Фгос

Образовательные стандарты и образовательные программы

Деятельностный метод обучения

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 

Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

Мнения профессиональных педагогов относительно ФГОС

Многие специалисты в сфере образования высказали свое негативное мнение относительно новых образовательных стандартов:

  • Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, входящий в совет Минобрнауки по ФГОС считает, что образовательные стандарты, которые предлагает Минобрнауки для начальной (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), потеряли актуальность с точки зрения современной экономической науки. То есть, попросту устарели. По его мнению, ярко прослеживается небрежность написания ФГОС по изучению истории. Свое мнение ректор Высшей школы экономики изложил в письме министру образования и науки. Ключевая мысль письма – проект нуждается в тщательной доработке;
  • Порядка 500 учителей литературы, преподавателей ВУЗов и других специалистов выступили с критикой проекта. Гильдия словесников (ее основателями была ассоциация филологов) выступила с требованием отказаться от жесткого распределения по годам обучения художественных произведений, а также невариативного списка литературы, предложенных ФГОС. Гильдия считает, что ФГОС «…перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия…»;
  • Директор федерального института развития образования Александр Асмолов считает, что новые ФГОС – не что иное, как «стандарты юрского периода».

Что такое ФГОС и какой он бывает?

Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!

ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.

А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:

  • ФГОС ДО – дошкольное образование;
  • ФГОС НОО – начальное общее образование;
  • ФГОС ООО – основное общее образование;
  • ФГОС  СОО – среднее общее образование;

и так далее вплоть до ВУЗов.

Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.

Кто придумывает ФГОС

Правила утверждения и изменения ФГОС установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 №434. Министерство просвещения занимается разработкой ФГОС основного общего и среднего образований, а Министерство науки — высшего образования.

Для создания и изменения ФГОС Минпросвещения создает совет Министерства просвещения Российской Федерации по ФГОС. Туда входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.

Минпросвещения за месяц до даты заседания советов, на которых планируется рассмотреть соответствующие проекты стандартов, размещает их на сайте для информирования общественности. А ещё организует проведение независимой экспертизы. По результатам рассмотрения совет утверждает, отклоняет или дорабатывает проект стандарта.

Как происходит обновление ФГОС

В настоящее время в России работают ФГОС, так называемого, второго поколения. Эти государственные стандарты разрабатывались с 2009 по 2012 год. Основной акцент ФГОС сделан на развитие универсальных учебных умений. Проще говоря, на способности самостоятельно добывать необходимую информацию, используя общение с людьми и технологии. Внеурочной и проектной деятельности уделяется много внимания.

Предполагается, что учащиеся, которые получают знания по ФГОС, должны быть законопослушными, любить свою Родину, проявлять толерантность, стремиться к спорту и здоровому образу жизни.

Неплохие планы и лозунги. Но сколько критики обрушивается на действующие сегодня ФГОС: и формулировки расплывчатые, и язык бюрократический, и то, что привычные «знания» подменяются какими-то «компетенциями» и масса других недовольств.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

ФГОС третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход затрагивает все уровни школы.

Ключевая установка стандарта

На что направлен ФГОС? Что такое ключевая установка данного документа? Суть его состоит в поддержке разнообразия детства путем создания условий социальной ситуации детей и взрослых.

Что такое ФГОС в детском саду? Расшифровка данного термина дана ранее. Из нее следует, что дошкольное образование предполагает определенные цели:

  • обеспечение со стороны государства равных возможностей для каждого малыша на получение качественного дошкольного образования;
  • гарантии со стороны государства уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • сохранение одного образовательного пространства во всем дошкольном образовании страны.

Требования стандарта к начальному общему образованию

В перечне требований всего три пункта:

  1. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
  2. Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.

Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.

Основные положения ФГОС

Определение 1

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных для выполнения требований к образованию на определенном уровне, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовых актов.

ФГОС закреплен на законодательном уровне в ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В ст. 7 Закона РФ «Об образовании» выделены следующие наиболее значимые особенности законодательного определения места и роли ФГОС в образовании:

  • в РФ установлены государственные образовательные стандарты, которые состоят из федерального и регионального компонентов, а также компонента образовательного учреждения. РФ, представленная федеральными органами государственной власти, установила обязательный для изучения содержательный минимум основных образовательных программ, а также максимально допустимый объем учебной нагрузки учеников, требования к подготовке выпускников школ;
  • реализуя образовательные программы в отношении учащихся с отклонениями в развитии можно установить специальные государственные образовательные стандарты;
  • порядок разработки, утверждение и введение ГОСов определяет Правительство РФ, за исключением случаев, закрепленных в законах;
  • основные положения ГОСов, порядок их разработки и утверждение установлены федеральным законом;
  • ГОСы утверждаются не реже одного раза в 10 лет;
  • ГОСы – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, вне зависимости от формы получения образования.

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования и отельных категорий детей разработан свой федеральный государственный образовательный стандарт:

  • ФГОС дошкольного образования,
  • ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10–11 классы),
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью,
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
  • ФГОС среднего профессионального образования,
  • ФГОС бакалавриата,
  • ФГОС специалитета,
  • ФГОС магистратуры,
  • ФГОС аспирантуры,
  • ФГОС ординатуры,
  • ФГОС ассистентуры-стажировки.

Всего 13 видов. Познакомиться с актуальными версиями первых четырёх можно на официальном сайте, с остальными — здесь.

<<Перелинковка>>

Педагогические советы ФГОС: для чего они создаются

Педагогический совет (педсовет) – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления, состоящий из работников педагогического состава. Это консилиум профессиональных педагогов по вопросам образования. В период внедрения ФГОС проблема повышения качества образования стоит довольно остро, поэтому на педагогических советах решается множество актуальных вопросов.

В условиях введения новых ФГОС назревает необходимость организации педагогических советов в формате, предоставляющем каждому педагогу возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство, проявить индивидуальность, принять участие в совместной мыслительной деятельности, направленной на организацию работы школы ( другого образовательного учреждения) и повышение качества педагогического процесса. Педсовет занимается рассмотрением и решением основных вопросов учебно-воспитательной работы учебного заведения.

Одной из основных целей педагогических советов в 2019 году является обеспечение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО. Чтобы данная цель была воплощена в жизнь, педагогический коллектив должен решить задачу по обеспечению реализации ФГОС на этапе начального образования и осуществлению планомерного перехода к освоению новых стандартов в основной школе.

Зачем понадобилось менять ФГОС

Единый стандарт общего образования хотели разработать и применить уже в 2022 году. Но из-за пандемии все затянулось. Министерство просвещения обещает подготовить законопроект о едином стандарте федеральных общеобразовательных программ (ФООП) уже к началу 2023 года. Так что дети в новом учебном году будут учиться по-другому.

Почему понадобилось менять эти стандарты? Дело в том, что в старых ФГОСах формулировки достаточно размытые, там не было конкретики и они были очень усредненные и общие. Например, по математике там были такие требования к предмету и учащемуся: «школьник должен владеть основами математических знаний». Согласитесь, написано очень размыто.

В новых стандартах все будет прописано четко и подробно. Например, все по той же математике в новом учебном году будут написаны определенные задачи: «знать теорему Пифагора и уметь решать с помощью нее задачи».

В частных школах тоже будет действовать единый стандарт общего образования.

ФГОС высшего образования и СПО: как они развивались и за что их критикуют

Стандарты для высшего и среднего профессионального образования  разработали значительно раньше, чем для школы, и менялись они чаще:

  • Первые ГОС ВПО были приняты в 1994–1996 годах.
  • Уже в 1999–2001 годах появилась следующая версия — ГОС ВПО второго поколения.
  • ФГОС третьего поколения для высшего образования ввели в 2007–2012 годах.
  • Уже в 2013–2016 годах их обновили в связи с принятием нового закона «Об образовании» (ФГОС3+).
  • С 2017 года — из-за того, что появилось требование учитывать в образовательных стандартах профессиональные стандарты, — ФГОС начали обновлять повторно (ФГОС3++, но лишь малая часть из них уже приняты).

Получается, что в высшем образовании стандарты — а вслед за ними и всю учебно-методическую документацию — переписывают каждые несколько лет. Одно это создаёт большую бюрократическую нагрузку на вузы, что признал, например, на обсуждении новой системы высшего образования профильный министр Валерий Фальков.

При этом стандартов в высшем образовании, естественно, гораздо больше, чем для школы, ведь у каждого направления подготовки свой ФГОС. Сейчас действует около 720 стандартов для бакалавриата, специалитета и магистратуры, не считая аспирантуры, ординатуры, ассистентуры.

Что же меняется в этих ФГОС каждые несколько лет?

Наиболее радикальные изменения, по оценке научного сотрудника лаборатории образовательного права Высшей школы экономики Надежды Княгининой, произошли с принятием третьего поколения ФГОС для высшего образования, после поправок в закон «Об образовании» 2007 года.

Ключевыми тогда были два новшества:

  • Стандарты стали регулировать структуру образовательных программ вместо их содержания.
  • Вместо требований к уровню подготовки выпускников ввели такое понятие, как результаты освоения программ.

С этого момента во ФГОС высшего образования появилась система компетенций: общекультурных (в последних версиях — универсальных) и профессиональных (сейчас всё чаще заменяется ссылкой на профессиональные стандарты). Из требований к содержанию программ остались только обязательные дисциплины — но не профильные, а общие, такие как история, философия, иностранный язык.


Фото: M_Agency / Shutterstock

Всё больше, отмечает Княгинина, в каждом новом поколении ФГОС становится требований к материально-техническим и кадровым условиям: сколько преподавателей должны иметь учёную степень, какое оборудование необходимо вузу, какие электронные системы нужно использовать.

При этом, как показано в другом исследовании лаборатории образовательного права, подавляющее большинство требований ФГОС слишком абстрактны или дублируют положения действующих законов. Например, указывается, что в вузе должны быть аудитории для лекционных и семинарских занятий, но не говорится, что именно в этих аудиториях должно быть. Иначе говоря, нет никакого требования, которое можно было бы проверить.

В других случаях требования вполне чёткие, но неизвестно, чем они обусловлены. Например, почему заданы разные ограничения по доле штатных работников среди преподавателей? По большинству направлений подготовки бакалавриата порог составляет не менее 50%, а по «Информационной безопасности» — 65%. И таких, по мнению специалистов ВШЭ, волюнтаристских требований в стандартах много.

Похожая история частых изменений — у образовательных стандартов среднего специального образования (СПО). Очередную реформу они проходят прямо сейчас вместе со всей системой среднего профессионального образования.

Кто занимается разработкой стандартов образования

Каждое поколение стандартов разрабатывается на основе соответствующих правил, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Новые регламентирующие документы либо дополняют, либо полностью отменяют предыдущую редакцию правил. 

Контролирующим органом выступает Минобрнауки РФ. Пересмотр старых и создание новых стандартов происходит под покровительством Российской академии образования (РАО). Для работы привлекаются известные научные деятели из самого РАО, а также РАН, которые управляют 17 группами разработчиков. 

После составления проектов правил и их размещения в общем доступе на сайтах ведомств для оценки привлекаются независимые эксперты. Они дают заключение в течение 15 дней с момента публикации. В качестве корректировок могут быть приняты замечания не только экспертов, но и простых граждан. Далее проекты вместе с комментариями рассматриваются на заседаниях Минобрнауки РФ, где им присваивается статус готовности, необходимости отправки на доработку или отклонения. 

Готовый свод стандартов утверждается на законодательном уровне и поступает в распоряжение образовательных учреждений. 

Что такое ФГОС

ФГОС — это Федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. 

<<Перелинковка>>

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Их основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также делают возможной преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и умениями, которым обучают в начальной школе. 

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под это требование подпадают не только государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются Федеральному закону «Об образовании». 

<<Форма демодоступа>>

Что изменится в стандартах образования для вузов в 2022 году

Изменения во ФГОС, приказ о внедрении которых уже подписан, вступят в силу с осени текущего года. Большинство правок коснется общего (школьного) образования. Например, детям, учителям и родителям станут официально доступны электронные ресурсы для взаимодействия и поиска информации, из состава обязательных дисциплин исключат второй иностранный язык. 

Что же касается вузов, то кардинальных изменений не будет. Минобрнауки РФ утвердило некоторые правки в уже имеющиеся стандарты. Они относятся к содержанию программ обучения по определенным специальностям, а именно:

  • Меняется требование к изучению предмета «История России» для студентов как бакалавриата, так и специалитета. Сюда же относится пункт о количестве часов и соответствующей оплате труда преподавателей.
  • В блок дисциплин для бакалавров добавлено обязательное изучение ОБЖ, иностранного языка и философии.
  • Перечень специализаций пополнили новые направления – рентгенология, судебно-медицинская экспертиза, неонатология, гематология, гериатрия, инфекционные болезни и сердечно-сосудистая хирургия.
  • Ординаторы смогут проходить обучение только в специализированных профорганизациях – вузах, научных учреждениях и т. д.
  • С 80 до 60 % сократилось количество педагогов, привлекаемых к образовательным программам в магистратуре по ряду специальностей транспортно-технологической сферы.

Все перечисленные изменения вступят в силу с нового учебного года и будут действовать до будущих распоряжений. 

Что означает государственный образовательный стандарт высшего образования

Стандарты в нашей стране введены для различных сфер деятельности: ГОСТ – для продуктов питания и производства товаров, СНиП – для строительства и ремонтно-отделочных работ и т. д. Для высшего образования ФГОС имеют фундаментальное значение.

Во-первых, общие принципы необходимы для определения критериев специалиста, которым студент станет после выпуска. В описании любой специализации перечислены компетенции, которыми студент овладеет за время обучения. При этом большую роль играет разнообразие дисциплин и длительность курса в часовом измерении. Таким образом, вводимые в обиход стандарты обеспечивают коммуникацию между преподавателями, студентами и работодателями. Каждый из перечисленных участников процесса понимает суть профессии, навыки, которыми обладает выпускник, и сферу деятельности, где эта специализация может быть применена. 

  • Во-вторых, стандартизация дает возможность контролирующим органам выработать оценочную базу – набор инструментов для проверки и маркеров для определения качественных показателей. С помощью общепринятых характеристик специалисты госконтроля проверяют, насколько образовательная программа и само учреждение соответствует установленным стандартам, может ли оно получить лицензию или аккредитацию.
  • В-третьих, помимо оценки функциональности вуза, российский стандарт образования дает возможность оценить необходимость и целесообразность распределения финансового обеспечения. Однако для получения финансирования применяются несколько другие инструменты расчета, например количество студентов и необходимость материального обеспечения образовательного процесса. Распределение денежных потоков между вузами происходит на конкурсной основе. Именно для участия в подобном конкурсе требуется государственная аккредитация по ФГОС.

Лицензированный вуз должен следовать инструкциям ФГОС не только в учебном плане и содержании методического материала, но и при оснащении зон общего пользования оборудованием, мебелью, новинками ИТ и т. д.

Зачем нужны ФГОС

ФГОС в России применяются с 2004 года для улучшения образовательной системы. Также они помогают ученикам эффективнее осваивать программы. 

ФГОС обеспечивают:

Единство образовательного пространства Российской Федерации

Это значит, где бы ни жил ребёнок — в Москве, Калининграде или Владивостоке — он везде будет получать примерно одинаковые знания.

Преемственность основных образовательных программ

Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице. 

Вариативность содержания образовательных программ

Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.

ФГОС — это основа всех основных образовательных программ.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом,  это фундамент образовательного процесса.

<<Форма демодоступа>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: