Классификация тары и упаковки
Слова «тара» и «упаковка» часто употребляются как синонимы, но на самом деле это совершенно разные понятия.
Слово «тара» относится к картонным коробкам, ящикам, мешкам и другим емкостям, в которых перевозится готовая продукция. В зависимости от вида товара и требований потребителей различные виды тары могут вмещать в себя разное количество единиц товара: 6, 10, 12, 100 и т.д.
Слово «упаковка» относится к жестяным банкам, бутылкам, картонным коробкам и другим емкостям, в которые помещаются, упаковываются различные виды товаров для их последующей продажи
Упаковка должна привлекать внимание покупателей, поэтому, как правило, она оформляется достаточно красочно и ярко. Упаковка является элементом системы стимулирования сбыта продукции
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.
По назначению тару и упаковку можно разделить на:
Потребительская тара и упаковка
Транспортная тара
Производственная тара
Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.
Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.
Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физичеcких, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например: полиэтиленовая, полистирольная, полиэтилентерефталатная и т.д.
В зависимости от основных свойств и способа производства тара и упаковка подразделяется на следующие группы:
По стабильности размеров: мягкая и жесткая.
По материалу: полимерная упаковка, стеклянная, металлическая, бумажная
По способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная, комбинированная.
Классификация тары
В зависимости от вида груза и назначения различают потребительскую (групповую), производственную, тару-оборудование и транспортную тару.
Потребительская (групповая) тара — это вид упаковки, в которую помещают продукцию, готовую для доставки потребителям. К ней относятся коробки, банки, бутылки, флаконы и т.д.
Производственная тара используется для хранения и складирования производственного сырья, материалов, заготовок, изделий и отходов, а так же межцеховых, внутризаводских и межзаводских грузоперевозок.
Тара-оборудование предназначена для перевозки, хранения и продажи из нее товаров потребителям.
Транспортная тара используется непосредственно в грузоперевозках, так как применяется для упаковки товаров уже помещенных в потребительскую (групповую) тару или товаров без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары помечается специальной маркировкой, показывающей соответствие тары ГОСТ стандартам и другим нормативно-технической актам на ее изготовление.
Видео: Тара и упаковка — стрейчевание обрешеченного груза на паллете
https://youtube.com/watch?v=0owlXQyHW8o
Тара и упаковочные материалы
Упаковка включает в себя такие понятия как тара, упаковочные материалы, средства консервации.
Для защиты от механических повреждений, потерь, утечки груза при грузовых перевозках, используется важнейший компонент упаковки — тара. Она представляет собой специальное изделие (ящики, бочки, барабаны, баллоны и др.), в которое помещается груз.
В транспортных перевозках особое внимание уделяется такому свойству тары, как прочность. При укладке груза в несколько ярусов, что практикуется при предоставлении услуг грузоперевозок, необходимо чтобы транспортная тара выдерживала различные статические и динамические нагрузки
Направляя груз, и заказчик грузоперевозок, и компания, предоставляющая транспортную услугу, при правильном выборе тары могут быть уверены в сохранности товарного вида упакованного груза. Помимо этого, транспортная тара должна быть сделана из материала, не вступающего во взаимодействие с упакованным веществом.
Особенно важно в автоперевозках, чтобы тара и упаковка обеспечивала максимальное использование транспортного средства, а так же автоматизацию погрузочно-разгрузочного процесса и удобство складских работ. Обладала портативностью, легкостью и экономичностью