Плюсы БПЛА в сравнении с пилотируемыми самолетами
Самый маленький беспилотник в мире RoboBee
- Беспилотные летательные аппараты затрачивают гораздо меньший объем топлива благодаря своему весу, при этом, не исключается возможность использования альтернативных видов топлива. Так, например, по мнению подавляющего большинства авиаконструкторов, возможен переход на криогенное топливо, которое используется космическими летательными аппаратами
- В то время как пилотируемый самолет необходимо посадить на огромную по занимаемой территории посадочную площадку, беспилотник свободно приземляется на небольшую взлетно-посадочную полосу не более 600 метров, не говоря уже о беспилотниках класса «микро», которые могут сесть даже на порог дома или подоконник.
Что произошло в ходе испытаний
Условия имитационных испытаний предполагали получение дроном одобрения на уничтожение каждой из целей от оператора. Тем не менее в определенный момент машина приняла решение игнорировать указания человека и виртуально его ликвидировать.
Фото: Kornél Máhl / unsplash.com
Боевой дрон США виртуально покусился на жизнь оператора
Дело в том, что за поражение целей дрону начислялись баллы, являющиеся показателем эффективности его работы, а оператор время от времени отменял нанесение удара по уже идентифицированной БПЛА цели. Программа, управляющая беспилотником, в определенный момент сочла человека угрозой, которая мешает выполнению боевой задачи и повышению собственного рейтинга.
После неудачного опыта дрон был перепрограммирован с учетом новых данных. Теперь ему было явно предписано не убивать оператора. Однако и в этих условиях машина нашла способ саботировать указания оператора, приступив к уничтожению вышки радиосвязи, посредством которой человек управлял БПЛА.
Историю, которая способна навеять ассоциации с сюжетами отдельных художественных произведений в жанре научной фантастики, полковник Хэмилтон рассказал в контексте обсуждения преимуществ и недостатков использования автономных систем вооружения, в контур управления которыми включен человек.
Военный отметил, что для достижения поставленных целей искусственный интеллект прибегал к использованию «весьма неожиданных стратегий», которые, в частности, предусматривали уничтожение личного состава и инфраструктуры.
Почему беспилотники так эффективны
Жизнь одного беспилотника оценивается в неделю, это порядка 30 вылетов в день. При этом используют их круглосуточно, а перерывы в работе делают только из‑за неподходящих погодных условий, обстрела и смены точки взлета. Это говорит о том, что производить боевые и разведывательные беспилотники нужно в большом количестве, так как они являются расходным материалом, а расходы на их производство должны быть сокращены. Например, стоимость гражданского дрона китайского производства высокого качества, с хорошей оптикой, в том числе для съемок в ночное время, составляет несколько тысяч долларов, что на порядок ниже, чем у военных специализированных беспилотников. Это как минимум разведка, а как максимум — это приносит нашим противникам подарки в виде взрывов под ногами.
CH-5, Народно-освободительная армия Китая
Выполнить задачу любой ценой
Дрон ВВС США, оснащенный технологиями искусственного интеллекта (ИИ), попытался атаковать своего оператора в ходе симуляции выполнения боевой задачи, пишет Business Insider.
По информации издания, задача для военного БПЛА была сформулирована предельно прямолинейно: уничтожить вражескую систему противовоздушной обороны (ПВО). Однако беспилотник, опираясь на ИИ-алгоритмы, принял решение устранять всех, кто мешает выполнению поставленной ему задачи.
Случай описал полковник Такер Хэмилтон (Tucker Hamilton), руководитель отдела испытаний и операций в сфере искусственного интеллекта ВВС США, в рамках мероприятия Future Combat Air & Space Capabilities Summit, которое прошло в Лондоне в конце мая 2023 г.
Штрафы за использование беспилотника
За нарушение правил регистрации и полёта предусмотрены разные штрафы. Так, если вы запускаете дрон, не поставленный на учёт в Росавиации, или забыли нанести учётный номер, можно получить штраф от 2000 до 2500 рублей. Если дрон зарегистрирован, но владелец нарушает правила пользования воздушным пространством, штрафы будут такие:
| Физлица и ИП | Должностные лица | Юрлица |
---|---|---|---|
Сумма штрафа | 20 000–50 000 рублей | 100 000–150 000 рублей | 250 000–300 000 рублей |
Если правила нарушены и при этом у владельца нет разрешения на полёт, штрафы для граждан и юрлиц будут выше, а для должностных лиц — наоборот, ниже:
| Физлица и ИП | Должностные лица | Юрлица |
---|---|---|---|
Сумма штрафа | 30 000–50 000 рублей | 50 000–100 000 рублей | 300 000–500 000 рублей |
Гражданские беспилотные летательные аппараты
Однако, несмотря на развитие БПЛА в военной сфере, нельзя забывать и о гражданском применении данных аппаратов. Во-первых, подобных аппаратов с каждым годом появляется все больше и больше. Во-вторых, некоторые из аппаратов разработанных частными компаниями являются более развитыми в технологическом плане за счет своей узкой специализации и малых объемов производства, что позволяет инженерам более оперативно реагировать на изменение рынка потребителей.
История развития гражданских дронов насчитывает гораздо меньше времени в отличие от своих военных предков, ведь первые гражданские беспилотники появились лишь в 2000 году и существенно отличались от своих предшественников, однако темпы развития этой отдельной ветви впечатляют гораздо сильнее. Уже сейчас в США законодатели серьезно обеспокоены, а в это время все чаще и чаще появляются стартапы, предлагающие производить не только крупные беспилотные самолеты, но и дроны для быта.
Amazon drone Prime Air
Несмотря на всю демократичность США и склонность к введению инноваций, правозащитники уверенны, затея Безоса в 2015 году потерпит фиаско. На данный момент Федеральное управление гражданской авиации США просто не пойдет на такой шаг как разрешение введение в эксплуатацию подобных транспортных дронов, а вероятное «да», возможно не ранее 2020 года. Кроме того, назвать дроны безопасными вряд ли можно. Случаи сбоя техники далеко не редкость, а когда на густонаселенную территорию падает тяжелый дрон у которого в наличии взрывоопасные батареи и острые винты, то подобная затея Amazon кажется менее интересной.
Так или иначе, Джефф Безос не теряется оптимизма, ведь всего-лишь в 2007 году, в Нью-Йорке, мужчина, запустивший своего дрона возле Статуи Свободы был оштрафован на 10 тысяч долларов, однако подал ответный иск и выиграл дело, проторив тем самым дорогу всей гражданской беспилотной технике США. А стало быть, и у Amazon остается шанс на то, что бы отстоять свою идею, более того Конгресс уже принял резолюцию о расчистке авиапространства для коммерческого использования дронов с 2015 года. Но пока это лишь декларации о намерениях. К тому же нельзя исключать, что заявление Безоса не более чем маркетинговый ход, это объясняется тем, что Штатах у компании уже есть разветвленная сеть из 52 распределительных центров общей складской площадью 3,7 млн кв. м. Причем создавалась она с условием экономии за счет аренды земель вдали от городов, а потому так кардинально менять свою стратегию как минимум не выгодно с точки зрения бизнеса.
А вот в Европе все далеко не так радужно. Помимо отсутствия правовой базы касательно данного вопроса, европейцы просто не могут позволить себе вкладываться в программу по развитию беспилотных летательных аппаратов не только для военных, но и тем более для гражданских целей. Как считают эксперты, по причине общеевропейского подхода к вопросу, существует вероятность того, что рынок смогут занять производители из развивающихся стран, будь то Китай, Турция или ЮАР.
Автономность и точность
Ещё одним средством поражения, которое входит в арсенал ВС РФ и успешно применяется в зоне спецоперации, является РСЗО «Торнадо-С» дальностью свыше 100 км.
Самоходный комплекс предназначен для нанесения ударов по пехоте, различной технике, неподвижным и движущимся одиночным и групповым объектам.
На колёсной платформе «Торнадо-С» расположены 12 направляющих для 300-мм ракет. По оценке «Ростеха», огневые возможности данной системы позволяют «уничтожить район обороны противника площадью 12 футбольных полей».
Точнее и мощнее: РСЗО «Торнадо-С» уничтожают военные объекты ВСУ
«На российской РСЗО установлена автоматизированная система управления огнём и аппаратура подготовки пуска. Благодаря этому информацию о цели можно оперативно принимать, обрабатывать и корректировать. Также возможны автономная топографическая привязка боевой машины и ориентирование на местности», — говорится в материалах госкорпорации.
Боеприпасы «Торнадо-С» получают данные полётного задания за счёт блока управления, созданного на основе бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС). Каждому снаряду могут быть присвоены индивидуальные координаты.
«Управляемый снаряд «Торнадо-С» может быть запрограммирован не только на определённую дальность, но и по траектории. Таким образом, становится возможным разведение снарядов по различным целям», — подчёркивают в «Ростехе».
Также по теме
Найти и уничтожить: как в России ведётся разработка средств борьбы с беспилотниками
Специалисты Кизлярского электромеханического завода создали перспективный комплекс, предназначенный для поражения мини-БПЛА и живой…
Как заявил в комментарии RT военный эксперт полковник в отставке Анатолий Матвийчук, в зоне спецоперации «Торнадо-С» продемонстрировал высокую эффективность как средство контрбатарейной борьбы и поражения скоплений живой силы и техники неприятеля.
«Торнадо-С» — это великолепная реактивно-артиллерийская система, которая позволяет вести контрбатарейную борьбу и выполнять другие боевые задачи. Очевидно, что нашей армии требуется как можно больше таких систем», — сказал Матвийчук.
Аналогичной точки зрения придерживается военный обозреватель Александр Хроленко. По его словам, «Торнадо-С» значительно превосходит своего предшественника — РСЗО «Смерч». Важнейшим достоинством новой системы эксперт назвал высокую точность и дальность.
«Согласно открытым данным, точность «Торнадо-С» в 15—20 раз выше, чем у «Смерча». Эта техника очень востребована в зоне СВО. Наша промышленность должна сосредоточиться на увеличении производства этой системы и управляемых боеприпасов к ней. Насколько я понимаю, сейчас именно это и происходит», — заключил Хроленко.
Проще всего – дроны в сельском хозяйстве
Что касается применения дронов в сельском хозяйстве, то здесь эти риски практически сведены к нулю. При этом можно рассчитывать на хороший доход. По данным портала Huffington Post, фермер Роберт Блэр заказал услугу у одной фирмы по мониторингу своих полей с помощью дронов. Помимо видеотрансляции на монитор фермера, БПЛАбыл оснащен специальным прибором для отпугивания птиц: ворон, галок, грачей, воробьев, голубей. В России также выпускаются аналогичные устройства, например УЗП-01, весом всего 0,5 кг. Действие основано на излучении широкого спектра ультразвуковых и звуковых сигналов. Можно также использовать ультразвуковой отпугиватель птиц и животных «Outdoor Control IR» с питанием от батареек.
Еще одну функцию успешно выполняют дроны в сельском и в лесном хозяйстве. Это охрана от вторжения и противоправных действий. Вот так предприниматель из Мичигана Стив Скот описывает в блоге пример из своей практики: «Мы предоставили дроны для охраны поголовья крупного рогатого скота нескольким фермерам. Однажды, облетая подопечные угодья, наш БПЛА передал сигнал о группе людей, которые вторглись в запретную для чужаков зону.
Мы сфотографировали нарушителей и засняли на видео факт проникновения
Потом дрон подлетел к неизвестным парням и передал звуковое сообщение: «Внимание! Вы обнаружены и сфотографированы. Материалы переданы оператору
Прошу вас немедленно покинуть частные владения, иначе будете иметь дело с полицией». Ребята тут же ушли за границу территории». Для этих целей можно использовать роботизированный малоразмерный беспилотный вертолет «Хаски»или «ZALA 421-06».
Кроме того, с помощью БПЛА можно погасить небольшое возгорание на поле или в лесу. Датчик инфракрасного излучения фиксирует очаг и сообщает об этом оператору, после чего принимается решение о тушении огня с помощью спецсредств. Кстати, в России уже реализуются БПЛА «Застава» и «Форпост»Уральского завода гражданской авиации. При этом БПЛА «Форпост» интересен тем, что при работе с всенаправленной антенной может нести до 100 кг грузов на расстояние 75 км туда и обратно. Правда для него требуется аэродромная инфраструктура.
Резюме: что нужно запомнить
Если собираетесь пользоваться квадрокоптером, имейте в виду следующее:
- С точки зрения закона дроны массой от 150 граммов считаются воздушными судами — нужно обязательно ставить их на учёт в Росавиации, а в некоторых случаях получать разрешение на полёт.
- За управление беспилотником без регистрации предусмотрен штраф от 2000 до 2500 рублей или запрет на полёты до одного года.
- Зарегистрировать квадрокоптер можно через «Госуслуги», портал учёта БВС или направив заявление в Росавиацию напрямую — лично, по почте или курьером.
- Если вы собираетесь использовать коптер на высоте от 150 метров, в тёмное время суток или в специальных местах (например, диспетчерских зонах аэропортов), нужно получать разрешение на полёт в Главном центре Единой системы организации воздушного движения.
- За нарушение правил пользования воздушным пространством тоже предусмотрены штрафы: от 20 до 50 тысяч для гражданских лиц и до полумиллиона — для юридических.
- Если вы больше не собираетесь пользоваться беспилотником (например, при поломке или продаже), его можно снять с учёта или переоформить на другого владельца.
Больше интересного про код в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Запрет полёту не помеха
В России продолжают расширяться запреты на использование беспилотников в гражданских целях. Самый свежий — Чечня. От контролируемых Украиной территорий до Грозного по прямой больше 1000 км.
5 июля Чеченская республика стала 60-м регионом, который ввёл запрет на использование беспилотников на своей территории. В центре России без такого запрета обошлась только Ульяновская область.
Впрочем, в регионах, где введён запрет, беспилотные воздушные суда запускают по согласованию. Так, согласно свежей статистике Росавиации, в июне «Госкорпорация по ОрВД» выдала 8 896 разрешений на полёты. За второй квартал 2023 года в целом разрешить успели больше 25 тысяч полётов.
Участники рынка беспилотной авиации отмечают, что такими разрешениями пользуются только добросовестные граждане и бизнес, которые от запретов страдают. Полёты «в серую» и тем более незаконные полёты продолжаются. Они согласований не спрашивали никогда.
В разговоре с MASHNEWS это предсказывал гендиректор ООО «Русдронопорт» Николай Ряшин ещё в мае.
Риски, которые несет этот бизнес
Многие эксперты на первое место в коммерческом рынке дронов ставят доставку беспилотниками малогабаритных грузов. В этой связи указывают на опыт США. Так, в 2012 году с помощью ДПЛА было доставлено 410700 почтовых пакетов в отдаленные районы. Лидером является штат Аризона, в котором разрешено доставлять посылки до двух килограмм весом. Между тем, по данным Почтовой Службы США таких пакетов в общей сложности могло быть на несколько порядков больше. Достаточно сказать, что американский рынок этих услуг оценивается в 11,6 миллиардов долларов, чтобы понять масштаб потенциальных доходов.
«Эти результаты достигнуты в результате компромиссных юридических решений, – говорит Герман Кашин. – Многое зависело от репутации производителя и служб доставки. У нас же, в России, в этой области ничего не сделано. Поэтому стартапы по воздушной доставке грузов могут столкнуться с большими проблемами юридического и антропогенного характера. Лучше не рисковать, а работать наверняка».
Дело в том, что БПЛА несут потенциальную опасность для людей, например в связи с возможными техническими авариями. Груз также может быть потерян из-за сбоя в системе навигации или вандализма людей. Известен случай, когда дрон был сбит из мелкокалиберной винтовки. Если же в США от этих рисков можно застраховаться с помощью специальных полисов, то в России таких страховых продуктов просто нет.
Законы о дронах в России: учёт БВС
Правила регистрации квадрокоптеров постоянно меняются — в частности, снижается максимальная взлётная масса устройств, подлежащих постановке на учёт. Взлётная масса — это специальный параметр, обозначающий максимальную массу, с которой воздушное судно может летать безопасно.
Как было раньше. До 2019 года обязательной регистрации подлежали только беспилотники со взлётной массой больше 30 кг — например, тяжёлые армейские или сельскохозяйственные квадрокоптеры. С тех пор законодательство в их отношении не изменилось: для их учёта существуют отдельные правила.
Что изменилось. 27 сентября 2019 года правительство выпустило постановление, согласно которому нужно регистрировать БПЛА взлётной массой от 250 граммов — то есть, практически все лёгкие гражданские беспилотники. А в прошлом году этот параметр решили снизить до 150 граммов.
Какие дроны и квадрокоптеры нужно ставить на учёт теперь
Короткий ответ: практически все. С 19 марта 2022 года учёту подлежат все летательные аппараты со взлётной массой больше 150 граммов
Неважно, что это — квадрокоптер, дрон или авиамодель, — теперь государству нужно сообщать обо всех воздушных судах тяжелее детского вертолётика
Иллюстрация: Skillbox Media
Что будет, если не зарегистрировать дрон. За управление беспилотником, не поставленным на учёт, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 рублей или запрет на полёты до одного года.
В какой срок это нужно сделать. Только что купленное или завезённое в Россию устройство нужно поставить на учёт в течение 10 рабочих дней. Но, если сделать это позже, ничего страшного не случится: штраф за просрочку выписать не могут — только за использование коптера без регистрации.
Какие квадрокоптеры можно использовать без регистрации
Любые беспилотники легче 150 граммов можно запускать без постановки на государственный учёт. Правда, беспилотниками их можно назвать с большой натяжкой — это скорее детские игрушки, которые мало подходят для серьёзных задач.
Впрочем, если вы хотите развлечься, сделать селфи или поснимать что-то без мороки с регистрацией и получением разрешения, маленькие дроны — то что нужно. Тем более что и среди них есть классные модели с приемлемой камерой и объёмной батареей:
- DJI Ryze Tello;
- Syma X15A Black;
- Syma X20S;
- Pilotage Shadow FPV;
- DJI Mavic Mini Combo.
Успехи ИИ в военном деле
В 2020 г. искусственный интеллект одержал пять побед подряд над опытным пилотом-человеком в виртуальных воздушных боях двух американских истребителей F-16. Сражение проходило в рамках соревнования AlphaDogfight, организованного Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).
Валерий Баулин, F.A.C.C.T.: Мы унаследовали экспертизу Group-IB по всем ключевым направлениям кибербезопасности
Импортонезависимость
В декабре 2022 г. Минобороны США отчиталось о проведении успешных испытаний модифицированной версии F-16 под кодовым названием “VISTA X-62A”, которым управлял ИИ-пилот. По информации Wired, самолет оказался способным автоматически совершить взлет с аэродрома, уничтожить условных противников в воздушном сражении, а затем вернуться на базу, выполнив посадку в автономном режиме. Всего было проведено 12 итераций испытаний, которые заняли в общей сложности 17 часов.
В мае 2021 г. CNews писал о том, что турецкие беспилотные летательные аппараты Kargu-2, работающие в полностью автономном режиме, атаковали группу людей в Ливии.
Что летит
Фото: mil.in.ua
«Укрджет» занимается производством UJ-22 Airborne с 2021 года. Этот беспилотник представили в июне 2021 года на международной выставке «Оружие и безопасность» в Киеве.
Максимум, сколько может пролететь такой беспилотник, — 800 км. Минимальная высота полёта — 50 м, максимальная — 6 км. Он развивает скорость до 160 км/ч. Может нести с собой до 20 кг груза. В случае налётов на Россию идёт речь о взрывчатке, например, нескольких 82-мм минах. В беспилотнике предусмотрен режим «камикадзе».
Также в атаках на Россию участвует модифицированная версия А-2 «Синиця». Вообще, максимум дальности у него 100 км , но, очевидно, что этот БПЛА доработан. Какие характеристики у доработанной «Синици» — неизвестно, но он заметно крупнее оригинала.
Размах крыльев у модернизированной «Синици» около трёх метров, почти как у UJ-22 Airborne (у него 3,3 м), против оригинальных 1,6 м.
Дальние атаки
4 июля беспилотники атаковали аэропорт Внуково. Из-за этой атаки Внуково закрывали на три часа и переносили из него рейсы (всего 17) в другие аэропорты Москвы. Четыре беспилотника сбила ПВО, один посадили с помощью РЭБ (радиоэлектронная борьба).
В Министерстве обороны РФ заявили, что было задействовано пять беспилотников, но каких именно не уточнили. Целью были аэропорт, где базируется лётный отряд «Россия», и 45-я отдельная гвардейская орденов Кутузова и Александра Невского бригада специального назначения ВДВ, расположенная в посёлке Кубинка.
Посаженый беспилотник упал на крышу одного из зданий части. Никто не пострадал.
Это была последняя по времени дальняя атака на Россию. Ближние атаки с малых дронов по Белгородской и Курской областям происходят почти ежедневно.
В налётах на Москву 3 мая, когда был повреждён Сенатский дворец Кремля, участвовали украинские дроны UJ-22 Airborne. Они же атаковали Воронеж в июне.
Глава АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексей Рогозин считает, что Москву можно было накрыть «своеобразным куполом».
Куда смотрит ПВО
Фото: mil.in.ua
Авторы Telegram-канала «Крылья войны» специально для MASHNEWS разобрали возможности украинских UJ-22 Airborne и рассказали, могут ли их запускать диверсанты или же они незаметно долетают до столицы с территории Украины.
«В открытых источниках указано, что этот беспилотник может встать на курс и пролететь 800 км, это доказывает возможность атаки на Москву с территории Украины. Большинство из них сбивают или они сами падают (в другие даты были такие инциденты), но всё-таки аппарат неплохой, так как всё равно есть и попадания, и факты безнаказанного пролёта весьма большого расстояния», — говорят эксперты.
UJ-22 Airborne — не самая лёгкая для ПВО цель, отмечают авторы канала, но явно московские расчёты подготовлены лучше, чем региональные.
«Крылья войны» спрогнозировали, сколько Россию будут «кошмарить БПЛА».
Разведка — беспилотные летательные аппараты
Сегодня разведчик — это не тот, кто ходит по посадкам или смотрит в бинокль. Это тот, кто владеет всеми средствами технической разведки. Сейчас война совсем другая. Обучение человека с биноклем — это долгий и трудный процесс, и после отправки его на миссию есть вероятность, что он не вернется. Это нормальная ситуация, потому что люди на войне гибнут.
А человек, который умеет работать с беспилотными летательными аппаратами, является более эффективным разведчиком. Если его дрон сбит, он берет следующий и продолжает работу. Война изменилась очень сильно. Старые методы и книги уже не работают, поскольку появились новые технологии и средства вы сами все прекрасно видите. Америка производит оружие дальнего поражения, на что никто не рассчитывал раньше. Наше вооружённые силы справляются с этим без проблем, но это сильно влияет на ход войны.
Беспилотники манёвренные, некоторые с широкими возможностями производства, обходятся дешевле, чем тот же танк или самолёт. При этом благодаря автоматизации можно сохранить много жизней среди личного состава. Например, военные БПЛА часто используют коптеры связи, так как они доступны и просты в эксплуатации. Человек может быстро научиться летать на таких коптерах всего за 2–3 дня или неделю. И относительно дешевизна, то есть многомиллионный комплекс можно заменить на 50 маленьких коптеров, которые могут выполнять задачи на переднем крае. У противника дела обстоят немного получше. Они не производят практически ничего сами, а пользуются поставками. По новостям каждый день можно увидеть, что они летают на чем‑то новом и придумывают что‑то новое. Однако мы им не уступаем и многое не показываем, в отличие от них. Мы находим способы бороться с этим, и многое держим в секрете до самого последнего момента.
История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА
Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов
Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.
DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень
Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.
Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.
Немецкая Фау-1
А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.
Модель американского Interstate TDR-1
Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.
В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.
Решаемые задачи
Можно классифицировать на четыре основные группы:
- обнаружение ЧС;
- участие в ликвидации ЧС;
- поиск и спасение пострадавших;
- оценка ущерба от ЧС.
В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.
При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.
Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи.
Другие идеи
Впрочем, наличие дронов дает фирме массу других возможностей. Так, генеральный директор австралийской компании Zookal г-н Ахмед Хайдер в этой связи сказал, что «Уже есть несколько (австралийских) зарегистрированных компаний, которые используют беспилотники для коммерческих целей, причем универсально, начиная с борьбы с лесными пожарами и кончая любительской фотографией на спортивных мероприятиях». По его мнению, дроны можно использовать в качестве гидов или проводников в туристических маршрутах.
В целом зарубежный опыт использования дронов говорит об успешности многих идей. Игорь Малюгин, анализируя прессу об использовании БПЛА в Америке и в Европе, считает, что наиболее удачное применение беспилотников возможно при доставке мелких грузов в элитные коттеджные поселки, в которых живут люди с достатком. «Ролик о дроне, который доставил пиццу Домино в Великобритании, собрал миллионы просмотров на YouTube, – рассказывает эксперт. – Дети приходят в восторг, когда они в интернете заказывают что-то вкусное, и уже через полчаса прилетает «волшебный вертолетик» с пакетиком».
Между прочим, дроны можно не только применять, но и разрабатывать. «Это несложно, особенно когда речь идет о контактных аппаратах, соединенных с базой посредством специального провода, например, как привязной израильский БПЛА «ХоверМаст-100», – поясняет инженер-разработчик Сергей Самохвалов. – Такие машины можно собирать, как конструктор. Между тем, их можно использовать, в частности в небольшом строительстве для доставки стройматериалов вместо кранов. Думаю, и военные тоже заинтересовались бы этой разработкой». Так или иначе, коммерческое применение дронов может принести хорошую прибыль хотя бы потому, что эта ниша еще не заполнена.