Краткая история авиакомпании
Деятельность этой компании началась на базе свердловского авиационного парка в декабре 1993 года. Произошло это после официального раздела, в результате которого Свердловская авиакомпания поделилась на аэропорт и перевозчика.
Фото 2. Официальный слоган компании. Сайт авиакомпании
Сегодня авиакомпания входит в топ-10 российских лидеров авиаперевозок. Её пассажирооборот каждый год увеличивается на 20% (в прошлом году он впервые составил 6,4 млн пассажиров). Базовые аэропорты фирмы находятся в Екатеринбурге (Кольцово) и Москве (Домодедово). Полеты совершаются на внутренние рейсы, в страны СНГ и по международным направлениям. На данный момент это пятый по размеру авиационный перевозчик в стране с флотом в 43 самолета парка Airbus.
Интересно было бы узнать о человеке, стоящем на пороге в небо. Это «король Домодедово» Дмитрий Каменщик.
Неслыханная щедрость: миллиардный кешбэк
Речь идет о выводе в 2016 году кэша на сумму более чем 1 млрд рублей – причем из не сырьевой сферы. Это – дивиденды, которые получил в 2016 году Сергей Скуратов. Увеличились и выплаты акционерам. И со стороны, вроде, всё понятно, кроме одного – перевозчик по-прежнему берет очень большие кредиты.
На самом деле достаточно вооружиться калькулятором, чтобы понять, что выплаты держателям акций не так уж и баснословны. Итак, по сохранившимся с 1997 года сведениям:
- До 2011 года выплаты шли в размере: 159,5 тыс. рублей; 797,8 тыс. рублей; 1,5 млн рублей. При этом доход с одной акции находился в диапазоне 1-10 рублей.
- С 2011 года цифры уже поменялись: 47,8 млн рублей; 79,7 млн рублей. Доходность одной акции колебалась от 100 до 500 рублей.
Иногда вознаграждения и вовсе не доходили до акционеров. В любом случае цифра за все эти годы получается в шесть раз меньше миллиардного кэша. Даже при очень успешном результате работы за 2016 год «Уральских авиалиний» такие выплаты не покрыли всех долгов перед акционерами.
Мнения по поводу такого события разделились. В лагере пессимистов утверждают: это стремление вывести прибыль, «рассовать деньги по карманам». Но юристы утверждают: нет ничего необычного в том, что акционер единоразово получит крупную сумму денег – противоречий здесь не наблюдается.
Имели место и другие версии. Первая – возможный уход из бизнеса Сергея Скуратова, который готовит себе преемника. Вторая – его же желание инвестировать финансы в другой бизнес.
Резонанс получила не сама сумма дивидендов в размере 1 276 504 000 рублей. Непонятно другое: зачем одновременно с этим брался кредит у ПАО «Бинбанк» на сумму в 2,6 млрд рублей? Обоснованием стало «финансирование текущей деятельности» — то есть, получается, на неё денег не хватает?
Аналитики предположили: возможно, это схема для вывода собственных средств и долг как-раз и пойдет на выплату денег акционерам. Естественно, что никакой банк не пойдет на подобное замещение, потому и была придумана другая цель.
На что летчики тратят и не тратят зарплату
Сейчас у меня нет семьи, поэтому я живу в гостинице рядом с аэропортом, которую предоставляют сотрудникам, и не трачу зарплату на аренду жилья. В Москве это неплохая экономия.
30 000 рублей из зарплаты я ежемесячно выплачиваю авиакомпании в качестве компенсации за мое обучение.
В гостинице пилотов кормят, поэтому на продукты уходит не больше 4 тысяч рублей в месяц. Бензин — около 5 тысяч рублей, в районе 6 тысяч — сходить в кино или в бар с друзьями. Разовое посещение спортзала при гостинице — 250 рублей, в месяц получается около 5 тысяч.
В каком-то месяце я могу потратиться на одежду, а в следующем вообще ничего не покупать. За брендовыми вещами не гоняюсь, просто беру то, что нравится и нужно в данный момент. На цену тоже смотрю: не вижу смысла платить заоблачные деньги, чтобы выглядеть круче или просто потому, что могу себе это позволить. В среднем в месяц на одежду трачу около 10 тысяч рублей.
Еще около 10—15 тысяч рублей в месяц уходит в командировках за границей на экскурсии, они стоят не меньше 3—4 тысяч каждая.
Я покупаю все, что мне нужно, но стараюсь не тратиться на ерунду.
Если вижу бюджетные продукты по акции, у которых все в порядке со сроком годности, то беру.
К своеобразным способам экономии могу отнести то, что пользуюсь картой Тинькофф-банка: нравится возможность получать кэшбэк со своих покупок.
Финансовое положение
Скуратов – генеральный директор и владелец 80,22% акций «Уральских авиалиний». Вместе с ростом прибыли специалисты отмечают снижение управляемости компании. И прогнозируют: возможно, негативные тенденции будут только углубляться. Констатируются понижение рентабельности перевозок и возможная утрата монопольного положения в Кольцово.
Так что, возможно, Сергей Скуратов уйдет из авиации в «земной» бизнес. Тем более, поговаривают о возвращении в авиацию «Трансаэро» – бывший исполнительный директор и основатель Александр Плешаков уже начал процедуру восстановления компании.
Скуратов часто повторяет такое высказывание: «В воздухе денег нет, они все на земле» (авиационная поговорка).
Может быть, это так и случится. И предпосылкой тому уже является покупка уникального тренажерного центра ценой в 8,5 млн долларов. Сюда могут приезжать тренироваться летчики со всей России.
Эта площадка европейского уровня ни в чем не уступает европейским аналогам и подобному центру в Дубае. Скоро будет готов и ангарный комплекс, в котором будет проходить техническое обслуживание воздушных судов.
Подробнее об ангаре – в этом видео:
Прошедшие обучение получают сертификаты от Boeing и Airbus и смогут оказывать дорогостоящие услуги. А это – довольно хороший доход для скуратовской династии.
Грузовые перевозки – это тоже хороший вариант заработка. Например, на этом можно сделать хороший бизнес с Китаем.
Сама же компания входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний нашей РФ (по версии Форбс). Ниже представлены данные по выручке в период с 2008 по 2017 гг, составленные по результатам годовых финансовых отчетов «Уральских авиалиний» (есть в свободном доступе на официальном сайте) и материалов российского веб-ресурса Forbes.
Инвестирования
Игорь Рыбаков охотно инвестирует в перспективные проекты. Инвестициями миллиардер занимается не так давно, однако он так стремительно ворвался в новый вид деятельности, что журналисты не успевают отслеживать области инвестирования. В 2017 г. Рыбаков приобрел долю в компании, хранящей крупнейший научный архив «Киберлинк», затем начал активно вкладывать средства в его развитие
Презентация книги «Жажда»
Игорь Рыбаков стал активно сотрудничать с молодым бизнесменом Оскаром Хартманном. Партнеры создали венчурный фонд, работающий со стартапами. Они вложили 100.000.000 долларов в рисковый бизнес, в который бывалые бизнесмены побоялись бы вкладывать такие суммы.
Совладельцы бизнеса придерживаются принципа, что за инновациями стоит будущее, не пожалев средства для развития венчурного фонда.
Игорь Рыбаков инвестировал в проект по коворкингу. Смарт-офис Sok появился в Москве возле метро Курская. Принцип офиса – люди различных профессий работают в одном офисе, сокращая расходы на обслуживание помещения и арендную плату. Почти 3.000 квадратных метров и 7 этажей смарт-офиса помогут сэкономить деньги руководителям организаций различного профиля.
Что делать выпускнику летного учебного заведения?
Итак, учеба закончилась, по результатам которой у вас есть все то, чтобы построить карьеру пилота: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налёт 150 часов, свидетельство коммерческого пилота.
Вы знаете, сколько авиакомпаний в России? Их достаточно, около 70. Конечно, большинство выпускников хотят сидеть за рулем «Аэрофлота» или «Трансаэро», потому что это мировые лидеры. Но нужно понимать, что туда и отбор в несколько раз сложнее.
Поэтому в начале карьерной лестницы лучше обратить свой взгляд на небольшие компании, которые осуществляют только внутренние авиаперевозки. Если вы подтвердите свои знания и продемонстрируете полученные навыки, то авиакомпания вас с удовольствием примет в свои ряды. Также нужно учитывать, что практически при любом авиаперевозчике действуют свои центры по подготовке пилотов. Нюанс данной профессии в том, что ключ к успеху – большое количество часов налёта, который можно получить только благодаря регулярным тренировкам. Скорее всего, еще некоторое время вам придется обучаться пилотированию того или иного воздушного судна.
Первый полет – это восторг
— Давайте еще про атмосферу студенчества. Какая у вас была первая мысль, когда вы увидели танцующих ульяновских курсантов-летчиков в трусах под клип Satisfaction?
— Да с отвращением отнесся. Я этого не понимаю, может быть, я человек другой формации.
— А как вы развлекались в училище?
— Никаких там особо развлечений не было. Танцы два раза в неделю, девушки приходили, свой ансамбль какой-то был. Мы там в основном спортом занимались, по крайней мере я и мое окружение.
Очень хотели продлить свое летное долголетие, считали, что спорт этому помогает, не всегда это было оправданно, но тем не менее.
С разрешения начальства ходили грузчиками работать на железнодорожных станциях, уголь, картошку разгружали. Стипендия у нас на те деньги была 9 рублей, а там можно было и 50 в день заработать на брата, а заодно это и тренировка для нас, мы только радовались. Строительством гаражей занимались в свободное время, просто так, за еду.
— Там же, в училище, прошел ваш первый полет. Расскажите, с какими мыслями вернулись?
— Страшно было. И высоко, и вниз смотреть страшно. И восторг. Были такие мысли: неужели мне еще и деньги за это будут платить, за такой восторг. Достаточно, я могу и бесплатно (смеется). В голове не укладывалось — тебе дали самолет, бензин, дали форму, летай, вот у тебя инструктор, еще и деньги платят. Красота! Мечта!
— Есть же еще и первый полет с пассажирами. Я, если бы узнала, что пилот впервые перевозит пассажиров, сбежала бы с борта, наверное…
— Не так все страшно. Вы думаете, приходит командир и говорит пилоту: вот ты завтра полетишь с пассажирами первый раз? Нет, так не бывает. Может, только в старом кино. Ты проходишь длительную программу подготовки, с этими пассажирами ты летаешь десятки раз, с тобой летает инструктор. Это может длиться и полгода, и год. Наконец, когда тебе уже завтра лететь самостоятельно, ты к этому делу спокойно подходишь. Особых эмоций никаких нет.
— У разных компаний есть разные традиции посвящения в пилоты. Например, отрезают галстук и обливают водой из ведра. Или новоиспеченный пилот покупает на всех «Беломор». А у вас как было?
— Было, как это у нас называется, накрыть поляну. Либо ресторан, либо кафе, либо в том же гараже собрать весь коллектив. Потом, попозже, когда стали за границу летать, покупали трехлитровые бутылки виски или коньяка. Вот он притаскивает эту бутылку — кто не летает, кто свободен, пожалуйста. В советское время мне после первого самостоятельного полета в качестве командира часы, кажется, подарили, руководство отряда вышло к трапу поздравлять с цветами. Приятно. Сейчас такого нет, это стало уже буднично.
— Я читала, что пилоты «призывают» удачу, выкуривая половину сигареты непосредственно перед рейсом, а вторую половину докуривают после приземления. Некурящие перед полетом надкусывают что-то съедобное, а после приземления доедают. Вы делали что-то подобное?
— Да, может, и такое есть, но не у нас в компании. У нас, когда обходишь самолет, надо обязательно его похлопать, подержаться за металл. Знаю, у бортпроводников есть традиция, что по трапу первым должен подняться мужчина. Если нет никого мужчин, они всегда стоят, ждут, пока не найдется кто-нибудь, кто пойдет первым. Есть такое, что никогда не фотографируются перед полетом. Это особо не соблюдается, но вот так заведено, что не надо. Я не скажу, что для меня это особенно важные традиции, но как-то само собой получается придерживаться, даже не замечаешь.
— К чему надо быть готовой жене пилота и как складывается семейная жизнь у людей этой профессии в целом?
— К разлукам обязательно надо быть готовой. К постоянным командировкам мужа. И с точки зрения нормального человека к совершенно беспорядочной жизни во времени. То есть я могу на работу поехать в час ночи, могу в четыре утра, могу вернуться в полтретьего ночи. Могу уехать на два дня, а могу на два месяца. Семья понимает, а иначе зачем жить вместе.
Сколько зарабатывает пилот и как начисляется зарплата
Моя заработная плата — 230—350 тысяч рублей в месяц. Зарплата летчика состоит из оклада, налета и премии.
Оклад — сумма, которую гарантированно выплачивают каждый месяц. Его величина зависит от должности пилота и типа воздушного судна. Мой оклад сейчас составляет 90 000 рублей.
Налет рассчитывается по количеству часов, которые я отработал в месяц: за каждый час платят 2500 рублей. Начиная с 81-го часа полета каждый час стоит дороже — 5000—6000, то есть за 10 часов я могу заработать больше половины своего оклада.
Выплату за налет можно вообще не получить, если летаешь меньше 30 часов в месяц — например когда в компании кризис. Но, насколько я знаю, у российских пилотов сейчас такого не бывает, так как обстановка в гражданских авиаперевозках стабильная.
Некоторые пилоты хотят, чтобы им ставили в расписание больше часов, а я отношусь к этому философски. Больше летаешь — выше заработная плата, но меньше здоровья.
Премия — это дополнительные 40 000—50 000 рублей к зарплате, которые можно потерять за нарушения дисциплины или допущенные оплошности. Например, не сдал английский или не пришел на рейс без уважительной причины.
Дела семейные, дела рабочие
Сергей Николаевич давно состоит в успешном браке – у них с женой есть сын Кирилл, который сейчас является коммерческим директором компании.
Его персона заслуживает отдельного упоминания. Многие считают, что парень не дотягивает до уровня отца. Однако несмотря на проблему поколений, Кирилл достаточно много вкладывает в семейный бизнес, стараясь идти в ногу со временем. Доказательством тому служит сотрудничество с Amadeus.
Под этим названием действует глобальная система бронирования, работающая на технологии Amadeus Web Services. Сюда же входят анализатор низких тарифов Amadeus Meta Pricer и мегапоисковик Aviasales (с ежедневной обработкой 400 000 запросов). Таким образом, есть больше шансов, что клиент, подбирая туристический маршрут, воспользуется именно «Уральскими авиалиниями».
Кирилл Скуратов отмечает: «Подобное сотрудничество позволит нам оптимизировать работу с клиентами и партнерами. Рынок быстро развивается, и нам есть, что предложить клиентам – понятный и высокоскоростной сервис. Уже есть результаты – снижение нагрузки на наш собственный сайт, автоматизированный удобный поиск и увеличение эффективности интернет-продаж».
Рыбаков сейчас
У Игоря есть бизнес-аккаунт в Инстаграм, где он продвигает свои выступления, Youtube-канал и сотрудничает с прессой. Рыбаков выкладывает интересные фотографии с выступлений, делится семейными снимками, делится мыслями о мышлении людей, их привычках, искрометно шутит.
Известный миллиардер продолжает расширять бизнес, активно сотрудничает с коворкинг-фирмами. До конца 2020 г. Рыбаков планирует создать сеть гибких смарт-офисов общей площадью в 10.000 квадратных метров.
Кризис немного повлиял на прибыль, Игорь отказался от ранее планируемых инвестиций и сократил расходы. Свободное от работы время бизнесмен уделяет семье, занимается спортом и играет на музыкальных инструментах.
Финансовое положение
Скуратов – генеральный директор и владелец 80,22% акций «Уральских авиалиний». Вместе с ростом прибыли специалисты отмечают снижение управляемости компании. И прогнозируют: возможно, негативные тенденции будут только углубляться. Констатируются понижение рентабельности перевозок и возможная утрата монопольного положения в Кольцово.
Так что, возможно, Сергей Скуратов уйдет из авиации в «земной» бизнес. Тем более, поговаривают о возвращении в авиацию «Трансаэро» – бывший исполнительный директор и основатель Александр Плешаков уже начал процедуру восстановления компании.
Скуратов часто повторяет такое высказывание: «В воздухе денег нет, они все на земле» (авиационная поговорка).
Может быть, это так и случится. И предпосылкой тому уже является покупка уникального тренажерного центра ценой в 8,5 млн долларов. Сюда могут приезжать тренироваться летчики со всей России.
Эта площадка европейского уровня ни в чем не уступает европейским аналогам и подобному центру в Дубае. Скоро будет готов и ангарный комплекс, в котором будет проходить техническое обслуживание воздушных судов.
Подробнее об ангаре – в этом видео:
Прошедшие обучение получают сертификаты от Boeing и Airbus и смогут оказывать дорогостоящие услуги. А это – довольно хороший доход для скуратовской династии.
Грузовые перевозки – это тоже хороший вариант заработка. Например, на этом можно сделать хороший бизнес с Китаем.
Сама же компания входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний нашей РФ (по версии Форбс). Ниже представлены данные по выручке в период с 2008 по 2017 гг, составленные по результатам годовых финансовых отчетов «Уральских авиалиний» (есть в свободном доступе на официальном сайте) и материалов российского веб-ресурса Forbes.
История успеха летчика и бизнесмена Сергея Скуратова
Сергей Скуратов – основатель и владелец «Уральских авиалиний». Несмотря на лидирующие позиции в рейтингах авиаперевозчиков, компания постоянно попадает под негодование общественности – начиная с отзывов пассажиров и заканчивая мнением специалистов.
- ФИО: Скуратов Сергей Николаевич
- Дата рождения: 31.03.1950
- Образование: Бугурусланское лётное училище, Академия гражданской авиации (тогда еще г. Ленинград)
- Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 43 года
- Вид деятельности при старте: генеральный директор авиаперевозчика «Уральские авиалинии»
- Текущий вид деятельности: предприниматель, владелец и генеральный директор «Уральских авиалиний»
- Текущее состояние компании: нет данных
Основатель и генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов хочет сделать свою компанию не хуже, чем Emirates. Выручка авиаперевозчика растет – в 2017 году она составила 57,3 млрд рублей.
История успеха Скуратова Сергея – это доказательство того, как высоко может взлететь настоящий профессионал. В случае нашего героя утверждение звучит буквально – глава и основатель «Уральских авиалиний» и сам является профессиональным пилотом. Небо – это его жизнь.
Становление профессионала
Краткая биография Скуратова Сергея Николаевича, русского по национальности, начинается с его рождения – 31 марта 1950 года. Мальчик появился на свет в семье авиаработников – это и определило дальнейшую профессию. В 1967 году он поступает в Бугурусланское лётное училище.
Сначала это был 2-й объединенный авиаотряд в Свердловске, где Сергей начинал профессиональную деятельность вторым пилотом в кабине АН-2. Однако полученных знаний и полетов ему было мало – в 1978 году Скуратов получает в ленинградской Академии гражданской авиации дополнительное образование инженера-пилота. Это дало ему возможность работать на всех воздушных судах моделей АН, ТУ и ИЛ.
Сергей Николаевич стремился постоянно расширять свои знания – в 1984 году он закончил в той же ленинградской академии командный факультет. Это дало ему возможность занять пост начальника инспекции по безопасности полётов, а в 1987 году – пройти на должность уже непосредственно командира Свердловского объединенного авиаотряда.
После распада СССР, уже в 1993 году, «развалился» и сам Свердловский авиаотряд. Скуратов возглавляет авиаперевозчика, ставшего в процессе приватизации «Уральскими авиалиниями». Одновременно с этим он – председатель в Правлении Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
Интересные факты
- В школьные годы Рыбаков трудился в строительном отряде, был настолько активным, что заработал 1400 рублей. Такие деньги в то время получали инженеры на заводе.
- На форуме в Санкт-Петербурге Рыбаков высыпал на людей 20.000 долларов. Он решил дать участникам форума шанс понять, что нужно пользоваться каждой возможностью в жизни, главное – воспользоваться шансом правильно.
- В детстве отец дал Игорю доллар и сказал, чтобы он его приумножил, а не только потратил. Рыбаков послушался отца, теперь он приумножает миллиарды долларов.
- Рыбаков пожертвовал родной школе 1000000 рублей на благоустройство здания.
- У миллиардера нет яхты, так как он считает такое приобретение дорогим и бессмысленным.
- Игорь играет на фортепиано и гитаре, записывает собственные песни, снимает кино.
- Разносторонний Рыбаков участвовал в Камеди Клаб и снялся в передаче «Секретный миллионер».
- Миллиардер решил не оставлять детям наследства. Он сделал для них пожизненную медицинскую страховку, беспроцентные займы на образование, но наличных денег, счетов или недвижимости он им не оставит. Рыбаков хочет, чтобы дети добились всего в жизни сами, без помощи богатого отца.
Как внедрение беспилотных технологий повлияет на потребителей?
В первую очередь перемены произойдут в сегменте «последней мили», где будет расти процент доставок с помощью беспилотников. Это значит, что сроки доставки сократятся, а пункты приёма посылок будут всё ближе к получателю. Прямо к дверям — это идеальный сценарий, на промежуточном этапе будут использоваться специальные площадки, в том числе почтовые отделения.
Однако резкого снижения стоимости доставки ждать нельзя, как и в более отдалённой перспективе нельзя ожидать резкого снижения стоимости авиабилетов. Внедрение технологий будет происходить по схеме, которая наблюдается и в случае с другими инновациями: вначале это будут премиум-услуги и продукты, которые будут стоить дороже за счёт более высокого качества и сервиса.
Затем цены постепенно начнут снижаться. И, только когда инвестиции, затраченные компаниями, окупятся, можно рассчитывать на то, что доставка и авиаперевозки станут дешевле для населения и доступны для широкой аудитории.
Краткая история авиакомпании
Деятельность этой компании началась на базе свердловского авиационного парка в декабре 1993 года. Произошло это после официального раздела, в результате которого Свердловская авиакомпания поделилась на аэропорт и перевозчика.
Фото 2. Официальный слоган компании. Сайт авиакомпании
Сегодня авиакомпания входит в топ-10 российских лидеров авиаперевозок. Её пассажирооборот каждый год увеличивается на 20% (в прошлом году он впервые составил 6,4 млн пассажиров). Базовые аэропорты фирмы находятся в Екатеринбурге (Кольцово) и Москве (Домодедово). Полеты совершаются на внутренние рейсы, в страны СНГ и по международным направлениям. На данный момент это пятый по размеру авиационный перевозчик в стране с флотом в 43 самолета парка Airbus.
Интересно было бы узнать о человеке, стоящем на пороге в небо. Это «король Домодедово» Дмитрий Каменщик.
Подробности
Закончившим обучение выдают сертификаты от Boeing и Airbus
Компания «Уральские авиалинии» входит в десятку основных частных российских авиакомпаний. Сергей Николаевич Скуратов является владельцем 80,22% акций компании. Однако, есть мнение, что с увеличением прибыли управляемость компании снижается, что негативно сказывается на снижении качества перевозок.
— частые задержки авиарейсов (бывает до одних суток),
— завышенную стоимость на авиабилеты.
По отзывам авиапассажиров, состояние воздушных судов должно быть лучше (неудобное расположение кресел и небольшое расстояние между ними, а также установка дополнительных мест в запасном проходе). За время деятельности компании случались неприятные инциденты: в кабине пилота было задымление (при осуществлении международного рейса в Объединенные Арабские эмираты), а также выезд за границы взлетно-посадочной полосы (при выполнении рейса Екатеринбург-Москва) и столкновение с курсовым маяком.
Надо отметить, что Сергей Николаевич, как человек сильный, умеет признавать свои ошибки в деятельности и промахи, особенно те, что приходятся на 90-е годы, когда компания только начала свою работу.
Сергей Скуратов женат, имеет сына
Сына, занимающего в компании пост коммерческого директора. По мнению многих, соответствовать уровню отца очень сложно, однако, Кирилл достаточно инвестирует в бизнес семьи: сотрудничает с Amadeus (система бронирования, действующая на технологии Amadeus Web Services).
Есть у Сергея Николаевича мечта – довести деятельность «Уральских авиалиний» до уровня самых надежных в мире Emirates. Он уверен в своих специалистах и их профессионализме.
Как скоро самолётам будут не нужны пилоты?
Беспилотная авиация развивается быстрыми темпами, в частности, беспилотные технологии уже сейчас активно применяются для решения задач видеосъёмки и контроля объектов в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, строительство.
Если говорить о конкретных прогнозах: в первую очередь стоит ждать «обеспилочивания» в сегменте «последней мили» (этап доставки от распределительного центра логистического оператора до конечного получателя или пункта назначения). Вначале это будут перевозки грузов, здесь масштабных перемен можно ждать уже в ближайшие пять лет, следом — пассажирские перевозки.
Поможет ли беспилотная авиация решить проблему дефицита лётного состава?
Проблема с дефицитом лётного состава на данный момент действительно существует, но нельзя сказать, что её решит беспилотная авиация, так как горизонт массового внедрения технологии всё-таки находятся слишком далеко. Бороться с нехваткой пилотов надо эффективными действиями, которые дадут видимый эффект в краткосрочной перспективе, то есть в ближайшие один-два года. Среди возможных вариантов: повышение зарплат пилотов до международного уровня, привлечение иностранных лётчиков на российский рынок, а также сокращение сроков подготовки лётного состава.
За границей программы подготовки пилотов для управления воздушным судном уровня Boeing 737 с нуля занимают три года, а в России обучение растягивается на пять лет. Причём на качестве подготовки это, к сожалению, не сказывается
Мировые и российские проекты в беспилотной авиации
На текущий момент главные достижения беспилотной авиации принадлежат военным структурам, здесь БПЛА представлены инновационными аппаратами для мониторинга и разведки, а также тяжёлыми беспилотными ударными системами. Лидируют в этом направлении такие страны, как США, Китай и Израиль. Причина существенного отрыва военной отрасли заключается в том, что в ней нет барьеров, которые сдерживают коммерческие проекты: здесь не ждут разработки и согласования правил регулировки воздушного пространства.
Если говорить о гражданских рынках, то на данный момент самые яркие проекты — это проекты, которые можно отнести к сегменту «последней мили».
Почему не получится быстрее?
Основной фактор, ограничивающий развитие беспилотной авиации на данный момент, — отсутствие нормативных документов, которые интегрируют БПЛА в общее воздушное пространство. Эти документы, скорее всего, будут представлять собой перечень правил и зон, разрешённых и запрещённых для полетов.
Есть ещё один фактор, который теоретически может тормозить развитие беспилотных технологий, — это техническое оснащение на земле. Но его вряд ли можно назвать «тормозом» для отрасли, так как особых проблем для создания наземной инфраструктуры для развития беспилотной авиации нет.
Безопасность, которая является главной проблемой для наземного транспорта, в индустрии беспилотной авиации — фактически решённая задача.
Беспилотному наземному транспорту нужны продвинутые технологии, в частности мощный искусственный интеллект, который позволит передвигаться в динамично меняющейся среде, где постоянно возникают препятствия. Кроме того, на земле ограничены сценарии для реакции на опасную ситуацию.
В воздушном пространстве этих проблем практически нет, так как здесь нет препятствий, а если они и возникают, то у БПЛА есть много эшелонов (коридоров воздушного пространства), которые дают возможность скорректировать траекторию движения.