Социальная экономика: основные понятия и принципы
Определение 1
Под социальной экономикой следует понимать сферу науки, деятельность и отрасль экономической системы, основная цель которой заключается в достижении личностного развития, способствовании прогрессу человеческой жизни.
Чаще всего такую экономическую деятельность ведут организации, в приоритете которых не стоит получение прибыли. Их главной целью является предоставление товаров и услуг обществу на безвозмездной основе или же за незначительную плату.
Для понимания социальной структуры экономики, а также отдельной ее формы хозяйствования, которой и является социоэкономика, следует рассмотреть ее понятийную базу. К основным понятиям социальной экономики относятся:
- Кооператив, являющийся базовым термином данной сферы. Представляет собой социальную организацию, осуществляющую деятельность по принципам кооперации, регулируемым м контролируемым на международном правовом уровне.
- Объединение – это одна из форм некоммерческой структуры, которая занимается страховой деятельностью на волонтерских началах.
- Общества взаимопомощи представляют собой организации, которые помогают вовлекать в трудовые процессы социально незащищенные слои населения.
- Профсоюзами являются структуры объединения рабочего класса.
- Под ассоциациями понимаются специализированные организации, которые занимаются оказанием помощи социально незащищенным слоям населения.
- Под фондами следует понимать некоммерческие организации благотворительного характера, которые занимаются сбором финансовых ресурсов и распределением их между нуждающимися.
Ключевой позицией для социоэкономики в современном мире стало преобладание нужд общества и потребностей над получением прибыли и ее накоплением. Для предприятий социальной направленности данный факт стал основой демократической, независимой, справедливой и открытой деятельности экономического характера. Главным отличием перечисленных выше организаций от частных предприятий является подчинение всей их деятельности принципам демократии. Основой распределения полученного дохода в данном случае является не процент от вложенных средств, а количество труда, затраченного на его получение. Таким образом, чем больше трудится рабочий, тем выше его вознаграждение.
Социальная экономика дает гарантии на стабильные выплаты заработной платы, сохранение рабочих мест, низкий уровень трудовой миграции и соответствие нормам, установленным в коллективе.
Другим базовым принципом социальной экономики является солидарность труда, т.е. только при коллективной работе и взаимопомощи можно достигнуть максимального эффекта.
Еще одним принципом социоэкономики является максимальное привлечение социально незащищенных слоев общества к трудовой деятельности для того, чтобы интегрировать их в социальную жизнь и избежать социальной изолированности. Такой подход позволяет развивать экономическую систему на локальном уровне, предоставлять обществу равные возможности и права, достигать необходимого баланса рабочей деятельности человека и внерабочей.
Особенности методов социальной экономики
Методы социальной экономики направлены на удовлетворение и развитие интересов личности (материальных, национальных, семейных и др.). Наиболее часто применяются следующие методы:
- метод материального мотивирования;
- метод предоставления натуральной и финансовой помощи;
- метод установления различных льгот, субсидий и компенсаций.
Социальные и общественные науки изучают потребности людей, природу их возникновения и развития. Далее они выделяют рациональные потребности человека и семьи, различных социальных и этнических групп и регионов. Кроме того социальная экономика изучает и учитывает доходы различных слоев населения, их имущественное состояние, накопления и сбережения.
Методы социальной экономики тесным образом связаны с изучением влияния форм собственности на общественные и экономические отношения. Использует в своем арсенале социальная экономика и демографические методы (методы демографического регулирования). Сюда относятся пособия молодым семьям и семьям с детьми, финансовая поддержка многодетных семей и социальных программ развития детей. Отдельную категорию методов составляют методы социальной защиты и социального обеспечения населения.
Субъекты социальной экономики. Социальные организации и социальные учреждения
Продолжая разговор о социальной экономике, важно затронуть вопрос: кто может выступать в качестве субъектов такой экономической конструкции? Речь пойдет о самостоятельных хозяйственных субъектах, деятельность которых ориентирована на социальный эффект, а не на коммерческую выгоду. Так, все субъекты, функционирующие в рамках социальной экономики, условно подразделяются на коммерческие и некоммерческие
В основе лежит деление по ГК РФ на коммерческие и некоммерческие организации, а ключевое отличие заключается в стремлении получить максимальную прибыль. Но сразу же стоит оговориться, почему именно при разговоре о субъектах социальной экономики деление на коммерческие и некоммерческие весьма условно
Так, все субъекты, функционирующие в рамках социальной экономики, условно подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В основе лежит деление по ГК РФ на коммерческие и некоммерческие организации, а ключевое отличие заключается в стремлении получить максимальную прибыль. Но сразу же стоит оговориться, почему именно при разговоре о субъектах социальной экономики деление на коммерческие и некоммерческие весьма условно.
Все дело в том, что социальные организации некоммерческого типа (фонды, благотворительные фонды, ассоциации и так далее) оказывают услуги и помогают социально незащищенным слоям населения на безвозмездной добровольческой основе. Учредители таких организации не имеют основной целью извлечение прибыли из данной деятельности и последующее ее распределение.
Тем не менее деление потому и условно, что коммерческие социальные организации (на примере ООО) хоть и получают прибыль в результате своей деятельности, вместе с тем при производстве благ они стремятся задействовать социально нуждающиеся группы людей (предоставляют рабочие места), а зачастую их товары и услуги имеют весьма узловую цену (здесь речь идет, например, о магазинах «все по себестоимости» или об организациях, которые оказывают образовательные услуги детям из малообеспеченных семей по низкой цене).
Таким образом, социальная организация — это объединение людей (на коммерческой или некоммерческой основе), совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Пионеры
Принципы современной социальной экономики, однако, связаны с самоорганизацией самих рабочих, которая проходила без вмешательства владельцев фабрик. Первое организованное общественное объединение сформировала группа наемных работников текстильной промышленности из города Рочдейл (Великобритания) в 1844 году, то есть в разгар промышленной революции. Эта группа ткачей создала потребительский кооператив, основными принципами которого были: «Один человек – один голос; справедливое распределение прибыли». Рочдейльские пионеры заложили основы современной кооперации. Вскоре после основания кооператив в Рочдейле разнообразил свою деятельность: приобрел прядильные мастерские и даже открыл сберегательную и страховую кассы. По прошествии нескольких лет он стал одним из важных экономических сообществ в Англии. Рочдейльский кооператив превратился в образец для подражания, после него объединения подобного типа были созданы и в других странах Европы. Стоит отметить, что в Англии в 1832 году насчитывалось уже около 500 кооперативов, в которых состояли 20 000 трудящихся.
Рабочие из Рочдейла
Вдохновленный той же идеей, что легла в основу рочдейльского проекта, Фридрих Вильгельм Райффайзен в 1847 году открыл в Германии кооперативную пекарню. Его предприятие заложило основы системы кредитной кооперации, которая приобрела огромную популярность в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Социально ответственные предприятия часто создают рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями.
Как получить социальные пособия: памятка
- Социальные пособия выплачивают нуждающимся: людям с инвалидностью, пострадавшим в военных конфликтах или техногенных катастрофах либо семьям, которые ждут пополнения.
- Получить выплаты можно только в том регионе, где у вас есть регистрация — временная тоже подойдет.
- Предоставить помощь могут не только в денежной форме, но и в натуральном виде. Однако, как правило, можно выбирать — получить деньги либо лекарства, оборудование, безлимитный проездной и так далее.
- Чтобы оформить пособие, нужно обращаться в соцзащиту либо в МФЦ.
- На «Госуслугах» можно оформить большинство пособий, но не все — к примеру, компенсацию на содержание собаки-проводника оформить онлайн нельзя.
Работа Социального фонда РФ в апреле-мае 2023 года
Основные задачи и направления работы СФР РФ
Социальный фонд РФ является важной организацией, направленной на защиту интересов населения России. В апреле-мае 2023 года, СФР РФ продолжает свою работу с основными задачами, такими как:
- Предоставление социальных выплат населению;
- Реализация программ социальной поддержки для различных групп населения;
- Содействие в решении проблем пенсионеров и ветеранов;
- Оказание помощи малоимущим слоям населения;
- Улучшение качества жизни населения России.
Нововведения в работе СФР РФ в апреле-мае 2023 года
В апреле-мае 2023 года, СФР РФ начинает внедрять ряд нововведений, которые позволят улучшить качество предоставляемых услуг и сделать работу организации более эффективной. Среди них можем отметить:
- Внедрение электронной системы подачи заявок на социальную помощь — это позволит сократить время ожидания на предоставление социальных выплат и улучшить качество услуг.
- Разработка новых программ поддержки малоимущих слоев населения — это направление поможет оказать помощь тем, кто действительно нуждается в социальной поддержке, и позволит улучшить качество жизни людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Оптимизация процесса предоставления услуг пенсионерам и ветеранам — это позволит ускорить решение тех проблем, с которыми сталкиваются эти категории населения, и улучшить качество жизни российских пенсионеров и ветеранов.
Заключение
СФР РФ продолжает работу в апреле-мае 2023 года, имея перед собой основные задачи и направления работы, а также новые идеи и инновации для улучшения качества предоставляемых услуг. Таким образом, СФР РФ делает всё возможное для защиты интересов населения России и улучшения качества жизни граждан.
Услуги в рамках социального обслуживания
Вместе с тем, обязательно стоит упомянуть ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором под организациями социального обслуживания понимается организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
В рамках социального обслуживания нуждающиеся граждане (получатели социального обслуживания) могут получить услуги разного рода на безвозмездной основе, среди которых:
- Социально-бытовые;
- Социально-медицинские;
- Социально-психологические;
- Социально-педагогические;
- Социально-трудовые;
- Социально-правовые;
- Срочные социальные услуги.
К слову, ранее отечественный законодатель прямо в законе указывал на то, какие социальные организации и учреждения существуют. Несмотря на то, что сам перечень в текущей редакции закона отсутствует, мы можем смело говорить о том, что на территории РФ существуют и реально функционируют в рамках социальной экономики следующие учреждения социального обслуживания:
- Комплексные центры социального обслуживания населения;
- Территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- Центры социального обслуживания;
- Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- Социальные приюты для детей и подростков;
- Центры психолого-педагогической помощи населению;
- Центры экстренной психологической помощи по телефону;
- Центры социальной помощи на дому;
- Дома ночного пребывания;
- Специальные дома для одиноких престарелых;
- Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей);
- Иные центры, оказывающие социальную помощь.
Важно отметить, что на данный момент законом разрешено производить социальные услуги любому юридическому лицу независимо от его организационно-правовой формы. Так, социальное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданные кем-либо для выполнения социальных функций, для решения социальных проблем (существуют частные учреждения и бюджетные)
Практика показывает, что в форме учреждений чаще всего создаются государственные и муниципальные учреждения, учредителем которых выступает или РФ или муниципальное образование. Однако, чаще всего именно такие некоммерческие организации занимаются решение социально значимых проблем.
Таким образом, резюмируя по вопросу социальных организаций и учреждений, стоит акцентировать внимание на следующем. В рамках социальной экономики подобные субъекты экономической деятельности выступают как самостоятельные юридические лица и преследуют при осуществлении своей деятельности цель в виде решения какой-либо общественной проблемы или помощь какой-либо незащищенной группе людей
Социальные организации и учреждения могут создаваться как отдельно взятыми гражданами, так и при помощи государства/муниципалитетов. Некоторые социальные организации производят социальные услуги на безвозмездной основе, другие же — хоть и получают в результате прибыль, тем не менее приоритет деятельности заключается в оказании помощи нуждающимся.
Как итог, результатом функционирования социальных организаций и учреждений как субъектов социальной экономики является предоставление социальных услуг и товаров нуждающимся в этом лицам.
Особенности экономики социальной сферы. Роль государства в ее управлении
Приоритетная роль в процессах управления, развития социальной сферы отводится государству, которое в процессе формирования и реализации экономической и социальной политики использует различные инструменты и методы, направленные на достижение социальной справедливости.
Социальная ответственность государства перед обществом заключается в его консолидации, мобилизации, создании соответствующих условий для оптимального использования ресурсов в производственных процессах. В процессе реализации указанных функций государство принимает на себя социальную ответственность, которая выражается в следующем:
- обеспечение благоприятных условий для реализации экономической активности хозяйствующих субъектов;
- обеспечение социальных гарантий посредством повышения эффективности функционирования системы распределения (включая социальную и налоговую политику);
- осуществление деятельности по обслуживанию и развитию информационной инфраструктуры (организация здравоохранения и просвещения, функционирования социальных институтов, защита окружающей среды, наука и пр.);
- планирование, прогнозирование социально-экономического развития;
- охрана социального порядка.
Замечание 1
Следует отметить, что в последние годы экономика социальной сферы как научная область подвергается глубоким изменениям, трансформациям, обусловленным рядом объективных факторов, включая усиление взаимопроникновения процессов потребления и производства, утрату производством лидирующей роли в области самореализации личности, усиление социализации экономики и пр.
Объекты и принципы социальной макроэкономики
Социальная макроэкономика занимается исследованием следующих объектов:
- Предприятия, сформированные на принципах кооперации, деятельность которых регулируется международным правом.
- Объединения, занимающиеся волонтерской страховой деятельностью, некоммерческой работой.
- Общественные организации, решающие вопросы занятости малообеспеченных слоев населения.
- Профсоюзные объединения, представляющие интересы рабочих.
- Ассоциации, занимающиеся проблемами незащищенных слоев населения.
- Коммерческие фонды, собирающие и распределяющие денежные средства в пользу предприятий, занятых в общественной и социальной сфере.
В социальной макроэкономике потребности личности выходят на первый план. Именно поэтому, предприятия, работающие в сфере социальной экономики, могут построить прозрачную систему функционирования. Как правило, деятельность таких организаций строится на демократических принципах. Доход организации делится по принципу вложенного каждым участником труда, а не от прав индивидов на собственность или капитал. То есть, прибыль в социальной макроэкономике всегда равна приложенным усилиям. Так же в системе гарантируются выплаты, сохранность рабочего места, обеспечение соблюдения коллективного права.
Макроэкономические выгоды возможны только в условиях общей нацеленности на коллективный результат. Кроме того, в социальной макроэкономике большое значение отводится справедливому распределению ресурсов между участниками. Именно поэтому в рамках социальной макроэкономики происходит вовлечение в производственный процесс незащищенных слоев населения, а также людей, попавших в затруднительную жизненную ситуацию. Такой подход позволяет интегрировать людей в общества, снижать уровень социальной изоляции.
Замечание 2
Методы социальной макроэкономики помогают решать вопросы глобального характера как внутри, так и за пределами хозяйственных систем. Инструменты социальной экономики позволяют исследовать потребности отдельных экономических структур, эффективно распределять рабочие места, формировать баланс между трудовой деятельностью индивида и его частными потребностями.
Особенности взаимодействия экономики и социальной сферы
Замечание 1
В экономической системе социальная сфера занимает важное место как комплекс отраслей, деятельность которых направлена на формирование благоприятных условий всестороннего развития личности, обеспечения расширенного воспроизводства трудового, интеллектуального и потребительского потенциала общества. Социальная сфера развивается по причине роста общественных и духовных потребностей населения также как и его материальных нужд
Социальная сфера развивается по причине роста общественных и духовных потребностей населения также как и его материальных нужд.
Становление новой экономической системы на основе рыночных отношений неродственно связано с реформированием существующей социальной сферы. В России уже осуществлена либерализация внешнеэкономической деятельности и экономики в целом , окончена приватизация, фактически ликвидирована административно-командную и распределительную систему управления, более демократичными стали трудовые отношения, почти сформирован негосударственный сектор экономики, банковские и финансовые структуры, валютный и фондовый рынки, рынок ценных бумаг.
Однако разрыв экономических связей в пределах бывшего СССР, нехватка энергоносителей, медленная конверсия значительного количества предприятий оборонного комплекса привели к спаду производства, вынужденной неполной занятости и безработицы, разрушение социальной инфраструктуры. В результате снизились реальные доходы большинства населения. Это породило социальное иждивенчество в обществе и уменьшило возможности предоставления помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Следовательно, ухудшилась социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: одиноких людей, многодетных семей и их детей, пенсионеров, инвалидов, и безработных.
На социальную сферу также возложено исполнение социальных задач, имеющих первостепенное значение для развития экономики, так как они положительно влияют на главную производительную силу общества – человека, а именно:
- обеспечение должного уровня благосостояния населения, а также улучшение качества жизни;
- обеспечение создания новых вакансий с заполнением имеющихся, использование инновационных методов с целью гарантирования
- конкурентоспособности рабочей силы;
- обеспечение прав и социальных гарантий семьям;
- обеспечение поддержки социально незащищенным слоям общества;
- прямое управление демографической ситуацией, направленное на повышение уровня рождаемости и значительного сокращения смертности населения;
- развитие социальной инфраструктуры;
- обеспечение стабильности общественной системы.
Социальная сфера направлена на то, чтобы защитить интересы всего общества, а также организовать рациональный расход ресурсов каждым человеком.
Ключевые вопросы экономической системы
Характер и индивидуальность в общественном развитии, социальной устойчивости и благополучности страны напрямую зависят от успешности или неуспешности решения поставленных вопросов перед экономической государственной системой. Устойчивость в обществе, стабильность и благополучие всех его членов — основные признаки социально-ориентированной политики государства. Под понятием социальная устойчивость понимают:
- обеспечение населения социальной защитой и обеспечение помощью всех индивидуумов в качественной и надежной системой соц. защиты;
- реализация равноправия во всех социальных группах, независимо не от каких-либо факторов;
- создание перспектив для молодого поколения в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, а также условий формирования индивидуального потенциала;
- осуществление доступности простого населения к основным предметам потребления и услугам, определяющим качественный уровень человеческой жизни;
- недопущение радикальных показателей в явлении дифференциация доходов.
Замечание 3
Следовательно, основная и конечная цель социальной политики — дать шанс и равные возможности каждому гражданину в вопросах индивидуального повышения благосостояния и в повышения статуса.
Экономическая система государства, ориентированная на человека, обеспечение его потребностей и защищенности подразумевает, что общество и все его представители непосредственно заинтересованы в целях собственного экономического обогащения и, как следствие, обогащение государства. Для реализации предложенного необходимо чтобы были соблюдены, как минимум, 3 обязательных положения:
- Трудовое распределение и рост деловой занятости должен быть обусловлен причинами улучшения экономико-социального положения населения в меру требуемого;
- Минимальная дифференциация доходов экономических субъектов в меру их потребления, определяющая результаты предпринимательской трудовой активности населения. Данный механизм служит для постоянной мотивации и стимула увеличения человеческого капитала.
- Допустимый уровень затрат на минимальное обслуживание населения пакетом социальных услуг в доле от ВВП государства.
При высокой значимости государственного аппарата в решении социальных проблем есть вероятность возникновения дисбаланса между государственным вмешательством в соц. проблемы населения и общественным. Однако, допущение ситуации с неравным распределением социальных благ не является возможным в практической стороне вопроса, т.к. политика равных возможностей для всех поощряет социальные программы, реализованные дополнительными негосударственными организациями.
Экономика социальной работы
Определение 1
Экономическая деятельность всех учреждений и организаций социальной защиты граждан по производству нематериальных благ называется экономикой социальной работы.
Экономическая функция социальной работы заключается в деятельности субъектов социальной защиты населения, ориентированной на формирование ресурсной базы совокупности условий, предоставляющих средства развития и существования индивида, семьи, общества.
Экономика социальной работы базируется на экономической теории как на методологической основе, а также:
- включает службы ресурсного обеспечения и планирования деятельности социальной сферы, уровни социальной защиты населения;
- исследует экономические связи между гражданами, социальными группами, государствами на основе знаний закономерностей экономических процессов и применения экономических законов в практике социальной работы;
- изучает воздействие экономики на жизнедеятельность людей;
- включает создание и рациональное распределение экономических ресурсов, контроль за их использованием и т.д.
Экономические процессы в социальной сфере имеют характерные особенности:
- предметы потребления социальной сферы выступают в виде определенной услуги, деятельности;
- сфера социальных услуг включает: бытовое обслуживание, жилищно-коммунальные услуги, пассажирский автотранспорт и связь, образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальное обслуживание, страхование и т.д.;
- труд работников носит нематериальный характер, сфера деятельности направлена на человека и условия его существования.
Что такое социальная защита населения и для чего она нужна
Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.
Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.
Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.
С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.
Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:
- социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
- социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.
Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.
Человек – субъект экономической жизни
Формирование концепций о человеке, как субъекте экономической жизни прошло несколько этапов своего развития:
- XIX в. – настоящее время. Категория – рабочая сила. Возникает в ответ на необходимость обозначения личного фактора производства и его учета. Человек рассматривается как носитель качеств и способностей, которые могут целесообразно использоваться в процессе труда.
- 20-е гг. XX в.- настоящее время. Категория – трудовые ресурсы. Возникает в ответ на необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы при централизованном управлении экономикой. Человек выступает планово-учетной единицей, пассивным объектом внешнего управления.
- 70-80 гг. XX в. — настоящее время. Категория – трудовой потенциал. Появляется в результате эффективного применения возможностей, активации, связанных с личным фактором. Человек – объект с присущими ему интересами и потребностями в трудовой сфере.
- Кон. 80-х гг. – нач. 90-х гг. XX в. — настоящее время. Категория – человеческий фактор. Фактор возникновения – условия общественно-политической жизни, усиление отдачи личного фактора. Человек выступает средством повышения эффективности производства, его главной движущей силой.
- Нач. 90-х гг. XX в. — настоящее время. Категория – человеческий капитал. Фактор возникновения – признание ценности человека как инструментария, внесение инвестиций производительного характера в его развитие.