Модели социально-экономического развития

Социально-ориентированная экономика — очередной этап развития рыночной экономики с акцентом на решение социальных проблем общества, что невозможно без перераспределения благ и вмешательства государства в регулирование многих экономических процессов

Преимущества и недостатки социально ориентированной экономики

Преимущества:

Улучшение жизни и благополучия общества. Социально ориентированная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей людей и создание равных возможностей для всех граждан. Это позволяет повысить уровень жизни, обеспечить доступ к социальным услугам и улучшить благополучие общества в целом.
Создание рабочих мест и поддержка занятости

Социально ориентированная экономика акцентирует внимание на создании новых рабочих мест и поддержке занятости. Это способствует снижению безработицы, сокращению социальных неравенств и укреплению экономической стабильности.
Развитие социальных услуг и инфраструктуры

Преимуществом социально ориентированной экономики является развитие социальных услуг, таких как медицина, образование, жилье и социальная защита. Также данный подход способствует развитию инфраструктуры, включая транспорт, коммуникации и другие сферы, важные для повышения качества жизни граждан.
Стимулирование устойчивого развития. Социально ориентированная экономика стремится к устойчивому развитию, то есть росту экономики, который основан на защите окружающей среды, социальной справедливости и удовлетворении потребностей будущих поколений.

Недостатки:

  1. Ограничение предпринимательской инициативы. Социально ориентированная экономика может ограничивать предпринимательскую инициативу и стимулировать зависимость от государства. Большая регулировка и ограничения могут препятствовать инновациям и творческому потенциалу.
  2. Риск высоких налогов и государственного долга. Для финансирования социальных программ и социальных услуг может требоваться значительное увеличение налогового бремени и увеличение государственного долга. Это может создавать потенциальные проблемы для экономической стабильности и увеличивать риск кризисов.
  3. Возможность коррупции и непрозрачности. В некоторых случаях социально ориентированная экономика может столкнуться с проблемами коррупции и непрозрачности в распределении ресурсов и реализации социальных программ. Это может привести к неравному доступу к услугам и ухудшению условий жизни некоторых групп населения.
  4. Зависимость от государства. Социально ориентированная экономика может создавать зависимость от государства, поскольку оно играет ключевую роль в обеспечении социальной защиты и услуг. Это может привести к ограничению свободы и независимости граждан, а также к возможным противоречиям между интересами государства и индивидуальными интересами.

Не смотря на недостатки, социально ориентированная экономика оказывает положительное влияние на общество и жизнь граждан, способствуя справедливости, равенству и улучшению качества жизни.

Задачами социально ориентированной рыночной экономики определяются следующим образом:

  1. достижение полной занятости;
  2. увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
  3. увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
  4. адресность социальной политики.

Основные функции социально-рыночной
экономики можно представить следующим
образом. Если учесть, что общей функцией
любой экономической системы является
обеспечение материальных условий жизнеспособности
общества, то она, естественно, остается
главной функцией и для социально-рыночной
экономики.

Тогда другими, специфическими
ее функциями будут: 
1

функция социальной стабилизации и социального
мира; 
2. функция создания условий для более широкого
удовлетворения тех потребностей, на которые
не откликается по известным причинам
рынок, но удовлетворение которых важно
в социальном отношении; 
3. функция социальной защиты тех, кто оказался
в силу ряда объективных причин вне рыночной
«игры» (дети, безработные и т.п.); 
4. функция повышения благосостояния всех
слоев общества на основе экономического
развития страны

Опыт многих государств, вставших
на путь преобразования своей экономики,
показал, что для эффективности развития
недостаточно создать  необходимые
экономические и технико-технологические
условия. Требуется активное участие государства
в качестве партнера в реализации субъектами
хозяйствования этих условий. При
этом сделаны важные выводы о неприемлемости
как модели развития страны с доминирующей
ролью государства, а также вывод о том,
что общественное благосостояние не может
быть достигнуто лишь с помощью механизмов
рыночной системы с ее множеством изъянов
по отношению к эффективному распределению
ресурсов, решению социальных и экологических
проблем, безопасному развитию.

Основными принципами социальной
рыночной экономики являются:

  • Социальная рыночная экономика
    может быть только в правовом государстве,
    где утверждается принцип всеобщего уважения
    общепринятых законов, в том числе в сфере
    экономики. В рамках этого принципа устанавливается
    взаимодействие государства и рыночных
    структур.
  • Принцип свободы экономической
    деятельности в пределах существующих
    законов. Каждый способен выбирать свое
    дело, взяв на себя экономическую ответственность
    за его результаты.
  • Принцип трудоспособного населения,
    который разными методами должно обеспечивать
    государство.
  • Принцип установления социальной
    гарантии как гарантии равных для всех
    социальных слоев возможностей.
  • Принцип социальной справедливости
    для всех слоев населения.
  • Принцип социальной защиты
    оказавшихся незащищенными.
  • Принцип устойчивости экономического
    роста как материальной базы всеобщего
    и справедливого благосостояния.
  • Принцип социального партнерства,
    означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государства.
  • Принцип социальной ответственности
    за эффективность не только своей, но и
    общей экономической деятельности, за
    общий уровень и образ жизни.
  • Принцип сохранения социального
    мира в стране на основе своевременного
    переговорного разрешения противоречий
    между социальными группами.

Модели социально-экономического развития

Основой функционирования любого государства является определенная модель социально-экономического развития. В современном мире известны несколько типов государственной социально-экономической политики:

  • Либеральный;
  • Консервативный;
  • Социал-демократический.

Характерными чертами либеральной политики являются: приоритетность прав и свобод населения, несущественное государственное вмешательство в экономику, минимум государственных социальных программ, поощрение деятельности различных негосударственных организаций в сфере социального обеспечения, социальной защиты. Пример либеральной модели социально-экономической политики – США.

Особенностями консервативной социально-экономической модели являются: умеренное государственное вмешательство в социальную сферу, регулирование трудового рынка, проведение активной и динамичной политики доходов. Данная модель присуща Великобритании.

Основу социал-демократической социально-экономической модели составляют: высокая доля госсектора, в котором преобладают социально значимые объекты, финансирование социальной сферы из государственного бюджета, государственное регулирование безработицы. Такая модель распространена в скандинавских государствах: в Швеции, Дании и Норвегии.

Замечание 2

В каждой стране формируется собственная социально-экономическая модель развития, соответствующая ее историческим, политическим, географическим и другим особенностям.

Преимущества социально ориентированной рыночной экономики

Социально-рыночная модель является достаточно распространенной формой построения экономических отношений внутри государства. Этому способствует ряд преимуществ модели, основными из которых являются следующие:

  • Обеспечение высокого уровня занятости населения в экономике. Безработица не носит массовый характер и варьируется в диапазоне 1-2%. Трудовые отношения защищены государством с обеспечением достойных условий и требований охраны труда.
  • Стремление к стабильности на валютном рынке государства. Макроэкономические колебания мирового рынка сглаживаются за счет ресурсов государства, что способствует повышению уровня уверенности в завтрашнем дне и безопасности инвестиций в экономику.
  • Участие государства в регулировании и повышении доходов населения. В результате отсутствует значительное расслоение общества на богатых и бедных. Уровень жизни различных слоев населения является высоким.
  • Одновременное комплексное развитие государственного и частного секторов экономики. Проведение политики государственно-частного партнерства, основанного на гарантиях равных условий доступа к ресурсам и рынку.
  • Стимулирование государством развития эффективных производств и повышение конкурентоспособности товаров. Предприятия и организации имеют долгосрочные планы развития и активно инвестируют свободные денежные средства в модернизацию производств и обновление основных средств.
  • Гарантированное решение государством всех ключевых проблем обеспечения жизнедеятельности населения. Прежде всего, это выражается в бесплатном качественном медицинском обеспечении граждан, а также обязательности среднего и доступности современного высшего образования.
  • Высокий уровень экологической безопасности. Постоянное внедрение технологий, призванных обеспечивать требуемые показатели качества окружающей среды.
  • Сильный правоохранительный блок, выступающий гарантом безусловного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также общественных интересов. В результате формируется законопослушное общество, имеющее низкий уровень преступности.

Понятие моделей экономического развития

Характеристики моделей развития экономики зависят от конкретных условий соотношения и взаимодействия факторов на основе теоретических особенностей функционирования объектов.

Применение моделей зависит от конкретных условий страны, так, модели могут применяться и в чистом, и в модифицированном виде. Исторические, социокультурные, географические условиях в странах и регионах обуславливают конкретные соотношения факторов, а, следовательно, и особенности развития региональных и страновых моделей. Страновые модели экономического развития основаны на экономических ресурсах, национальных особенностях, характере экономики, уровне экономического развития, организационной и отраслевой структуре хозяйства, системе государственного регулирования экономики и т.д.

Основой моделей развития интеграционных группировок являются цели и задачи данных группировок, организационная структура и ресурсы, место и роль в мировом хозяйстве, проблемы и перспективы развития, программы развития

При характеристике модели мирового экономического развития основное внимание уделяется динамике ресурсной и хозяйственной структур экономики, процессам глобализации и интернационализации, а также другим новейшим тенденциям социально-экономического развития

Замечание 1

Главной в мировой экономике по-прежнему остается группа стран, в которых образована зрелая рыночная экономика с механизмом конкурентной борьбы, внутренней самонастройкой на НТП. Такой экономике также присущ высокий уровень производства и технологий, высокая трудовая производительность, эффективность производства, наличие сложившихся экономических пропорций.

Для таких стран характерны следующие признаки:

  • Экономика смешанного типа с преобладанием частной собственности;
  • Распределение производимой продукции при помощи механизма рынка;
  • Высокая капитализация доходов, что позволяет направлять средства на прирост наличного капитала.

Что такое социально ориентированная экономика?

Социально ориентированная экономика – это экономическая система, в которой приоритет отдается не только достижению экономического роста и прибыли, но и социальным целям и благосостоянию общества в целом. Основным принципом социально ориентированной экономики является стремление к устойчивому развитию, которое учитывает потребности и интересы всех членов общества, включая малообеспеченные и уязвимые группы.

Социально ориентированная экономика ставит перед собой следующие цели:

  1. Развитие социальной справедливости и борьба с неравенством в обществе.
  2. Обеспечение доступности и качества социальных услуг, таких как образование, здравоохранение и социальная защита.
  3. Создание равных возможностей для всех членов общества.
  4. Содействие устойчивому развитию экономики и управление экологическими ресурсами с учетом интересов будущих поколений.

В социально ориентированной экономике особое внимание уделяется регулированию рыночных отношений и государственному вмешательству с целью достижения социальных целей. Государство принимает активное участие в обеспечении социального обеспечения, создании рабочих мест и развитии инфраструктуры для поддержки экономического и социального развития

Примеры социально ориентированной экономики включают систему социального обеспечения, где государство обеспечивает гражданам основные услуги, такие как здравоохранение, пенсии и пособия по безработице. Также, социально ориентированная экономика может включать программы по борьбе с бедностью и неравенством, развитие образования и поддержку малых предприятий.

Преимущества социально ориентированной экономики Недостатки социально ориентированной экономики
  • Более равномерное распределение богатства и достатка в обществе.
  • Улучшение социального благосостояния и качества жизни.
  • Создание более стабильной и устойчивой экономической системы.
  • Высокие затраты на социальную защиту и обеспечение услуг.
  • Возможно снижение мотивации к предпринимательству и инновациям.
  • Недостаточная эффективность и гибкость в сравнении с рыночной экономикой.

В целом, социально ориентированная экономика стремится к созданию справедливого и устойчивого общества, где благосостояние и интересы людей на первом месте. Она является одним из возможных путей к достижению социальной справедливости и устойчивого развития.

Основные черты трансформационной экономики:

  1. многоукладность и многосекторность;
  2. структурные диспропорции;
  3. асинхронность развития в отраслевом и региональном аспектах;
  4. заметное присутствие теневой экономики и теневого оборота;
  5. наличие институциональных разрывов, противоречий и ловушек.

Опыт, накопленный Беларусью 
и другими странами трансформационной
группы, показывает, что в переходной экономике
формируются три стратегические линии поведения государства.

Рисунок 1. Основные стратегические линии
поведения государства в трансформационный
период*

Первая линия (деэтатизация)
определяется тем, что государство добровольно
уходит из тех сфер социально-экономической
жизни, где доказаны неэффективность и
нецелесообразность его присутствия.
Место государства занимают рыночное
саморегулирование и экономическое самоуправление,
т.е. институты гражданского общества.

Благодаря деэтатизации выигрывает
налогоплательщик, так как государство 
становится для него более «дешевым».
Общий выигрыш состоит в том,
что резко расширяется коридор
экономической свободы, выступающей фактором
социального прогресса.

Вторая линия (дебюрократизация)
определяется тем, что государство 
остается в эпицентре экономической 
жизни. Но происходит дебюрократизация его функций, реформируются
стиль и методы работы органов государственного
управления. Демократическое государство само кропотливо
обучается пользоваться рыночным механизмом,
заявляет о себе как о полноценном субъекте
рыночных отношений.

Третья стратегическая линия государства состоит в том,
что последнее берет на себя ответственную
роль регулировщика экономической жизни страны
с использованием новейших и высокоэффективных
инструментов. По тем направлениям, где:

а) недостаточно интенсивно
проявляются рыночные сигналы, постоянно
возникают проблемы с обеспечением экономической
ответственности хозяйствующих субъектов;

б) часть рыночных отношений,
утратив внутренние импульсы развития,
не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной
эффективности (откровенные «провалы
рынка»).

2 Особенности 
белорусской модели социально-экономического 
развития

Концептуальными основами белорусской 
модели выступают: плюрализм форм собственности;
значительная степень участия государства 
в обеспечении эффективности 
функционирования экономики, регулировании 
доходов населения; занятости; формировании
условий, обеспечивающих удовлетворение
целого ряда социально значимых потребностей
всего населения. При этом учитываются 
ресурсный потенциал страны, структура,
состояние и тенденции развития
нашей экономики, а также геополитические,
географические, социальные, демографические 
экологические и другие особенности 
республики.

2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

   Шведская 
модель организации экономической 
и политической жизни позволяет 
выделить те принципы, которые обеспечили
этой стране развитие на протяжении длительного
времени без социальных потрясений, глубоких
политических конфликтов, обеспечивая
при этом высокий уровень жизни и социальных
гарантий для большинства населения. Назовем
главные из них:

  • высокий уровень
    развития полит. культуры, кооперационный
    характер отношений между разными слоями
    и группами населения и полит. партиями,
    сложившийся на основе взаимного понимания
    коренных интересов, признания их законного
    характера  и готовности решать даже
    самые острые вопросы на основе соц. приемлемых
    компромиссов и научной экспертизы (кооперационная
    культура) в экономической сфере – высокая
    конкурентоспособность промышленности,
    базирующаяся на создании особого сектора
    экономики, основанного на интеграции
    между наукой, образованием и производством,
    на взаимодействии гос. институтов с частным
    бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании
    крупных предприятий с малыми и средними
    в крупные единые научно-производстввенные
    системы, функционирующие как будто самостоятельно,
    интеграции различных сфер деятельности,
    начина от производства новых знаний до
    их освоения инновационным предпринимательством
    и крупномасштабного тиражирования освоенных
    образцов изделий (инновационный климат);
  • в соц. области
    – возрастание среди традиционных факторов
    производства (труд – капитал – технологии
    – природные ресурсы) значения человеческого
    фактора – высококвалифицированного,
    творческого характера труда, которое
    получило выражение в концепции “человеческого
    капитала” и соц. направленности экономического
    развития страны, обеспечивающей высокий
    уровень политической и экономической
    стабильности общества и вызывающей к
    жизни могучие созидательные силы социума
    шведского типа (соц. ориентация).

   Основанный 
на этих принципах шведский тип организации 
жизни общества обеспечивает высокий 
уровень экономической эффективности 
и высокие жизненные и экологические
стандарты. Экономически эта модель базируется
на получении своеобразной “технологической
ренты”, получаемой страной на внутреннем
и мировом рынках за высокое качество
и инновационность продукции.

Источники возникновения идей социальной ориентации экономики

В настоящее время имеются различные подходы обоснования выбора путей развития национальной экономики в направлении социальной ориентации. Ранними произведениями такого толка были священные религиозные книги, где божественные заповеди становились основными правилами общественного поведения человека и они подчёркивали о единой природе происхождения людей и их равенства между собой. Продолжением такого подхода можно отнести философские учения Г.Гегеля и других гуманистов, как Ж.Руссо, Г.Бафер, Э.Реклю, С.Сисмонди. Так, например, Ж.Руссо, Г.Бафер были сторонниками за получения всеми членами общества равные блага.

В дальнейшем появляются научные взгляды экономистов, которые, основываясь на труды философов и гуманистов, вводят в содержание социальной ориентации понятия рыночного хозяйствования, как присутствие конкуренции, сочетания эффективности и социальной справедливости, выравнивания доходов и сокращения разрыва между минимальными и максимальными доходами среди граждан, и тому подобное.

Однако имеются противники социальной направленности развития экономики. Так, в частности, австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.А.Хайек ($1899–1992$ гг.) писал, что «употребление термина «социальный» становится практически тем же самым, что и призыв к «распределительной справедливости». А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть «социальным» (общественным) то, что является главной помехой для самого поддержания жизни «общества». В сущности, «социальное» следовало бы именовать «антисоциальным».

Рисунок 1.

Роль государства в социально-ориентированной рыночной экономике

Как я уже писал, государство в данной рыночной модели играет роль регулятора, распределителя, можно сказать, арбитра, обеспечивающего справедливое взаимодействие между бизнесом и населением. Оно законодательно создает условия для свободного развития рыночной экономики и, одновременно, выступает гарантом защищенности интересов граждан, в том числе, наиболее социально-уязвимых слоев общества: пенсионеров, инвалидов, и т.д.

Его главными целями являются:

  • рост благосостояния граждан;
  • финансирование базовых социальных услуг и развития инфраструктуры;
  • экономическая стабильность;
  • высокий уровень занятости населения;
  • максимально благоприятные условия для населения и бизнеса.

При этом государство не противопоставляет интересы населения и бизнеса, социальную справедливость и экономическую эффективность, а пытается обеспечить наиболее выгодное взаимодействие этих двух групп, максимальный уровень компромисса между ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: