет менеджменту. Решение господина Швецова источник «Коммерсанта» объясняет необходимостью смены стратегии концерна, который ориентировался на совместные предприятия с иностранными игроками, что теперь неактуально. Напомним, концерн основал автозавод во Владивостоке совместно с японской Mazda.

«Соллерс Груп» Вадима Швецова продала свой пакет в 76,7% акций «Соллерс Авто» компании «Альтер Инвест», основанной менеджментом концерна, рассказал источник «Ъ», близкий к «Соллерсу». ООО «Альтер Инвест» зарегистрировано 17 июня, 39,5% принадлежат главе УАЗа и «Соллерс Форд» Адилю Ширинову, ещё 35,5% у гендиректора «Соллерс Авто» и «Соллерс Груп» Николая Соболева, 20% у заместителя гендиректора «Соллерс Авто» Зои Каики, 5% — у заместителя гендиректора по правовым вопросам «Соллерс Авто» Виктора Хвесеня. Господин Соболев возглавил «Альтер Инвест». Вадим Швецов владел «Соллерс» с 2007 года.

Официально в компании продажу не комментируют. Капитализация «Соллерс Авто» на 24 июня на Мосбирже составляла 5,8 млрд руб., таким образом, стоимость пакета Вадима Швецова составляла 4,5 млрд руб.

По словам источников, Вадим Швецов постепенно снижал вовлечённость в управлении «Соллерс Авто» после ухода в 2019 году с поста гендиректора, который занимал с момента основания концерна: «Он не принимал участия в отраслевых совещаниях, сконцентрировавшись на других подразделениях «Соллерс Груп», в том числе логистике, и новых проектах — как электрокаршеринг с «Русгидро».

Новые владельцы будут развивать активы, однако вместо СП рассматривают другие варианты взаимодействия, в том числе с китайскими автоконцернами, также продолжится работа над сервисами мобильности, уточнил источник.

Во Владивостоке «Соллерс Авто» на паритетных началах с Mazda владеет ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (МСМР). Здесь на берегу Золотого Рога выпускаются Mazda CX-5 и Mazda 6. Плюс в 2018 году в столице ДФО открылся завод двигателей Mazda. В 2018 году завод запустил производство двигателей для Mazda и озвучивал планы по запуску линии производства электромобилей. Судя по последней озвученной информации в мае прошлого года, сейчас автопроизводитель ведёт переговоры о возобновлении поставок комплектующих, однако сотрудники пока отправлены в корпоративный отпуск.

Эксперт по авторынку Владимир Беспалов говорит, что сделка также снижает риски для логистического бизнеса «Соллерс Груп» и персонально Вадима Швецова. Для «Соллерс Авто» сейчас наиболее актуален вопрос стратегии, потому что проблема обновления модельного ряда УАЗа остаётся острой, подчёркивает Владимир Беспалов. При этом он полагает, что бизнес СП с Ford и Mazda, очевидно, «какое-то время будет поставлен на паузу», поскольку необходимо решить возникшие из-за санкций технические и юридические вопросы.

Фото Александра САФРОНОВА

Главные новости PortoFranko – в Telegram
Канал Лады Глыбиной – частное мнение PortoFranko – в Telegram

Его труды и материалы

В 1987 году после возвращения в Союз Швец взялся за написание автобиографического произведения, где решил описать свою шпионскую работу. Но опубликовать работу в Москве было нереально. Однако после эмиграции в США Юрий вернулся к своему труду.

Знакомая американка Бренда Липсон свела бывшего разведчика с литературным агентом Джоном Брокманом. Но после прочтения рукописи Джон потребовал от Швеца переделать содержание. По мнению агента, произведения такого типа должны быть написаны в документальном стиле. Юрию даже пришлось переименовывать книгу с «Я всегда поступал по-своему» на «Вашингтонская резидентура: моя жизнь шпиона КГБ в Америке».

В апреле 1994 года нью-йоркское издательство «Саймон и Шустер» опубликовало шпионский труд блогера. Сразу после выхода книги в СМИ стали появляться материалы, авторы которых утверждали, что Швец – агент ЦРУ, написавший текст под их диктовку. Кое-кто даже предполагал, что именно с помощью Юрия был раскрыт агент КГБ О. Эймс.

Бывший разведчик планировал опубликовать книгу и в России, но его надежды не сбылись. На родине Швец считается предателем, никто из издателей не проявил интерес к книге.

В начале 2021 году вышла книга американского писателя Крейга Унгера «Американский компромат». Большую часть информации для своей книги Крейг получил от Юрия Борисовича.

Биографическая справка:

Вадим Швецов — человек, посвятивший жизнь автомобилям. Генеральный директор ПАО “Соллерс” и ООО “УАЗ”. Член совета директоров СП Ford Sollers. Награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени. Увлекается гоночной ездой, ездой на мотоцикле, пилотированием самолетов.

Фото: motor.ru

Родился Вадим Швецов 30 августа 1967 года в городе Череповец Вологодской области. Окончил Московский институт стали и сплавов по специальности “Электропривод и автоматизация промышленных установок и технических комплексов”.

После окончания института стал начальником отдела по работе с молодежью в компании “Северсталь” (тогда — Череповецкий металлургический комбинат). Чуть позже Швецова повысили до
коммерческого директора, а затем — генерального директора компании “Северсталь-инвест”.

С 2002 года Швецов занял пост первого заместителя генерального директора “Северсталь-групп” и генерального директора ПАО “СОЛЛЕРС” (тогда ОАО “Северсталь-авто”). Также, он занимал пост председателя Совета Объединения автопроизводителей России, крупнейшей общественной организации российского автопрома.

С октября 2012 года является генеральным директором ООО “УАЗ”.

Фото: motor.ru

Швецов активно выступает за снижение кредитных ставок для покупателей российских автомобилей.

В компанию “Соллерс” входят:

* ООО “Ульяновский автомобильный завод”
* ПАО “Заволжский моторный завод”

Компания также имеет ряд совместных предприятий с международными автопроизводителями:

MazdaSollers (г.Владивосток) и FordSollers (г.Всеволжск, г.Елабуга и г.Набережные Челны)

Компания выпускает автомобили под марками УАЗ и Mazda. Сборка корейских внедорожников SsangYong в настоящий момент заморожена.

Фото: infranews.ru

В планах УАЗ, на 2017 год, сосредоточиться на экспорте. Конкретно, взять курс на продажу автомобилей в Китай, Вьетнам и Индонезию. Амбиции у предприятия весьма серьёзные – в ближайшие три года нарастить объёмы экспортных поставок с 8% до 40%.

“В 2017 мы надеемся вдвое увеличить поставки для экспорта, – сообщает Швецов. – Сейчас предприятие планирует развивать взаимоотношения с Китаем и Вьетнамом, а также работает над созданием автомобиля с правым рулевым колесом”.

Также, автозавод станет центром регионального автомобильного кластера, который позволит привлечь в Ульяновскую область новых производителей автомобилей и автокомпонентов. Принято решение и о создании конструкторского центра, куда войдут около 200 ведущих специалистов России и мира.

Фото: media73.ru

Швецов возглавляет автомобильное предприятие последние 15 лет. Оценив его вклад в развитие автопроизводства совет директоров Sollers переназначил Вадима Швецова гендиректором группы еще на пять лет – до 2022 года.

В настоящий момент все силы компании направлены на переход от ДВС к электродвигателям. Так ведутся переговоры с небольшой частной российской компанией SONA MOTORS, которая планирует вывод на дороги первого отечественного серийного электромобиля.

Фото: sollers-auto.com

Евгения Макаренко
Напишу о Вас. PR@WSJournal.ru

Карьерный путь разведчика

Способного юношу, владеющего несколькими языками, заметили комитетчики. Парню предложили пройти обучение в Краснознаменной Академии внешней разведки. По окончании учебы в Академии Швец был принят в Первое главное управление КГБ в отдел, занимающийся Северной Америкой.

В 1985 году Юрий получает назначение в США и едет в Вашингтон в качестве корреспондента «ТАСС». Здесь он должен был собирать информацию о возможных планах США по нанесению ядерного удара по СССР, а также заниматься вербовкой агентов.

Разведчику удается завербовать двух австралийских журналистов – Джона Хелмера, тесно связанного с правительством Греции, и Клаудию Райт, работающую на британское издание NewStatesman. Но, несмотря на столь удачную работу, через два года разведчика неожиданно отзывают в Союз.

Возвращение на родину и перевод в другое управление стало для Швеца сильным ударом. Он понимал, что его карьера на этом закончена и, проработав до 1990 года, уволился со службы.

Юрий решает эмигрировать в США, но получает вполне ожидаемый отказ при оформлении визы в ОВИРе. Тогда бывший майор делает себе загранпаспорт обходными путями и через Прибалтику выезжает в Америку.

Биография

Родился 30 августа 1967 года в Череповце (Вологодская область).

В 1992 году окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технических комплексов». После окончания института был назначен начальником отдела по работе с молодежью Череповецкого металлургического комбината.

В 1993 — назначен коммерческим директором, а затем — генеральным директором компании «Северсталь-инвест».

С 1997 — директор по сбыту ОАО «Северсталь». На этом посту создал систему продаж ОАО «Северсталь» как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Отвечал за сбыт металла и продажу продукции, которую «Северсталь» получала по бартеру от своих потребителей.

С 1996 по 2000 год был депутатом Череповецкой городской думы.

В 2000 году, после того как «Северсталь» стала крупнейшим акционером УАЗа, Вадим Швецов стал председателем совета директоров компании.

С 2001 — первый заместитель генерального директора ОАО «Северсталь».

В 2001 году учился в Великобритании в бизнес-школе при университете Нортумбрия (Ньюкасл), где получил степень МВА.

С июля 2002 года Швецов стал председателем совета генеральных директоров Приволжского федерального округа, а с марта 2003 года по 2004 год работал в должности председателя совета «Объединения автопроизводителей России». В 2004 году стал главой этого объединения. Одной из инициатив Швецова было последовательное повышение ставки импортной пошлины с 25% до 50%.

С 2002 года занял пост первого заместителя генерального директора «Северсталь-групп» и генерального директора ПАО «Соллерс» (тогда ОАО «Северсталь-авто»), имел доли в компаниях «Северстальтранс», «Свеза», «Челябинский цинковый завод».

В 2005 начато сотрудничество с южнокорейским производителем внедорожников SsangYong, итальянским концерном Fiat и японской компанией Isuzu. В 2008 году на заводах Швецова было собрано 14 300 автомобилей SsangYong, а продажи автомобилей Fiat (модели Albea и Ducato) в России выросли более чем в 10 раз.

В начале 2007 года глава металлургического концерна «Северсталь» Алексей Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 % акций ОАО «Северсталь-авто» генеральному директору компании Вадиму Швецову. До этого у Швецова уже было 8,7 % акций компании. ОАО «Северсталь-авто» было выкуплено у «Северстали» и преобразовалось в ПАО «Соллерс» (SOLLERS). Одновременно с этим Вадим Швецов вышел из всех предприятий, связанных с металлургией.

В 2011 году было создано совместное предприятие Ford Sollers, которое отвечало за производство и реализацию обширной линейки автомобилей Ford в России.

С 2012 по 2019 годы Швецов занимал должность генерального директора Ульяновского автомобильного завода, основным акционером которого является ПАО «Соллерс».

Во Владивостоке с 2012 года действует производство автомобилей Mazda CX5, Mazda CX9, Mazda CX30 и Mazda 6 в рамках СП «Мазда Соллерс».

В июне 2019 года Швецов избран на пост председателя Совета директоров ПАО «Соллерс». Одновременно с этим он покинул пост генерального директора компании.

27 июня 2022 года продал контрольный пакет автоконцерна «Соллерс» топ-менеджменту компании.

По состоянию на 2017 год годовой оборот компании «Соллерс» составлял 47,9 миллиарда рублей. Вадим Швецов — контролирующий акционер группы (около 58 %).
В группу «Соллерс» входят:

  • Ульяновский автомобильный завод (ООО «УАЗ»). Выпускает полноприводные легковые и коммерческие автомобили под брендом УАЗ.
  • Заволжский моторный завод (ПАО «ЗМЗ)». Выпускает бензиновые автомобильные двигатели.
  • ООО «Соллерс Форд» (51/49) — совместное предприятие ПАО «Соллерс» (выкупил контролирующую долю в размере 51 % в уставном капитале СП в 2019 году) и глобального концерна Ford в Елабуге. Выпускает семейство автомобилей Ford Transit.
  • ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (50/50) — совместное предприятие с Mazda во Владивостоке. Производит автомобили Mazda CX5, Mazda CX9, Mazda CX30 и Mazda 6, с 2019 года экспортирует двигатели собственного производства на комплектацию автомобилей Mazda в Японию.

Швецов владеет английским языком. Увлекается пилотированием самолетов, гоночной ездой, в частности ездой на мотоцикле.

«Мы не выпускаем микроволновки и тостеры»

 Показала ли программа импортозамещения, принятая в 2014 г., себя эффективной по накопленному итогу сделанного за эти восемь лет?

– Если бы тех санкций в 2014 г. не было, нам сегодня было бы намного тяжелее. За эти восемь лет мы провели огромную работу. Не все успели, но серьезно продвинулись в авиации, медицине, энергетическом машиностроении, других отраслях. Если говорить о военной продукции, то заместили комплектующие более чем в 130 видах вооружения. То есть делали упор на те технологии, которые критически важны для России.

Например, мы стали впервые делать мощные силовые агрегаты для ВМФ, раньше их поставляла Украина. Двигатели для большинства вертолетов тоже. Сегодня силовые установки семейства ВК-2500 и ТВ7-117В делают на предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге – и для «Ми», и для «Ка». Мы разрабатываем и более мощные двигатели, в том числе для тяжелого вертолета Ми-26.

 Для легких вертолетов двигателей по-прежнему нет…

– Не бывает все и сразу. В мире цикл создания авиадвигателя – от задумки до серии – около 10 лет. Технологии для этого имеют всего пять стран. Для средних и легких вертолетов действительно у нас были зарубежные силовые установки. Но мы практически уже создали полную линейку двигателей для вертолетов всех типов. Для легких тоже подготовили двигатель на замену, проводятся его испытания, и через год-два максимум уже будем на Ка-226 ставить свои силовые установки.

 А на «Ансат»?

– И на «Ансат» тоже.

 Что по остальной гражданской продукции?

– За последние годы стала гораздо шире номенклатура. Мы не выпускаем микроволновки и тостеры, но решаем задачи совсем другого масштаба. Оснастить авиакомпании современными лайнерами – это к нам. Создать турбину большой мощности для энергетиков – тоже. Или обеспечить здравоохранение российскими вакцинами. Большое количество медицинского оборудования сделано. По авиационным двигателям результат тоже хороший: в 2023 г. мы получим российский SSJ100, а в 2024 г. – МС-21 с отечественными турбинами ПД-14.

– В конце июля вы представляли годовой отчет президенту. По итогам 2021 г. более 45% выручки Ростеха – это гражданская продукция. За счет чего удается расти в гражданском сегменте и удастся ли расти быстрее теперь, когда конкурентное поле во многих отраслях расчистилось для российских компаний?

– Основные направления роста для нас – гражданская авиатехника, двигатели, энергетическое машиностроение, телеком, фарма. Большой потенциал, на наш взгляд, имеет рынок специализированной тяжелой техники. Сейчас мы готовим масштабный проект по дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной технике. Будем производить и поставлять свое.

Кроме того, пандемия дала повышенный спрос на вакцины и медицинские приборы. Есть задача нарастить долю российского медицинского оборудования на рынке до 50% за два ближайших года и до 80% к 2030 г. По вакцинам ситуация лучше: 90% препаратов по национальному календарю прививок уже сейчас российского производства.

В этом году за счет роста ГОЗа соотношение в выручке увеличится в пользу военной продукции. Гражданская составит примерно 30-35%. Но уже в 2024 г. за счет начала серийного выпуска российских самолетов доля выручки по гражданскому направлению снова начнет расти.

 Каких финансовых показателей ожидаете в этом году?

– Выручка вырастет, а чистая прибыль – она у нас и так была невысокой – упадет. Маржинальность по ГОЗу почти нулевая. Сейчас мы этот вопрос не поднимаем, идет СВО, все ресурсы брошены на победу. Но в перспективе после окончания СВО надо менять положение вещей. Промышленность не может работать в ноль или в убыток.
 

Стратег и тактик

УАЗ попал в руки Вадима Швецова с множеством проблем: устаревшее оборудование, устаревший модельный ряд, крайне низкая рентабельность. Чтобы построить современное предприятие, Швецов решил наладить партнерство с иностранными производителя- ми, но это оказалось не так-то легко. Начали с модернизации известных моделей УАЗа — к примеру, УАЗ Патриот вырос из отечественных разработок и новых зарубежных технологий. Инвестировано в эту переработку было по мировым меркам скромно, около 35 миллионов долларов, однако Россия получила свой первый комфортный джип.

Поиск партнеров среди производителей внедорожников и коммерческих авто продолжался — в этой нише спрос еще далеко не был насыщен, и сверхвысокой конкуренции не наблюдалось.

Первыми из «иностранцев» еще в 2005 году на УАЗе начали собирать корейские внедорожники SsangYong — эти кроссоверы среднего размера сейчас довольно востребованы в России. Когда SOLLERS стал самостоятельной компанией, он также образовал СП с японским производителем легких грузовиков Isuzu. Однако прорывной сделкой стало сотрудничество с итальянским Fiat — сначала дилеры «Соллерса» их продавали, а потом началось совместное производство. После соглашения с «Соллерсом» продажи автомобилей Fiat в России подскочили в 10 с лишним раз. Начали с легковых Albea, потом перешли на фургоны Ducato. И продажи пошли: если в 2009 году было продано 8200 фургонов Fiat Ducato, то уже в 2010-м — вдвое больше.

Вадим Швецов продолжил поиск партнеров для развития своих производств среди известных в мире брендов. В 2011 году было создано совместное предприятие Ford SOLLERS, которое отвечало за производство и реализацию обширной линейки автомобилей Ford в России. Бизнес-планом СП предусмотрено создание завода по производству двигателей, собственного R&D-центра, который станет частью глобальной сети центров по разработке продуктов Ford, а также достижение среднего уровня локализации в 60%.

Во Владивостоке с 2012 года действует производство автомобилей Mazda CX5 и Mazda 6 в рамках СП Mazda SOLLERS. Реализация этого проекта позволяет достичь значительного эффекта от масштаба, а также способствует более эффективной локализации как японских моделей, так и производимых на Дальнем Востоке внедорожников SsangYong.

Сегодня годовой оборот компании SOLLERS составляет 47,9 миллиарда рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: