Что делать, если конкуренты продают ваш товар на маркетплейсе

Герои «недружественных стран»: практика

Самый известный кейс зарубежного правообладателя — разбирательства со «Свинкой Пеппой». В 2018-2021 годах Entertainment One UK Limited направила в российские арбитражные суды несколько сотен исков к предпринимателям. Практически все были удовлетворены. А в 2022 году суд отказал в аналогичном иске из-за того, что правообладатель зарегистрирован в так называемой недружественной стране, которая обложила Россию санкциями.

Британская компания с таким решением не согласилась, подав апелляцию. И удачно — вторая инстанция решение отменила, а затем оно устояло и в кассации, куда обратился уже предприниматель. Одним из аргументов Entertainment One UK был основан на том, что иск был подан до 24 февраля 2022 года (в сентябре 2021-го), и на момент подачи иска Британия в список недружественных стран властями РФ включена не была. А сам факт использования игрушек с изображениями героев мультсериал был установлен вообще в 2019 году.

Да, решение судьи о том, что интересы зарубежных правообладателей можно игнорировать, отменили. Но факт: такой аргумент одним судьей был засчитан. Будьте аккуратны с героями иностранных фильмов!

Какими правами обладает автор

Каждый автор имеет личные и имущественные права. Автор произведения может требовать, чтобы автором признали именного его, а за использование его трудов платили деньги. Исключительное право позволяет автору использовать произведение в своих, в том числе коммерческих целях, но запрещает это делать другим. При этом исключительное право можно купить по договору или передать по наследству.

Автор произведения обладает исключительными правами на него. Он имеет право:

  • считаться автором произведения, которое создал;
  • публиковать свои произведения под настоящим именем, псевдонимом или анонимно;
  • обнародовать произведение;
  • запретить вносить в него изменения;
  • давать согласие на перевод произведения или публикацию его в сборнике;
  • передавать права на использование произведения;
  • использовать знак охраны авторского права;
  • работать по договору авторского заказа;
  • продлевать период подготовки произведения по уважительным причинам;
  • возмещать заказчику только реальный ущерб;
  • добиваться выплаты гонорара в судебном порядке;
  • требовать возместить ущерб, если изменения испортили произведение;
  • требовать возместить убытки, если нарушили его авторские права;
  • запретить незаконное распространение произведения;
  • передать авторское право по наследству конкретному лицу;
  • требовать от заказчика уплатить НДФЛ и страховые взносы;
  • использовать профессиональный вычет для снижения НДФЛ;
  • оформить самозанятость.

Какие документы лучше подписать при передаче текстов и фотографий

Договор авторского заказа поможет защитить интересы автора и заказчика

Согласно статье 1288 ГК РФ, по договору авторского заказа автор — физическое лицо — должен создать произведение науки, литературы или искусства по заданию заказчика.

Возьмём распространённую историю, когда для отклика на вакансию копирайтер выполняет тестовое задание. Недобросовестные заказчики могут использовать тестовое задание кандидатов в своих целях без их ведома. Поэтому во избежание такой ситуации для защиты интересов обеих сторон можно заключить договор авторского заказа, в котором нужно указать обязанности копирайтера по созданию текстовых материалов и обязанности заказчика принять — если говорим, к примеру, про тестовое задание — или оплатить работу. Для проектной работы копирайтер может заключить с клиентом аналогичный договор.

По договору авторского заказа заказчик получает право только использования текста, если копирайтер хочет сохранить за собой исключительное право на распоряжение текстом. В этом случае автором остаётся копирайтер и он может положить такой текст в портфолио.

Автор может совершить полное или частичное отчуждение прав на произведение в зависимости от договорённостей сторон. Соответствующие условия также прописываются в договоре авторского заказа.

Если автор хочет полностью отказаться от своих прав на произведение в пользу заказчика, то в договоре авторского заказа следует учесть существенные условия договора об отчуждении исключительного права (статья 1234 ГК РФ). И в этом случае использование текста в портфолио нужно согласовать с заказчиком.

Если автор передаёт заказчику право частичного использования произведения, то в договоре авторского заказа указываются условия лицензионного договора (статьи 1235, 1286 ГК РФ). Прописывается объём прав, территория действия лицензии, а также размер и порядок выплаты вознаграждения.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака , имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.


Пример оформления копирайта в подвале сайта КонсультантПлюс

Предохранительное поведение при использовании фото

Чтобы избежать приглашения в суд, достаточно придерживаться простых правил.

1. Используйте свои фотографии.

2. Если обращаетесь к фотографу, заключите с ним соглашение об отчуждении прав на фото.

3. Даже если фотография нужна срочно, не берите первую попавшуюся картинку из интернета (и когда очень надо – тоже, и когда очень-очень надо).

4. Ищите фото на стоках, где определены правила их использования. Лучше выбрать сток, на котором применяется лицензия Creative Commons Zero. Это значит, что снимком можно воспользоваться в коммерческих целях. Если установлена лицензия редакционного использования, пройдите мимо таких фото.

Как не нарушить авторские права при размещении контента в интернете

Можно напрямую договориться с правообладателем и подписать соглашение с указанием прав сторон и ответственности, если кто-то нарушит условия договора. Если такой вариант не подходит, можно рассмотреть другие способы законного использования контента.

Пользуйтесь материалами с открытой лицензией

В интернете есть ресурсы с контентом, авторы которого дают разрешение на определённые действия с их интеллектуальной собственностью. Общедоступные треки, фото и видео размещаются с лицензиями Creative Commons. Возможности их использования зависят от типа лицензии.

Если контент в интернете размещается, чтобы получать прибыль, нужно выбирать материалы с пометками:

  • CC BY, «Attribution» — можно использовать в коммерческих целях с указанием авторства и источника;
  • CC BY-SA, «Attribution-ShareAlike» — можно изменять произведение любым способом при условии, что получившийся объект будет выложен в общий доступ на тех же условиях;
  • CC BY-ND, «Attribution-NoDerivs» — можно использовать в коммерческих целях, но без изменений;
  • CC0, «No Rights Reserved» — разрешено любое использование без указания авторства и источника.

Используйте произведения из общественного достояния

Закон в России защищает исключительные авторские права в течение 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После этого книга, картина или фильм становятся частью общественного достояния. Их можно использовать с указанием авторства без рисков нарушить закон и понести наказание. К примеру, старые фотографии времён Великой Отечественной войны уже можно свободно публиковать в интернете.

Соблюдайте правила цитирования

Если всё произведение или его часть публикуется в интернете с соблюдением правил цитирования, это не считается нарушением права на интеллектуальную собственность. Согласно статье 1274 ГК РФ, для размещения таких публикаций не нужно разрешение правообладателя, если:

  • у публикации информационная, образовательная, культурная или научная цель;
  • указано авторство и источник;
  • есть ссылка на исходный материал;
  • размер фрагмента оправдан целями цитирования.

Приведём пример. Автор новостного канала использует в одном из выпусков фрагмент передачи с другого интернет-ресурса. При этом он говорит в видео, что использованный материал принадлежит другому каналу. В случае иска правовая экспертиза вероятнее всего не обнаружит нарушения авторских прав и наказание не последует.

Что делать, если нарушитель не реагирует на заявление или отказывается выполнять требования

Если нарушитель не реагирует на заявление в течение одного дня или отказывается выполнять требования автора, вопрос решается в суде. Спрогнозировать срок рассмотрения дела трудно, но в любом случае он составит не менее 2 месяцев. Со своей стороны автор может постараться ускорить процесс, если обеспечит грамотную защиту своих интересов.

Для этого лучше нанять юриста — вопросы со сбором доказательств, определением надлежащего суда и формулировкой требований довольны специфичны. Юрист определит, в какой суд обращаться, поможет собрать и оформить доказательства, а также поможет отстоять позицию автора в суде. Расходы на оплату услуг представителя в суде можно взыскать с ответчика — при наличии договора на оказание юридических услуг.

В случае требования компенсации не всегда может быть очевидно, как определить и обосновать её размер. Каждый случай индивидуален: кража инстаграм-поста — обидная, но не то чтобы убыточная история, а вот в случае плагиата онлайн-курса речь идёт уже о реальных финансовых потерях.

Один из вариантов — определить размер компенсации за произведение исходя из того, как автор определяет его стоимость. А это зависит от количества времени, затраченного на создание, от качества материала (информативность и польза) и личных представлений автора о ценности его труда.

Не нужно стесняться назвать цифру и обосновать её для суда — вы ничего не потеряете. В крайнем случае судья снизит размер требований, но пробовать нужно всегда.

Так, по делу № А40-69432/15-5-560 ответчик без согласия правообладателя незаконно распространил в интернете произведение «История России» из учебного курса «История». Вот как истец обосновал свои расчёты:

Как не нарушить чужие авторские права

Интеллектуальной собственностью, как и другим имуществом, нельзя пользоваться без разрешения владельца. Нельзя брать изображения из товарных карточек в онлайн-магазинах конкурентов, размещать чужие фотографии у себя на странице в Instagram* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) и публиковать любой другой контент без согласия его создателя.

Получение разрешения правообладателей

Чтобы легально использовать контент, заключайте договоры на передачу прав. Если вы забираете произведение навсегда, составляйте соглашение об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ). Оно обычно заключается с фотографами, дизайнерами и иллюстраторами, когда у них покупают готовые материалы. Подписание договора об отчуждении означает, что теперь у объекта появился новый собственник, который вправе распоряжаться им – как и где угодно, даже в коммерческих целях. При этом у автора сохраняется прежний статус создателя. Иначе выглядит ситуация, когда контент берут во временное пользование – тогда заключается лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ). Часто лицензии выдают на программы, видеоролики, музыку. Они действуют в течение определенного срока. Если автор создавал контент на заказ, то с ними, как с физлицом, необходимо подписать договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ), а с юрлицами – договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

Соблюдение правил цитирования

Цитирование – заимствование фрагментов текста автора. Например, вы приводите отрывок чужой научной работы в посте Instagram* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) – это цитирование. Для использования фрагмента не нужно получать разрешение от автора. Дело в том, что цитирование относится к свободному использованию произведений согласно ст. 1274 ГК РФ, но оно требует соблюдения правил:

  1. Используйте фрагменты только в информационных, культурных, научных или образовательных целях.
  2. Обязательно указывайте автора.
  3. Ставьте ссылку на источник, из которого заимствован отрывок.
  4. Берите произведение не полностью, а частично – в объеме, который оправдан целью.

Запомните, что при цитировании нельзя убирать символ копирайта «» и имя автора.

Использование контента с публичной лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) – договор присоединения, согласно которому правообладатель дает разрешение на использование своих материалов неопределенному кругу лиц. Это простой инструмент, с помощью которого автор делает произведение общедоступным. Каждый пользователь вправе свободно его использовать – как, когда и где захочет. Учитывайте, что есть несколько видов открытых лицензий. Например, если рядом с произведением стоит отметка «CC Attribution», то его можно использовать даже в коммерческих целях, но с обязательным указанием автора.

Отметка «No Derivative Works» означает, что произведение можно свободно распространять, но изменения или переработки запрещены. Ищите фотографии с публичной лицензией на сайтах типа Pexels и Unsplash, треки – на площадках SoundCloud и Free Music Archive, а видео – Videezy, Pexels Videos.

Поиск материалов из общественного достояния

Исключительное право действует в течение жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Но смежные права на фонограммы и постановки действуют всего 50 лет с даты их записи. Когда срок истекает, объекты приобретают статус общественного достояния – ими свободно пользуются, но с указанием автора. Ищите материалы, которые перешли в достояние общественности, с отметкой «Public domain». К ним относятся старые фото, песни, картины и даже фильмы.

Интересные факты

  • В период с 2007 по 2010 год на телевидении транслировались две передачи, основанные на франшизе «Смешарики»:
    • С 5 марта 2007 года по 3 мая 2009 года на телеканале «Домашний» выходила передача «Домашние сказки». Её ведущими были актёры Ольга Прокофьева и Александр Олешко.
    • С 17 ноября 2007 года по 2010 год на телеканале «Теленяня» и в повторных показах на телеканале «Карусель» выходила программа «Смешные праздники», которую вели Наталья Тенькова (Нюша), Сергей Краснов (Бараш), Сергей Замятин (Крош) и композитор «Смешариков» Марина Ланда.
  • В мае 2009 года российский космонавт-бортинженер Роман Романенко взял с собой в полёт на МКС мягкую игрушку «Смешарик в космическом скафандре» (Биби) — талисман, подаренный ему шестилетней дочерью. А спустя два года, 8 июня 2011, российский космонавт Сергей Волков взял с собой в космос Нюшу. Выступая на предполётной конференции в Звёздном городке, он рассказал, что этот талисман ему дал старший сын.
  • Отсылки к «Смешарикам» появляются и в других проектах студии «Петербург». Например, в мультсериале «Фиксики», в серии «Солнечная батарея», показана наклейка с изображением Ёжика, а в серии «Мультик» показан фрагмент из «Силы воли».
  • За весь мультсериал персонажи ни разу не называли себя смешариками. Исключение составляет серия «Бортовой дневник 2» из «Пин-Кода».

Авторское право: что это и сколько стоит нарушение

У каждого героя мультфильма/кинофильма и у самого мультфильма/кинофильма есть правообладатель, с которым необходимо согласовывать условия использования персонажа. Даже если мультик был снят при коммунизме в СССР. В 2020 году «Союзмультфильм» получил исключительную лицензию на золотую коллекцию советской анимации. С тех пор компания судится с предпринимателями, в основном с малым бизнесом и ИП. По закону, компенсация правообладателю может доходить до 5 млн рублей. Но судьи все-таки применяют здравый смысл и редко назначают большие выплаты. Сколько и не требуют: чаще речь идет о 100 000, может 150 000 рублей, что тоже весьма неприятно.

Еще неприятнее тот факт, что деньги могут потребовать за каждое изображение: то есть принт с Зайцем, Волком и надписью «Ну, погоди!» — это три нарушения авторского права.

И совсем неприятно, что арбитражным судом дело может не ограничиться. За недобросовестную конкуренцию (статья 14.33 КоАП РФ) может оштрафовать ФАС, а за «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» (статья 14.10 КоАП РФ) — Роспотребнадзор (а большая сумма ущерба это вообще дело полиции и потенциальная уголовная статья).

К слову, «Союзмультфильм» на предпринимателях неплохо зарабатывает: по данным «Контур-Фокуса», за последний год исков было подано на 133 млн рублей. В редких случаях правообладатель проиграл. Иски на 80 млн еще рассматриваются.

«Союзмультфильм» не единственный, кто получает деньги с бизнеса за использование любимых героев. Несколько лет назад все магазины в поисках незаконных игрушек обошли владельцы «Свинки Пеппы». В 2018 году «СТС Медиа» наказывала за несанкционированные игрушки «Три кота». Были иски за изображения героев «Смешариков» и «Малышариков».

Несколько предпринимателей лишились денег за то, что продавали без спросу «Синий трактор». И таких историй очень и очень много. В большинстве случаев ответчики по таким делам на своем нарушении зарабатывали очень скромно: 600 рублей за плюшевого Волка, 400 рублей за кружку с Карлсоном, 800 рублей за торт с Крошем. С Приморского театра кукол сейчас требуют 2 млн рублей за детский спектакль «Умка». Неужели театр столько заработал на постановке?

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Что делать, если права были нарушены?

1. Зафиксируйте нарушение

«Золотым стандартом» для доказывания факта нарушения авторских прав в интернете является нотариальный протокол осмотра веб-страниц. Однако нужно учитывать, что в случае большого объема украденного контента стоимость услуг нотариуса может оказаться существенной.

Факт нарушения можно также зафиксировать на видео, в котором необходимо наглядно продемонстрировать все действия, совершаемые пользователем. Видеофиксация может быть особенно полезной в случае, если нарушены права на аудиовизуальный контент.

Иногда суды принимают распечатанные скриншоты с сайта нарушителя. Некоторые могут проверить утверждения истца, зайдя в интернет прямо в судебном заседании. Однако практика показывает, что рассчитывать на это не стоит. Скриншоты лишними не будут, но лучше все же провести осмотр сайта вместе с нотариусом.

2. Установите личность нарушителя

Информация о владельце сайта обычно доступна в разделе «О нас» и т.п. При ее отсутствии следует обратиться к сервису whois, в котором указываются данные администратора домена.

Если администратором домена выступает физическое лицо, то информация о нем, скорее всего, будет скрыта. В этом случае можно обратиться к адвокату для направления официального адвокатского запроса к регистратору домена. Обычно регистраторы идут навстречу и предоставляют данные владельца.

3. Направьте претензию

Практически во всех случаях имеет смысл сначала направить претензию нарушителю. Если ваша цель – добиться указания авторства или удаления контента, есть шанс, что удастся это сделать без суда.

Стоит иметь в виду, что социальные сети обычно проводят специальную процедуру рассмотрения и разрешения претензий о нарушении авторских прав.

Если вы предприниматель и хотите взыскать убытки или компенсацию, предварительный претензионный порядок является обязательным. И если вы настроены на судебный спор, уже на данном этапе лучше обратиться к юристу.

4. Обратитесь в суд

По общему правилу исковое заявление подается в районный суд, если вы выступаете как физическое лицо, и арбитражный суд субъекта РФ, если вы выступаете как предприниматель или от имени компании, по месту нахождения нарушителя.

Закон предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер в виде блокировки интернет-ресурса, на котором размещен спорный контент. Но принять такие меры может только Мосгорсуд. Подать соответствующее заявление можно как в бумажном, так и в электронном виде. В случае удовлетворения требования о принятии обеспечительных мер с определением суда нужно обратиться в Роскомнадзор, который будет осуществлять блокировку.

Необходимо учитывать, что обеспечительные меры являются временными. Они будут отменены, если в течение установленного срока правообладатель не подаст в суд исковое заявление. Если вы обратились в Мосгорсуд за обеспечительными мерами, то он же и будет рассматривать спор о защите авторских прав независимо от местонахождения ответчика.

В случае особо злостных нарушений также можно направить заявление в правоохранительные органы.

Какие существуют меры профилактики нарушения авторских прав?

Полностью защититься от кражи контента невозможно. Тем не менее для снижения рисков вы можете принять превентивные меры.

1. Предупредите пользователей

При публикации контента лучше указывать свое настоящее имя. Так будет проще доказать свое авторство в случае возникновения спора.

Нелишним будет поместить знак охраны авторского права (так называемый копирайт). Дополнительной юридической защиты он не дает, но для нарушителей может стать поводом задуматься.

Если у вас собственный сайт, разместите на нем правила перепечатки материалов.

2. Зафиксируйте авторство

Если вы занимаетесь фотографией, настройте фотоаппарат так, чтобы в метаданных сохранялась информация о вас, и никому не передавайте исходные файлы. Этот совет применим ко всем материалам, создаваемым и сохраняемым в электронном виде.

На фотографиях и видео используйте водяные знаки. В начале или в конце видео лучше указать всех авторов, если их несколько, и правообладателя, если он не является одним из авторов.

Для последующей защиты прав очень важно бывает зафиксировать дату создания произведения. Для этого есть несколько способов:

  • заверьте документ с авторским текстом у нотариуса. Это самый надежный способ, который на практике применяется редко из-за дороговизны и ограниченности с точки зрения круга возможных объектов;

  • отправьте себе заказное письмо с текстом и/или сохраните его на флешке. Это классический способ, который обычно знаком и понятен российским судам. Очевидный минус – такое доказательство можно использовать только один раз;

  • задепонируйте произведение на специализированном интернет-сервисе или в авторском обществе. Это удобный способ. Однако нет гарантий, что документ, выданный таким сервисом или обществом, будет принят судом в качестве надлежащего доказательства. Здесь многое будет зависеть от авторитета организации. До недавнего времени общепризнанным авторитетом пользовалось Российское авторское общество, но оно перестало оказывать услуги депонирования. При выборе организации лучше посоветоваться с опытным юристом или хотя бы поинтересоваться у организации, имеют ли ее клиенты положительный опыт использования таких доказательств в суде;

  • зафиксируйте факт и дату публикации на непрерывное видео. Это наименее затратный вариант, но пока не все суды готовы принимать такие доказательства. Хотя данный вариант тоже гарантий не дает, это лучше чем ничего.

3. Воспользуйтесь услугами специализированных сервисов

Продукция

Физические издания

Основные статьи: ‌Список видеосборников и список аудиосборников

С 2004 по 2018 год мультфильмы франшизы издавались на DVD. В разное время дистрибьюторами выступали компании «Fun Game», «Союз-Видео» и «Новый Диск». Кроме того, с 2004 по 2012 год осуществлялось издание аудиосборников — выпусков аудиосказок по мотивам серий в формате CD, а также сборников песен из мультсериала «Смешарики» и фильма «Смешарики. Начало».

Печатная продукция

С 2005 года в магазинах продавалась серия книг «Мультколлекция», каждый выпуск которой являлся печатным аналогом одного из эпизодов мультсериала «Смешарики». Также в 2006 году была издана «Большая книга Смешариков», рассказывающая о персонажах франшизы и включающая в себя описания некоторых серий. В 2005 году стартовал выход обучающих книг из серии «Школа Смешариков», среди которых присутствовали буквари, словари, детские учебники математики и иные книги.

С марта 2005 года выпускается журнал «Смешарики», в данный момент насчитывающий более двухсот выпусков и продолжающий выходить. Позднее также были изданы и другие журналы — «Пин-Код» (журнал, посвящённый науке и изобретательству, выходил в 2013-2015 годах), «Страна смешариков» (развивающий журнал, выходивший с 2011 по 2013 год) и «Ушарик» (издаётся с октября 2014 года, направлен на детей с нарушениями слуха).

Игры

В 2004-2012 годах при поддержке компании «Новый Диск» выпускались многочисленные компьютерные игры по мотивам франшизы — «Круглая компания», «Компьютер Ёжика», «Мультмастерская», «В поисках Биби» и другие. На сайте «Смешариков» до 2013 года также были доступны мини-игры в формате Flash, в которые можно было играть как зарегистрированным пользователям, так и анонимным участникам. Кроме того, в разное время было издано несколько мобильных и онлайн-игр — наибольшую известность из них приобрела многопользовательская игра «Шарарам», разработанная в конце 2010-х годов и выложенная на официальном сайте.

Другая продукция

Также существуют обувь, косметика, еда, настольные игры и медицинские изделия, связанные со «Смешариками». Продаются небольшие сувениры: магниты, подвески и другие товары. Ранее широко распространёнными были мягкие игрушки и маленькие фигурки персонажей.

Заставка[]

Всем сериям нового сезона предшествует новая версия заставки. В начале появляется несколько стилизованных версий логотипа Riki Group, в которых буквы принимают вид различных предметов и персонажей мультфильма. Затем сверху, как в оригинальной заставке, падает Крош, но не на белый фон, а на лужайку на фоне леса и гор. Далее камера движется вдоль круглой поверхности Земли, на которой известные персонажи в различных локациях занимаются привычными делами:

  • Крош подбегает к домику и красит свою скамейку. Это отсылка к самой первой сцене первой серии: скопирован даже — неправильная раскраска двери.
  • На заднем плане стоит накрытый к чаю стол с самоваром, мёдом и вареньем, окружённый несколькими бочонками, очевидно, из-под мёда.
  • Пробегает Ёжик, ловящий улетающие фантики. Похожая сцена присутствует в серии «Коллекция».
  • Лосяш и Копатыч проезжают на из серии «Большие гонки».
  • Снизу выглядывает Совунья с сушёными грибами на верёвочке.
  • На заднем плане видно домик Копатыча с радиоприёмником на окне и колодцем рядом.
  • Сверху пролетает Пин на своём гидроплане.
  • Прислонившись к огромному кактусу, стоит Чёрный Ловелас.
  • Бараш читает свои стихи, после чего расстроенно что-то зачёркивает пером.
  • Смотрясь в складное зеркальце, проходит Нюша с пуховкой в руке.
  • На заднем плане видно край футбольного поля. Рядом с воротами лежит четыре , а в углу сидит лягушка.
  • Пин распыляет с самолёта средство для защиты растений от насекомых. Этим же он занимался в серии «Полёты во сне и наяву».
  • Среди растущих на поле колосьев выглядывает Железная няня.
  • Размахивая крыльями, подскакивает Кар-Карыч в костюме мага из серии «Секрет Гудини».
  • Помахав рукой в камеру, пролетает Биби.

После этого мы видим частично собранные декорации, и продолжение заставки весьма похоже на оригинальную, начиная с момента, где Копатыч устанавливает пальму и перекрашивает кадр. Из существенных отличий от первой заставки можно отметить, что камера расположена несколько ближе к персонажам, а те в конце выпрыгивают вперёд, к зрителям. Также изменена надпись на хлопушке: вместо привычных «135/4» на ней написано «20/20», что отсылает к году премьеры нового сезона.

На пользу общества можно заставить работать любой закон — для этого нужно начать пользоваться своими правами

В цифровом мире очень трудно следить за результатами интеллектуального труда. Как только контент оказывается в интернете, начинается его самостоятельная жизнь и присвоить себе чужие заслуги не составляет особого труда.

Согласно законодательству, можно сказать, что каждый, кто имеет доступ в интернет, ежедневно нарушает авторские права. Это происходит, когда мы пересылаем фото и посты третьим лицам или цитируем чужой текст без (корректного) указания автора и источника, — все эти действия относятся к воспроизведению контента. А воспроизведение — это исключительное право автора. В свою очередь, автор зачастую не сообщает, на каких условиях можно воспроизводить его контент. И только в редких случаях проставляет водяные знаки на фото или прописывает правила использования произведений.

При обсуждении вопроса о том, как уберечь авторов от незаконных действий с их контентом, не стоит забывать и о добросовестных потребителях. Ведь задача авторских прав — соблюдать баланс интересов обеих сторон. Автор свободно самовыражается (бесплатно или за деньги), а потребитель имеет доступ к результатам его творчества в рамках закона, тем самым стимулируя автора создавать новый контент.

Если мы будем знать и пользоваться своими правами, постепенно выработается общепринятая модель поведения. А в случае обращений в суд сложится правоприменительная практика, которая со временем начнёт эффективно удерживать нарушителей от неправомерных действий с цифровым контентом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: