Опалубка для монолитного строительства, виды и особенности

Возведение монолитных каркасных зданий

Несъёмная опалубка

Такая опалубка не демонтируется с конструкции после застывания бетона, а эксплуатируется вместе с ней. При этом она может выполнять как формообразующие функции, так и работать вместе с конструктивным элементом.

Такая опалубка делается в виде пустотелых форм из пенополистирола, керамзита, смесей из древесины и цемента, шлаков. Такие формы заполняются бетоном. Помимо этого используются тонкие панели из различных материалов. Они соединяются с конструктивным элементом анкерами. После заполнения опалубки смесью щиты не демонтируются, а подлежат финишной отделке.

Область применения этой опалубочной системы довольно широка. Это здания  жилищного и промышленного назначения, различные хозяйственные строения.

Порядок сборки опалубки

Перед началом работ надо составить исполнительную схему, отображающую конструкцию опалубки и расположение ее отдельных элементов на плане возводимого сооружения. Собирать мелкощитовую опалубку могут два или три человека. Перед началом монтажа щиты опалубки с внутренней стороны покрываются минеральным маслом для предотвращения сцепления поверхности панели с затвердевшей бетонной смесью. Собирать конструкцию опалубочной системы следует поэтапно:

  1. Вначале размечаются наружные и внутренние контуры возводимого сооружения, намечаются основные осевые линии.
  2. На несущие рамы щитов опалубки устанавливаются лицевые панели.
  3. Угловой шит для внешнего контура устанавливается в проектное положение и к нему присоединяется угловой смежный щит.
  4. Устанавливается внутренний щит и начинается наращивание продольного контура опалубки.
  5. Контуры опалубки, расположенные параллельно, стягиваются стяжными винтами с пластиковыми трубками для защиты от контакта с бетоном. По длине стяжной винт внутри опалубки должен совпадать по толщине формируемой монолитной конструкции.
  6. Для фиксации опалубки в заданном положении по верхнему поясу монтируются распорные планки.
  7. После образования замкнутой конфигурации опалубка укрепляется боковыми телескопическими распорками.

Видеопример монтажа опалубки:

Аренда опалубки и строительных лесов

Когда необходимо выполнить разовые работы, гораздо более выгодной может оказаться, как аренда опалубки, так и аренда строительных лесов. Смысл состоит в том, что оборудование не приобретается производителем работ, а на определённых условиях (срок использования, определённая работа, оплата времени использования) предоставляется ему и после проведения работ возвращается. Типовой договор аренды строительных лесов и аренды опалубки составлен в строгом соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов.Если вам необходимо возвести фундамент, стены или перекрытия методом монолита, то наилучшим решением окажется использование специализированного оборудования, произведённого на устраивающих стороны условиях. При проведении разовых бетонных или ремонтных работ аренда опалубки, как и аренда строительных лесов окажется предпочтительнее покупки или изготовления данного оборудования собственными силами.

Разновидности

Размеры опалубки во многом зависят от типа конструктивного элемента здания, его габаритов и конфигурации. Так, для изготовления небольшого фундамента под частный дом или колонн понадобится опалубка небольших габаритов, а размеры стеновой опалубки могут быть значительными.

Габариты элементов опалубки зависят от её разновидности. Она длится на съёмную и несъёмную. Съёмные опалубочные конструкции бывают трёх видов:

  1. Мелкощитовые. Размеры таких изделий позволяют монтировать их вручную без использования строительной техники. Один щит имеет площадь не более трёх квадратных метров и вес не больше 50 кг. Такие элементы чаще используются в индивидуальном строительстве для изготовления фундаментов, стен, колонн.
  2. Крупнощитовые. Это крупногабаритные опалубочные конструкции, которые используются профессиональными строителями. Крупнощитовая опалубка, размеры и вес которой немаленькие, монтируется и демонтируется с применением грузоподъёмной техники. Она используется для изготовления монолитных перекрытий, стен, фундаментов промышленных и гражданских зданий, туннелей.
  3. Объёмно-переставные. Это опалубочные элементы, которые при сборке позволяют получить нужную форму. В процессе строительства по мере застывания бетона они постепенно передвигаются на новый участок заливки. Вес опалубки, её размеры и форма могут отличаться в зависимости от назначения. Объёмно-переставная опалубка применяется для изготовления протяжённых конструкций – туннелей, лифтовых шахт, башен, длинных стен, криволинейных участков, метрополитена и т.п.

Аренда и покупка опалубки

Инвентарная опалубка крупно- и мелкощитовая рассчитана на использование в коммерческих целях. Индивидуальному застройщику для возведения собственного дома, даже из монолитного бетона, нет смысла приобретать промышленно изготовленные щиты.

При невозможности самостоятельного изготовления, вариант аренды опалубки вполне реален, расходы на аренду сопоставимы со стоимостью материалов при самостоятельном изготовлении. Особенно интересен вариант аренды крупнощитовой опалубки для возведения монолитных стен. Обычно высота одного такого щита составляет три метра, что соответствует высоте этажа. В этом случае одноразовым заказом бетона можно возвести сразу всю коробку дома, что должно принести значительную экономию средств и времени.

Для заказа щитовой опалубочной системы фундамента или стен своего дома достаточно знать размеры предполагаемых монолитных конструкций, остальной расчёт обычно делают специалисты фирмы-арендодателя.

Съёмная и несъёмная опалубка

Опалубка после выполнения монолитных работ может оставаться на месте заливки, в этом случае она называется несъёмной. Она составляет с изготовленной бетонной конструкцией единое целое и может придавать ей дополнительные функции или качества. Иногда опалубка не снимается исходя из целесообразности, например, когда стоимость работ по разборке щитов опалубки фундамента превышает цену самой опалубочной конструкции.

Удаляемая после схватывания бетона опалубка называется съёмной. Если она предназначена для многоразового использования, то считается инвентарной и применяется в профессиональном строительстве как способствующий проведению работ инвентарь.

Опалубочная система разбирается на отдельные элементы, называемые щитами. В повторном применении отдельные инвентарные щиты вновь собираются в спроектированную систему.

Компания КоммерцСтрой наладила собственное производство крупнощитовой стальной опалубки стен АРСЕНАЛ.

Опалубка соответствует требованиям ТУ 5225-001-14589284-16, ГОСТ Р 52085-2003, а также международным стандартам. Универсальная крупнощитовая опалубка стен I класса точности.

  • Данная система опалубки совместима с другими опалубочными системами и является аналогичной;
  • Толщина опалубочного профиля: 2,0 мм; 2,5 мм; 3,0 мм;
  • Возможность изготовления щитов шириной 2,4 м

ВНИМАНИЕ: Возможности производства позволяют изготавливать каркасы щитов любых необходимых размеров в диапазоне высот от 0,5 до 3,3 метра, шириной от 0,2 до 1,2 метра. Отличительные особенности ОПАЛУБКИ АРСЕНАЛ:

Отличительные особенности ОПАЛУБКИ АРСЕНАЛ:

Опалубка «Арсенал» изготавливается из опалубочного профиля по технологии полного цикла производства: изготовление профиля из листового материала- штрипса, данная технология позволяет получать профиль с лучшими характеристиками, чем профилированный профиль из круглой трубы. Данная технология намного дороже, но позволяет получить профиль с более высокими нагрузочными характеристиками.

Сварка каркасов щитов выполнена на полуавтоматическом сварочном оборудовании с применением специальных сварочных кондукторов повышенной точности.

Палуба щита выполнена из ламинированной фанеры толщиной 18 мм 1 сорта и удерживается ребром с профилем прямоугольного сечения, который предусматривает широкие возможности присоединения дополнительной оснастки: (подкосы, кронштейн подмостей, балка выравнивающая).

По желанию клиента палуба щита может быть изготовлена из ламинированной фанеры с пленкой плотностью 220 гр/м2.

Нанесение полимерного порошкового покрытия на сварную раму щита осуществляется на автоматизированной линии в специальной покрасочной камере путём нагрева слоя порошковой краски до состояния его оплавления с образованием монолитного покрытия.

По желанию клиента полимерное покрытие может быть заменено на горячее цинкование. Гарантия от коррозии 10 лет!

Конструктивные элементы, входящие в комплект основного оснащения, позволяют решать проблемы монтажа опалубки при возведении различных объектов: гражданского, промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, гидротехнического и военного строительства.

* I класс точности опалубки допускает прогиб при паспортных нагрузках (8 т. на м2.) не более 1 мм. на 400 мм. длины.

Контроль качества и приемка работ

Согласно ТКП 45-1.01-159 раздел «Контроль качества и приемка работ» должен содержать методы и средства контроля при производстве и приемке строительно-монтажных работ.

Раздел должен содержать следующие подразделы: входной контроль поступающей продукции (ГОСТ 16504);

операционный контроль на стадиях выполнения технологических операций (ГОСТ 16504);

приемочный контроль выполненных работ (ГОСТ 16504).

Входной контроль поступающей продукции согласно табл. 1

СТБ 1958-2009 выполняется для арматурных и бетонных работ.

Операционный и приемочный контроль разрабатываются на основании ТКП 45-5.03-131 и СТБ 1958-2009.

Раздел «Контроль качества и приемка работ» оформляют по форме, приведенной в прил. Г к ТКП 45-1.01-159.

Демонтаж опалубки

Опалубка фундамента, стен и перекрытий может сниматься по истечении срока твердения бетона. Этот срок может сокращаться при использовании быстросхватывающихся цементных составов или жирных бетонов. Сроки схватывания зависят от нескольких факторов:

  • типа бетонного состава;
  • погодных и климатических условий;
  • конструктивных особенностей здания.

Опалубка фундамента, стен и перекрытий может сниматься раньше, если стоит тёплая и сухая погода. При заморозках рекомендуется увеличить сроки пребывания бетонного состава в опалубке.

Внимание: снятие опалубочных конструкций может выполняться с разрешения инженера, наблюдающего  за бетонированием. Он должен удостовериться, что бетонная поверхность набрала достаточно прочности и в состоянии выдержать возложенные на неё нагрузки

Существуют общие рекомендации по снятию опалубки для бетонов на базе портландцемента, твердеющих при температуре не менее 4,5 °С:

  1. Опалубка боковых поверхностей балок, стен и колонн не может сниматься на протяжении 1-4 дней, исходя из погодных условий.
  2. Опалубка нижних поверхностей перекрытий и балок должна сниматься в последнюю очередь.
  3. Демонтировать опалубку со сводчатых пролётов длиной до 3 м  можно через 7 дней. Если пролёт больше, то на каждый метр его длины свыше указанного добавляется по 3 дня. Максимальное время пребывания бетонной поверхности в опалубке составляет не больше 30 дней.

Оборачиваемость циклов, не менее

Каркас щита 400
Палубы с одной стороны 40

Опалубка – это временная форма для бетона в монолитном строительстве. В начале вяжется арматурный каркас будущей стены или колонны, затем вокруг него выставляется в проектом положении опалубка. Далее происходит процесс укладки и уплотнения бетонной смеси. По достижению бетоном достаточной прочности производят демонтаж опалубки. За редким исключением, все виды опалубочных систем являются модульными. То есть состоят из конечного числа основных элементов: линейный щит, угловой щит, универсальный щит и т.д. , применяя которые как «конструктор» можно изготавливать любые конфигурации стен,  колон, пилонов и их сочетаний.

В современном строительстве применяются несколько основных типов опалубочных систем:

  • Мелкощитовая опалубка;
  • Стальная опалубка;
  • Пластиковая опалубка;
  • Картонная опалубка круглых колонн;
  • Алюминиевая опалубка;
  • Балочно-ригельная.

Подробнее разберем каждый из видов опалубочных систем.

Мелкощитовая опалубка — характеризуется малыми размерами и весом основных элементов опалубочных щитов.  Это дает возможность производить монолитные работы без использования подъёмного крана и д.р. дополнительного оборудования для перемещения опалубки. Перемещение опалубочных щитов под силу двум рабочим. Применяется для изготовления ленточных фундаментов, ростверков, невысоких стен и колонн. В некоторых ситуациях, например, при реконструкции старинных зданий, где значительно затруднен доступ, применение мелкощитовой системы опалубки безальтернативно. По конструкции щитов встречаются как изготовленные из стального каркаса с фанерной рабочей поверхностью, так и целиком изготовленные из полимерных материалов.

Пластиковая опалубка, дополнительно к преимуществам стальной мелкощитовой опалубки, обладает меньшим весом элементов и не подвержена коррозии при работе и хранении.

Опалубочные работы при возведении монолитных стен лифтовых шахт

Внутренний опалубочный блок монолитной лифтовой шахты собирается из двух Г-образных панелей с регулируемыми раскосами (рис. 25).

Рабочая площадка лифта собирается из двух металлических балок с закрепленными упорами. На металлические балки укладывают рабочий настил из деревянных балок с шагом 500 мм и досок толщиной 50 мм (рис. 26) в следующей последовательности.

На ровное основание укладывают две балки площадки лифта с упорами, поперек балок площадки укладывают деревянные балки и закрепляют их к балкам рабочей площадки лифта. Затем по деревянным балкам укладывают деревянный настил из досок. Размер площадки определяется размерами шахты лифта в плане.

Наружные панели шахты собирают из щитов. Собранные блоки и панели опалубки лифта складируют, чистят и смазывают в вертикальном положении.

Выполнение всех опалубочных работ непосредственно на объекте начинается с установки рабочей площадки в проектное положение, выноски осей здания и выполнения всех арматурных работ.

Рис. 25. Схема устройства опалубки монолитных лифтовых шахт: 1 – опалубочная панель; 2 – внутренний разъемный угол; 3 – регулируемый раскос; 4 – дверной проемообразователь; 5 – регулируемый подкос; 6 – винтовой тяж; 7 – гнездообразователь; 8 – навесные подмости; 9 – рабочая площадка; 10 – деревянная подкладка; 11 – перекрытие

Рис. 26. Схема укрупнительной сборки рабочей площадки опалубки лифтовых шахт: 1 – петля для строповки; 2 – балка площадки лифта; 3 – деревянная балка настила; 4 – настил из досок; 5 – упор

Строповку рабочей площадки осуществляют за монтажные петли металлических балок. При подъеме рабочей площадки упоры отходят и далее фиксируются в проектное положение в бетонных гнездах. Гнездообразователи крепят к внутренним щитам опалубки по схеме, приведенной на рис. 27.

Рис. 27. Схема крепления гнездообразователя к щиту опалубки лифтовой шахты: 1 – щит опалубки; 2 – винт крепления гнездообразователя; 3 – фанерная прокладка 100 × 100 × 21 мм; 4 – гнездообразователь

Арматурные анкера и арматурные фиксаторы-ограничители опалубки, длина которых определяется поперечным сечением стен шахт лифта, заготавливают на приобъектном арматурном участке.

Монтаж опалубки монолитных лифтовых блоков происходит в следующей последовательности:

  • выполняют выноску осей и определяют места установки опалубки;
  • устанавливают арматурные фиксаторы-ограничители опалубки, привариваемые к арматурным каркасам с шагом от 800 до 1000 мм в плане;
  • устанавливают фиксаторы защитного слоя на арматурный каркас;
  • монтируют гнездообразователи на опалубку.

Затем проводят монтаж опалубки шахт лифтов в соответствии с рис. 28, стыковку наружных панелей и установку внутреннего угла опалубки, монтаж дверного проемообразователя. После этого регулируемыми подкосами выполняют окончательную выверку панелей по вертикали и осуществляют монтаж подмостей.

Рис. 28. Последовательность монтажа опалубки шахт лифтов: I этап – монтаж внутреннего блока пассажирского лифта; II этап – монтаж внутреннего блока грузового лифта; III этап – установка дверных проемообразователей и тяжей; IV этап – монтаж наружных панелей и регулируемых подкосов; 1 – монолитная лифтовая шахта; 2 – гнездообразователь; 3 – Г-образный блок опалубки лифтовой шахты; 4 – внутренний разъемный угол; 5 – винтовой тяж; 6 – дверной проемообразователь; 7 – регулируемый подкос; 8 – наружная панель

Схемы установки элементов опалубки шахты лифта приведены на рис. 29.

Рис. 29. Схемы установки элементов опалубки шахты лифта: а – узел стыковки наружных панелей; б – установка внутреннего разъемного угла; в – установка дверного проемообразователя; 1 – перфорированный щит; 2 – замок; 3 – сухарь; 4 – щит опалубки; 5 – внутренний разъемный угол; 6 – стена; 7 – деревянная подкладка; 8 – балка крепления проемообразователя; 9 – винт крепления проемообразователя; 10 – дверной проемообразователь

Материалы для опалубки

Если используется опалубка для монолитного строительства, размеры щитов зависят от материалов, из которых изготовлена опалубочная конструкция:

  1. Древесина – это наиболее распространённый материал для изготовления опалубки, применяемой в частном строительстве. Такая популярность связана с доступностью и дешевизной дерева. Размеры щитовой опалубки из древесины обычно небольшие. Как правило, изготавливаются элементы, которые можно монтировать вручную. Щиты сбивают из досок толщиной 2-2,5 см и шириной 150-300 мм. Размеры опалубочных щитов зависят от назначения конструкции и её габаритов. Так, для фундаментов делают небольшие щиты, длина которых зависит от длины доски, а высота – от высоты основания плюс 10-15 см запаса. Размеры щитов опалубки стен могут быть больше. В этом случае для их изготовления целесообразно использовать не доски, а фанеру.

  2. Металл чаще используется для изготовления многоразовой опалубки, которая применяется строительными компаниями. Обычно щиты делают из алюминия или стали. Они более прочные, долговечные, а полученная бетонная поверхность отличается высоким качеством и гладкостью. Ширина стальных щитов от 0,25 до 2,4 м. Их максимальная высота – 3,3 м. Примерный вес одного квадратного метра такого щита составляет 52 кг. Для изготовления каркаса используются гнутые профили толщиной 12 см. Толщина опалубки для стен зависит от материала палубы. Чаще всего для этих целей применяется ламинированная фанера толщиной 18 мм.
  3. Фанера очень часто используется для изготовления опалубки в частном строительства, а также для производства заводской мелкощитовой разборно-переставной и крупнощитовой опалубки. В индивидуальном домостроении чаще востребована щитовая опалубка, размеры которой позволяют монтировать и демонтировать её вручную. Если говорить о заводских изделиях из ламинированной фанеры, то это линейные щиты с весом от 14 до 70 кг и размерами от 0,3х0,9 м до 1,2х1,5 м. Такая опалубка имеет длительный эксплуатационный ресурс. Она может выдержать до 200 циклов использования.
  4. Если необходимо изготовить опалубочные конструкции для стен высотой более 4-х метров, то целесообразно использовать для производства щитов пластик. Размеры щитовой опалубки для стен из полимеров могут быть значительными при условии придания конструкции дополнительной жёсткости за счёт использования металлического каркаса. Такая опалубка достаточно лёгкая при больших габаритах. Она выдерживает множество циклов использования и позволяет получить идеальную бетонную поверхность.

Если вам нужно проконсультироваться по поводу выбора опалубки и её размеров, звоните специалисту нашей компании по указанному на сайте телефону.

Конструктивные особенности

Конструкция опалубки состоит из стального каркаса с модульной сеткой и элементами крепления и монтажа. Собрать и установить опалубку несложно, с этой задачей справится один рабочий. Легкие опалубочные конструкции без особого труда перемещают по строительному объекту. Ребра жесткости каркаса служат для создания механической прочности конструкции щитовой опалубки.

В типовой комплект щитовой опалубки входят следующие элементы.

  • Мелкоразмерые щиты состоят из несущего каркаса и установленной на нем панели. В современном строительстве линейные щиты чаще всего изготавливаются из материалов с гладкой поверхностью, например, фанеры. Фанеру после установки покрывают защитным слоем от разрушения при контакте с бетонной смесью. На стройках в целях экономии смазывают внутреннюю поверхность панелей отработанным машинным маслом. Щиты имеют толщину от 15 мм до 20 мм. В качестве каркаса используются алюминиевый или стальной металлопрофиль.
  • Металлические крепления для соединения щитов располагаются по периметру каркаса опалубки. Различные производители устанавливают на сборных опалубках свои фиксирующие элементы. Это могут быть винтовые нарезные замки или пружинные, еще можно встретить фиксаторы с экцентриками. Профессиональные строители отмечают надежность и практичность пружинных и универсальных замков, позволяющие быстро собирать и разбирать конструкцию опалубки.
  • Соединительные и поддерживающие детали. Чтобы придать устойчивость опалубки от распирающего воздействия бетонного массива, линейные щиты соединяют телескопическими распорками. Соединительные элементы могут раздвигаться, и за счет такой универсальности, мелкощитовая опалубка собирается в блоки различной конфигурации. Иногда требуется изготовить крупногабаритную конструкцию с высотой опалубки более 4 м. В таком случае устанавливаются боковые металлические балки для упора, жестко фиксирующие опалубку от возможного расползания во время бетонирования.


Схема конструкции мелкощитовой опалубки

Разборно-переставная опалубка

Опалубка  фундамента,  стен и перекрытий, собирающаяся из цельных щитов и ящиков, которые могут сниматься после набирания раствором нужной прочности и переставляться на другое место, называется разборно-переставной. Щиты для такой опалубки бывают:

  • унифицированные;
  • мелко панельные из досок толщиной 19-32 мм;
  • крупнопанельные.

Для скрепления щитов используются доски с гвоздями.

Щитовые элементы для устройства разборно-переставной опалубки

При современных темпах строительства самая популярная опалубка – крупно щитовая  разборно-переставная. Такая опалубка монтируется по месту и передвигается по необходимости. С её помощью можно выполнить любой конструктивный элемент здания.

Разборно-переставная опалубка монтируется из каркасных плит с высокой несущей возможностью. Конструкция данной опалубочной системы включает стальную раму, рёбра жёсткости, водостойкий щит из фанеры, МДФ, ДСП, пластика или алюминия. В данном случае использование схваток не целесообразно, ведь прочность щитов довольно высока.

Данная опалубка стен, перекрытий и фундаментов используется в комплекте с универсальными крепёжными элементами, позволяющими скреплять щиты под разными углами. Тяжёлая крупно щитовая сборно-переставная опалубка монтируется при помощи строительной техники.

Таблица 1. Погрешность деталей сборно-переставной опалубки
Название элемента Погрешность, мм
Опалубка из древесины и фанеры
Габариты щита +5
Толщина соседних досок нестроганых элементов опалубки ±2
Толщина соседних досок строганной опалубки ±0,5
Опалубка из стали или древесины по металлическому каркасу
Габариты щита и каркаса ±1
Кривизна краёв щита ±2
Точность размещения отверстий ±2
Длина схваток из стали ±4
Края схваток ±2 — ±4
Поперечное сечение гнутых деталей

Опалубка перекрытий – это набор несущих опор, рам и связей для монтажа унифицированных прогонов или рам из алюминия. Сами опалубочные щиты бывают бескаркасными и производятся из фанеры или алюминия. Расстояние между опорами лучше брать 1 м.

Таблица 2. Погрешности монтажа опалубки
Название элемента Погрешность, мм
Длина от стойки гнутого элемента до связей вертикальных несущих деталей
На каждый метр длины 25
На пролёт ≤75
Длина от места пересечения щитов до оси их наклона
На каждый метр высоты 5
Для общей высоты фундаментов 20
Для общей высоты колонн и стен до 5000 мм 10
Для общей высоты колонн и стен больше 5000 мм 15
Для общей высоты балочных и арочных конструкций 5
Сдвижка опалубочных осей по отношению к проектным
Конструкции оснований 15
Стеновые конструкции и колонны 8
Балочные и арочные конструкции, прогоны 10
Оснований конструкций из стали 1,1 √В, где В- величина пролёта, м
Смещение отметки кружала по отношению к рабочей поверхности скользящей опалубки
При длине до 3000 мм 10
Свыше 3000 мм 15
Отклонение от вертикали рам и осей домкратов
Перепад отметок ригелей и рам домкратов одного типа 10
Крен скользящей опалубки в одном направлении +4; -2
Обратный крен
Шаг рам или домкратов 10
Сдвижка оси домкрата относительно проектной 2
Сдвижка оси сдвижной опалубки от проектной оси 10
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: