Березовский «бежал из России из-за угрозы для жизни»
Российский олигарх Борис Березовский бежал за рубеж десять лет назад из-за того, что его жизнь оказалась под угрозой, заявил сегодня в Высоком суде один из бывших телохранителей бизнесмена.
Ришар Жиру (Richard Giroud), возглавлявший охрану г-на Березовского с 1999 по 2006 год, заявил, что в 2000 году охранники находились в состоянии «высокой готовности». Г-н Жиру дал показания судье Глостер в ходе четвертой недели процесса, идущего в коммерческом суде Лондона.
65-летний г-н Березовский требует с 45-летнего владельца футбольного клуба «Челси» Романа Абрамовича миллиарды фунтов.Он утверждает, что российский миллиардер «предал» его и «угрозами» заставил его продать акции российской нефтяной компании «Сибнефть» «всего» за 1,3 миллиарда долларов (800 миллионов фунтов) – «малую часть их истинной стоимости».
Г-н Березовский обвиняет г-на Абрамовича в обмане доверия и нарушении контракта и хочет получить в виде компенсации более 3 миллиардов фунтов – то есть больше пяти миллиардов долларов.
Г-н Березовский отрицает обвинения и утверждает, что г-н Березовский не понес никакого ущерба. По его словам, г-н Березовский не был его деловым партнером и получал миллионы фунтов только за свои услуги «политического крестного отца».
Суду было сообщено, что г-н Березовский «покинул Россию, чтобы больше не возвращаться» в конце 2000 годов, после ссоры с президентом Владимиром Путиным. Сначала он уехал во Францию, но в итоге осел в Британии.
Адвокаты г-на Березовского заявили судье, что летом 2000 года у г-на Березовского «возник ряд серьезных и открытых» политических разногласий с г-ном Путиным, в результате чего со стороны г-на Путина в его адрес зазвучали «более или менее завуалированные угрозы».
Сегодня г-н Жиру заявил, что в конце 2000 года г-н Березовский держал вокруг себя «команду непосредственной безопасности» из примерно 15 человек. «Г-н Березовский совершенно четко объяснил мне, почему он покинул Россию – из-за угрозы для жизни» — подчеркнул г-н Жиру. По его словам, эта угроза «воспринималась серьезно». «Мы были в состоянии высокой готовности», – добавил он.
Слушания по делу продолжаются.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Борис Березовский: биография скандального олигарха
Б.Березовский родился в 1946 году в Москве. В 1967 году окончил Московский лесотехнический институт, в 1973 году — мехмат МГУ.
В 1989 году Б.Березовский стал генеральным директором предприятия «ЛогоВАЗ», которое продавало машины и обслуживало иномарки. Тема автомобилей особо понравилась ему. В 1993 г. бизнесмен создал «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA), который должен был построить в России автозавод. Деньги альянс собрал, а завод так и не построил.
В 1993 г. Б.Березовский влез в политику. Он познакомился с дочерью президента Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко. Его бизнес вышел на совершенно новый уровень. Сначала Б.Березовский вместе с малоизвестным тогда бизнесменом Романом Абрамовичем создал нефтяную компанию «Сибнефть», а затем получил контроль над несколькими телеканалами, в том числе ТВ-6 и ОРТ. Бизнесмен фактически контролировал информационную политику.
1996 год стал пиком политической карьеры Б.Березовского. В сентябре был назначен заместителем секретаря Совета безопасности России Александра Лебедя. Дальше он был советником президентской администрации, членом комиссии по проблемам Чечни и исполнительным секретарем СНГ. Тогда же Б.Березовский рекламировал свои связи с Асланом Масхадовым. Олигарх под камерами занимался выкупом заложников, захваченных боевиками.
В 1999 г. Б.Березовский стоял у истоков создания партии «Единство». Он активно поддерживал кандидата в президенты России Владимира Путина, рассчитывая на дальнейшие преференции. Однако победа «его кандидата» стала ошибкой олигарха. Уже в июле 2000 года он ушел из Госдумы, а одновременно с началом следствия в его отношении начал критиковать В.Путина. В конце 2000 г. он покинул Россию и уехал в Лондон, где на его деньги Юрий Фельтишинский и Александр Литвиненко создали книгу «ФСБ взрывает Россию», фактически обвинившую российские власти в жутких терактах в Москве.
Российские власти требовали выдачи Б.Березовского, однако в Лондоне олигарху предоставили политическое убежище. Уже из Великобритании он пытался создавать партию «Либеральная Россия», участвовал в пиар акциях с Ахмедом Закаевым. В это время суд в Москве выдвигал против него все новые обвинения: в мошенничестве, хищениях автомобилей.
Б.Березовский пытался возродить финансовую империю, однако с каждым годом его состояние уменьшалось. Он должен был денег бизнес-партнерам и бывшей жене. Попытка доказать в лондонском суде, что его обманул Р.Абрамович в сделке с «Сибнефтью», завершилась провалом: суд отказал бывшему олигарху.
Начало бизнеса
В 1989 году Борис Абрамович стоял у истоков компании «Логоваз», ставшей дилером тольяттинского предприятия. Эта тема предпринимателю была довольно близка, ведь в бытность научным сотрудником он активно взаимодействовал с ВАЗом по поводу внедрения систем автоматизированного проектирования.
Спустя три года фирма стала официальным импортером автомобилей концерна Mercedes-Benz. Кроме того, в 1992 году Березовский возглавил Открытый банк.
Продолжением автомобильной темы в бизнесе олигарха стало создание «Автомобильного всероссийского альянса», поставившего целью разработать и выпустить новую народную машину, доступную многим гражданам. Под этот проект активно привлекались финансы, однако завод так и не был построен.
Зато в 1997 году Березовский вошел в сотню богатейших людей планеты, по версии журнала Форбс. По этому поводу олигарх однажды сказал: «Я никогда не делаю миллионы, я делаю миллиарды»
В 1999 году Березовский совершил стратегически важное действие — он приобрел издательский дом «Коммерсантъ». В пул этой крупнейшей медиа-группы входили ОРТ, «Новые известия», «Огонек», «Независимая газета», «Наше радио» и многие другие СМИ
Реэкспортная афера
Вскоре АО «ЛогоВАЗ» превратилось в ведущего дилера российского автомобильного гиганта АвтоВАЗа. И одновременно это стало первой широкомасштабной аферой Березовского. Борису Абрамовичу приписывают авторство идеи отпускать автомобили АвтоВАЗа на консигнацию (т.е. с отсрочкой платежа) и по реэкспорту автомобилей. И та и другая идеи нанесли предприятию убытков на сотни миллионов долларов, а Березовскому — столь же значительные прибыли.
лава Международного научного фонда Джордж Сорос, министр науки и технической политики России Борис Салтыков и генеральный директор «ЛогоВАЗа» Борис Березовский во время пресс-конференции в здании Министерства науки и технической политики после подписания договора между Международным научным фондом и Министерством науки, 1995 год
Схема по реэкспорту тольяттинских автомобилей весьма напоминала аферу и выглядела так: АвтоВАЗ отпускал «Жигули» на экспорт ниже их себестоимости. Скажем, в то время, как их изготовление обходилось предприятию в 4600 долларов, Березовский получал их по 3500 долларов, причем без предоплаты, и мог рассчитываться за них в течение года. Разумеется, ни в какую заграницу Березовский «Жигули» не перегонял. Зачем отправлять их за тридевять земель, когда они отлично расходятся в России?!
Иван Рыбкин, Ахмед Закаев и Борис Березовский во время встречи в Грозном, 1996 годс
Борис Абрамович лишь оформлял на бумаге, что автомобили экспортировал, а потом, когда капризные иностранцы отказались их покупать, импортировал обратно в Россию. Схема реэкспорта позволяла ему не только получать сверхприбыли, но и проводить операции с валютой. Чем колоссальнее убытки нес наш отечественный автогигант, тем сильнее богатея
Березовский. Так впервые наглядно проявился один из его экономических принципов: нужно присосаться к наиболее «жирному» предприятию и высосать из него все соки, пока не останутся кожа да кости. Причем для этого ему даже не требовалось получать контроль над предприятием. Березовский сам говорил, что ему нет нужды покупать завод, если можно купить его директора.
Мнения и воспоминания о Борисе Березовском
«Америкой, — объяснял мне Березовский, — на самом деле управляют семь или восемь семей, мы точно не знаем сколько. <…> На самом деле решают именно они, а демократия — это разводка для лохов». Он рассказал, что Америка большая и там всего хватает на семь или восемь семей, а Россия — маленькая и небогатая, поэтому они с Мишей (Ходорковским, признан в РФ иноагентом. — Прим. «Секрета») решили рулить вдвоём. Ходорковского он, конечно, видел младшим партнёром. Для этого и создаётся «ЮКОС — Сибнефть» — потенциально самая крупная компания России».
«Ему важно было вернуться в Россию. И когда он понял, что не вернётся никогда, это его окончательно надломило
Я не считаю, что он был опасен для России. Он, как Моська на слона, тявкал на Москву из Лондона. Хотя когда-то был мощнейший, влиятельнейший человек».
(Дарья Коновалова, одна из последних подруг Березовского.)
«Я стал изучать этапы молниеносной карьеры Березовского и обнаружил, что она полна обанкротившихся компаний и загадочных смертей. Масштаб разрушений был колоссален, даже по современным российским стандартам. Он вцеплялся в крупную компанию, высасывал из неё деньги, превращая в банкрота, державшегося на плаву только благодаря щедрым государственным субсидиям. Его, словно магнитом, тянуло к наиболее кровавым точкам России».
«Он абсолютный доктринёр. У него в голове была картина мира, которая достаточно далека от действительности. Тем не менее он в неё глубоко верил».
(Михаил Фридман, совладелец «Альфа-Групп».)
«Он говорил: «Я хочу квартиру с видами вот сюда, а мебель меня не волнует». Он не был тоталитарным человеком. Он был человеком… как сказать? «Остапа несло»».
(Демьян Кудрявцев, член совета директоров «Ведомостей».)
«Господин Березовский является ненадёжным свидетелем, считающим истину гибкой и переменчивой концепцией, которую можно менять в зависимости от своих сиюминутных целей. Порой его показания были намеренно лживыми; порой он явно сочинял свои показания по ходу процесса, когда ему было трудно ответить на тот или иной вопрос. Порой у меня создавалось впечатление, что он необязательно намеренно лгал, а скорее, сам заставил себя поверить в представленную им версию событий».
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Здравствуйте, !
Здравствуйте, !
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
-
Skitent товары для туризма и активного отдыха
-
Нужно ли брать сплит систему с запасом
-
Иссык куль отдых погода
-
Кэшбэк за отдых в сочи
- Отдых в татьяновке лазаревское
Биография Романа Абрамовича
Детство и армия
Один из богатейших людей планеты родился в Саратове. Мать была преподавателем музыки и умерла через год после рождения сына — предположительно, от последствий подпольного аборта. А через год погиб и отец: на него сорвалась бетонная плита на стройке.
После смерти родителей 2,5-летнего сироту ещё почти два года воспитывала бабушка по отцовской линии. Затем его отдали в семью дяди, Лейба Абрамовича. Роман провёл детство и юность в Ухте (Коми), где дядя работал начальником управления рабочего снабжения «Печорлеса».
Абрамовичи благодаря связям главы семьи ни в чём не нуждались. По словам соседей, дядя племянника любил и опекал: «Ромка всегда был одет с иголочки, его комната ломилась от заграничных игрушек».
В 1974-м Лейб отправил юного Романа покорять Москву к его второму дяде — Абраму Абрамовичу.
В 1983 году Роман окончил среднюю школу в столице (сейчас это школа № 2054 у Цветного бульвара). В том же году вернулся в Ухту и поступил в индустриальный институт (УИИ) на лесотехнический факультет. Тягой к учёбе не отличался, поэтому со второго курса его призвали на военную службу.
Первые шаги Абрамовича в бизнесе
После демобилизации в 1987–1989 годах Роман работал механиком СУ-122 треста «Мосспецмонтаж» — иными словами, простым работягой.
Затем занимался малым бизнесом, стал основателем нескольких фирм и кооперативов. В частности, Абрамович перепродавал обои, а ещё ему принадлежала фирма «Уют», которая производила и продавала игрушки.
Затем предпринимателя заинтересовали более денежные нефтяная и металлургическая промышленность. Сначала он перепродавал нефтепродукты и с одной из своих компаний (АВК) в 1992 году стал фигурантом уголовного дела. Абрамовича даже заключали под стражу — причиной стала пропажа дизельного топлива. 55 цистерн стоимостью около 4 млн рублей «утекли» с государственного Ухтинского нефтеперерабатывающего завода и «растворились» где-то в Латвии. Но в ходе следствия ущерб возместили, и дело закрыли.
Знакомство с Березовским и «Сибнефть»
Абрамович был, по сути, коммерсантом средней руки, пока в 1995 году не познакомился с Березовским. Один из самых влиятельных людей России помог подняться и бывшему саратовскому сироте.
Участие Абрамовича в переговорах России и Украины
Весной 2023 года СМИ сообщили, что Роман участвовал в мирных переговорах России и Украины. Он идеально подходил на роль медиатора: бизнесмен пользовался уважением как со стороны Кремля, так и со стороны лидера Украины Владимира Зеленского.
29 марта он был в составе российской делегации в «начальной стадии» очного раунда переговоров между обеих стран в Стамбуле, а также встречался с фактическими организаторами раунда турецким президентом Реджепом Эрдоганом и главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. В Кремле тогда заявили, что Абрамович «задействован в обеспечении определённых контактов между российской и украинской стороной».
По данным зарубежных СМИ, бизнесмен финансировал обмен пленными — предоставлял) свой самолёт для вывоза британских подданных с территории СВО. Также он присутствовал на подписании зерновой сделки.
Куда ушли миллиарды
Уже находясь в эмиграции, Борис Березовский встал в оппозицию к действующей российской власти. И только тогда на свет появилось известное «дело ЛогоВАЗа». В его рамках следствие установило, что в 1994-1995 годах руководители ЛогоВАЗа похитили 2033 автомобиля на сумму 60 миллиардов неденоминированных рублей. Причем, помимо руководства АвтоВАЗа и ЛогоВАЗа, в операциях участвовала администрация Самарской области.
Исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский и президент России Борис Ельцин, 1998 год
На вырученные от продажи похищенных автомашин деньги были куплены три коттеджа в поселке Кунцево Одинцовского района Московской области для руководителей ЛогоВАЗа. Еще несколько миллиардов было потрачено на приобретение дач и служебных зданий, а 14 миллиардов рублей пошли на приобретение акций АО «ОРТ», компании «ТВ-6» и издательства «Огонек».
Находясь в Англии, Березовский с легкостью проводил операции по выводу своих активов из РФ. Так, 76% контролируемых им акций крупнейшего участника российского автомобильного рынка АО «ЛогоВАЗ» на сумму около 60 миллионов долларов он без труда перевел в фирмы, зарегистрированные в зарубежных офшорах. Причем в процессе перевода стоимость акций усохла до 72 тысяч. Это для того, чтобы налогов поменьше платить.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский на встрече в Минске, 1998 год
Наше государство, которое почему-то не могло само арестовать Березовского, пока он жил в России‚ попросило англичан сделать это за него. По запросу Генпрокуратуры РФ английские правоохранительные органы арестовали Березовского и его сподвижника Юлия Дубова, который в 1995 году был назначен директором АО «ЛогоВАЗ». Любопытно, что, еще находясь в России, Юлий Дубов написал книгу «Большая пайка», в которой с гордостью описывал аферы по реэскпорту автомобилей, которые они проворачивали. Кстати, книга имела большой успех и даже номинировалась на «Букер».
Англичане не стали гноить русских бизнесменов в тюрьме. Изучив личности Березовского и Дубова, они выпустили их на волю под залог в 100 тысяч фунтов стерлингов. В России по «делу ЛогоВАЗа» Березовский получил 13 лет лишения свободы в колонии общего режима. Но в связи с внезапной кончиной фигуранта приговор утратил силу.
ЛогоВАЗ и Березовский
В конце восьмидесятых годов XX века АвтоВАЗ считался гордостью отечественного автопрома. Пол Хлебников в своей книге назвал его бездарно управляемым автомобильным монстром. Автогигант производил модели 60-х годов, на сборку которых расходовал в 30 раз больше человеко-часов, чем американцы или японцы — на современное авто. При этом собирались жигуленки кое-как, многие детали подгонялись с помощью молотка. В этот момент на АвтоВАЗе и появился начинающий предприниматель Борис Березовский с коммерческим предложением — поставить заводу программное обеспечение. Руководство предприятия подумало и согласилось.
Борис Абрамович Березовский в молодости
Деятельность Бориса Березовского в России порой отдает мистикой. Создается впечатление, что он, словно настоящий Мефистофель, наловчился скупать души людей оптом и в розницу. Немало высокопоставленных чиновников стали инструментом в руках БАБа по воплощению его коварных замыслов. Руководитель АвтоВАЗа Каданников одним из первых попал под чары Бориса Абрамовича. Действительно, со стороны казалось просто колдовством, что мало кому известный математик удивительным образом пробрался в душу директору автогиганта и заполучил на него такое влияние.
Может быть, Каданникова и следовало бы похвалить за то, что он разглядел в веренице начинающих предпринимателей, обращавшихся в АвтоВАЗ с разнообразными предложениями, человека с необычайно высоким потенциалом. Но вот только потенциал Березовского был направлен исключительно на личное обогащение.
«В мае 1989 года был создан ЛогоВАЗ, — писал Пол Хлебников — В компанию вошли несколько физических лиц, в том числе Березовский и Каданников. Президентом новой компании стал Каданников, генеральным директором — Березовский
Официально задача ЛогоВАЗа заключалась в том, чтобы автоматизировать процесс сборки на АвтоВАЗе, повысить производительность труда на таком важном производственном объекте
Президент «ЛогоВАЗа» Борис Березовский в своем рабочем кабинете, 1996 год
Это соответствовало намерениям Горбачева модернизировать советскую промышленность. Но обновлять промышленные компьютерные системы ЛогоВАЗ не стал — новая фирма
почти сразу же занялась продажей автовазовских автомобилей.
Транспорт и недвижимость Абрамовича
Также в активе бизнесмена есть 115-метровая немецкая яхта Luna за $100 млн и сопроводительная 50-метровая Sussurro.
Абрамович владеет и владел несколькими самолётами. В одном из них — читальный зал, три гостевые спальни, столовая и гостиная. Стоимость борта в 2021 году оценивали в $100 млн. Тогда же миллиардер в подарок себе на Новый год примерно за $350 млнкупил самый дорогой в стране частный самолёт — Boeing 787-8 Dreamliner.
Также в его коллекции транспорта есть бронированные лимузины Maybach, коллекционная Ferrari FXX и Ferrari 360, Bugatti Veyron, лимитированная гоночная Maserati MC 12 Corsa, итальянский спорткар Pagani Zonda R.
Кровавые разборки
Супердоходы Березовского быстро стали объектом пристального внимания бандитских группировок. Все тот же Пол Хлебников писал, как в июле 1993 года на Березовского наехала банда некоего Овчинникова, предложившая ему стать его крышей. Но Борис Абрамович сказал, что крыша у него уже есть в лице чеченцев, и предложил обсудить этот вопрос с ними.
«Славяне» и чеченцы забили стрелку на Ленинском проспекте, около кинотеатра «Казахстан», где находился автосалон ЛогоВАЗа. Переговоры вылились к кровавую перестрелку, итогом которой стали трое убитых (включая Овчинникова) и шестеро раненых.
Но на этом конфликт не закончился. Начались вооруженные нападения на торговые площадки с машинами ЛогоВАЗа. На некоторое время Березовский от греха подальше уехал
в Израиль. А когда вернулся, стал жертвой покушения.
Вечером 7 июня 1994 года Березовский вышел из офиса ЛогоВАЗа в центре Москвы и сел на заднее сиденье своего «Мерседеса». Охранник устроился рядом с водителем. Едва машина тронулась, раздался взрыв, и на воздух взлетел припаркованный рядом «Опель». Его начинили взрывчаткой и взорвали с помощью дистанционного управления, когда мерс Березовского приблизился.
Покушение на Бориса Березовского в 1994 году
Говорят, что на глазах у Бориса Абрамовича его шоферу оторвало голову, охранник получил тяжелые ранения, но выжил. Березовский тоже пострадал, он самостоятельно выбрался из машины, но сильно обгорел. А потому почти сразу после случившегося отбыл на лечение в Швейцарию. В то время покушений на бизнесменов было много, но именно покушение на Березовского почему-то очень сильно взволновало Президента России Бориса Ельцина. Тезка предпринимателя отдал приказ своей службе безопасности очистить страну от «уголовной грязи».