🏭 АО НПЦ «ЭЛВИС», Зеленоград
Предприятие основано в 1990 году на базе научно-производственного объединения «ЭЛАС». Ранее сотрудники занимались передовыми разработками в области космической электроники.
Компания специализируется на выпуске многоядерных сигнальных микропроцессоров, микросхем типа “система на кристалле”, микропроцессоров для телекоммуникационных модулей и искусственного интеллекта. Кроме этого отдельное подразделение разрабатывает сетевые интерфейсы SpaceWire, GigaSpaceWire и SpaceFibre.
В портфолио ЭЛВИС значится более 50 типономиналов микросхем, с производством по техпроцессу от 16 нм до 250 нм. Самой известной разработкой компании является 28-нанометровый процессор Скиф.
Большинство производимой продукции компания заказывала на тайваньском заводе TSMC. После прекращения отгрузок в Россию руководство активно занялось поиском отечественного производства. На данный момент рассматривается создание совместного предприятия с Ростелеком для производственных нужд компании.
Дефицит в отрасли и способы его минимизации
Наибольший дефицит отрасль машиностроения сейчас испытывает в микросхемах, однако причина не только в санкциях, но и в простоях, сокращениях мощностей китайских заводов-производителей из-за очередной вспышки коронавируса и экономическом давлении США.
На поставки повлияли и логистические коллапсы, нестабильность курсов валют.
Восстановить положительную докризисные показатели получится только с поиском новых поставщиков комплектующих.
Например, в нашем холдинге закупки импортных комплектующих до обострения геополитической обстановки распределялись так:
- 60% продукции из Китая (электроника, механика, детали для производства станков с системами ЧПУ);
- 15% — из Венгрии (фурнитура и комплектующие для производства станков металлообработки, сварочные и фрейзерные станки, а также оборудование и комплектующие для производства окон);
- 15% из Турции (запчасти для ремонта и обслуживания оборудования).
позволило избежать дефицита
Где применяются наши процессоры
Основным заказчиком и покупателем российских микропроцессоров являются государственные предприятия и организации. Чипы Эльбрус и Байкал важны для критической информационной инфраструктуры.
В последние годы на них переводили сервера, рабочие станции и терминалы госучреждений и компаний. Темпы импортозамещения были достаточно медленными и на данный момент в критической информационной инфраструктуре все равно преобладают решения от Intel и AMD, а в сфере хранения данных большинство используемого оборудования произведено компанией IBM.
Временная или полная остановка производства российских процессоров хоть и остановит импортозамещение в информационной инфраструктуре, но полностью не остановит эту сферу. Куда важнее сейчас импорт комплектующих для поддержания работоспособности и модернизации текущих узлов.
Важное машиностроение
Если автомобилями и поездами пользуются почти все, а об авиастроении и судостроении часто рассказывают по телевизору, то большая часть достижений российского машиностроения остается неизвестной обывателю. Возможно, зря – в этом тоже есть свои достижения.
Например, предприятие «Атоммаш» из Волгодонска – один из немногих в мире производителей оборудования для ядерных реакторов. Там производится корпус реактора, парогенераторы и другие агрегаты, причем в течение года возможно производство 8 комплектов оборудования. Реакторы ВВЭР-1200 и ВВЭР-ТОИ отправляются на экспорт в Белоруссию, Турцию и Индию.
Атомной энергетикой дело не заканчивается, в России есть несколько производителей энергетического оборудования:
- «Силовые машины» – производит совместно с Siemens энергоблоки для ТЭС и ГЭС, которые идут не только на российские энергетические объекты, но и за границу. В состав холдинга входит множество предприятий – это и «Электросила», и Ленинградский металлический завод, и Завод турбинных лопаток, и многое другое;
- Уральский турбинный завод – производит паровые и газовые турбины. Например, одна из разработок – самая мощная в мире теплофикационная турбина Т-295/335-23,5, мощности которой достаточно для обогрева 100 тысяч квартир;
- Ростех – госкорпорация, которая объединяет едва ли не все технологическое производство в России (700 организаций).
В России производятся двигатели разного назначения – авиационные, танковые, ракетные и другие, большая часть компаний входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Один из ключевых проектов – авиационный турбовентиляторный двигатель ПД-14, который может занять хорошее место на рынке. В серийное производство ПД-14 запустили только в марте 2020 года.
Двигатель ПД-14
Хорошие позиции можно найти и в других сферах машиностроения в России – например, Уральский завод тяжелого машиностроения производит шагающие экскаваторы, а Уральский приборостроительный завод – аппараты ИВЛ (что очень и очень востребовано в 2020-м).
Наконец, неплохие темпы производства взял завод «Ростсельмаш», который производит практически всю технику, которая нужна в сельскохозяйственном производстве (и параллельно скупает заводы по всему миру).
Сырье – основа экономики?
Все знают, что экономика России построена на нефти и газе. Конечно, не полностью, но именно колебания на мировых сырьевых рынках особенно сильно влияют на российскую экономику. Достаточно вспомнить декабрь 2014 года и март 2020-го, когда рубль без лишних вопросов падал вслед за ценами на нефть.
Россия добывает и экспортирует несколько сортов нефти – там есть и легкие (дорогие), и более тяжелые сернистые. К последним относится ключевой российский сорт нефти Urals – обычно она торгуется с некоторым дисконтом к североморскому маркерному сорту Brent, но в этом году картина была даже обратной, и Urals была на пару долларов дороже Brent.
Но не все завязано на самой нефти, в России есть сильная нефтепереработка, которая снабжает потребителей внутри страны и за границей нефтепродуктами. Например, если посмотреть на примерный ассортимент продукции компании «Лукойл», то перечень будет обширный:
- бензин и дизельное топливо класса Евро-5;
- сжиженный углеводородный газ (автогаз, который не КПГ и не СПГ);
- природный газ;
- битум, мазут, кокс;
- ассортимент моторных и трансмиссионных масел практически для любого вида транспорта;
- промышленные, индустриальные и другие масла и смазочно-охлаждающие жидкости;
- ассортимент нефтехимической промышленности – нитрил, винилацетат, полипропилен, полиэтилен, и т.д.
Все это и еще много чего другого производит только лишь одна (к тому же частная) компания в одной отрасли. Вообще же отраслей в добывающей промышленности много, и Россия производит много чего еще: уголь, руда, фосфаты, удобрения, каучук, фанера, целлюлоза, черные и цветные металлы, сплавы, ткани, целлюлоза и т.д.
Моторные масла Лукойл
Если говорить проще, то значительная часть сырья, которое используется в промышленном производстве в России, была добыта или произведена тоже внутри страны, а значительная часть всего этого еще и экспортируется.
Котлы на особом положении
Минпромторг готов смягчить требования по локализации производства промышленных котлов. Не все этапы их изготовления выполняются в России, это мешает производителям участвовать в госзакупках.
Свою инициативу Минпромторг воплотил в проекте постановления Правительства РФ и выложил для публичного обсуждения. Оно должно завершиться 13 июня.
В пояснительной записке к проекту проблема описывается так: для того чтобы продукция была признана российской, необходимо получить подтверждения отечественного происхождения сырья, комплектующих, материалов, производственных операций. За каждое подтверждение присваивается определённое количество баллов, по их итоговой сумме оценивается степень локализации продукции.
Однако не все стадии производства удалось локализовать. Так, сейчас при изготовлении поковок роторов, литья всех корпусных деталей паровых турбин в РФ осуществляется всего одна технологическая операция — финишная механическая обработка, говорится в пояснительной записке к документу Минпромторга. С 1 января 2026 года предполагается дополнить локализацию ещё двумя операциями: выплавкой стали (или чугуна) и предварительной механической обработкой.
Вывод авторов документа: в настоящий момент в России нет возможности в полном объёме выполнять все нужные технологические операции, поэтому «к указанной промышленной продукции применять балльную систему нецелесообразно». Авторы предлагают сделать исключение для промышленных котлов, прописав это в приложении к постановлению кабмина от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».
Когда эти операции научатся делать в России, можно отменить исключение, указывают в министерстве. Согласно документу, это должно произойти к 2026–2030 годам, в зависимости от вида продукции.
Где и как теперь производить российские процессоры
Самое технологичное производство в России на данный момент позволяет производить лишь чипы по 65 нм техпроцессу. Даже такие линии не способны полностью перекрыть потребности российских заводов и восполнить прекратившиеся отгрузки из Тайваня.
На данный момент ведется строительство нового производства НМ-Тех в Зеленограде, которое позволит выпускать чипы по 28 нм техпроцессу. Об этапах строительства и приблизительных сроках начала производства пока не сообщается.
Обанкротившееся предприятие «Ангстрем-Т» может быть восстановлено «НМ-Тех»
Были попытки у отечественных разработчиков найти других поставщиков, не поддерживающих введенные санкции. На данный момент в мире существует более 400 заводов по производству микропроцессоров. Однако, высокопроизводительные чипы 16 нм могут предложить лишь десять из них.
Масштабное производство по 5 нм техпроцессу освоили лишь TSMC, Samsung и Intel, но последние не принимают внешние контрактные заказы.
Получается, если речь идет об относительно мощном и современном оборудовании, альтернативы тайваньским или южно-корейским компаниям на данный момент нет.
В таких условиях российским производителям остается выпускать процессоры средней производительности и искать им применение в сферах без жестких требований к быстродействию. Им найдется применение в оборонной и авиакосмической сферах.
Пытаться создать конкурентную альтернативу для рынка мобильных гаджетов или высокопроизводительных решений, к сожалению, пока невозможно.
iPhones.ru
Ситуация сложная, но не безвыходная.
Рассказать
Концерн «Автоматика» начал поставлять в учебные заведения Пензы гравировально-фрезерные станки
В начале февраля 2021 года разработанный АО «ПО Электроприбор», входящим в Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех, гравировально-фрезезерный станок МГФН-01, был отправлен на опытную эксплуатацию в среднеобразовательную школу № 64 в Пензе. Станок используется для отработки программы обучения по специальностям гравировщик, фрезеровщик и фрезеровщик-универсал. По окончании тестового периода АО «ПО Электроприбор» планирует выпуск изделий в рамках Федеральной программы «Современная школа» национального проекта «Образование».
Гравировально-фрезерный станок с программным управлением (станок с ЧПУ)предназначен для выполнения операций фрезерования, сверления, гравировки и резки. Устройство осуществляет 2D/3D обработку таких материалов как цветные металлы, дерево, МДФ, фанера, пластик, воск и других.
В России возрождается станкостроение. ч. 2
Ну что ж, продолжим обзор российского станкостроения. Еще несколько производителей металлообрабатывающих станков из представленных на выставке «Металлообработка-2021».
8. Владимирский станкостроительный завод «Техника» представил малогабаритный 4-х координатный фрезерный центр МЦ-200, с горизонтальным шпинделем.
Стоит заметить что ВСЗ уже 80 лет, он был основан в 1935 году, и до сих пор продолжает работать. Его специализация — высокоточные станки. Между прочим, до сих пор я ничего об этом заводе не слышал, так что и для меня случаются открытия.
9. А это еще одно открытие. О компании Unimatic до сих пор не слышал ничего. Но если то что я не знал про ВСЗ — стыд мне, то тут всё объяснимо — компания Unimatic с момента своего основания не занималась производством станков, а оказывала инжиниринговые услуги и поставляла импортные станки. Но в 2019 году началось проектирование своего собственного завода по производству станочного оборудования и автоматизированных гибких производственных линий.
На выставке была представлен токарный обрабатывающий центр Unimatic MT65. Может закрасться сомнение, что это всего лишь отверточная сборка какого-то импортного станка.
Но это не так
Внимание на фото. Даже ЧПУ у станка российского производства
Таким образом, можно сказать, мы наблюдем рождение нового станкостроительного производства.
10. О сколько нам открытий чудных готовит посвященья дух. Эти слова Александра Сргеевича приходят мне в голову, когда я в третий раз встречаю абсолютно неизвестный мне бренд. И когда кто-то мне говорит что в России станки не производят, это смешно, если в стране есть производители, о которых даже я не знаю, хотя еще недавно думал что знаю всех.
И я бы прошел мимо, если бы этот станок с низвестным мне названием Axile, не стоял рядом с очевидно российским станком F.O.R.T.
Как оказалось Axile это тайваньская торговая марка крупного производителя станков Buffalo Machinery. Но что он делает на стенде Балтийской промышленной компании? А все просто
В 2017 году было создано совместное российско-тайваньское предприятие, 51% которого принадлежит «Балтийской Промышленной Компании» (БПК), а 49% — Buffalo Machinery. Производство тайваньских станков налажено на Сасовских заводах, которые входят в БПК. И это не отверточная сборка, локализация очень высокая, включая литейное производство. Кстати, для локализации тайваньских станков пришлось завод в Сасово значительно модернизировать.
11. А это уж бренд Microcut того же тайваньского производителя, но локализуемый в России. К сожалению выставка уже закрывалась, и я не успел узнать подробности.
Источник
Тяжелый горизонтально-расточной станок с ЧПУ 2А637 передан Заказчику.
Первая станкостроительная компания г. Челябинск передала в НПО «Реновационные технологии» г. Екатеринбург, модернизированный горизонтально-расточной станок модели 2А637
По типу классификации металлорежущих станков, станок 2А637 относится к тяжелому классу. Вес станка более 37тн, размер шпинделя 160мм, размер рабочего стола 1600×1800мм. Станок позволяет обрабатывать заготовки весом до 15тн.
Из особенностей: станок имеет пять независимых осей, современную систему числового управления фирмы Fanuc, прецизионные редуктора и датчики. Станок оборудован системой подачи и сбора СОЖ.
Проблемы отрасли
Кризис российского станкостроения, пик которого пришелся на 90-е годы прошлого столетия, имеет системный характер, а его причины во многом актуальны и сегодня. Разберем подробнее:
Технологическое отставание.
Производство станков и оборудования – сложный технологический процесс, обеспечение которого требует значительной материальной и кадровой основы
Кроме этого, важное значение имеет развитый спектр НИОКР
После распада СССР материальные ресурсы в развитие станкостроения практически не вкладывались. В этой связи технологии производства станков и оборудования в России во многом устарели.
Низкая конкурентоспособность.
Продукция отечественного станкостроения, как правило, менее технологична, чем зарубежная. Кроме этого, российские производители сталкиваются с высокими издержками, связанными с практически полным отсутствием государственного субсидирования и дешевых кредитов. В этой связи стоимость продукции отечественных производителей весьма высока.
Сужение рынков сбыта.
Болезненный переход к рыночной экономке привел ко значительному спаду всех отраслей народного хозяйства в стране. На этом фоне продукция российского станкостроения в период кризисных явлений 90-х годов оказалась невостребованной на внутреннем рынке. На внешних же она не смогла выдержать конкуренции с зарубежными производителями. Оживление, произошедшее в промышленности в 2000-е годы, затронуло станкостроение лишь отчасти, поскольку российские промышленники предпочитали работать на иностранном оборудовании. На данный момент доля соответствующего импорта также остается весьма высокой.
Транспорт на любой вкус
Российское автопроизводство – это не только АвтоВАЗ с его «Грантой» и «Вестой» и не только УАЗ с его «Буханкой». Уже более 90% новых автомобилей, которые продаются внутри России, внутри страны и произведены. Речь идет обо всех брендах и моделях – в России есть несколько мощных автозаводов, некоторые из которых были построены совсем недавно.
Только в Санкт-Петербурге есть 4 автомобильных завода (и еще 1 в области), они принадлежат Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors и Ford-Sollers. Всего же в России более 15 только крупных автомобильных заводов, на которых собирают практически все, на чем ездят россияне. Конечно, не все идет гладко – завод GM законсервирован, а Ford вообще официально ушел из России. Но, например, только в прошлом году в Тульской области был запущен завод китайского бренда Haval (Great Wall), в Калининграде собираются BMW, на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде – Volkswagen Jetta и Skoda Octavia, а в Москве – Renault Duster и Kaptur. Недалеко от Москвы построили завод Mercedes, где производят E-Class.
Haval F7 тульской сборки
Кстати, многие заводы давно освоили производство по полному циклу – это когда на заводе сваривают и красят кузова, или даже собирают двигатели.
Однако автомобилями дело не ограничивается, в России есть очень мощное железнодорожное производство. Например, в России производят магистральные и пассажирские локомотивы, электропоезда, вагоны, вспомогательные агрегаты.
Большая часть производства сосредоточена в нескольких компаниях:
- Трансмашхолдинг – производит магистральные грузовые электровозы (2ЭС5К, 2ЭС4К), пассажирские (двухсистемные ЭП20, работающие на переменном токе ЭП1М и на постоянном токе ЭП2К), магистральные тепловозы (2ТЭ25КМ) и пассажирские (ТЭП70БС), маневровые локомотивы (ТЭМ), электропоезда (ЭП2Д, ЭГ2ТВ – «Иволга»), рельсовые автобусы (РА-3), пассажирские вагоны всех классов, специальные вагоны и множество другой продукции;
- Синара – маневровые тепловозы (ТЭМ и ТГМ), грузовые электровозы постоянного и переменного тока (2ЭС10, 2ЭС7), электропоезда (ЭС2Г – «Ласточка»), разного рода путевую технику, автомотрисы, краны, другие специальные составы и дизельные двигатели;
- Уралвагонзавод – кроме собственно пассажирских и грузовых вагонов, производит отдельные элементы для них, а также широкий спектр военной техники.
То есть, железнодорожная техника в России практически вся российского производства (разве что кроме части составов «Сапсанов», которые были куплены у Siemens), и многое из этого идет на экспорт.
Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП20
С авиастроением ситуация чуть хуже, единственный полностью завершенный коммерческий проект – это SSJ-100, на который из-за аварии и ряда нештатных ситуаций есть нарекания (хотя заказы на эту модель еще есть). Но у Объединенной авиастроительной корпорации есть проект и на ближайшее будущее – это среднемагистральный МС-21, который пока выглядит достаточно перспективно.
Кроме того, российские авиастроительные предприятия выпускают военную и специальную воздушную технику, и многое другое.
Не менее масштабным является судостроение – в портфеле Объединенной судостроительной корпорации есть разные проекты. Это и буксиры, и танкеры, и ледоколы, и даже плавучая атомная электростанция. С переходом к политике импортозамещения российские судостроители начали получать больше государственных заказов (по сути, на заказах они, в основном, и держатся).
Новые системы ЧПУ для модернизации старого советского оборудования
Мы CNC2MILL, небольшая компания разработчиков из Санкт-Петербурга. Наша команда занимается разработкой и производством электроники с 2004 года, и имеет большой опыт и отличных специалистов.
Разработкой ЧПУ мы занялись в 2017 году, когда к нам попал первый станок на модернизацию. Посмотрев предложения на рынке на тот момент, мы выбрали ЧПУ систему от американского производителя. После установки нескольких похожих систем, мы поняли, что нам стоит разработать и произвести свое оборудование. В 2019 году нами была выпущена первая промышленная стойка ЧПУ на базе 990 форм фактора (моноблочное исполнение).
Портальные станки плазменной и газовой резки «Ультратерм» и «Ультракат» на выставке МашЭкспо Сибирь
Проектно-производственное предприятие «Спикомэнерго» (Барнаул) представило на международной выставке «МашЭкспо Сибирь 2021» в Новосибирске, станок собственного производства «Ультратерм MTRP-1530» в комплектации с суппортом под плазматрон, суппортом с газовым резаком, а также трубным устройством «Тьюбсист-325-3» (в базовой комплектации фигурная резка труб диаметром до 325 мм). Источник плазмы Hypertherm Powermax125. Также на суппорте установлен маркиратор для разметки металла для дальнейшей сверловки.
Также в экспозиции компании — бюджетный станок термической резки металла серии «Ультракат». Станок имеет облегченную конструкцию. Управление осуществляется посредством профессионального промышленного контроллера SPM-7, установленного на портале станка. Источник плазмы КЕДР MultiCUT-1200.
Портальная машина «Ультракат» прекрасное решение для малых предприятий с ограниченным бюджетом на покупку машины плазменной резки.
Что знают все – электроника и бытовая техника
Казалось бы, Россия и точная электроника – понятия несовместимые, по крайней мере, из потребительской электроники в стране не производится почти ничего. Частично это так и есть, большая часть компьютерной техники приходит в Россию из Китая, но собственное производство все же есть. Например, это разработка и производство процессоров «Байкал» и «Эльбрус», а также другие производства.
Например, в России есть несколько крупных предприятий, которые производят разного рода электронику:
- НПО «ЦТС» – контрактное производство электроники в Калининграде. Там выпускают 2% от мирового объема производства телевизионных приставок для цифрового ТВ (большая часть приставок «Триколор» в домах россиян произведена именно там);
- «Резонит» – контрактный производитель печатных плат, включая монтаж элементов. Производство постоянно расширяется, уже есть 3 площадки и строится четвертая;
- А-Контракт – проектирует и изготавливает печатные платы любого вида, включая монтаж компонентов и установку в корпус устройства;
- СтарЛайн – очень известный производитель систем сигнализации, недавно тоже занялся контрактным производством и построил производственный комплекс полного цикла в Ленинградской области;
- «Промсвязь» из Екатеринбурга – тоже контрактное производство, там готовы произвести даже кабели и шлейфы, выполняют токарные и фрезерные работы;
- «Орбита I» – принадлежащее шведской компании производство в Калининградской области, есть и автоматическая печать плат, и нестандартная ручная сборка.
По сути, эти производители готовы освоить выпуск практически чего угодно – они работают как контрактные производители. Например, один из заводов – «Телебалт» в Калининграде – производит телевизоры ведущих мировых брендов, недавно там начали выпускать телевизоры Xiaomi (которая изначально китайская компания, но производство в России оказалось выгоднее).
Xiaomi Mi TV 4S
Но есть и менее известные компании, продукцией которых пользуются клиенты по всей России. Например, не самая популярная отрасль кухонной техники насчитывает сразу несколько крупных предприятий:
- ELIKOR – производит кухонные вытяжки по итальянским технологиям. Ассортимент насчитывает уже сотни моделей, а каждый год предприятие в Калуге выпускает до 500 тысяч вытяжек (вероятно, закрывая этим объемом практически весь рынок);
- Darina – известный бренд кухонных плит и встроенной техники. Принадлежит это все компании «Газпром бытовые системы», а завод в Пермском крае построила немецкая фирма;
- Пензенское ПО ЭВТ – производит технику под брендами De luxe и Electronicsdeluxe. Производство серьезное – там и сварочное, и литейное, и пластмассовое производства, обработка стекла и штамповка деталей;
- мотозавод «Аксион» в Ижевске – кроме автокомпонентов и медицинского оборудования выпускает бытовую технику, включая фены, блендеры, кофемолки, сушилки и т.д. Непосредственно на заводе разработали свои модели мясорубок и соковыжималок, которые отличаются высоким качеством;
- «Лысьва» – производство газовых и электроплит более чем 50 моделей. Инновационных моделей нет, но большинство ассортимента – проверенная временем техника за умеренные деньги;
- Алтайский приборостроительный завод «Ротор» из Барнаула – кроме продукции для ОПК выпускает мясорубки, сушилки, товары для автомобилистов, и т.д. под брендами «Ротор» и «Катунь»;
- Златоустовский машиностроительный завод – выпускает не только стрелковое оружие, но и плиты под брендом «Мечта». Работает в бюджетном сегменте, плитами занимается с 1967 года.
И это лишь очень небольшая часть того, что производится в России из техники. По сути, любой габаритный и тяжелый предмет техники будет производиться внутри России – иначе его будет просто невыгодно ввозить из-за высоких таможенных пошлин. Возможно, именно такая политика сделала возможным развитие российского производства бытовой техники.
Заключение на каждый болт и каждую трубу
Фото: РИА Новости
Чтобы продукция считалась отечественной, она должна быть внесена в Реестр российской промышленной продукции. Его ведёт Минпромторг, основываясь на 719-м постановлении Правительства РФ.
Проблемы с подтверждением отечественного происхождения есть у многих производителей. Доказывать свою «отечественность» нужно, прежде всего, для участия в госзакупках: по одним позициям российские товары получают приоритет при определении результатов торгов, по другим к тендерам допускаются только отечественные производители. Кроме того, предприятия с полным циклом производства охотнее поддерживает государство с помощью разнообразных программ.
СПРАВКА MASHNEWS:Чтобы попасть в реестр Минпромторга, нужно получить от министерства заключение, подтверждающее российское происхождение товара. Для этого необходимо предоставить либо акт экспертизы о соответствии продукции требованиям включения в реестр, либо сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Оба документа выдаёт Торгово-промышленная палата РФ (и её региональные представительства).
Балльная оценка локализации была введена ещё в 2019 году. Но в 2022-м методика определения степени локализации изменилась: новые Методические рекомендации по подтверждению производства промышленной продукции на территории РФ, разработанные Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП), были утверждены в июне 2022 года и начали действовать с 1 июля. В декабре ТПП сообщила, что новые подтверждения о локализации будут действовать не год, а три.
Полученные ранее сертификаты работали до 31 марта. Когда производители отправились их продлевать, оказалось, что процедура значительно усложнилась, говорит Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» (разработчик и интегратор судовых и корабельных радионавигационных систем). Теперь требуется предоставлять отдельные заключения на компоненты, составляющие оборудование судовых систем.
По его словам, производители тратят на оформление документов по полгода и больше.
Аналогичные проблемы возникли и в других отраслях. Например, производители радиоэлектроники, для которых балльную систему оценки локализации ввели в сентябре 2022 года, два месяца назад тоже пожаловались в Минпромторг, что не могут попасть в реестр по новым правилам.
Раньше отечественной признавали такую радиоэлектронную продукцию, в составе которой стоимость российских компонентов была выше, чем иностранных. Теперь в ТПП образовалась очередь из тысяч заявок от производителей и поставщиков.