Мегапроект «ямал спг»

«ямал спг» - petrodigest.ru

Отечественная технология сжижения газа — выход из положения

Все терминалы СПГ России работают на импортных технологиях. Единственное исключение — четвертая очередь «Ямал СПГ», где применяется среднетоннажная технология «Арктический каскад». Ее запустили на полтора года позже графика — в мае 2021 года, так как пришлось дорабатывать. Она позволила увеличить проектную мощность на 0,95 млн т, до 20 млн т в год. В условиях санкций, когда западные страны запретили поставки технологий и оборудования для производства СПГ в Россию, действующая отечественная технология сжижения газа может быть выходом из положения, считают эксперты.

Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон критиковал качество этой линии, но не самой технологии, а оборудования. «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования!», — подчеркнул бизнесмен на брифинге в рамках Восточного экономического форума.

Работа вахтовым методом в Сабетте: какие вакансии и размер зарплаты

На Сабетте работают сотрудники компании «Новатэк» и ее партнерских, совместных, подрядных организаций. Это представители самых разных городов и стран.

Вакансии ООО «Ямал СПГ» публикуются на официальном сайте предприятия. По данным на 20 апреля, там представлено 18 предложений, связанных с Сабеттой. Требуются инженеры, технологи и слесаря-ремонтники, лаборант химанализа и газоспасатель. От претендентов ждут резюме.

Очень часто приглашения появляются в тематических и не только пабликах соцсетей. Условия вахты обычно стандартные — 60 на 30, то есть два месяца работаешь, один месяц — межвахтовый отдых. Но вахта может длиться и три месяца.

Заработки для рабочих специальностей по меркам Большой земли немаленькие. Так, в одном из недавних объявлений искали маляров, изолировщиков и отделочников на зарплату 80 тысяч рублей, монтажникам систем вентиляции— 90 тысяч рублей. Один из трестов ищет электрогазосварщика и готов платить ему 140-160 тысяч рублей на руки. Кандидатам как правило обещают бесплатное питание и спецодежду, официальное оформление и проезд за свет организации. В некоторых случаях отдельно оговаривают прачечную и постельное белье.

Отечественная технология СПГ при морозе работает сверхмощно

Сегодня отечественная технология сжижения газа «Аркти­ческий каскад» стабильно работает на проекте «Ямал СПГ» и при отрицательных температурах выходит на сверхпроектную мощность. Об этом сообщил замдиректора по производству компании «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов.

— Мы вышли на 120% от проектной мощности по трем основным технологическим линиям, получив проектную документацию, все экспертизы. «Арктический каскад» тоже позволяет, но не с таким превышением, с каким работают основные линии. Но от номинала выше он работает, 106% при минусовой температуре, — подчеркнул Владислав Хлыбов. Он также отметил, что четвертая линия «Ямал СПГ», построенная на отечественной технологии, может дать в этом году 1 млн т СПГ вместо 950 тыс. тонн.

Сдача танкеров для «Арктик СПГ-2» задержится

Судоверфь «Звезда» не успевает в срок — к марту 2023 года — выпустить головной танкер Arc7 для «Арк­тик СПГ-2» (СПГ-проект «НОВАТЭКа»). Об этом сообщила газета «Ъ», ссылаясь на источники среди судостроителей, знакомые с ситуацией. Сдача первого судна сдвигается как минимум на год, примерно на то же время могут быть перенесены сроки производства еще четырех танкеров для первой линии СПГ-завода. В таких обстоятельствах «НОВАТЭК» вероятно будет вынужден отложить свои планы по поставке большей части грузов с нового СПГ-завода в Азию, перенаправляя партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче.

Согласно планам, первый танкер должен быть сдан в марте 2023 года, следующие четыре — в конце сентяб­ря, октября, ноября и декабря. Сроки поставок еще десяти танкеров ранее не назывались. Сроки выпуска танкеров должны быть синхронизированы с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» — конец 2023 года, 2024 и 2026 годы. Эксперты связывают задержку в том числе со сложностью закупки судового оборудования.

Для отгрузок продукции с «Арктик СПГ-2» планировалось создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на «Звезде», шесть — на южно­корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Судовладельцем трех последних должен стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O. S. K. Lines. Однако, 25 мая, DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом».

TotalEnergies не намерен выходить из проекта «Ямал СПГ»

TotalEnergies не планирует выходить из российского проек­та «Ямал СПГ», в котором имеет 20% долю, поскольку по требованию властей ЕС французская компания должна обеспечивать продолжение поставок газа в Европу через «Ямал СПГ». Об этом в декабре сообщило агентство Reuters после того, как руководство TotalEnergies заявило о решении вывести своих представителей из состава совета директоров «НОВАТЭКа» и объявило, что больше не будет учитывать в отчетности свою 19,4% долю в компании.

TotalEnergies владеет 20% в «Ямал СПГ», CNPC — 20%, Фонд Шелкового пути — 9,9%, «НОВАТЭК» — 50,1%.

Ещё в апреле глава компании Патрик Пуянне заявил, что TotalEnergies будет продолжать соблюдение контрактов на поставку сжиженного природного газа с «Ямала СПГ» до тех пор, пока позволяют санкции. Он также отметил, что сейчас сложно сказать, будет ли достроен проект «Арктик СПГ-2», в котором компания владеет 10%.

Схема работы комплекса

Добываемая углеводородная смесь со скважин поступает на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.

На выходных сооружениях комплекса производится сепарация смеси – отделение механических примесей, воды, метанола и конденсата. В этом же блоке включены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ подается на технологические линии сжижения, где производится его очистка от кислых газов и следов метанола, осушение и удаление ртути и извлечение сжиженных углеводородных газов. После этого газ направляют на предварительное охлаждение и сжижение. Предварительное охлаждение осуществляется с помощью пропанового холодильного контура, непосредственно для сжижения используется контур со смесевым хладагентом.

Сжиженный природный газ поступает на хранение в криогенные резервуары. Всего их на проекте 4, общим объемом 160 000 м3.

В состав комплекса также входят установки фракционирования СУГ, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанция, общезаводские системы и факельные установки.

Транспортировка СПГ

Для транспортировки продукции проекта «Ямал СПГ» были спроектированы специальные танкеры класса «Yamalmax», что соответствует «Arc7» по российской классификации. Габариты класса «Yamalmax» позволяют пройти через подходной канал порта Сабетта (ширина канала 295 м, глубина 15,1 м). Класс судов «Arc7» предполагает их самостоятельное плавание в сплоченных однолетних арктических льдах толщиной до 1,4 м в зимне-весенний и до 1,7 м в летне-осенний периоды навигации, а также следование за ледоколом в однолетних арктических льдах при их толщине до 2,0 м в зимне-весенний и до 3,2 м в летне-осенний периоды навигации.

Таким образом, суда данного класса способны совершать транспортировку СПГ непосредственно из порта Сабетта в Китай по Северному Морскому Пути, в том числе, без сопровождения Ледокола.


Заправка СПГ-танкера «Кристоф де Маржери»Фото: novatec.ru

В рамках проекта было заказано 15 газовозов общей стоимость $5,5 млрд у российских и зарубежных компаний.

СП корейской Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и китайской China COSCO Shipping Corporation Limited:

  • «Владимир Русанов»
  • «Владимир Визе»
  • «Николай Урванцев»

В 2018 году с целью уменьшения логистического плеча для танкеров класса Arc7 и, соответственно, оптимизации транспортных затрат и обеспечения своевременной отгрузки производимой продукции, была реализована схема перевалки СПГ с танкеров Arc7 на танкеры обычного типа в северной части Норвегии в районе порта Хоннингсвог.

НОВАТЭК «Ямал СПГ»

В отличие от «Газпрома», который только начинает двигаться в сторону производства СПГ, «Новатэк» занимается этим с 2017 года.

Мощность завода на Ямале составляет 17,4 млн тонн СПГ в год. Газ поступает с Южно-Тамбейскогох месторождения полуострова Ямал.

Проект «Ямал СПГ» можно назвать уникальным сразу по нескольким причинам:

  1. Это самый северный завод СПГ в мире, расположенный в арктической зоне. Низкая внешняя температура способствует процессу сжижения газа.
  2. «Новатэк» — не единственный владелец проекта «Ямал СПГ». На конец 2021 года он владеет долей 50,1%. Другие акционеры: французская энергетическая компания Total — 20%, китайские компании CNPC — 20% и Фонд Шелкового пути — 9,9%.
  3. Строительство СПГ-заводов «Новатэка» способствует развитию российской Арктики. Например, благодаря проекту «Ямал СПГ» были построены поселок Сабетта, аэропорт, а также специальные танкеры-газовозы.

На своих проектах «Новатэк» зарабатывает двумя способами: на экспорте СПГ и продаже долей иностранным компаниям — тем самым Total, китайским и японским компаниям. Продажа долей иностранным компаниям позволила «Новатэку» построить «Ямал СПГ» без значительного наращивания долга.

Доли в проекте «Ямал СПГ» продавались постепенно:

  1. В 2011 году состоялась сделка с Total за 63 млрд рублей, что составило около 50% от чистой прибыли за 2011 год.
  2. В 2014 году — сделка с китайской CNPC за 40 млрд рублей, что составило около 35% от чистой прибыли за 2014 год.
  3. В 2016 году — сделка с Фондом Шелкового пути за 74 млрд рублей, это около 30% чистой прибыли за 2016 год.

По состоянию на конец февраля 2023 ключевой партнер «Новатэка» — французский гигант Total — не ушел из проекта, что можно считать хорошим сигналом.

Производство на первой линии «Ямал СПГ» началось в декабре 2017 года — оценить его влияние на выручку и прибыль можно только по результатам 2018 года. С 2016 по 2018 год выручка от реализации нефти и газа выросла с 534 до 826 млрд рублей, то есть примерно на 55%. Операционная прибыль увеличилась с 152 до 228 млрд рублей, то есть на 50%.

По результатам 2021 года доля «Ямал СПГ» в производстве природного газа «Новатэком» составила 24,4%.

Сдача танкеров для «Арктик СПГ-2» задержится

Судоверфь «Звезда» не успевает в срок — к марту 2023 года — выпустить головной танкер Arc7 для «Арк­тик СПГ-2» (СПГ-проект «НОВАТЭКа»). Об этом сообщила газета «Ъ», ссылаясь на источники среди судостроителей, знакомые с ситуацией. Сдача первого судна сдвигается как минимум на год, примерно на то же время могут быть перенесены сроки производства еще четырех танкеров для первой линии СПГ-завода. В таких обстоятельствах «НОВАТЭК» вероятно будет вынужден отложить свои планы по поставке большей части грузов с нового СПГ-завода в Азию, перенаправляя партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче.

Согласно планам, первый танкер должен быть сдан в марте 2023 года, следующие четыре — в конце сентяб­ря, октября, ноября и декабря. Сроки поставок еще десяти танкеров ранее не назывались. Сроки выпуска танкеров должны быть синхронизированы с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» — конец 2023 года, 2024 и 2026 годы. Эксперты связывают задержку в том числе со сложностью закупки судового оборудования.

Для отгрузок продукции с «Арктик СПГ-2» планировалось создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на «Звезде», шесть — на южно­корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Судовладельцем трех последних должен стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O. S. K. Lines. Однако, 25 мая, DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом».

Морской порт Сабетта

Международный морской транспортный порт не имеет аналогов в мире. Он обеспечивает круглогодичную навигацию судов-газовозов по Северному морскому пути.

Торжественно заложен 20 июля 2012 года в 5 км к северо-востоку от поселка. Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта в октябре 2013 года.

В международной гавани находится самый северный пункт пропуска Новоуренгойского таможенного поста, а самый привычный транспорт здесь атомные ледоколы.

Туристы могут попасть сюда только с помощью дорогостоящих туров, которые организуют 2-3 раза в год по Севморпути.

Появление знаменитостей в этих краях традиционно вызывает фурор. Так, в 2019 году певец Митя Фомин снимал в Сабетте клип на атомном ледоколе «50 лет Победы». оказаться в этих локациях — редкая удача.

Команда Мити Фомина на съемках клипа в Сабетте. Фото: sever-press.ru.

Старт первой отгрузке СПГ на танкер «Кристоф де Маржери» дал президент России Владимир Путин. Это было в ходе торжественной церемонии 11 декабря 2017 года. Пройдет ровно год и завод СПГ выведут на полную мощность.

Проект «Ямал СПГ» выведен на полную мощность. Декабрь 2018 года. Фото пресс-службы губернатора ЯНАО.

Модульный СПГ-завод

Платформа размером с восьмиэтажное здание уже успешно прошла испытания на воде. Готовность проекта «Арктик СПГ 2» составляет 99,9%, сообщила «Российская газета». Основание гравитационного типа с технологической линией, на котором установят завод, готово более чем на 90%. Оно представляет собой железобетонный фундамент высотой около 30 метров и весом 460 тысяч тонн. За счет собственного веса и связей нижней части с грунтом конструкция будет удерживаться на морском дне.

Состоящий из 14 модулей завод по сжижению газа установят на эту платформу. Высота конструкции составит почти 115 метров. Ожидается, что производительность одной линии завода составит 6,6 миллиона тонн СПГ в год. В рамках проекта возведут три таких завода.

Уникальность проекта заключается в плавучих основаниях гравитационного типа (ОГТ), пояснил начальник отдела технического надзора управления интеграции модулей «Арктик СПГ 2» Булат Зянгиров. ОГТ одновременно будут служить резервуарами для хранения топлива и газового конденсата.

В результате этого «Арктик СПГ 2» будет иметь три линии мощностью 19,8 миллиона тонн сжиженного газа в год и 1,6 миллиона тонн стабильного газового конденсата ежегодно. Общая масса платформы с оборудованием СПГ составит более 600 тысяч тонн, объем резервуаров СПГ — 230 тысяч кубометров, объем резервуаров газоконденсата — 75 тысяч кубометров.

Первую линию завода «Арктик СПГ 2» предполагается запустить в 2023 году, вторую — в 2024 году, а запуск третьей ожидается в 2025 году. Для второй платформы завершается строительство модулей: на 99% готово пять из 14 модулей.

Фото: Tuomas Romu/CC BY-SA 3.0/Wikimedia

Отечественная технология СПГ при морозе работает сверхмощно

Сегодня отечественная технология сжижения газа «Аркти­ческий каскад» стабильно работает на проекте «Ямал СПГ» и при отрицательных температурах выходит на сверхпроектную мощность. Об этом сообщил замдиректора по производству компании «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов.

— Мы вышли на 120% от проектной мощности по трем основным технологическим линиям, получив проектную документацию, все экспертизы. «Арктический каскад» тоже позволяет, но не с таким превышением, с каким работают основные линии. Но от номинала выше он работает, 106% при минусовой температуре, — подчеркнул Владислав Хлыбов. Он также отметил, что четвертая линия «Ямал СПГ», построенная на отечественной технологии, может дать в этом году 1 млн т СПГ вместо 950 тыс. тонн.

Сроки реализации проекта «Арктик СПГ-2» не пересматривались

Что же касается проекта «Арктик СПГ-2», то, по словам заместителя гендиректора по капитальному строительству компании Тимофея Сазонова, сроки реализации проекта не пересматривались. «Стоит задача по запуску первой очереди в декабре 2023 года. Вторая и третья очереди — 2024 и 2026 годы», — сказал он. Прибытие первой линии завода со сборочной площадки Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области к месту установки запланировано на август 2023 года, добавил Тимофей Сазонов.

«Я думаю, что возможно выйти на производство выше проектной мощности. Есть проектная мощность, а уже дальше исходя из режимов работы технологи подбирают оптимальные режимы, добиваясь максимального эффекта. Нет ничего невозможного», — сказал топ-менеджер.

«Арктик СПГ-2» — второй СПГ-проект «НОВАТЭКа». Он предусматривает строительство трех линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год. Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в ЯНАО.

Отечественная технология сжижения газа — выход из положения

Все терминалы СПГ России работают на импортных технологиях. Единственное исключение — четвертая очередь «Ямал СПГ», где применяется среднетоннажная технология «Арктический каскад». Ее запустили на полтора года позже графика — в мае 2021 года, так как пришлось дорабатывать. Она позволила увеличить проектную мощность на 0,95 млн т, до 20 млн т в год. В условиях санкций, когда западные страны запретили поставки технологий и оборудования для производства СПГ в Россию, действующая отечественная технология сжижения газа может быть выходом из положения, считают эксперты.

Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон критиковал качество этой линии, но не самой технологии, а оборудования. «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования!», — подчеркнул бизнесмен на брифинге в рамках Восточного экономического форума.

Российское оборудование для крупнотоннажной технологии сжижения газа

«Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион ГК «Росатом» — займется созданием оборудования для крупнотоннажной технологии сжижения природного газа «НОВАТЭКа». Компании планируют объединить усилия в рамках разработки российской технологии сжижения природного газа на смешанном хладагенте. Речь идет о таких ключевых компонентах, необходимых для производства СПГ, как криогенные теплообменники.

Генеральный директор «Атомэнергомаша» Анд­рей Никипелов отметил, что на предприятии создали полную линейку криогенных насосов для любых СПГ-объектов. «Инициативно развиваем новые для нас направления — жидкостные детандеры и стендеры отгрузки. Построили первый не только в России, но и в Европе стенд для испытаний средне- и крупнотоннажного СПГ-оборудования, где можно тестировать как наши разработки, так и СПГ-оборудование других изготовителей. С «НОВАТЭКом» приступаем к совместной разработке линейки криогенных аппаратов, которые до сих пор у нас в стране не производились», — рассказал Анд­рей Никипелов.

В настоящий момент «Атомэнергомаш» является единственным в России изготовителем криогенных насосов для средне- и крупнотоннажного производства СПГ.

Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта

С 2011 года берег Карского моря стремительно менялся. Вместо несколько деревянных домиков базы геологов выросло множество хозяйственных построек и крупных производственных объектов. Вместе с этим увеличивалось население: строители, производственники — это все, кто возводил порт и завод, был занят в обслуживании. Сейчас до 15 тысяч человек.

Подавляющая часть — мужчины, что связано со спецификой производства. Женщин немного, они работают чаще всего в столовых, медпунктах, торговле. Постоянных жителей здесь больше нет, все вахтовики, приехавшие из самых разных регионов России и зарубежья.

Все, кто находится на Сабетте — работают вахтовым методом. Фото Андрея Ткачева

Пятидесятиградусные морозы — обычное дело для вахтовиков. Больше неприятностей приносит шквалистый ветер с Ледовитого океана, способный с лёгкостью сбить с ног взрослого мужчину. Погода меняется стремительно: то штиль, то буран. Не редкость, когда уже в августе–сентябре сменщики приезжают во всем зимнем.

В Сабетте «сухой закон» — алкоголь в посёлке строжайше запрещён. Замеченных в состоянии алкогольного опьянение ждут огромные штрафы.

Вот что об этом писали в журнале «Ямальский меридиан», подготовленном к циркумполярному конгрессу СМИ 2018 года «Арктический медиамир»:

«Здесь нет алкоголя. Никакого. Нигде. И жаль даже не тысячи вахтовиков, которые знали, на что шли, подписывая контракты, а матросов с огромных, как космические корабли из „Звёздных войн“, сухогрузов. Вот представьте: преодолев тысячи миль Северного морского пути и поставив в порту под разгрузку тысячи тонн железа, песка и цемента, они хотели б, наверное, сойти на берег и предаться вечным портовым радостям. Но на планете Сабетта нет ни портовых девок, ни таверны, ни рома… Нет, как уже выяснилось, даже берега в привычном понимании. И идти с родного корабля, похожего на десантника из „Звёздных войн“, некуда…».

Не причащают вином даже в местной церкви.

Курят вахтовики только в специально отведенных местах. Они находятся на улице в железных проветриваемых сараях. Иначе — штрафы.

Развлечений на Сабетте практически нет, поэтому популярностью пользуются соцсети. Есть несколько активных групп «ВКонтакте», например «Сабетта Супер! Ямал СПГ» с аудиторией более 32 тысяч человек. Связь обеспечивают «Билайн», МегаФон и МТС.

Также к развлечениям можно отнести просмотр северного сияния и моржевание, занятия спортом.

В посёлке есть собственное отделение полиции и медпункт. Основная задача медицины в Сабетте — врачевать порезы и ссадины, держать наготове вакцину от бешенства. Серьезным вызовом стала пандемия, в вахтовых поселках создавали условия для изоляции заболевших. Рабочих, у которых закончилась вахта, отправляли домой после 14-дневного карантина.

Временами к поселку выходят белые медведи и песцы. Местные подкармливают этих животных, однако заводить близкие знакомства с местной фауной не советуют. Белый медведь — хищник, он не охотится специально на людей, но может напасть просто из любопытства. А вот песцы, гуляющие по посёлку в поисках еды, могут быть больны бешенством.

В полярный день солнце над Сабеттой не заходит за горизонт вовсе, а в полярную ночь здесь царит кромешная темень.

Порт Сабетта и отгрузка продукции

В рамках проекта в непосредственной близости от основных сооружений построен порт Сабетта. Сам порт и его основная инфраструктура находится в федеральной собственности. Сюда входят оградительные ледозащитные конструкции, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движения судов и навигационного обеспечения, а также здания морских служб.

Отгрузка подготовленной продукции осуществляется через специальные технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, которые входят в состав построенного рядом с основными объектами порта, и являются собственностью «Ямал СПГ». Помимо этого компании принадлежат причалы накатных и строительных судов, причалы портофлота, административно-хозяйственная зона, в том числе, складские помещения, инженерные сети и коммуникации.

Порт сооружался в два этапа. На подготовительном этапе был построен грузовой порт, который использовался для приемки строительных грузов и технологических модулей. Второй, основной, этап заключался в сооружении технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Полностью автономное производство

В сухих доках уже собирают два таких завода для проекта «Арктик СПГ 2». Один из них почти готов и вскоре отправится в ЯНАО. Месторождение «Утреннее» на Гыданском полуострове является ресурсной базой проекта. А наиболее вероятными покупателями СПГ станут страны в Юго-Восточной Азии.

В Мурманской области планируют производить по одному такому заводу в год, затем за короткое арктическое лето планируют отбуксировать его по морю на место постоянной дислокации, сообщило издание «Южноуральская панорама».

На строительство такого производственного комплекса потребуется объем инвестиций в размере более 200 млрд рублей. А после выхода завода на проектную мощность там будет трудиться, как ожидается, до 15 тысяч человек.

Плавучий завод по сжижению природного газа на платформе представляет собой полностью автономное производство.

По трубопроводу из морских месторождений или с материка в него заходит труба, по которой поступает газ. Его тщательно очищают, убирая все примеси — воду и углекислый газ. Затем убирают негорючие газы и вредные примеси, потом сжижают пропан-бутан. На нем будут работать экологичные автомобили и городские автобусы. Оставшийся чистый метан сжимают и охлаждают до температуры -162 градуса, в результате газ сжимается в 600 раз.

В «компактном» виде топливо можно отгружать в специальные СПГ-танкеры, которые повезут его в другие страны.

Фото: FOTOGRIN/Shutterstock/Fotodom

Ресурсная база

Природный газ для переработки и транспортировки добывается на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении, расположенном на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензией на разведку и добычу месторождения до 2045 года владеет ОАО «Ямал СПГ».

На конец 2018 года запасы месторождения оценивались: доказанные по классификации SEC — 707 млрд м3 природного газа и 24 млн тонн жидких углеводородов, доказанные и вероятные по классификации PRMS – 1 002 млрд м3 газа и 37 млн тонн жидких углеводородов.

Проектный уровень добычи Южно-Тамбейского месторождения – 27 млрд м3 газа и до 1,2 млн тонн стабильного газового конденсата в год.

TotalEnergies не намерен выходить из проекта «Ямал СПГ»

TotalEnergies не планирует выходить из российского проек­та «Ямал СПГ», в котором имеет 20% долю, поскольку по требованию властей ЕС французская компания должна обеспечивать продолжение поставок газа в Европу через «Ямал СПГ». Об этом в декабре сообщило агентство Reuters после того, как руководство TotalEnergies заявило о решении вывести своих представителей из состава совета директоров «НОВАТЭКа» и объявило, что больше не будет учитывать в отчетности свою 19,4% долю в компании.

TotalEnergies владеет 20% в «Ямал СПГ», CNPC — 20%, Фонд Шелкового пути — 9,9%, «НОВАТЭК» — 50,1%.

Ещё в апреле глава компании Патрик Пуянне заявил, что TotalEnergies будет продолжать соблюдение контрактов на поставку сжиженного природного газа с «Ямала СПГ» до тех пор, пока позволяют санкции. Он также отметил, что сейчас сложно сказать, будет ли достроен проект «Арктик СПГ-2», в котором компания владеет 10%.

Вызов будущего

Принимая во внимание тот факт, что реализация «Ямал СПГ» обеспечит прирост ВВП России на 0,12%, фактически став единственным масштабным промышленным прорывом санкционного периода после 2015 г., федеральное правительство заинтересовано в дальнейшем наращивании сбыта сжиженного природного газа. Министерство энергетики поставило высокую цель — достигнуть предела производства в 100 млн т СПГ (порядка 136 млрд куб

м) к 2035 г. Таким образом, доля Россия на мировом рынке возросла бы, по крайней мере, втрое — до 15%. Однако даже учитывая, что все проекты НОВАТЭКа, третья линия «Сахалин-2» (5,4 млн т СПГ), «Балтийский СПГ» и все относительно небольшие СПГ проекты будут построены, их общая мощность составит лишь 67–70 млн т, поэтому потребуется серьезно проработать потенциально новые проекты, желательно направленные на азиатские рынки.

Проектируемый на другой стороне Обской губы проект «Арктик СПГ-2» органично продолжает «Ямал СПГ». Во многом используя созданную в Сабетте инфраструктуру, проект «Арктик СПГ-2» идет на несколько шагов впереди — терминал будет не на суше, а на мелководье, существенно увеличивается доля локализованного оборудования (примерно 60%), внедряется уникальная технология. Проект изобилует смелыми решениями — линии для платформы гравитационного типа предполагается построить на Кольской верфи в Мурманске, откуда они будут в уже готовом виде перенаправлены на мелководье Гыданского полуострова и там зафиксированы. Таким образом, акционеры смогут избежать увеличения издержек производства, связанных с необходимостью вести строительство в арктических условиях, в зоне постоянной мерзлоты.

Сохраняя за собой все те налоговые послабления и налоговые каникулы, в то же время параллельно снизив капитальные издержки на 30%, «НОВАТЭК» и акционеры получают большое преимущество в сравнении с «Ямал СПГ». Стартуя с более низкой (следственно, более рентабельной) базы, они рассчитывают в большей мере направить объемы производства «Арктик СПГ-2» на рынки АТР. С другой стороны, следует отметить, что амбициозность поставленных задач «Арктик СПГ-2» влечет за собой ряд отрицательных аспектов. В случае если российские производители не смогут вовремя запустить производство и обеспечить поставку высокотехнологичного оборудования, задержки в темпах реализации станут неизбежными.

Параллельно с «Арктик СПГ-2» будет развиваться проект «Газпрома» «Балтийский СПГ», реализуемый в плотном сотрудничестве с англо-голландской Royal Dutch Shell. Нововведением этого проекта станет его ресурсная база — так же как и в случае с магистральным трубопроводным транспортом, «Балтийский СПГ» будет питаться из общей газораспределительной системы. В Усть-Луге будет построен терминал по сжижению природного газа, которому суждено стать центром торговли СПГ в балтийском регионе. Так как «Северный поток» ориентируется на тот же рынок, главной задачей последующих лет станет не обеспечение совместимости «Газпрома» и «НОВАТЭК» (см. График 4), а сочетание трубопроводных и СПГ-амбиций «Газпрома».

Хотя сжиженный природный газ входит в энергетическую матрицу России уже более десяти лет, дальнейшему развитию СПГ-индустрии в России был дан мощный импульс благодаря успешной реализации проекта «Ямал СПГ». Синергетический эффект от освоения новых транспортных путей через Северный морской путь и разработки, казалось бы, почти неограниченных возможностей газодобычи в арктических краях России дает возможность развить успех «Ямал СПГ». Установленный Министерством энергетики России целевой показатель в 100 млн т СПГ к 2035 г. не является недосягаемым, однако для его достижения придется воспрепятствовать привычным соблазнам российской энергетики — монополизации рынка, вмешательству со стороны государства и резким изменениям в сфере налогообложения.

