Как получить субсидию на бизнес

Как два молодых предпринимателя создали бизнес по ремонту дорог

Технология ремонта дорог холодным асфальтом

В обязательном порядке перед использованием холодного асфальта дорожное покрытие нужно очистить от грязи, мусора или снега. Далее холодный асфальт заливается в яму, а процесс уплотнения возможен как естественным вариантом (путем движения автотранспорта), так и при помощи специального оборудования. Использование данной технологии позволяет выполнять работы различной сложности, ремонтировать как отдельные участки, так и большие площади дорожного покрытия. Монтаж прост и выполним квалифицированными рабочими в составе двух человек без необходимости использования дорогостоящего оборудования или специальной тяжелой техники.

Как найти клиентов?

Одно из основных преимуществ бизнеса, основанного на предоставлении услуг по ремонту дорожного покрытия – востребованность в течение всего года и регулярность выполнения работ. В различных городах и регионах страны компания не станет испытывать трудностей с поиском клиентов. Основной залог маркетинга данного бизнеса – налаживание связей с местными жилищно-коммунальными управлениями, городской администрацией, различными предприятиями, а также жилищными и гаражными кооперативами. Традиционными рекламными методами станут местные и региональные средства массовой информации, расклеивание объявлений в местах с большой проходимостью целевой аудитории компании, а также сетевой маркетинг.

Как найти клиентов?

Одно из основных преимуществ бизнеса, основанного на предоставлении услуг по ремонту дорожного покрытия – востребованность в течение всего года и регулярность выполнения работ. В различных городах и регионах страны компания не станет испытывать трудностей с поиском клиентов. Основной залог маркетинга данного бизнеса – налаживание связей с местными жилищно-коммунальными управлениями, городской администрацией, различными предприятиями, а также жилищными и гаражными кооперативами. Традиционными рекламными методами станут местные и региональные средства массовой информации, расклеивание объявлений в местах с большой проходимостью целевой аудитории компании, а также сетевой маркетинг.

Сколько можно зарабатывать на бизнесе по ремонту дорог?

Основная масса первоначальных капиталовложений формируется за счет затрат, связанных с регистрацией деятельности, приобретением необходимого оборудования, сырья и расходных материалов. Данный вид предпринимательской деятельности относится к бизнес-проектам с минимальными стартовыми инвестициями, в том числе за счет отсутствия необходимости аренды полноценного офиса (на первых порах деятельности компании), приобретения дорогостоящего оборудования и специальной техники. Как показывает статистика по регионам, в среднем потребуются первоначальные инвестиции в сумме около 100 тысяч рублей.

Текущие расходы компании варьируются в различных пределах за счет необходимости регулярного пополнения сырья и используемых расходных материалов, оплаты труда работникам организации и уплаты ежемесячных налоговых отчислений. Суммы регулярных расходов предприятия будут зависеть от объемов заказов, необходимости пополнения расходных материалов и сырья, а также количества трудоустроенных сотрудников и величины их заработной платы.

При текущих вводных данных, с учетом средней стоимости 50 кг холодного асфальта в 350 рублей и использования данного ресурса для ремонта 1 квадратного метра дорожного покрытия, а также средней стоимости ремонтных работ указанной площади в летний период в сумме 1 400 рублей, а в зимний период года в сумме 1 800 рублей, можно говорить о прибыли в 750 рублей с каждого квадратного метра ремонтируемого дорожного покрытия. Сумма указана с учетом расходов в пределах 100 рублей на 1 квадратный метр дорожного покрытия в качестве оплаты работы одного сотрудника компании.

Таким образом, ежемесячная прибыль компании составит около 200–250 тысяч рублей. Данные свидетельствуют об окупаемости бизнес-проекта в течение первых двух месяцев работы при средних объемах заказов.

Какую систему налогообложения выбрать для дорожного ремонта

Для осуществления мелких ремонтных работ дорожного покрытия никакие лицензии и разрешения не требуются. Все что нужно, так это зарегистрировать индивидуальное предпринимательство в местной налоговой службе, перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), трудоустроить бригаду работников и встать на учет во внебюджетные фонды (ПФР и ФСС) как работодатель.

Пошаговый план открытия фирмы, специализирующейся на укладке холодного асфальта

Одной из главных особенностей данного направления коммерческой деятельности является начальный этап организации бизнеса. Будущий предприниматель должен провести предварительные переговоры с представителями местных органов власти, чтобы решить вопрос о предоставлении заказов на ремонт дорог. В наших условиях достаточно сложная задача, но вполне реализуемая.

Следующие этапы организации рассматриваемого направления бизнеса включают:

  • Изучение ситуации с потенциальными заказами в частном секторе и анализ деятельности конкурентов. Маркетинговые исследования должны показать, какие у вас шансы занять свою нишу на рынке услуг по ремонту дорог.
  • Регистрацию в ФНС, внебюджетных фондах и Росстате.
  • Организацию рекламных мероприятий.
  • Подбор сотрудников и приобретение оборудования.
  • Заключение договоров с поставщиками сырья и расходных материалов.

Если вы планируете сотрудничать с государственными учреждениями, тогда, кроме решения перечисленных вопросов, необходимо открыть счет в банке и сделать печать.

Сколько нужно денег для старта бизнеса по укладке холодного асфальта

Одним из положительных моментов организации данного направления коммерческой деятельности является невысокая стоимость «входа» в этот бизнес. Кроме затрат на регистрацию, вам нужно купить оборудование (швонарезчик, бензиновую виброплиту, лопаты, ведра и т.п.), заплатить за проведение рекламной кампании и нанять 2-3 работников. Дополнительно необходимо арендовать небольшое помещение для хранения инвентаря, сырья и ГСМ, а также выбрать оптимальный вариант ведения бухгалтерии. Общая сумма перечисленных расходов составляет 2-3 тыс. долларов.

Какой ОКВЭД указать при регистрации бизнеса по укладке холодного асфальта

В общероссийском классификаторе видов деятельности не предусмотрен отдельный код для укладки асфальта/ремонта дорожного покрытия, поэтому опытные предприниматели рекомендуют указывать в документах фирмы ОКВЭД 42.11 (строительство дорог).

Какие документы нужны для открытия фирмы, которая занимается укладкой холодного асфальта

Кроме стандартных бумаг о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вам понадобятся:

  • Согласования с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором (если вы официально арендуете помещение).
  • Сертификаты, накладные на сырье и расходные материалы.
  • Договора с поставщиками.
  • Справка об открытии банковского счета.
  • Контракты с персоналом.

Для работы с бюджетными организациями нужно подписать договор, подготовить смету, предоставить копии всех учредительных документов и сертификатов на сырье.

Нужно ли разрешение для открытия фирмы по укладке холодного асфальта

Для оказания услуг по укладке холодного асфальта, с целью получения прибыли, не надо оформлять специальные разрешения или получать лицензии.

Личная жизнь

Ожидание: стану свободным от начальников.

Реальность: конечно, сейчас я сама себе начальник, но такой строгой к себе я никогда не была. Теперь я требую только с себя, виню тоже сама себя, а если не успеваю что-то, то не откладываю до понедельника, потому что ничего не изменится. Я мечтала, что буду чаще ездить на море, а оказалось, что я подстраиваюсь под график клиентов и сезонность. У меня сейчас нет выходных и праздников, а мои клиенты пишут мне практически круглосуточно. А когда мы с партнером все-таки уезжаем в отпуск — два раза в год, на майские и на новогодние праздники, — мы отпрашиваемся у наших клиентов.

Ожидание: свободное время все-таки будет.

Реальность: да, я не встаю в 7:30, а мой рабочий день начинается около 10:30—11:00 утра. Тем не менее огромное количество текущих задач пожирают время. Особенно задачи финансово ответственные и при этом нелюбимые. Пока их боязно делегировать наемным сотрудникам, а продолжать выполнять самостоятельно не нравится. Есть тотальная нехватка времени, огромное количество звонков, внезапно возникающих всевозможных проблем и отсутствие разграничения между личным и рабочим временем. Многие люди звонят из других часовых поясов, в разные мессенджеры, не задумываясь о том, какое время у тебя. Сначала это раздражало, но теперь я привык выключать звук, если понимаю, что ничего суперсрочного ночью не предвидится.

Ожидание: качество жизни улучшится.

Реальность: храню фото в облаке, и периодически оно напоминает, как я проводил время раньше. И раньше я проводил его лучше! Было больше времени, больше удовольствия. Когда работаешь на кого-то, то обычно, после того как переступаешь порог, забываешь о работе. Хотя некоторые и на работе не сильно вспоминают. А когда управляешь своим делом, думаешь о нем всегда. И дома, и в отпуске, и в выходной. Постоянно какие-то важные сделки, и кажется, что без твоего участия все пойдет не так и развалится. Удовольствие от работы пропало, уже давно подумываю заняться чем-то другим.

Очистка машин от снега

Всем известную поговорку о том, что “дорога ложка к обеду”, можно перефразировать на “дорога лопата к снегопаду”. Потому что когда вдруг понадобится, под рукой ее обычно нет. Но предприимчивые жители крупных городов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга, не растерялись. И специально для тех автомобилистов, кому нечем или кому просто лень откапывать своего железного коня после внезапного снегопада, предложили свои услуги. Оперативный выезд может стоить 5 тыс рублей, стандартный тариф составит 1-2 тысячи рублей.

Причем, в перечень услуг таких помощников может входить не только чистка самой машины, но и уборка вокруг нее, выталкивание из снега, заряд аккумулятора и прочее. Разумеется, ни о какой регистрации бизнеса речи в такой подработке не идет, а главным активом является совковая лопата. Но при более серьезном подходе можно обзавестись хотя бы снегоуборочной машиной, и чистить еще и дворы и разные отдаленные уголки, куда не добираются коммунальные службы.

Спецтехника

Специализированная техника, используемая в дорожном строительстве, весьма разнообразна, а ее виды и количество зависят от особенностей конкретной местности, по которой будет прокладываться дорога. Это – еще одна причина, из-за которой аренда машин считается более выгодной, чем покупка. Ведь некоторое оборудование может быть задействовано очень редко, а все остальное время будет просто простаивать.

Стандартный набор необходимой техники включает такие машины:

  • самосвал – для транспортировки стройматериалов;
  • экскаватор – для перемещения грунтовых масс и доставки сыпучих стройматериалов;
  • бульдозер – для расчистки и планировки участка;
  • автогрейдер – для профилирования, разравнивания и перемещения грунта или сыпучих стройматериалов;
  • асфальтоукладчик – для укладки покрытия;
  • каток – для уплотнения и утрамбовки грунта, щебня, финишной смеси;
  • бетоносмеситель – для замешивания бетона (при необходимости).

Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться дорожная фреза для рыхления и измельчения грунта или старого асфальтного покрытия. При выполнении работ небольшого объема отдельные машины можно заменить одним трактором со сменным навесным оборудованием.

Типы дорожных покрытий

Тип дорожного покрытия определяется преимущественно пожеланиями заказчика. При этом необходимо учитывать характеристики каждого материала и его соответствие имеющемуся земельному основанию.

Самыми распространенными являются 2 вида дорожных покрытий:

  1. Асфальтобетонное. Характеризуется наличием нескольких слоев, состоящих их разных материалов (щебня, песка, бетона, асфальта и других), которые обеспечивают высокую устойчивость к большим нагрузкам. При этом число и состав слоев определяется индивидуально на основе разных факторов.
  2. Асфальтно-литое. Изготавливается из готовой смеси, в состав которой входят те же компоненты, что и для асфальтобетона, но материалы смешиваются в заводских условиях под действием высоких температур и поставляются на место укладки дороги в термостатных контейнерах. Горячий асфальт выливается на подготовленное основание, создавая после остывания прочное покрытие, способное выдерживать повышенные нагрузки.

Менее распространенными вариантами являются:

  • бетонное полотно, для создания которого на подготовленное основание выкладываются железобетонные плиты;
  • покрытие из щебня, отличающееся меньшей стоимостью, но подходящее только для проселочных дорог со слабоинтенсивным движением;
  • грунтовые дороги, которые наименее затратны по расходам и пользуются спросом только там, где требуется обеспечение транспортной доступности, но строительство традиционных дорог нецелесообразно.

В последнее время при строительстве дорог начинает применяться инновационное цементобетонное покрытие, которое обладает массой преимуществ и уже широко используется на Западе. Единственным недостатком цементобетона является высокая стоимость, но она вполне оправдывается максимально длительным сроком эксплуатации без необходимости ремонта, что обусловлено неподверженностью такого полотна разрушениям, его устойчивостью к истиранию и влиянию агрессивных веществ.

Покрытие изготавливается из бетонного раствора, который заливают в предварительно установленную опалубку на подготовленном основании с закладкой армирующей сетки. На готовом полотне вдоль и поперек нарезаются специальные швы, предохраняющие его от разрушения под действием температурных колебаний.

Каждый из указанных материалов используется в современном дорожном строительстве в соответствии с его характеристиками и требованиями к покрытию дорог

В любом случае важно выполнять не только пожелания заказчика, но и соблюдать технологические требования к нагрузке на дорогу

Как найти клиентов?

Одно из основных преимуществ бизнеса, основанного на предоставлении услуг по ремонту дорожного покрытия – востребованность в течение всего года и регулярность выполнения работ. В различных городах и регионах страны компания не станет испытывать трудностей с поиском клиентов. Основной залог маркетинга данного бизнеса – налаживание связей с местными жилищно-коммунальными управлениями, городской администрацией, различными предприятиями, а также жилищными и гаражными кооперативами. Традиционными рекламными методами станут местные и региональные средства массовой информации, расклеивание объявлений в местах с большой проходимостью целевой аудитории компании, а также сетевой маркетинг.

Технология укладки холодного асфальта

Холодный асфальт – это измененный асфальт полимерного типа, в состав которого включено множество морозоустойчивых добавок и пластификаторов. Технология укладки холодного асфальта предполагает предварительную отчистку поверхности дорожного покрытия от грязи, мусора, снега, а также срез отслоившихся краев выбоины. После чего смесь холодного асфальта просто засыпается в яму. Уплотнение отремонтированного участка происходит как с помощью специального ручного оборудования (виброплиты), так и путем естественного уплотнения за счет движения автотранспорта.

Процесс укладки холодного асфальта позволяет обходиться без применения тяжелой техники, которая требуется в процессе укладки традиционного асфальта. По данной технологии можно не только ремонтировать ямы и трещины, но и создавать покрытие придомовых территорий, гаражного сектора, стоянок, парковок, тротуаров и т.д. Работы и клиентов – превеликое множество.

В рабочем процесс по ремонту участвует не более 2-х человек, а в отдельных случаях с небольшим объемом может справиться даже один человек. Бизнес не требует поиска большого количества квалифицированных кадров. Процесс укладки настолько прост, что понять его можно за несколько часов работы.

Технология укладки холодного асфальта

Холодный асфальт – это измененный асфальт полимерного типа, в состав которого включено множество морозоустойчивых добавок и пластификаторов. Технология укладки холодного асфальта предполагает предварительную отчистку поверхности дорожного покрытия от грязи, мусора, снега, а также срез отслоившихся краев выбоины. После чего смесь холодного асфальта просто засыпается в яму. Уплотнение отремонтированного участка происходит как с помощью специального ручного оборудования (виброплиты), так и путем естественного уплотнения за счет движения автотранспорта.

Процесс укладки холодного асфальта позволяет обходиться без применения тяжелой техники, которая требуется в процессе укладки традиционного асфальта. По данной технологии можно не только ремонтировать ямы и трещины, но и создавать покрытие придомовых территорий, гаражного сектора, стоянок, парковок, тротуаров и т.д. Работы и клиентов – превеликое множество.

В рабочем процесс по ремонту участвует не более 2-х человек, а в отдельных случаях с небольшим объемом может справиться даже один человек. Бизнес не требует поиска большого количества квалифицированных кадров. Процесс укладки настолько прост, что понять его можно за несколько часов работы.

Сколько можно зарабатывать на бизнесе по ремонту дорог?

Основная масса первоначальных капиталовложений формируется за счет затрат, связанных с регистрацией деятельности, приобретением необходимого оборудования, сырья и расходных материалов. Данный вид предпринимательской деятельности относится к бизнес-проектам с минимальными стартовыми инвестициями, в том числе за счет отсутствия необходимости аренды полноценного офиса (на первых порах деятельности компании), приобретения дорогостоящего оборудования и специальной техники. Как показывает статистика по регионам, в среднем потребуются первоначальные инвестиции в сумме около 100 тысяч рублей.

Текущие расходы компании варьируются в различных пределах за счет необходимости регулярного пополнения сырья и используемых расходных материалов, оплаты труда работникам организации и уплаты ежемесячных налоговых отчислений. Суммы регулярных расходов предприятия будут зависеть от объемов заказов, необходимости пополнения расходных материалов и сырья, а также количества трудоустроенных сотрудников и величины их заработной платы.

При текущих вводных данных, с учетом средней стоимости 50 кг холодного асфальта в 350 рублей и использования данного ресурса для ремонта 1 квадратного метра дорожного покрытия, а также средней стоимости ремонтных работ указанной площади в летний период в сумме 1 400 рублей, а в зимний период года в сумме 1 800 рублей, можно говорить о прибыли в 750 рублей с каждого квадратного метра ремонтируемого дорожного покрытия. Сумма указана с учетом расходов в пределах 100 рублей на 1 квадратный метр дорожного покрытия в качестве оплаты работы одного сотрудника компании.

Таким образом, ежемесячная прибыль компании составит около 200–250 тысяч рублей. Данные свидетельствуют об окупаемости бизнес-проекта в течение первых двух месяцев работы при средних объемах заказов.

Кафе на колесах

Вложения:

от 800 тыс. рублей

Передвижное кафе – это формат недорого, уютного заведения, которое вполне может конкурировать с обычными, стационарными кафе. Главное преимущество такого формата – кафе само может приезжать к посетителям. Под мобильный формат можно приспособить различные направления общепита. Отлично впишется всевозможный фаст-фуд: гамбургеры, хот-доги, шаурма и прочее. Можно организовать станцию с охлажденными напитками, кафе, кондитерскую, смузи-бар. Для таких идей вполне хватит небольшого фургончика, который по сути является ларьком. Другой формат – это кафе внутри автобуса. Такие заведения можно встретить не только за рубежом, но и в России.

Очень часто сторонники идеи ссылаются на экономию средств – мол, открыть кафе на колесах дешевле, чем оборудовать обычное заведение общепита. Но это далеко не так. В первоначальные вложения мобильного кафе входит приобретение транспорта, оснащение кухни, а в некоторых проектах – и мест для посетителей. В итоге получается совсем не бюджетное кафе. Еще один момент, который вызывает сомнение, — рентабельность такого заведения. Чтобы оно приносило нормальную выручку, необходимо не менее 50 посадочных мест – а кафе на колесах способно обслуживать не более 20-30 человек. В таком случае, кафе должно стоять в очень людном месте и продавать еду на вынос.

Кроме того, есть риск, что вашу идею не одобрят санитарные службы города. Есть разные примеры практики: одни успешно преодолевали бюрократический барьер, другие сдавались и отказывались от этой идеи. Хорошим выходом из этой ситуации является переориентация передвижного кафе на корпоративное обслуживание и упор на развлекательную программу и легкую кухню, организацию дней рождений и вечеринок — главное найти своих клиентов и заниматься любимым делом.

Деньги

Ожидание: можно легко получать 15—20 тысяч рублей, просто как бонус к своей зарплате.

Реальность: начинать с нуля было страшно, поэтому я искал доступные франшизы. У нас было двое детей, поэтому остановился на франшизе развивающих игрушек. Чтобы магазин приносил прибыль, отбивалась аренда и зарплата продавцов, средний чек за день должен был быть 4300 рублей. За все время работы магазина средний чек был по факту 1850 рублей. Как я ни пытался мотивировать продавцов, продажи не шли. Им было пофиг: проще сидеть и ничего не делать за 15 тысяч в месяц, чем пошевелиться и заработать 45 тысяч. Я этого не понимал.

Несмотря на то что на канцелярию и игрушки самая большая наценка — от 90 до 140%, — мне пришлось закрыть магазин спустя год и два месяца работы с убытком 700 тысяч рублей. Потом удалось продать оборудование на 50 тысяч, а оставшиеся игрушки я сдал в детский дом. Я мог бы продолжать этот бизнес и получал бы доход, но для этого надо было уходить с основной работы и работать только в магазине.

Ожидание: ну уж свою обычную зарплату я точно всегда заработаю.

Реальность: у нашей компании трое учредителей, и вот мы втроем три года подряд жили на МРОТ — около 13 тысяч рублей в месяц. Порой едва хватало на коммуналку, топливо и питание. К тому же мы влезли в долги под залог личного имущества, чтобы были деньги на развитие и финансовые обязательства перед сотрудниками и поставщиками. Но в итоге мы вывели на рынок новый и сложный продукт, запустив производство с нуля, — пусть не из гаража, как у культовых американских стартаперов, а из комнаты 12 квадратных метров в частном доме.

На третий год работы проекта я открыл старые наброски бизнес-плана, который составлял, еще будучи сотрудником крупной международной компании, и увидел, какие объемы производства и сбыта были намечены на второй год работы проекта. План превышал факт почти в 20 раз. Признаться, я даже не расстроился, а рассмеялся вслух над тем, насколько был наивен и насколько слабо представлял реалии — пусть и малого — производственного бизнеса.

Ожидание: буду зарабатывать очень много денег и стану свободным.

Реальность: за два с половиной года мы не то что не заработали — мы даже не закрыли кредиты, которые брали на первое время, — больше 300 тысяч на двоих. Так и остались с долгами. Со свободой тоже не сложилось. Бывали дни, когда мы приходили утром, целый день занимались делами, уезжали ужинать и возвращались работать фасовщиками в ночную смену. Потому что наши фасовщики ушли в запой.

Ожидание: если что, государство всегда поддержит малый бизнес.

Реальность: когда я только собиралась открыть свою фотостудию, то пыталась подать документы на микрофинансирование ИП: такая программа поддержки есть у нас в Краснодарском крае. Чтобы получить кредит под 10—11%, нужно собрать огромный пакет документов, так как каждую покупку нужно подтверждать определенным образом. Такая «поддержка» хороша, только если ты покупаешь один трактор, к примеру, а не кучу штативов, обвесов и софтбоксов.

Из дохода вычитается аренда, вмененный налог, интернет, коммуналка, затраты на расходники, новые покупки для фотосессий, обеспечение кредита на технику, затраты на доставку готовых заказов из города к нам. Первый месяц работы студии вышел не в ноль, но и не в сильный минус. Затем ситуация ухудшилась: минус 15 тысяч рублей — вот результат месячной работы.

Как оказалось, поддержки ИП, особенно у такого микробизнеса, как у нас, в нашей стране нет, сколько бы о ней ни говорили. Плюс оказалось, что ИП, которому еще нет трех лет, не может взять кредит почти нигде и тем более рефинансироваться. ИП не сможет получить налоговый вычет. К слову, у меня пока так и нет заключенного с пожарной службой договора и других подобных вещей: на все нужны деньги. Будем с этим разбираться чуть позже. Благо, говорят, сегодня к ИП в первые месяцы внезапно нагрянуть с проверкой не могут.

Зарплата больше, а график менее загруженный. Но потом пошли заказы, в том числе и на год вперед. Студия вышла в плюс, нарисовались понятные ежемесячные суммы по заключенным договорам: годовое сопровождение школьников, детсадовских групп. И это главное преимущество в официальном предпринимательстве: есть уверенность, что ты не останешься без защиты и при недобросовестности заказчика получишь по договору либо неустойку, либо компенсацию через суд, если до него дойдет.

Шаг 2 Пройти курс основ предпринимательской деятельности

Всех, кто хотел получить государственные субсидии на открытие своего бизнеса, отправили на курсы по основам предпринимательской деятельности. В 2017 году на моем потоке было 9 человек.

Курсы предпринимателей оказались платными — 2815 Р, но оплата обучения входит в программу государственной поддержки субъектов. Я заключила трехсторонний договор на предоставление образовательных услуг с центром занятости и образовательным центром и в начале сентября пошла учиться.

Занятия длились 2 недели по 3—4 часа в день. Строгой программы у курсов нет: у потока, который учился до нас, были другие преподаватели и темы. Думаю, в разных субъектах содержание тоже может отличаться.

Для получения государственной поддержки мы готовили бизнес-планы и тренировались отвечать на вопросы воображаемой комиссии. К концу обучения у каждого предпринимателя в группе был готовый проект своего будущего бизнеса. Мы писали их без помощи преподавателей.

В последний день курсов мы сдали простой экзамен: каждый ответил на вопросы по окупаемости своего бизнеса и выбранной системе налогообложения. По итогам мы получили корочки о прохождении курсов предпринимателей.

Мое свидетельство о прохождении курсов. Я не знаю, почему там написано Новосибирск

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: