Два промышленных гиганта и «любимый завод путина». история ожесточённой битвы за рынок вагонов

«научно-производственная корпорация „уралвагонзавод“»

История

Завод построен в 1931-1936 годах (в основном во второй пятилетке ), пущен 11 октября 1936 года и носит имя Феликса Дзержинского . Первоначально производила грузовые вагоны .

После немецкого вторжения в 1941 году Сталин приказал эвакуировать сотни заводов на Украине и на западе России на восток. Завод ХПЗ № 183 в Харькове был перевезен по железной дороге в Нижний Тагил и объединен с заводом Дзержинского, в результате чего образовался Уральский танковый завод им. Сталина № 183. Во время Второй мировой войны он стал крупнейшим производителем танков в мире. в том числе Т-34 . После войны производство танков было свернуто, а часть производственных и конструкторских активов «Вагонки» в 1945–51 гг. Была передана обратно на Харьковский дизельный завод № 75.

После войны он был расширен для производства техники другого назначения: сельского хозяйства, строительства, авиации и космонавтики, включая разработку и производство одноразовых ракет « Восток» , « Восход» , « Протон» и « Энергия .

Здесь находится ОКБ Карцева-Венедиктова (ОКБ-520), где спроектированы Т-54А и Т-55 (развитие Т-54 Морозова ), Т-62 , Т-72 , Т-90. , и прорабатывала одну возможность для основного боевого танка следующего поколения, который, по слухам, назывался Т-95 , пока этот проект не был отменен в мае 2010 года. Он также производит новейший российский основной боевой танк Т-14 Армата .

Его постепенная приватизация планировалась начиная с 2006 года. С 27 декабря 2016 года УВЗ был передан Ростеху в соответствии с указом президента.

Дочерние компании

Структура холдинга:

  • УралТрансМаш , Екатеринбург
  • Завод №9 , г. Екатеринбург
  • Каменск-Уральский литейный завод , Каменск-Уральский
  • Челябинский тракторный завод- УРАЛТРАК, г. Челябинск
  • НПО Электромашина , г. Челябинск
  • Уралкриомаш , Нижний Тагил
  • ВНИИТрансмаш , г. Санкт-Петербург
  • Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» , Нижний Новгород
  • Центральный научно-исследовательский институт материалов , Санкт-Петербург
  • Научно-исследовательский институт двигателей , Москва
  • Томский электротехнический завод , г. Томск
  • Тверской вагоностроительный завод , Тверь
  • Уральский научно-исследовательский технологический институт , г. Екатеринбург
  • Научно-производственное предприятие внедрения научно-технических инноваций Ленинградской области
  • Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения , г. Нижний Тагил
  • Омсктрансмаш , г. Омск
  • Спецмаш , Санкт-Петербург
  • Муромское СКБ , Муром
  • УБТ-Уралвагонзавод , Нижний Тагил
  • УВЗ-Логистик , Москва
  • Машиностроительная компания Витязь , Ишимбай
  • Уралвагонзавод-Транс , г. Москва
  • Юргинский машиностроительный завод , Юрга
  • Северо-Западный научно-технологический комплекс , Санкт-Петербург
  • УВЗ-Медиа Сервис , Нижний Тагил
  • УВЗ-Энерго , Нижний Тагил
  • УБТ-Экология , Нижний Тагил
  • Уральское конструкторское бюро вагоностроения , г. Нижний Тагил
  • 560 Бронетанковый ремонтный завод , Белогорский район, Амурская область
  • 144 Бронетанковый ремонтный завод , Екатеринбург
  • 103 Бронетанковый ремонтный завод , Забайкальский край
  • 163 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
  • 81 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
  • 192 Центральный завод железнодорожного машиностроения , г. Брянск
  • 61 Бронетанковый ремонтный завод , Санкт-Петербург
  • 41 Центральный завод железнодорожного машиностроения , Московская область
  • АО «Центральный научно-исследовательский институт» Буревестник «

[править] Показатели

Финансовые

Объём реализации в 2010 году — 55,1 млрд рублей, чистая прибыль — 5,7 млрд рублей.

По итогам 2016 года объем выручки УВЗ составил 141,9 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2015 году.

В 2017 году «УВЗ» сократил убытки более чем в три раза — с 4,4 млрд до 1,3 млрд рублей.

Выручка «УВЗ» по МСФО (млрд рублей):

  • 2017 год: 129,7
  • 2018 год: 147

Объём производства на «УВЗ» (млрд рублей):

  • 2008 год: 52
  • 2018 год: 160

Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания Defense News):

  • 2001 год: $273 млн
  • 2002 год: $271 млн
  • 2003 год: $333 млн
  • 2007 год: $400 млн
  • 2008 год: $647 млн
  • 2009 год: $802 млн
  • 2013 год: $1529 млн
  • 2014 год: $1545 млн
  • 2015 год: $1014 млн
  • 2016 год: $1584 млн
  • 2017 год: $1865 млн

Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке SIPRI):

  • 2016 год: $2013 млн
  • 2017 год: $1340 млн

Прибыль «УВЗ» по МСФО (млрд рублей):

  • 2015 год: около −18,7
  • 2016 год: менее −16
  • 2017 год: почти 1,3

Доля гражданской продукции в объёме производства «УВЗ»:

  • 2016 год: 18 %
  • 2017 год: 40 %
  • 2018 год: 48 %

Производственные

Производство грузовых вагонов на «УВЗ» (тыс. штук):

  • 2012 год: 27,898
  • 2013 год: 20,346
  • 2014 год: 18,939
  • 2015 год: 3,110
  • 2016 год: 7,233
  • 2017 год: 15,043

В 2013 году Уралвагонзавод произвёл 20,5 тыс. вагонов и цистерн.

В 2016 году «УВЗ» произвёл около 7,5 тыс. вагонов.

По итогам 2017 года на «УВЗ» было изготовлено и реализовано более 15 тыс. грузовых вагонов.

Производство подвижного состава на «УВЗ» (тыс. единиц):

  • 2015 год: 3,489
  • 2018 год: 18

Производство трамвайных вагонов на «УВЗ» (единиц):

2018 год: 60

Всего с 1941 года «УВЗ» выпустил более 100 тыс. единиц бронетехники.

В 2015 г. доля «Уралвагонзавода» на рынке вагоностроения стран СНГ составила 11 % (на рынке полувагонов — 11 %, цистерн — 50 %).

В 2019 году УВЗ произвел 17,9 тыс. вагонов.

Послевоенные годы

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику. 

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов. 

Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: