Законодательная база, регламентирующая транспортировку хрупких грузов
Правила транспортировки грузов, в том числе, хрупких, регламентируются различными нормативно-правовыми актами. Большинство требований и правил собрано в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Правилам транспортировки и экспедиции грузов посвящены главы 40 и 41. Другие нормативно-правовые акты:
- устав транспорта от 08.01.1961 г. №12;
- правила транспортировки грузов от 25.10.1974 г.;
- приказ министерства транспорта РФ от 30.06.2000 г. № 68;
- инструкция, регламентирующая перевозку крупногабаритных и массивных грузов по территории РФ от 27.05.1996 г.;
- ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ;
- правила транспортно-экспедиционной деятельности от 08.09.2006 г. № 554.
Упаковка, погрузка и транспортировки хрупких грузов – ответственная работа, которая требует опыта, знаний и использования специальных инструментов. Доверить такое задание можно лишь профессиональной логистической компании.
Смотрели: 11 890
Правила упаковки
Качественная, надежная упаковка – одно из главных требований к перевозке хрупких предметов. Основные материалы для упаковки:
- пузырьковая пленка – отличается хорошими защитными качествами, невысокой стоимостью, универсальный упаковочный материал;
- короб деревянный – позволяет плотно укладывать хрупкие изделия;
- бумага упаковочная – используется для обертывания небольших изделий и укладывания в тару);
- пенопласт – обладает хорошими амортизирующими качествами, но отличается ломкостью, применяется для защиты бытовой техники;
- картон – применяют преимущественно для заполнения пустот, образующихся при упаковке изделий сложной формы;
- гофрированный картон и коробы из него – используют для укладывания упакованных бумагой или пленкой предметов;
- поролон – качественный, надежный упаковочный материал, применяется для изделий небольшого размера, также используется для прокладывания между упакованными предметами;
- герметик и гранулы полистирола – применяется для заполнения пустого пространства в таре с упакованным грузом.
Общие рекомендации к упаковке следующие – каждый предмет необходимо упаковать отдельно, уложить тару, заполнить пустые зоны. Именно пустоты – главная причина повреждения груза в процессе транспортировки, поэтому следует избегать их во время упаковки и тщательно заполнять. Два ломких предмета не должны соприкасаться
Важно, чтобы упаковка защищала груз от внешних воздействий – температурных перепадов, влаги, пыли. Чтобы тара не открывалась во время движения транспорта, стыки проклеивают скотчем
Обязательно наносят соответствующую маркировку.
Рекомендации для упаковки отдельных категорий товаров:
- бытовая техника – упаковывается в картонные коробки, каждая часть прибора упаковывается отдельно, используются: пенопласт, пузырьковая пленка, деревянные ящики, если детали накапливают статическое напряжение, материал должен обладать антистатическими качествами;
- мелкие предметы домашнего интерьера – каждый предмет заворачивается в упаковочную бумагу или пузырьковую пленку, складываются в деревянные коробки, поделенные на ячейки, сверху коробки защищаются от попадания влаги;
- музыкальные инструменты – транспортируются, как правило, в футлярах, но их также нужно упаковывать соответствующим образом, если груз перевозят зимой, обязательно утепляю;
- телевизоры, а также компьютерная техника, другие гаджеты – наиболее уязвимое деталь – монитор, для защиты используется плотный картон, его крепят скотчем;
- хрупкие предметы плоской формы – транспортируют, укладывая штабелями, между изделиями прокладывается мягкий материал, поверх используется картон, крепится скотчем;
- растения – оборачивают пленкой, нельзя допустить соприкосновения с другими предметами, перевозят вазоны с цветами в кабине водителя или в отапливаемом фургоне;
- аквариум – перед транспортировкой освобождают от наполнения и оборудования, снаружи обкладывают мягким картоном, крепят клейкой лентой.
Тара и упаковочные материалы
Упаковка включает в себя такие понятия как тара, упаковочные материалы, средства консервации.
Для защиты от механических повреждений, потерь, утечки груза при грузовых перевозках, используется важнейший компонент упаковки — тара. Она представляет собой специальное изделие (ящики, бочки, барабаны, баллоны и др.), в которое помещается груз.
В транспортных перевозках особое внимание уделяется такому свойству тары, как прочность. При укладке груза в несколько ярусов, что практикуется при предоставлении услуг грузоперевозок, необходимо чтобы транспортная тара выдерживала различные статические и динамические нагрузки
Направляя груз, и заказчик грузоперевозок, и компания, предоставляющая транспортную услугу, при правильном выборе тары могут быть уверены в сохранности товарного вида упакованного груза. Помимо этого, транспортная тара должна быть сделана из материала, не вступающего во взаимодействие с упакованным веществом.
Особенно важно в автоперевозках, чтобы тара и упаковка обеспечивала максимальное использование транспортного средства, а так же автоматизацию погрузочно-разгрузочного процесса и удобство складских работ. Обладала портативностью, легкостью и экономичностью
3.4. Производственная тара
Скрыть рекламу в статье
Скрыть рекламу в статье
Для каких грузов предназначены различные виды тары?
Тарой называют приспособления, предназначенные для перемещения штучных, тарно-штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Рис. 3.21. Виды тары:
а — поддон для кирпича; б— специализированный контейнер; в — плоский поддон; г — ящик для бетона; д — бункер для бетона
Средства пакетирования — поддоны (рис. 3.21, а, в) — предназначены для перемещения штучных грузов. Конструкции и размеры поддонов стандартизированы. Наиболее распространенными являются плоские поддоны размером 800 х 1 200 мм.
Контейнеры — это многооборотные замкнутые приспособления вместимостью более 1 м3, предназначенные для штучных и тарно-штучных грузов. Контейнеры бывают универсальные, предназначенные для различных грузов, и специализированные (рис. 3.21, б) — для перемещения и хранения грузов с одинаковыми свойствами. В настоящее время основное количество грузов перемещается в универсальных крупнотоннажных контейнерах массой брутто 20 и 30 т.
Бункеры, бадьи, ящики (рис. 3.21, г, д) применяют для сыпучих и полужидких грузов. В строительстве широко применяют бункеры специальной конструкции для подачи бетонной смеси. Для транспортировки бетонной смеси в небольших количествах применяют бадьи и ящики.
Бочки и цистерны применяют для жидких грузов.
Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?
Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.
После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.
Рис. 3.22. Маркировка тары
На таре (рис. 3.22), за исключением специальной технологической, должно быть указано:
· назначение тары;
· номер;
· собственная масса;
· наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена.
Как правильно заполнять тару?
Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары.
Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов (рис. 3.23). Для предотвращения перегрузки тары на ее борту должна быть нанесена черта заполнения.
Полужидкие и жидкие грузы должны заполнять не более 3/4 объема тары.
Рис. 3.23. Заполнение тары
В какие сроки должен производиться осмотр тары? По каким признакам выбраковывается тара?
Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность, должен производить осмотр тары каждый месяц.
Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.
Признаки выбраковки тары:
· отсутствие маркировки;
· деформация бортов;
· трещины любых размеров (обычно возникают в сварных швах);
· неисправность запорных устройств;
· износ проушин более 10 % от первоначального размера.
ВНИМАНИЕ! Стропальщик должен перед началом работы и перед каждым использованием проверить исправность тары и наличие на ней маркировки.
Другие статьи из раздела «3. Грузозахватные приспособления и тара»:
· 3.1. Стальные канаты и цепи· 3.2. Съемные грузозахватные приспособления· 3.3. Браковка грузозахватных приспособлений > · 3.4. Производственная тара
Навигация: Начало | Другие книги | Отзывы:
Классификация тары
В зависимости от вида груза и назначения различают потребительскую (групповую), производственную, тару-оборудование и транспортную тару.
Потребительская (групповая) тара — это вид упаковки, в которую помещают продукцию, готовую для доставки потребителям. К ней относятся коробки, банки, бутылки, флаконы и т.д.
Производственная тара используется для хранения и складирования производственного сырья, материалов, заготовок, изделий и отходов, а так же межцеховых, внутризаводских и межзаводских грузоперевозок.
Тара-оборудование предназначена для перевозки, хранения и продажи из нее товаров потребителям.
Транспортная тара используется непосредственно в грузоперевозках, так как применяется для упаковки товаров уже помещенных в потребительскую (групповую) тару или товаров без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары помечается специальной маркировкой, показывающей соответствие тары ГОСТ стандартам и другим нормативно-технической актам на ее изготовление.
Видео: Тара и упаковка — стрейчевание обрешеченного груза на паллете
https://youtube.com/watch?v=0owlXQyHW8o
Правила упаковки грузов
Междугородная перевозка на большие расстояния – это немалое испытание для груза. Качество дорог не всегда идеальное, а перевозка сборных грузов предполагает присутствие в одном кузове коробок разных по весу и хрупкости товаров. Как же защитить свой товар от возможных повреждений при падении, ударе или давлении сверху?
По правилам перевозчиков ответственность за упаковку и сохранность товара при транспортировке несет отправитель груза. Груз должен быть упакован так, чтобы не допустить порчи и повреждения. Для обозначения типа груза, например, хрупких грузов, на упаковку наносится специальная маркировка.
Специальная маркировка хрупких грузов
В соответствии с требованиями ГОСТа 14192-77 на упаковку с ломкими предметами наносятся специальные значки, а также делают отметки, указывающие на особенности изделий, например, знак, запрещающий укладывать груз штабелями.
Маркировку наносят таким образом, чтобы каждый человек, который имеет дело с грузом, видел каждый знак и принимал его во внимание
Маркировка указывает на особую осторожность во время погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки. Специальные значки – это гарантия того, что на упаковку не поставят тяжелые предметы, она не будет подвергаться ударам, тряске
Специальные значки – это гарантия того, что на упаковку не поставят тяжелые предметы, она не будет подвергаться ударам, тряске.
Наиболее распространенный знак, указывающий на хрупкость предмета, — бокал черного цвета. Также используют другие значки:
- стрелка вверх – так маркируется место, где можно открывать коробку;
- два черных квадрата, верхний зачеркнут – означает, что груз нельзя ставит один на другой, давить, прилагать усилия;
- зонтик и капли – этот знак обозначает, что на груз не может попадать влага, а также не должен храниться в условиях высокой влажности;
- перечеркнутый крюк – знак запрещает верхний способ разгрузки, а также перемещение изделия посредством крюка;
- две стрелки, направленные вверх, — маркировка хрупкого груза, который требует фиксации в конкретном положении, также указывает, где верх упаковочной тары;
- перечеркнутый квадрат черного цвета – указывает, что упаковку нельзя класть на бок и катить во время погрузочно-разгрузочных работ.
Советы по выбору упаковки
Подходящая упаковка поможет избежать негативных последствий во время транспортировки
Аспекты, на которые следует обратить внимание:
- Требования к упаковке грузов указаны в нормативно-технической документации.
- Форма и целостность тары должна сохраняться также при погрузке и выгрузке.
- В тару нельзя упаковывать вещи, превышающие массу брутто.
- Размеры груза не должны быть больше параметров упаковки.
- Тара должна соответствовать типу отправления.
- Груз в таре должен быть ниже уровня ее бортов.
- Упаковочный лист составляется на отдельную партию или одно упаковочное место.
Упаковывать необходимо грузы, которые во время транспортировки могут подвергаться механическим, климатическим, биологическим (бактериальным) воздействиям.
Если у вас возникли трудности с выбором упаковки, доверьте подготовку товаров к транспортировке профессионалам. Компания «Ж.Д.Э.» оказывает услуги грузоперевозок по России.
Позвоните на горячую линию, и наш консультант поможет подобрать упаковку с учетом особенностей отправления! Доверьте подготовку товара к доставке логистической компании с более чем двадцатилетним опытом и будьте уверены в его сохранности и своевременной доставке!
Источник
Виды упаковки грузов
В зависимости от материала изготовления тара и упаковка грузов делятся на несколько разновидностей:
- Жесткая — стеклянная упаковка, изделие из древесины и ДВП.
- Полужесткая — вариант, изготовленный из картона или пластика.
- Мягкая — пленочная, тканевая упаковка, изделия из полимерных материалов.
Тара для перевозки грузов отличается по форме. Для транспортировки используются:
Ящики — прямоугольная упаковка, изготовленная из металла, пластика, дерева или фанеры. Дополнительную жесткость придают брусья и окантовка из стали. Ящики могут быть снабжены шарнирами, запорами, ручками. Подходят для транспортировки хрупких и тяжелых вещей. Цилиндрические бочки — деревянные, металлические или пластмассовые емкости. Предназначены для транспортировки жидких грузов. Если вещество может забродить, в верхней части делают специальные отверстия. Барабаны – отличаются гладким или гофрированным корпусом. Имеют форму цилиндра. Для изготовления дна и крышек используется, бумага, фанера, жесть или сочетание этих материалов. Предназначены для транспортировки грузов, имеющих пастообразную консистенцию. Мешки — тара для транспортировки сыпучей продукции
Важно, чтобы они были плотно закрыты. Не подходят для отправлений, которые чувствительны к сжатию
Короба — упаковка с прочным плетением. Особого внимания заслуживают технические особенности, в том числе давление. Ручки и полы должны иметь высокую прочность, чтобы не появлялись повреждения во время обработки грузов. Коробки — упаковка с плоской крышкой и дном, которая может иметь любую форму. Стеклянные баллоны – один из видов тары для перевозки грузов. Имеют стенки толщиной не менее четырех сантиметров. Для сохранности во время транспортировки их необходимо обернуть эластичным материалом. Кипы, пакеты и рулоны – необходимы, чтобы избежать механического воздействия. Защищают от сжатия, ударов, толчков, загрязнений. Для их изготовления используется бумага, ткань, гофрированный картон, пластмассовая пленка. Дополнительную жесткость им придают с помощью обвязки или деревянных планок. Клетки – используются для перевозки животных. К такому виду упаковки предъявляются особые требования: наличие сплошного пола, расстояние между досками, не позволяющее животному убежать из клетки, способность выдерживать его вес. Паллеты – отличаются размером, количеством досок, присутствием фасок, наличием собственного клейма. Для доставки используются сертифицированные европаллеты и финские паллеты. Тара делится по сортам. К высшему относятся новые изделия, использовавшиеся не более трех раз, у которых нет трещин и потертостей. Паллеты первого сорта – надежная упаковка без трещин, имеющая белый цвет. Второй сорт – тара с небольшими загрязнениями, потемнениями дерева, маленькими трещинами, отремонтированные и восстановленные изделия. Контейнеры и цистерны – используются для доставки опасных товаров. Контейнеры делятся на универсальные и специализированные. Предназначены для доставки штучных отправлений. Специализированные – конструкции для транспортировки определенных видов продукции. Контейнеры и цистерны подходят для неоднократного использования.
Могут применяться для вещей, размер которых превышает 1 квадратный метр. Достоинства – защита от механических повреждений, легкость погрузки и разгрузки.
Выбор транспорта
Транспортировка ломких предметов осуществляется разными видами транспорта:
- автомобилем – кузов должен быть укомплектован специальными фиксирующими приспособлениями для обеспечения неподвижности груза;
- самолетом компании Аэрофлот – самый быстрый способ доставки грузов, выбирают в условиях острого лимита времени, когда компании грозит серьезный экономический урон;
- железнодорожным транспортом – такой способ выбирают, когда автомобильные трассы проходят далеко от пункта назначения;
- морские суда – привлекается в международных перевозках, между континентами.
По России грузы чаще всего доставляются автомобильными путями, поскольку такой способ оптимальный по скорости и финансовым затратам.
Для международных перевозок также используется мульти-модальная транспортировка, когда груз доставляется разным транспортом.
Способы защиты хрупких предметов в процессе перевозки
Качественная, надежная упаковка – первый этап успешной перевозки ломких изделий. На следующем этапе необходимо тщательно закрепить тару. Это касается доставки груза любыми транспортными средствами. Если пренебречь этим требованием, в процессе транспортировки тара, вероятнее всего, откроется, а это приведет к повреждению груза независимо от качества упаковки.
В большинстве случае для надежной фиксации используются стяжные ремни, при этом можно регулировать степень натяжения. Также применяют цепи, проволоку, болтовые соединения, гвозди.
Главное правило размещения тары в кузове при отсутствии крепежных элементов – максимально плотное размещение коробок и ящиков, они не должны двигаться во время движения транспорта. Если тара разного размера, пустоты нужно заполнить любым упаковочным или укладочным материалом.
Тару укладывают в зависимости от веса – тяжелые коробки вниз, легкие – сверху.
Способы фиксации хрупкого груза в транспорте:
- такелажный инструмент для крепления тары – тросы, лямки, ремни и растяжки;
- для защиты груза от тряски во время транспортировки используется мягкий, гофрированный картон, пенопласт, упаковочный герметик;
- груз, который транспортируется на паллетах, обязательно крепят с помощью стрейч-пленки;
- если груз занимает всю площадь кузова, вокруг необходимо сделать обрешетку, в противном случае предметы будут ударяться о борта транспортного средства, также тару дополнительно оборачивают пузырчатой пленкой.
Если необходимо перевезти небольшие предметы, например, сервиз, посуду, статуэтки, сантехнику, их располагают ячеечным методом. Такой способ предполагает несколько этапов:
- упаковка каждого изделия отдельно в специальную бумагу или пузырчатую пленку;
- размещение в конкретной ячейке.
Ячейки формируют из картонных листов, которые укладываются в деревянные или картонные коробки, ящики. Для защиты от влаги по периметру тару защищают водонепроницаемым материалом.
Транспортировка крупногабаритного ломкого груза предполагает соблюдение других правил и применения иных технологий:
- предметы оборачиваются пленкой;
- ставят в коробку или ящик;
- внутри коробки необходимо проложить листы пенопласта.
Если изделие транспортируется в заводской упаковке, пенопласт уже предусмотрен. При этом пенопластовые листы уже имеют необходимые вырезы, ниши, которые повторяют форму предмета. Коробки необходимо ставить максимально плотно, если остается расстояние, его заполняют любым упаковочным материалом.
Предметы плоской формы, которые легко бьются, например, кафель, стекло, зеркала, перевозят на прочных поддонах. Изделия прокладываются специальным мягким упаковочным материалом. Стопка из надежно упакованных предметов укладывается на каркас из дерева, усиленный ребрами жесткости, затем фиксируется. Тару крепят посредством стяжных ремней или прочных лент. Ремни и ленты крепятся к петлям или крюкам, которые встроены в стены, а также пол кузова.