ГАЗПРОМ Амурский газоперерабатывающий завод

Амурский ГПЗ — одно из крупнейших предприятий в мире по первичной переработке природного газа. Этот крупный газоперерабатывающий кластер строится на пути газопровода «Сила Сибири», по которому природный газ поступает с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений на экспорт в Китай.

Природный газ, добытый из месторождения, содержит в себе ценные компоненты: в первую очередь, это чистый метан, который используется как топливо на электростанциях, в промышленности и в наших домах для приготовления пищи. Кроме метана, из газа можно выделить этан, пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию, гелий. Эти компоненты можно использовать для дальнейшей более глубокой переработки и, соответственно, получения продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Именно для выделения этих ценных компонентов и строится Амурский ГПЗ. После выделения дальше в Китай будет идти уже чистый метан.

Проектная мощность завода — 42 млрд кубометров природного газа в год. Это около 6% от общего объема производства газа в РФ за 2022 год.

Из них может быть выделено:

  1. Гелия — до 60 млн кубометров в год.
  2. Этана — около 2,4 млн тонн в год.
  3. Пропана — около 1 млн тонн в год.
  4. Бутана — около 500 тысяч тонн в год.
  5. Пентан-гексановой фракции — около 200 тысяч тонн в год.

Наиболее ценный из всех добытых компонентов — гелий, по объемам которого «Газпром» при реализации проекта может стать крупнейшим производителем в мире: месторождения в США постепенно исчерпываются.

Мировое потребление гелия к 2030 году составит примерно 238—312 млн кубометров в год, а его производство будет составлять только 213—238 млн кубометров в год — соответственно, возникнет дефицит. Этот факт может заставить цены на гелий значительно вырасти, что благоприятно скажется на выручке «Газпрома», который будет производить около 25% мирового объема.

Первые 2 линии завода запустили в 2021 году — на проектную мощность планируется выйти к 2025 году.

Сложно точно оценить экономический вклад и сроки окупаемости проекта. Изначально «Газпром» оценивал стоимость проекта в 950 млрд рублей, но во время церемонии запуска президент РФ уточнил, что инвестиции составили свыше 1 трлн рублей. По оценкам, когда завод выйдет на полную мощность, минимальный объем выручки будет составлять примерно 2,3 млрд долларов в год. При таких параметрах проект окупится менее чем за шесть лет работы на полной мощности.

Конечно, этот расчет очень примерный, так как на выручку будут оказывать значительное влияние изменения экспортных цен и валютных курсов.

Аэропорт Сабетта

Есть в посёлке и аэропорт — самый северный в ЯНАО. Он построен с нуля для нужд проекта «Ямал СПГ». Строительство завершилось в конце 2014 года, первую техническую посадку совершил «Боинг-737» авиакомпании «ЮТэйр». Он доставил из Нового Уренгоя 138 пассажиров — сотрудников «Ямал СПГ» и подрядных организаций.

Самый северный аэропорт Ямала — Сабетта. Апрель 2022 года. Фото Андрея Ткачева

Официально аэропорт Сабетта открыт в июле 2015 года. Он получил международный статус, здесь организован пограничный пункт. Способен принимать транспортные самолёты типа Ил-76.

Билетов на авиарейс «Москва — Сабетта» не бывает в продаже: сюда везут исключительно по спискам.

Итоги

Судя по прогнозам потребления различных видов энергии, можно с уверенностью сказать, что газовые проекты будут прибыльны еще на многие годы. В потреблении нефти тоже не ожидается больших провалов, но стоит держать в уме возможное замедление или легкий спад потребления. Поэтому на вопрос о необходимости разработки трудноизвлекаемых месторождений ответить сложнее: многое будет зависеть от динамики цен на нефть и гибкости самих нефтяных компаний.

Санкции и геополитическая напряженность будут мешать развитию российских нефтегазовых проектов. Западные партнеры нужны были российским добытчикам в качестве партнеров по софинансированию и поставщиков необходимых технологий. Особенно это актуально для СПГ-проектов из-за их высокой технологичности и сложности добычи углеводородов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: