Новая конструкция бюджетных правил. что это означает и как повлияет на рубль

Новая конструкция бюджетных правил. что это означает и как повлияет на рубль

Бюджетное правило в России простыми словами

Какое бюджетное правило действует в России? Существенную часть российского бюджета составляют доходы от нефтегазовой отрасли — это поступление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на прибыль нефтегазовых компаний, налога на добавленную стоимость (НДС) с продажи продуктов переработки углеводородного сырья, акцизного сбора с продажи топлива, экспортных пошлин. Доля совокупных нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляет, в среднем, 30-40%, а в товарном экспорте — 45-60%, в зависимости от года и сформировавшихся цен.

Таким образом, российский бюджет очень сильно зависит от цен на углеводородное сырье, и чтобы эту зависимость снизить, было введено бюджетное правило.

Суть бюджетного правила в России заключается в том, что ежегодно в бюджет закладывается цена отсечения нефти российской марки URALS, от которой зависят действия с доходами, получаемыми от реализации углеводородного сырья. Если биржевая цена нефти превышает цену отсечения — то разница доходов между ценой продажи и ценой отсечения отправляется на покупку валюты, а в бюджет поступает меньше доходов. А если биржевая цена нефти ниже цены отсечения — наоборот, накопленные валютные резервы на разницу между ценой продажи и ценой отсечения продаются и недостающая часть доходов зачисляется в бюджет.

Разработчиком этого бюджетного правила является МВФ.

В качестве стабилизационного фонда, в который зачисляется купленная валюта, и из которого она, в случае необходимости, продается, в России сейчас используется Фонд Национального Благосостояния. Поручения на покупку и продажу валюты ФНБ в рамках бюджетного правила дает Минфин России, а исполняет их Центральный банк. Покупка валюты ЦБ в рамках бюджетного правила происходит на внутреннем российском рынке и оказывает существенное влияние на валютные курсы (когда закупается большой объем валюты за рубли — курс этой валюты растет, а курс рубля, соответственно, падает).

Впервые бюджетное правило в России начало использоваться в 2004 году, когда был создан Стабилизационный фонд РФ. В 2008 году этот фонд был разделен на два: Резервный фонд и Фонд Национального Благосостояния. В 2018 году Резервный фонд был ликвидирован и остался только ФНБ, который используется при выполнении бюджетного правила в настоящий момент.

В 2015 году применение бюджетного правила в России было приостановлено, и возобновлено в 2018 году в том виде, в котором оно используется по сей день. Параметры использования бюджетного правила (цена отсечения, предельный объем резервов и др.) тоже периодически менялись.

В 2022 году цена отсечения нефти URALS, заложенная в бюджете, составляет 44,2 доллара за баррель, а предельный объем ФНБ повышен до 10% от ВВП (ранее он составлял 7%).

Бюджетное правило РФ 2023: особенности и влияние на экономику

Бюджетное правило РФ 2023 — это механизм, который устанавливает ограничения на уровень дефицита федерального бюджета. Главная его особенность заключается в том, что правило предполагает сохранение стабильности финансовой системы в периоды экономического кризиса.

Согласно бюджетному правилу, максимальный дефицит не должен превышать 2% от ВВП РФ. При превышении установленного уровня, правительство обязано разработать меры для его уменьшения. Таким образом, бюджетное правило РФ 2023 помогает контролировать расходы государства, что обеспечивает стабильность финансовой системы.

Влияние бюджетного правила на экономику РФ заключается в том, что оно обеспечивает сохранение финансовой устойчивости государства и предотвращает возможные последствия экономических кризисов. Также это правило стимулирует развитие экономики, так как ограничивает уровень долга и способствует развитию инвестиционной привлекательности страны.

  • Бюджетное правило РФ 2023 не только контролирует государственные расходы, но также позволяет прогнозировать и планировать бюджетные доходы.
  • В перспективе, это правило сможет объединить бюджетные и налоговые политики государства.
  • Бюджетное правило РФ 2023 является стабильным механизмом, который обеспечивает сохранение финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности страны.

Бюджетное правило РФ 2023 — важный инструмент, который позволяет контролировать расходы государства и обеспечивать экономическую стабильность страны. Внедрение этого правила повышает уровень доверия к финансовому сектору и укрепляет позиции России на международной арене.

История бюджетного правила в России

За четыре года работы Стабилизационный фонд накопил 11,4% ВВП и затем был расформирован. Функции Стабфонда взял на себя Резервный фонд, а ФНБ был предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и балансирования бюджета.

С этого началось применение второй версии бюджетного правила. В новой редакции оно предполагало привязку не к мировым ценам на нефть, а к проценту от ВВП. Правда, большинство положений бюджетного правила так и не было применено из-за мирового кризиса, в это время нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.

В 2013 году появилась третья версия бюджетного правила. Она была идентична первой, но учитывала все предыдущие ошибки и циклические колебания в экономике. Спустя год, в 2014-м, цены на нефть стали падать, волатильность на нефтяном рынке привела к ужесточению бюджетного правила, а потом и вовсе к переходу на «ручное» управление бюджетом. К 2017 году накопленные благодаря бюджетному правилу средства были полностью израсходованы. 

Бюджетное правило сегодня

С 2018 г. начала действовать норма, по которой в резервы направляются все дополнительные доходы, полученные при цене на нефть свыше $40 за баррель. Каждый год эта сумма индексируется. В 2019 г. планка составила $41,6. Ниже представлена динамика котировок за год.

При этом фонд национального благосостояния должен наполняться до тех пор, пока его размер не составит 7% от ВВП. Только после этого власти могут направлять средства на инвестиции.

В конце III кв. 2019 г. была накоплена сумма в 8,17 трлн руб. К 2022 г. прогнозируется рост до 16,2 трлн руб. при условии, что средства не будут расходоваться.

Пояснительная записка к бюджету 2020 г. показывает, что в текущем году ФНБ превысит установленную отметку на 1,5 трлн руб. А это значит, что есть возможность направить часть денег на другие нужды. В конце 2019 г. стало известно, что излишки в размере 1 трлн руб. планируется вложить большей частью в иностранные бумаги или выдать в качестве кредитов другим странам. В период с 15.01 по 06.02 Минфин планирует ежедневно закупать доллары на 21 млрд руб. На инвестиции внутри России, вероятнее всего, будет направлено не более 300 млрд руб. Предполагается, что это увеличит ВВП на 0,19 п.п. Планы по выделению из резерва денег на социальные нужды озвучены не были.

Противники указывают на негативное влияние бюджетного правила на экономику. Они считают, что инвестиции в ее развитие сегодня станут лучшей защитой в кризис, чем суммы на счетах ЦБ. Кроме того, расходование резервов, по их мнению, стало бы лучшей альтернативой повышению налоговой нагрузки населения.

В чем суть нового бюджетного правила

В начале 2022 года, после начала боевых действий и введения санкций, стабильность рубля была резко нарушена (вспомним доллар по 120), а большая часть резервов России оказалась заморожена. Действие бюджетного правила на время приостановили.

С 13 января 2023 года по новому правилу из состава ФНБ исключили все валюты так называемых недружественных стран. Сейчас фонд состоит на 40 % из золота и на 60 % из юаней. Также, по новому правилу, Минфин ежемесячно рассчитывает базовый уровень нефтегазовых доходов, а не просто опирается на цену барреля, как было ранее.

В остальном принцип остался тот же.

По прогнозам Минфина, в 2023-2025 годах нефтегазовые доходы будут ежегодно приносить по 8 трлн рублей. В 2023 году ожидаются 939 млрд рублей дополнительных доходов. Однако уже в январе оказалось, что ожидания не совпадают с реальностью и бюджет уже недополучил 54,5 млрд рублей.

В результате с 13 января по 6 февраля ЦБ распродавал юани из резервов на десятки миллиардов рублей. Февраль также оказался ниже прогнозов и ЦБ снова пришлось с 7 февраля по 6 марта продавать юани. В марте бюджет недополучил 132,1 млрд рублей нефтегазовых доходов, и ЦБ с 7 марта по 6 апреля снова продал валюты на 119,8 млрд рублей.

Кому выгодно бюджетное правило?

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать выводы о том, кому выгодно бюджетное правило в России, и кому оно, наоборот, не выгодно.

Выгоду от бюджетного правила получают:

  1. Компании-экспортеры углеводородного сырья. Потому что они получают выручку в валюте, а расходы несут в рублях. Соответственно, ослабление курса рубля при высоких ценах на сырье для них очень выгодно.
  2. Государство. Потому что Россия — экспортоориентированное государство, и большую часть бюджетных доходов получает от экспортных операций в пересчете с курса доллара и других валют, а большую часть расходов несет в рублях. Поэтому ослабление курса рубля для него тоже выгодно.

Ну а для населения использование бюджетного правила носит скорее негативный характер, потому что оно негативно влияет на экономический рост (а это рабочие места, уровень зарплат) и курс рубля (а это уровень цен).

Теперь вы знаете, что такое бюджетное правило в России, как происходит покупка валюты ЦБ и Минфином в рамках бюджетного правила, в чем его преимущества и недостатки для государства и его граждан.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность! До новых встреч!

Оценить:

Кто выступает за и против введения бюджетного правила РФ?

Поддерживающие введение бюджетного правила

  • Министерство финансов РФ
  • Центральный банк РФ
  • Экономисты, признающие необходимость строгого контроля государственных расходов и ограничения дефицита бюджета

Выступающие против введения бюджетного правила

  • Политики, считающие, что бюджетное правило сократит социальные расходы и затруднит решение текущих экономических проблем
  • Экономисты, утверждающие, что бюджетное правило может ограничить экономический рост и инфляцию, а также не учитывает неравномерность доходов и расходов государства в разных регионах
  • Также критики вводят волнения в связи с тем, что ненадлежащее использование госдолга может негативно сказаться на национальной экономике и вызвать дополнительные проблемы.

Особенности бюджетного правила РФ в 2023 году

Рост лимита бюджетного дефицита – этот показатель вырастет до 2,8% от валового внутреннего продукта РФ.

Отсутствие корректировки лимита до 2026 года. Сейчас ежегодно правительство России должно устанавливать лимит бюджетного дефицита отдельно. Однако, с новыми положениями правила, это нужно будет сделать всего один раз – в 2023 году. Лимит будет действовать на протяжении трех лет, несмотря на изменение общей экономической ситуации в стране и за ее пределами.

Фиксированность расходных обязательств – при превышении расходных обязательств правительством России более чем на 2% от ВВП, оно должно будет возвращать этот долг за три года. На ряде краев этот критерий уже существует в их бюджетной политике.

Сокращение расходной части бюджета. Сейчас Россия потратит больше средств на решение социальных проблем, чем на экономические. Однако, с новым бюджетным правилом, это распределение инвертируется – уделяться будет больше внимания экономической ситуации в стране и на ее рынках.

Уход от индексации пенсий – в ближайшие годы процесс индексации пенсий будет отменен и только в 2023 году будет осуществлена частичная компенсация. Это позволит распределить больше средств на социальные нужды в других сферах – медицине, образовании и т.д.

Увеличение госдолга. Правительство России прогнозирует рост госдолга до 18,3% от ВВП. Однако, этот показатель будет оставаться в пределах установленного лимита и не будет угрожать экономической стабильности страны.

Что такое бюджетное правило?

Простыми словами, это определенная последовательность финансовых действий, которые совершаются при наступлении определенных событий. Его можно описать конструкцией «если (условие), то (действие)».

Бюджетные правила используются для обеспечения финансовой стабильности бюджетов стран и сдерживания чрезмерного роста бюджетных трат в случае наступления неблагоприятных событий для экономики. Чаще всего такие правила применяют в странах с сырьевой экономикой, чьи бюджеты имеют высокую зависимость от цен на энергоносители или другие природные ресурсы.

Общий принцип работы бюджетного правила следующий. В стране создается некий стабилизационный фонд, который наполняется при высоких ценах на экспортируемое страной сырье, когда доходы бюджета высокие, и используется при низких ценах на это сырье, когда доходы бюджета, соответственно, низкие.

Это позволяет при падении цен на экспортируемое сырье и снижении поступлений в бюджет, какое-то время «питать» экономику ранее накопленными средствами стабилизационного фонда, не прибегая к наращиванию внешнего и внутреннего долга. То есть, цели введения бюджетного правила вполне благие.

Бюджетные правила в том или ином виде используются в разных странах мира, преимущественно — с сырьевым характером экономики, в том числе, и в России.

Каким будет курс рубля с учетом нового бюджетного правила

Бюджетное правило обеспечивает не только стабильность государственного бюджета, но и способствует снижению зависимости курса национальной валюты от цен на нефть. Этот эффект отлично прослеживается на графике с динамикой цен за баррель нефти Urals и курсом рубля к доллару. 

Может ли влиять покупка/продажа юаня на курс рубля к доллару/евро? Да, как отмечают эксперты, косвенное влияние такие операции точно смогут оказывать. Несмотря на то что Минфин и ЦБ перешли к работе только с дружественными валютами, кросс-курс юаня к доллару низковолатилен. Поэтому продажи/покупки юаня потенциально способны стабилизировать колебания рубля по отношению к твердым валютам. 

Эксперты российских и международных банков и брокеров расходятся во мнении о том, как сильно новое бюджетное правило будет способствовать укреплению рубля. 

Прогнозы компаний по курсу рубля к юаню и доллару после перезапуска бюджетного правила

Компания
Прогноз по курсу юаня

Прогноз по курсу доллара
Финам В конце января курс опустится до 9,6–9,8 ₽ Курс доллара в конце января может постепенно снижаться до 65–68 ₽. Однако нельзя забывать, что определяющим фактором для валютного рынка является все же фундаментальная ситуация с притоком свежей валюты на биржу от местных экспортеров
БКС Мир инвестиций Курс в моменте может упасть ниже 10 ₽ Курс в среднесрочной перспективе может быть около 70 ₽ с риском локального падения до 67,5 ₽
ПСБ Средний курс пары юань/рубль в первом квартале составит около 9,9 ₽, однако на пике эффекта от интервенций по продаже китайской валюты (вероятно, в феврале) рубль локально может достигать и более крепких уровней Средний курс в первом квартале 2023 года будет на уровне 69,1 ₽, в период пикового влияния интервенций курс может кратковременно опускаться до 65 ₽
Алор Брокер С технической точки зрения возвращение курса к отметкам 9,25–9,35 ₽ выглядит оправданным С технической точки зрения курс доллара к рублю может протестировать уровень 64,5–65 ₽. Но на фоне серьезного падения цен на нефть марки Urals более значительное укрепление российской валюты (например, до 60 ₽ за доллар) пока выглядит фундаментально необоснованным
Freedom Finance Global Про уровни ниже 60 ₽ за доллар придется забыть
Открытие Инвестиции Про уровни ниже 60 ₽ за доллар придется забыть

Недостатки бюджетного правила в России

С преимуществами применения бюджетного правила все понятно — они описаны в первом разделе статьи. Но есть и довольно существенные недостатки.

Цена отсечения, устанавливаемая для применения бюджетного правила в России, слишком низкая. Например, сейчас она составляет 44,2 доллара за баррель, а рыночная цена — около 93 долларов за баррель — более чем в 2 раза выше. И благодаря такой низкой цене отсечения, Минфин и ЦБ покупают валюту для ФНБ намного больше, чем ее продают. Даже в кризисном 2020 году, когда цена нефти опускалась очень низко, по итогам года резервы ФНБ выросли в 1,46 раз в долларовом эквиваленте и в 1,74 раза в рублевом. То есть, средства существенно больше накапливаются, чем используются.

Такой большой объем средств в резервах тормозит экономический рост, ведь деньги не инвестируются в отечественную экономику, не используются для создания ВВП, а пролеживают, вложенные в иностранную валюту.

Помимо экономического развития страны, тормозится и социальное развитие: сверхдоходы от продажи нефти и газа можно было бы использовать на автономные инвестиции, то есть, вкладывать в развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, спорт, культура, и т.п.), но этого не происходит.

Кроме того, такие крупные закупки валюты оказывают негативное влияние на курс рубля. Поэтому сейчас даже при высоких ценах на нефть курс рубля не укрепляется. А обесценивание рубля, в свою очередь, вызывает рост инфляции (Почему цены зависят от курса доллара?), и как следствие, падение реальных доходов и снижение уровня благосостояния населения.

Краткая история бюджетного правила

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.

Подписаться

Введение бюджетного правила преследовало три цели:

  • снизить зависимость от внешнеэкономических факторов;
  • разрушить привязку курса национальной валюты к стоимости нефти;
  • сформировать финансовый резерв, который можно будет использовать для покрытия дефицита бюджета при падении цен на энергоносители.

В 2008 г. стабилизационный фонд был разделен на две части:

  • резервный – на случай кризиса или санкций;
  • национального благосостояния (ФНБ) – для покрытия дефицита пенсионного фонда.

Еще одно ключевое изменение было внесено в 2012 г., когда планка, при превышении которой часть доходов от продажи нефти направляется в кубышку, стала определяться на основе не прогнозов, а статистики, собранной за предыдущие годы. В результате в 2014 г. ее значение было равно $92.

Российское правительство не одиноко в своем стремлении к сбережению выручки от продажи нефти. По тому же пути идут и некоторые другие страны. Хорошим примером служит Норвегия, где схожий принцип действует уже 30 лет. Ее результаты можно назвать впечатляющими: размер накопленного резерва еще в 2016 г. вдвое превысил ВВП. С 2017 года норвежская подушка безопасности перевалила за $1 трлн.

Это стало возможным не только за счет высоких цен на энергоносители, но и благодаря умелому инвестированию отложенных средств. Кроме того, руководство страны не трогает основной капитал, направляя на социальные нужды только часть приносимой им прибыли. Норвегия в 2019 году, по данным портала Numbeo, занимала 10 место по уровню и качеству жизни (Россия – 59-е). Несмотря на это, ее лидерам приходится регулярно сталкиваться с критикой. Среди населения популярно мнение о том, что следует быть менее экономными и направлять большие суммы на социальные программы.

Подобные нефтяные фонды действуют и в других государствах. Особенно распространены они в странах Персидского залива – Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: