Как роструд проверяет работодателей

Внеплановая проверка трудовой инспекцией по жалобе работников

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Особенности проведения профилактического визита в 2023 году

Особенности проведения такого профилактического мероприятия в текущем году связаны с продлением моратория на проведение плановых проверок на 2023 год. Так, с 30 декабря 2022 года действует норма, согласно которой контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

От инициирования профвизита в данном случае может быть двойная польза – работодатель не только получит полезные рекомендации от инспектора, но и если профилактический визит будет проведен в течение трех месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, то контрольный (надзорный) орган сможет принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана (абз. 3 п. 11.3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «»; далее – Постановление Правительства РФ № 336). Подчеркнем, в данном случае речь идет именно о праве, а не об обязанности контрольного (надзорного) органа.

Также Постановление Правительства РФ № 336 предусматривает возможность проведения профилактического визита продолжительностью один день для тех контролируемых лиц, в отношении которых не допускается включать плановые контрольные (надзорные) мероприятия в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год. Речь идет, в частности, о государственных и муниципальных учреждениях дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем отказаться от проведения профвизита в данном случае они не могут.

Примечательно, что содержательная часть профилактического мероприятия в указанном случае значительно шире той, которая заложена в него Законом № 248-ФЗ. Так, в рамках визита проверяющие смогут оценить соблюдение образовательными учреждениями обязательных требований, в том числе путем проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования и экспертизы. Для таких случаев увеличен и максимальный срок проведения профвизита – его разрешено продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней, а также приостанавливать по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора ().

Особенности касаются и порядка оформления результатов профвизита. В отличие от обычного профвизита, который не предполагает выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, профвизит в рамках действия надзорного моратория предусматривает такую возможность для случаев, если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований. «В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица», – уточняется в документе.

При этом при принятии контрольным (надзорным) органом решения о проведении профилактического визита в отношении государственных и муниципальных учреждений образования с объектами контроля из категории чрезвычайно высокого и высокого риска, такое профилактическое мероприятие потребуется включить в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на текущий год ().

В остальном порядок проведения профилактических визитов как со стороны ГИТ, так и со стороны других контролирующих органов в 2023 году не изменился.

Что такое трудовая инспекция?

Трудовой инспекцией называется специализированная система государственных органов, в обязанности которой входит обеспечение государственного надзора, а также проведение контроля за выполнением работодателями всех требований, указанных в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Такой надзор обеспечивается благодаря регулярным проверкам организаций вне зависимости от формы их собственности.

Кроме того, трудовая инспекция имеет право устраивать проверку физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с другими работниками.

К главным целям, которые стоят перед трудовой инспекцией, относятся следующие:

  • Проверка соблюдений требований трудового права руководства;
  • Контроль социальных выплат, а также обеспечения государственной поддержки безработных граждан и работников, принадлежащих к льготным категориям;
  • Проверка соблюдения в организации полностью всех требований, которые указаны в Кодексе охраны труда;
  • Наблюдение за порядком осуществления расследований различных несчастных случаев на предприятиях;
  • Контроль выполнения обязанностей органов опеки и попечительства в отношении недееспособных лиц;
  • Регулирование всевозможных трудовых споров в коллективе компании, которая получает государственное финансирование;
  • Предоставление всей необходимой информации работодателям и работникам по разным вопросам, касающимся трудового законодательства;
  • Выполнение проверки условий работы для выявления вредных, а также опасных условий, чтобы работники могли получить соответствующую компенсацию.

В качестве причин для проверки трудовой инспекции могут послужить:

  • Достаточно частые задержки зарплаты;
  • Заявление, которое поступило от работников предприятия, в котором приведены факты нарушения работодателем норм Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Неправильный расчет компенсационной суммы, выплачиваемой в случае увольнения;
  • Поступление жалоб от работников организации с приведением примеров нарушения их трудовых прав;
  • Работодатель не намерен заключать с работником соответствующий трудовой договор;
  • Не происходит оплата сверхурочной работы, а также разных пособий;
  • Неправильно составленный трудовой договор, который может привести к нарушению трудовых прав сотрудников компании;
  • Созданные условия труда не соответствуют тем, которые были указаны в трудовом договоре;
  • Сотрудник или коллектив организации подал жалобу с просьбой о проведении проверки того, соответствуют ли условия его рабочего места нормам Кодекса охраны труда.

Подробнее о законах, касающихся заработной платы, можно почитать тут.

В каких случаях проводится внеплановая ГИТ

На сегодня здесь все непросто. Умение чиновников простое превращать в непонятное и запутанное отразилось и на вопросе проведения внеплановых проверок ГИТ.

До недавнего времени в Трудовом кодексе существовала замечательная статья под номером 360. В ней указывались основания для внеплановой проверки ГИТ, изложенные простым человеческим языком, понятным и работодателю и работнику. В качестве оснований для внеплановой проверки инспекцией указывались:

  • проверка устранения выявленных ранее нарушений;
  • проверка по инициативе президента, правительства, требованию прокурора;
  • заявления, обращения и жалобы работников в инспекцию на нарушение норм и охраны труда (несоблюдение требований охраны труда, невыплаты заработной платы, уклонение от заключения трудового договора или подмена его гражданско-правовым, нарушение трудовых прав).

Стоит отметить, что возможность внеплановой проверки трудовой инспекции по жалобе работника выделялась отдельным пунктом. Работник — обычный рядовой человек, не разбирающийся в хитросплетениях законодательства — имел возможность открыть самый знакомый ему документ — Трудовой кодекс — и прочитать, что он имеет возможность написать в инспекцию по труду жалобу на работодателя о нарушении его трудовых прав и обеспечить ему внеплановый контроль. Работодатель понимал, что сотрудник имеет такую возможность и, соответственно, выбирал правильную стратегию поведения.

Все изменилось с 01.07.2021, когда статью 360 ТК РФ с ясно прописанными причинами внеплановой проверки ГИТ по жалобе работника упразднили, а вместо нее в Трудовой кодекс… ничего не вставили. И сегодня вопрос о внезапной проверке работодателя по заявлению или жалобе работника со стороны инспекции из-за нарушений его трудовых прав в кодексе не затронут.

  • когда охраняемым государством ценностям причинен ущерб или есть сведения о планировании его нанесения;
  • по конкретному поручению президента или правительства;
  • по требованию прокурора в связи с получением материалов и обращений;
  • когда подошел срок контроля исправлений выявленных ранее нарушений.

Однако что это за ценности в рамках трудового законодательства — тайна, покрытая мраком. Чиновники не посчитали нужным это объяснить. А зря, потому что законы, которые касаются трудовых отношений, нам обязаны писать просто, четко и понятными с первого раза, как это излагалось ранее в отмененной 360 статье Трудового кодекса.

Таким образом, для работников теперь не всегда очевидно, что их жалоба в трудовую инспекцию способна привести к внеплановому аудиту работодателя. А для работодателей не совсем понятно, в каких случаях внеплановая проверка трудовой инспекции имеет законную силу. Теперь проведение такого мероприятия почти невозможно спрогнозировать. Есть мнение, что ГИТ не возбраняется проводить их несколько раз в году в том случае, когда есть на то основание, т. е. задание (например, заявление работника). Но раньше инспекция на жалобу работника реагировать была обязана. Теперь — только по заданию. Что это для нас, работников и работодателей, — непонятно. Судебной практики пока нет.

Тем не менее, сегодня принято считать, что заявления работников на своих работодателей все-таки являются причиной проведения внепланового проверочно-контрольного мероприятия для инспекции по труду.

Что касается травматизма на рабочем месте, то говорить здесь о внеплановой проверке после несчастного случая на производстве со стороны ГИТ не совсем корректно. Потому что в этом случае речь идет не о проверке, а об участии инспектора в расследовании, контроле соблюдения порядка расследования или инициировании им дополнительного расследования (статья 229.3 ТК РФ), в рамках которого он имеет полномочия затребовать документы, список которых не менее внушительный.

Как осуществлялись проверки работодателей до моратория?

Государственная инспекция труда (ГИТ) предназначена для решения двух главных задач, напомнил Иван Шкловец. Одна из них — предотвращение нарушений требований трудового законодательства посредством плановых выездных проверок и профилактических мероприятий

Другой важной задачей является защита и восстановление нарушенных прав работников. Она реализуется посредством проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и отдельных профилактических мероприятий, в том числе, предостережения

Основные задачи работодателя – это своевременно выплатить зарплату и обеспечить безопасное рабочее место, критерий деятельности ГИТ заключается именно в контроле за соблюдением данных условий.

По статистике эксперта, до введения мораториев в 2019 году ГИТ было проведено 137 тыс. проверок, из них 90 тыс. – внеплановые. Всего было проверено 90 тыс. работодателей, что составляет 2% от общего числа работодателей, использующих труд наемных работников. Выявилось 375 тыс. нарушений. Таким образом, общее число потенциальных нарушений трудового законодательства работодателем составляет 15-18 млн, подытожил эксперт. Такая статистика демонстрирует, что большое количество потенциальных нарушений не выявлялось и до введения мораториев на трудовые проверки.

Проведение плановых проверок ГИТ осуществлялось ежегодно на основании планов ( Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294) в отношении работодателей всех категорий риска, за исключением низкого. Как рассказал Иван Шкловец, последние три года плановые проверки проводились только в отношении компаний высокой категории риска (всего их пять): на данный момент в России соответствующих компаний чуть больше 6 тыс. Такие предприниматели обязаны были проходить проверки раз в три года ().

Внеплановые проверки ГИТ проводились в следующих случаях:

  • поступление в государственную инспекцию труда сведений о фактах нарушений;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ – в отношении определенных групп работодателей;
  • требование прокуратуры;
  • необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.

Соответствующий перечень регламентирован Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), до этого – (утратила силу).

Результат проверки

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, . 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены. 

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Кто является должностными лицами?

Руководители государственных или коммерческих структур.

Штраф должен оплачивать руководитель, предприниматель или сама компания?

Не только. На основании локальных актов организации на отдельных работников, например на начальника отдела кадров, главного бухгалтера, могут возлагаться организационно-распорядительные функции. В таком случае ответственность будут нести эти лица. А вот рядового работника оштрафовать в административном порядке нельзя.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
  1. Жалоба в налоговый орган на решение вышестоящей ФНССтатья поможет в вопросе как подать жалобу налоговикам. Приведена последовательность подачи жалобы гражданина РФ в налоговую инспекцию. Жалоба в налоговую.

Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

Это важно знать: Досудебная претензия покупателю за просрочку оплаты: образец 2021 года

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

Как проходит осмотр

По жалобе работника или распоряжению от вышестоящих лиц инспекторы готовят приказ о назначении контрольных мероприятий, с которым ознакомят руководителя. Директор должен прочитать его, сверить данные о назначенных инспекторах с их удостоверениями, а также убедиться, в отношении его ли организации проводятся мероприятия.


Фото: freepik

Если инспекторы выполняют документарную проверку, то запросят бумаги официальным письмом. На подготовку отводится 10 дней. Директор или иной представитель фирмы привезет пакет в ГИТ. Рассмотрение будет там.

Когда руководитель проигнорирует требования, то представители органа придут к нему сами в любой день без предупреждения. И тогда возможности быстро привести в порядок документацию уже не будет. Лучше не допускать этого и содействовать инспекторам, ведь в бумагах фирмы они заметят что-то еще.

Прийти в организацию госслужащий может, когда представленные документы вызвали подозрение о подделке или недостоверности данных, чтобы запросить иное подтверждение, не отходя от места. Приезжают и просто осмотреть помещение на соответствие норм охраны труда. Ведь работники часто незаслуженно обвиняют предприятие, чтобы получить компенсацию.

Пример. Валентина, швея на фабрике, сильно повредила палец у себя на даче. Однако оформить это она решила как производственную травму, случившуюся во время смены. В ночь женщина вышла на работу, там инициировала порез оверлоком. В больнице подтвердила, что рану нанесла ей машинка, оформила соответствующее заключение. В отделе кадров не поверили доводам – отказали в выплате компенсации. Валентина обратилась в ГИТ, ведь у нее на руках справка из медучреждения. Инспекторы возбудили дело, пришли в цех с экспертом для проверки оборудования. Все нормы безопасности были соблюдены. Специалисты добились повторного осмотра женщины врачом, после чего выяснили, что время получения раны не соответствует пребыванию заявительницы на смене, а также такое повреждение не могло произойти от оверлока.

В большинстве случаев работники не довольны предприятием, зарплатой, премиями. Они преувеличивают ущерб, чтобы инспекция наказала директора и выписала штраф. Однако ГИТ все делает по закону, она защитит права не только граждан, но и доброе имя организации. Если руководитель столкнулся с серьезным обвинением, не стоит прятаться от инспекторов. Содействие поможет восстановить справедливость.

А вот тем, кто отказался представить документы или не пустил на территорию, грозит наказание за воспрепятствование исполнению надзорных мероприятий представителями госорганов. Так, согласно статье 19.4.1 КоАП РФ, директора оштрафуют на 2 000–4 000 руб., а организацию – на 5 000–10 000 руб. За повторное нарушение руководитель заплатит уже 10 000–20 000 руб., или будет дисквалифицирован на 6–12 месяцев, а фирма – от 50 до 100 тыс. руб.

Проверка займет 20 дней. Для представителей малого бизнеса сделали исключение. Инспектор не может находиться на их территории дольше 50 часов, а у микропредприятий – не более 15.

Что попросят показать

Все зависит от обращения – на что жаловался сотрудник, то и будут смотреть. Инспектор не вправе просить бумаги, не относящиеся к делу (ст. 15 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008). Самой распространенной причиной является невыплата причитающихся денег (премий, отпускных, командировочных). Тогда инспекция потребует:

  • заявление гражданина о приеме на должность;
  • договор и приказ о его назначении;
  • ПоОТП;
  • табели учета времени;
  • платежные документы по перечислению зарплаты и расчетные листы.

Если с работником заключался гражданско-правовой договор, то придется показать журнал регистрации таких документов и пояснить, почему фирма оформляет персонал так, а не по трудовому договору.


Фото: reepik.com/kuprevich

В редких случаях инспектор может ненароком превысить свои права – попросить документы, не относящиеся к данному делу. Например, нужно разобраться, почему произошло увольнение работника по статье, а госслужащий требует налоговую отчетность. Даже если проверяющий заметит нарушения, он не вправе наказывать. За это отвечает другой орган – налоговая инспекция. Максимум, что можно сделать, – передать сведения в ИФНС. Обычно так и поступают. Например, если работодатель не только не заплатил зарплату, но и не перечислил подоходный налог за работника, то ему предстоят разбирательства с ИФНС, в которую инспектор ГИТ обязательно сообщит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: