Финансовые показатели
Как мы уже упоминали, основные затраты на развитие бизнеса — это оборотные средства на закупку автомобилей под дальнейшую реализацию. В нашем бизнес-плане мы возьмем усредненную цену порядка 500 000 рублей — именно столько стоит массовый автомобиль бюджетного класса формата Hyundai Solaris или VW Polo 5 лет от роду. Однако, разумеется, вы можете пополнять площадку как более дорогими вариантами около 1 миллиона рублей за машину (среднестатистический популярный кроссовер вроде Hyundai Creta, Kia Sportage и другие), так и более бюджетными (да-да, на «Акцентах» и «Приорах» по 200 000 рублей тоже можно заработать!).
Стартовые расходы на открытие автосалона
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
|
---|---|---|
Недвижимость |
||
1 |
Аренда площадки |
300 000 |
2 |
Аренда офиса |
30 000 |
Оборудование |
||
3 |
Мебель |
50 000 |
4 |
ПК и оргтехника |
200 000 |
5 |
Оборудование для техников |
30 000 |
6 |
Оборудование для закупщиков |
50 000 |
Нематериальные активы |
||
7 |
Покупка базы 1С и системы CRM |
50 000 |
Оборотные средства |
||
8 |
Закупка авто (50 единиц) |
25 000 000 |
Итого: |
25 710 000 |
Основной штат салона по продаже подержанных авто может формироваться из 10-12 человек, более подробно их функционал мы описывали выше, а теперь приведем цифры по фонду оплаты труда.
Фонд оплаты труда
Должность |
Кол-во, чел. |
ФОТ, руб. |
|
---|---|---|---|
Административный |
|||
1 |
Руководитель автосалона |
1 |
100 000 |
2 |
Руководитель отдела продаж и закупок |
1 |
70 000 |
3 |
Сотрудник службы безопасности |
1 |
50 000 |
Производственный |
|||
4 |
Специалист по автокредитованию |
1 |
40 000 |
5 |
Эксперт по закупке авто |
2 |
60 000 |
Торговый |
|||
6 |
Менеджер по продажам |
4 |
50 000 |
Вспомогательный |
|||
7 |
Техник |
2 |
|
Итого: |
370 000 |
||
Социальные отчисления: |
111 000 |
||
Итого с отчислениями: |
481 000 |
Итак, мы исходим из автопарка в количестве 50 машин — примерно столько составляет количество имеющихся в продаже вариантов у начинающих площадок. Однако не стоит забывать, что многие крупные представители этого бизнеса реализуют по 300 и даже 500 машин в месяц.
Основные показатели бизнеса
Инвестиции в оборотные средства |
25 000 000 |
Выручка, руб. |
16 500 000 |
Переменные затраты, руб. |
50 000 |
Постоянные затраты, руб. |
300 000 |
ФОТ (с отчислениями), руб. |
481 000 |
Аннуитетный платеж по кредиту, руб. |
|
Налог УСН 6% |
990 000 |
Чистая прибыль |
14 679 000 |
Итого продавая в месяц порядка 30 автомобилей средней ценой в 500 000 рублей, и со средней наценкой в 10% владелец автосалона может рассчитывать на прибыль порядка 15 миллионов рублей. Однако не стоит обольщаться, что уже в первые месяца продаж вы сможете выйти на данные показатели — изначально проданные машины будут составлять четверть, треть от общего количества парка, и только с дальнейшим развитием можно говорить о реализации свыше 50 процентов от имеющегося стока. При наличии успешной динамики роста можно говорить и о наращивании автопарка — крупные представители индустрии так и поступают.
Покупка автомобилей для дальнейшей перепродажи
Различают два основных канала поставок автомобилей с пробегом в салон — приобретение машин у частников (владельцев) и закупка оптовых партий у корпоративных клиентов. Рассмотрим подробнее оба варианта.
Приобретение машин у частников
Итак, основная часть работы менеджеров по закупкам — поиск хороших и при этом доступных машин на «вторичке». В первую очередь, это мониторинг досок объявлений (“Авто.ру”, “Авито” и иже с ними), а также работа с входящими обращениями по телефону. На первом этапе эксперт производит осмотр кузова машины на предмет ДТП, проверяет техническое состояние (двигатель, коробка, подвеска) и называет примерную цену (где-то минус 10-15 от средней по рынку).
Если продавца такой ценник устроит, производится следующий этап — машину отгоняют на тотальную проверку в партнерском сервисе, где уже мастер досконально проверяет электронные системы и другие детали, которые невозможно оценить в полевых условиях.
Далее идет проверка у криминалиста на предмет юридической чистоты автомобиля, а некоторые салоны проверяют также машину по базам такси (например, Automama не берет в розницу такие машины, а Fresh Auto выторговывает за такие варианты хорошую скидку). Если все ОК и клиента устроит финальный вариант цены — можете выкупать его железного коня.
Закупка машин у корпоративных клиентов
Отдельная песня — взаимодействие с корпоративными клиентами. Это могут быть компании, реализующие свой автопарк по причине его обновления, представители бизнеса по аутсорсу машин, курьерские службы и т. д. Как правило, переговоры с крупными ключевыми поставщиками автомобилей проводите либо вы сами как владелец бизнеса, либо наемный руководитель. Менеджеры по закупкам в таких проектах занимаются лишь технической составляющей выкупа — проверяют состояние каждого экземпляра.
Кто такие «корпораты»? В первую очередь, это крупные международные и российские компании, имеющие большой автопарк и периодически проводящие торги по его реализации. Как пример, можно привести таких поставщиков как Pepsico, Балтика, Metro Cash and Carry, Procter & Gamble и другие. Преимущества таких поставщиков — невысокие цены (по итоговой балансовой стоимости пятилетний авто вообще стоит копейки) и хорошее состояние автопарка (крупные компании не экономят на ТО и делают все работы у официальных дилеров). Минусы — не так то просто выйти на CarFleet-менеджеров корпораций и войти в список доверенных покупателей.
Однако корпоративным поставщиком машин может выступить и официальный дилер, занимающийся продажей новых авто. При сдаче клиентом старой «ласточки» по системе трейд-ин, образуются стоки, которые партиями по 10-20 машин продаются тем салонам, которые занимаются «вторичкой» (то есть это отличный канал поставок для рассматриваемого нами бизнеса).
Предпродажная подготовка
Какой следующий этап в цикле перепродажи автомобилей? Несведущий обыватель подумает, что непосредственно выставление на продажу, и ошибется… Однако если вы как предприниматель, открывающий автобизнес, наверняка знаете, что мало какой авто без предпродажной подготовки ставится на площадку. Первым делом приобретенный аппарат едет на химчистку салона и (по необходимости) полировку кузова. Автор статьи знает, что некоторые крупные салоны (не будем называть их имена) даже держат штатных сотрудников, которые за месяц десятками перешивают рули и ручки КПП для придания им «свежего» незатертого вида. Но мы с вами будем ориентироваться на честный подход к клиенту — а потому никаких скрученных пробегов и «перекупских» фокусов.
По необходимости проводится техобслуживание — проще устранить какую-нибудь мелкую неисправность вроде потекшей стойки или хрустящей шаровой самому, чем делать невыгодную нам скидку будущему покупателю. Тем более партнерские СТО и поставщики запчастей будут давать вам хорошую скидку как постоянным заказчикам.
Кейс 1: 250% маржинальности под слоем пыли
«Отношение к советскому автопрому у всех разное, однако спрос на вазовскую классику в последнее время стабильно растет», — рассказывает ростовский бизнесмен Александр. Уже несколько лет подряд он выискивает хорошо сохранившиеся машины, и после нехитрых манипуляций реализует их ценителям.
«Рецепта стопроцентного результата, к сожалению, не бывает — в частности, состояние выставленного на продажу экземпляра зачастую трудно оценить по фотографиям из объявления (это еще в случае, если они есть). Буквально на прошлой неделе пришлось отмахать 500 километров в Воронежскую область на осмотр классического «Москвича», который на поверку оказался не в лучшем состоянии — слишком долго стоял в гараже и его восстановление обойдется в круглую сумму».
А вот несколькими месяцами ранее фортуна улыбнулась предпринимателю — он обнаружил в гараже пожилого дедушки в Ростовской области идеально сохранившийся ВАЗ 2103, который последние 25 лет не эксплуатировался по причине здоровья владельца. Вложения составили 80 тысяч в непосредственно покупку «Жигулей», еще 20 000 рублей ушли на химчистку, замену всех резиновых деталей и рабочих жидкостей. По итогу спустя пару недель автомобиль ушел в частную коллекцию на Северный Кавказ за 250 000 рублей. Таким образом, прибыль составила 250% всего за месяц!
Мобильная автомойка
Открытие стационарной мойки — это достаточно дорогостоящий и рискованный проект, который может окупаться не один год. Намного проще оказывать услуги выездной автомойки, которые становятся все более популярными в городах-миллионниках. Клиенты, как правило, ограниченные во времени, могут вызывать мобильную автомойку по нужному адресу, и автомойщики окажут услугу прямо на месте. Осуществляться такая мойка может как влажным, так и сухим способом. Во втором случае используются специальные средства, содержащие воск, и которые не вредят покрытию автомобиля.
Схема работы выездных автомоек проста. С помощью телефонного звонка или мобильного приложения клиент называет или указывает адрес и выбирает необходимую ему услугу. В условленное время исполнители приезжают и моют машину. Обычно мойка сухим методом занимает около 20-30 минут в зависимости от степени загрязнения автомобиля. Запустить бизнес на автомойке с выездом можно при наличии 200-300 тыс. рублей, основная доля которых потребуется на приобретение оборудования и моющих средств.
Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса
Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.
Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.
Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились. Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.
Ателье автозвука
Качество автозвука на большинстве массовых моделей авто оставляет желать лучшего, поэтому существует такой бизнес как студии и ателье автозвука. Такой бизнес наиболее перспективен, когда работает по схеме “магазин+студия”. Это означает, что клиент может не только приобрести понравившиеся ему позиции компонентов, но и заказать их монтаж “под ключ”. Это удобнее, чем ехать куда-либо еще, записываться, а затем покупать недостающие аксессуары.
Для монтажа автозвука потребуется помещение под размещение нескольких автомобилей. Поначалу предприниматели открывают подобный бизнес в гаражах, другие же сразу арендуют более удобные и просторные боксы. Лучше всего, если такие помещения располагаются недалеко от магазина, либо в одном здании с ним. В качестве работников потребуется один-два техника с опытом работы в тюнинге или автосервисе по направлению автоэлектроники или конкретно автозвука. Для запуска ателье с арендой и ремонтом помещения, а также созданием рекламного автомобиля для презентации клиентам потребуется вложить около 1,2 млн. рублей. А чистая прибыль ателье составит порядка 150 тыс. рублей. Подробнее об этом бизнесе со сравнением показателей с розничной и оптовой торговлей мы рассказывали в этом материале.
Доставка воздушных шаров
Вложения: от 20 тыс. рублей
Сегодня гелиевые шарики пользуются большим спросом, являясь частым элементом праздничного оформления. Их покупают на дни рождения, свадьбы и другие праздники, чтобы украшать помещения.
Освоить навыки аэродекора достаточно просто. Зато данная услуга сразу увеличит ваш доход, потому что оформление шариками стоит намного дороже, чем просто шарики, наполненные гелием.
Наполнить баллон гелием стоит около 1500 рублей (в зависимости от объема).
Один гелиевый шарик стоит около 50 руб. А услуга доставки от 200 до 300 рублей, это зависит от того, в каком городе вы живете. Можете не только продавать обычные шарики, но составлять целые поздравительные сеты – их стоимость составляет порядка 1500 — 2500 рублей, а себестоимость при этом не превышает 400 рублей. Так что, имея в месяц 10 заказов, можно рассчитывать на выручку около 30 000 рублей. А если заняться еще и аэрооформлением, то можно зарабатывать в разы больше.
В пик продаж выручка увеличится еще. Самые золотые периоды: Новый год, 14 февраля, 23 февраля, 8 марта. Также воздушные шары пользуются спросом в период школьных выпускных и свадебный сезон. Об опыте открытия бизнеса в сфере аэродизайна можно прочитать здесь.
Кейс 2: Как заработать на любви немцев к «мускулам»
Второй бизнес-идеей поделился предприниматель Никита, который уже не первый год занимается бизнесом на ретроавтомоилях, однако довольно настороженно относится к российскому рынку. По его словам, наибольший доход приносит перепродажа ретромашин на территории Европы — там спрос существенно выше.
Типичный «классик», на котором зарабатывает бизнесмен — так называемый muscle car из Штатов, это в основном Ford Mustang или Chevrolet Camaro. Такое прозвище автомобили получили за «мускулистый» дизайн кузова, которому характерны рельефные переходы, и мощные двигатели на агрегатах массовых автомобилей.
Итак, первым делом находится «Мустанг» в состоянии «под реставрацию». Для общего понимания бизнес-процесса будем оперировать суммами в евро. Относительно «живой» (но при этом требующий внимания по кузову и вложений по технической части) Мустанг стоит порядка 19-20 000 евро. Отбор автомобилей происходит на местных досках объявлений и аукционах.
После приобретения «железный конь» переправляется в Восточную Европу, где силами литовских мастеров проводится его реставрация. Почему Литва? Дешево по европейским меркам и сердито (те, кто ранее занимался перегоном авто из старушки-Европы, знает что именно литовские автомобильных рук мастера «подшаманивают» машины перед въездом в Россию). Реставрация обходится примерно в 10-15 тысяч, в результате чего стоимость инвестиций в Ford Mustang вырастает примерно до 35 000 евро. При этом средний ценник на такую машину в Германии, где оказывается немало любителей американской классики — 60 000 евро. Весь процесс, начина от покупки масл-кара в Штатах, заканчивая его реализации в Германии, составляет порядка полугода. По приблизительным подсчетам, это порядка четырех с небольшим тысяч евро в месяц, или 300 000 рублей месячной доходности.
Суть бизнес-идеи
Кратко о том, как устроен бизнес на ретроавтомобилях (или олдтаймерах, как их еще называют) можно увидеть на многочисленных развлекательных шоу каналов Discovery или BBC. На камеру все выглядит красочно и немного пафосно — предприимчивые авторы покупают редкую развалюху в гараже у седовласого владельца и после многочисленных поисков запчастей на местных свалках и мучений в кастом-ателье выкатывают на публику блестящий надраенными боками шедевр, который затем реализуется с молотка за кругленькую сумму.
А как обстоят дела у российских предпринимателей? Нам удалось побеседовать с несколькими представителями автобизнеса, каждый из которых поделился личным опытом — начиная от перепродажи «капсулы времени» ВАЗ 2103 с минимальным пробегом, и заканчивая сложной логистикой масл-каров из Старого и Нового Света.
В сегодняшнем обзоре мы немного отойдем от привычного формата с финансовыми показателями и приведем в качестве примера несколько кейсов предпринимателей, уже успешно работающих в этой сфере. Дело в том, что и вложения, и приложенные усилия, и итоговый доход могут очень сильно зависеть от множества различных факторов — начиная от модели авто и заканчивая опытом предпринимателя.
Детейлинг-студия
Детейлинг-студии и детейлинг-центры занимаются оказанием услуг по комплексному уходу за автомобилями. Сюда может входить и уход за кузовом, и химчистка и перетяжка салона, и нанесение на кузов инновационных защитных покрытий, и автомойка. Некоторые особо раскрученные компании также параллельно оказывают услуги по тюнингу. Наиболее частыми клиентами детейлингов бывают мужчины возрастом от 30 лет с уровнем доходов выше среднего. Поэтому специфика клиентов предполагает более презентабельное помещение, чем условный гараж. Здесь понадобятся боксы минимум на два автомобиля площадью 80-100 квадратов. В обязательном порядке обустраивается комфортная клиентская зона с диванами, Wi-Fi, а также выделятся демонстрационная площадка с хорошим освещением.
Первые шаги
-
Регистрация. Оптимальной правовой формой для открытия автосалона является общество с ограниченной ответственностью. Классификатор по ОКВЭД следующий: 45. Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт.
-
Местоположение. Далее необходимо определиться с местоположением будущего автосалона. Можно конечно существенно вложиться еще на начальной стадии и приобрести участок под строительство, однако мы рекомендуем арендовать площадку в хорошем проходном месте. Это может быть авторынок, какой-либо крупный торговый центр, либо просто прилегающая к оживленной транспортной магистрали территория.
-
Аренда и офис. Средняя стоимость аренды площадки на 50 машин в «бойком» торговом месте города-миллионника составляет от 300 до 500 тысяч рублей. В непосредственной близости от площадки должно находиться офисное помещение, где будет базироваться отдел продаж и другие вспомогательные сотрудники.
-
Оснащение. Не будем в текущем случае подробно распространяться о необходимости закупки мебели, офисного оборудования (ПК, ноутбуки и т. д.) — это и так очевидно. А вот про наличие мало-мальски необходимых технических гаджетов упомянуть стоит — это толщиномеры, сканеры на популярные модели авто, пуско-зарядные устройства для АКБ и т. д. Все это обязательно пригодится для успешной работы техников и экспертов по подбору авто. Впрочем, на вопросе подбора персонала стоит остановиться более подробно.
Мобильный шиномонтаж
Бизнес-модель мобильного шиномонтажа довольно проста. Клиент, столкнувшийся на дороге с неприятной ситуацией, вызывает представителей сервиса, которые приезжают на место и проводят ремонт/замену покрышек и дисков, снимают секретки и прочее. Фишка выездного шиномонтажа в том, что быть на связи нужно в режиме 24/7 и реагировать на вызов очень быстро. Обычно перечень услуг включает еще и подвоз бензина, разблокировку сигнализации, буксировку и другую экстренную помощь на дорогах.
Что понадобится для старта в таком деле? Помимо шиномонтажного оборудования не обойтись и без малотоннажного грузового транспорта. Причем, он станет не только средством доставки оборудования до места, но и рабочей зоной для сотрудника. А потому обычно владельцы шиномонтажей берут фургоны с длинной базой и с высоким потолком. Об открытии такого бизнеса с двумя единицами транспорта можно прочитать здесь.
Работа со строительной бригадой
Вложения: 0 рублей
Если у вас есть грузовая машина, вам очень повезло. Потому что существует множество идей, как реализовать потенциал вашего автомобиля. Одним из таких вариантов является сотрудничество со строительной бригадой.
Работа может быть разной: вы можете доставлять строительное оборудование или материалы из пункта А в пункт Б. А можете вывозить строительный мусор.
Строительство и ремонт – процесс постоянный, поэтому клиенты будут всегда. Главное – уметь предложить свои услуги. Свяжитесь с разными строительными бригадами, предложите сотрудничество. Обсудить свои услуги с компаниями на строительных рынках, где всегда требуется грузовой автотранспорт для доставки заказов клиентам. Если вы найдете 3 — 4 партнера и сработаетесь с ними, то сможете обеспечить себе полный рабочий день.
Если речь идет о регионах, зарабатывать на этом деле можно в среднем 35 тыс. рублей. Только имейте в виду, что транспортные расходы вы будете оплачивать самостоятельно, поэтому включайте эту сумму в стоимость ваших услуг.
Краткое резюме
Итак, пообщавшись с разными людьми, которых объединяет одно — любовь к старой технике, можно сделать краткие выводы в виде тезисов:
Бизнес на ретроавтомобилях не стоит открывать на последние или, тем более, заемные денежные средства — проект может потребовать куда больших инвестиций, чем планировалось изначально.
Ниша на рынке по-прежнему практически пустая. Для понимания масштабов аналогичных проектов, не поленитесь и ознакомьтесь с деятельностью крупных компаний по реставрации и перепродаже ретротехники — вы будет поражены! Например, ателье Byrnes Motor Trust Restoration Facility сейчас «приводит в чувство» порядка 400 железных «старичков» пенсионного возраста, а в компании трудится порядка 200 человек! Чувствуете в себе силы и возможности для старта такого бизнеса — не мешкайте, через десяток-другой при успешном стечении обстоятельств будете лидером рынка в России.
Рассматривать бизнес на ретротехнике можно и не располагая депозитом с 6-7 нулями
Новичкам стоит обратить внимание на рынок классической советской техники. Вложения в «классику» могут составить 150-200 тысяч рублей
Зачастую возможность заработка может буквально «лежать на поверхности» — не ленитесь мониторить зарубежные аукционы по купле-продаже автомобилей. Разница на технику в различных регионах земного шара может быть очень существенной. Не бойтесь мыслить глобально.
Параллельно с куплей-реставрацией-продажей старых автомобилей процветает бизнес по реализации запчастей на классические машины и всевозможные разборки техники. Вложения в такой бизнес существенно ниже, при этом показатели по маржинальности порой просто колоссальные. Обеспеченные владельцы раритетных «железных коней» порой готовы переплачивать немалые суммы за деталь для своего любимца, которую крайне трудно найти.
Действительно большой заработок на олдтаймерах возможен только в долгосрочной перспективе. Для этого вам потребуется не только прекрасно разбираться в старых тачках, но и обладать чутьем инвестора. Тогда на протяжении нескольких лет сможете заработать миллионы. Но это не точно.
Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором: dm@openbusiness.ru(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
12.04.2020
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Без дополнительных вложений
Отдельная категория предпринимателей целенаправленно не имеет дела с машинами, требующими восстановления. Редкий классический автомобиль просто воспринимается как среднесрочная или долгосрочная инвестиция, которая позволит с лихвой окупить вложения через несколько лет.
На чем можно заработать в этой сфере по продаже классических машин? Еще один наш собеседник, проживающий в Краснодарском крае, признается что всего несколько лет назад наиболее выгодным был «путь наименьшего сопротивления» — экспорт иномарок из России. В частности, где-нибудь под Ростовом покупался за условные 1,5-2 миллиона рублей хорошо сохранившийся немецкий родстер выпуска конца 90 годов, после чего машина вывозилась из страны и ставилась на учет в Германии. Сейчас стоимость аналогичных моделей в Европе составляет порядка 50-60 000 евро, то есть в 2-2.5 раза выше.
По словам сочинского коллекционера и предпринимателя, занимающегося продажей ретротехники, чем в более долгосрочной перспективе рассматривается проект, тем более выгодным он может быть. Например, всего лет десять назад, в 2008-2009 годах, на рынке было несколько предложений от коллекционеров по ЗИС-110 — престижных автомобилей, специально разработанных в СССР для высшего командного состава армии и партийных чиновников. Закупочная стоимость машин на рынке в конце нулевых — порядка 10 000 долларов, тогда это были какие-то 300 000 рублей. Даже если не отталкиваться от существенно изменившегося курса рубля к доллару за минувшие годы, доходность такого транспорта на сегодняшний день выглядит колоссальной — ценники подскочили до 150 000 долларов, то есть в 15 раз!
Впрочем, коллекционер из Краснодарского края явно скромничает — такой скачок цен, дескать, был прогнозируемым. И приводит пример с куда более экзотическими способами заработка на ретроавтомобилях — вывоз раритетов из стран, где только что произошел политический переворот или грянул финансовый кризис. Венесуэла, Бразилия, с недавних пор — Украина.