Сколько зарабатывают актеры театра и кино

Бизнес идеи для театра

История создания «Табакерки»

Идея создать собственную театральную студию пришла популярному актеру Олегу Табакову в 1974 г. Тогда, в советское время, понятие частного театра, как и частного бизнеса, отсутствовало. Поэтому собственник театра, по сути, был в одном лице администратором, актером, преподавателем и разнорабочим: все держалось на голом энтузиазме. Задачи зарабатывать на новом детище не стояло, более того, актер на протяжении многих лет тратил на его содержание личные средства. Собственного помещения у студии также не было.

Первый набор из 49 московских школьников Табаков отобрал лично. Преподавались подросткам такие дисциплины, как:

  • история мирового искусства;
  • история русского театра;
  • актерское мастерство;
  • сценическая речь и пластика;
  • танец.

Через 2 года, в 1976 г., 8 человек, оставшихся из первоначальной группы в 49 детей, перешли к Табакову в ГИТИС, где он набрал собственный курс уже на официальной основе. Но занятия в собственной студии не прекращались, тем более что Табакову удалось получить под нее подвальное помещение бывшего угольного склада, находящегося в центре Москвы. В 1978 г. студия дала первый спектакль, после чего стала регулярно собирать полные залы. В народе новый театр получил название «Табакерка».

Рис. 1. Основатель знаменитой «Табакерки» – народный артист О.П. Табаков

За время своего существования студия переживала разные времена, пока, наконец, в 1986 г. Министерство культуры СССР дало разрешение на ее работу. С 1 марта 1987 г. ведется официальный отсчет истории «Табакерки», которая остается все это время государственным учреждением в ведении Управления культуры г. Москвы.

Театр как бизнес оформился только после распада СССР, когда появилась возможность давать и коммерческие спектакли. В 2016 г. театр обзавелся собственным зданием по адресу: г. Москва, Малая Сухаревская площадь, 5.

Для справки: В настоящее время функционируют две сцены: по старому адресу, в помещении бывшего подвала («сцена на Чистых прудах»), рассчитанная на 114 зрительских мест, и в новом здании («сцена на Сухаревской») вместимостью 398 мест.

Рис. 2. Новое здание «на Сухаревской»

Олег Табаков оставался бессменным директором и художественным руководителем своего театра вплоть до своей смерти в 2018 г.

По инициативе нового художественного руководителя, актера Владимира Машкова, учреждение с 2018 г. стало называться «Театр Олега Табакова».

Рис. 3. Официальное название «Табакерки»

Самые продаваемые

В 2004 году «Форбс» назвал Джоан Роулинг первой, кому удалось заработать миллиард долларов с помощью написания книг. Ее пример доказывает, что попасть в список миллионеров (и даже миллиардеров) реально и писательским трудом.

Культовый писатель Джоан Роулинг

Рейтинг писателей СНГ

Писатели стараются не разглашать свои доходы, но самым популярным редко удается утаить такую информацию:

  1. Александра Маринина. Под именем Марининой на полках магазинов в 2017 году появилось 7,5 млн экземпляров книг под 56 наименованиями. Согласно «Форбс», годовой доход автора — около 1 млн долларов (65 млн руб.).
  2. Борис Акунин. В 2017 году опубликовано 43 книги за его авторством, а суммарный тираж составил 362,5 млн экземпляров. В «Форбс» подсчитали, что годовой доход Акунина — 2 млн долларов (129 млн руб.).
  3. Дарья Донцова. Согласно докладу Книжной палаты, в 2017-м опубликовано 98 книг Донцовой суммарным тиражом в 1,35 млн экземпляров. Автор «иронических детективов» зарабатывает в год 2,1 млн долларов (136 млн руб.).

На просторах СНГ многим известны имена Дины Рубиной, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Сергея Лукьяненко. По книге Дмитрия Глуховского разработали компьютерную игру «Метро 2033», продажи которой превысили 1,5 млн копий, а книгу «Омон Ра» Виктора Пелевина на Западе ставят в один ряд с «О дивный новый мир» Хаксли.

Российский автор Борис Акунин

Топ зарубежных авторов

«Форбс» опубликовал ежегодный список самых успешных писателей. В рейтинг попали авторы, которые за 2018 год продали 24,5 млн книг на сумму 283 млн долларов (18 млрд руб.):

  1. Джеймс Паттерсон. Автор политических триллеров заработал 86 млн долларов (5 млрд руб.). В 2018 году вышла книга «Президент пропал», которая быстро разошлась миллионным тиражом.
  2. Джоан Роулинг. Доходы автора Поттерианы заметно упали: в 2017-м она заработала 95 млн долларов (6,1 млрд руб.), а в 2018 году — 54 млн долларов (3,5 млрд руб.). Роулинг получает деньги от переизданий серии о Гарри Поттере, продажи сопутствующих изданий, а также благодаря спектаклям и тематическим паркам развлечений.
  3. Стивен Кинг. Король ужасов в 2018 году заработал 27 млн долларов (1,7 млрд руб.). Такому успеху поспособствовал коммерческий успех фильма «Оно» по одноименному роману 1986 года, который стал самым кассовым ужастиком всех времен.
  4. Джон Гришэм. Автор юридических триллеров получил 21 млн долларов (1,3 млрд руб.).
  5. Джефф Кинни. Свои 18,5 млн долларов (1,2 млрд руб.) писатель заработал на подростковых бестселлерах из серии «Дневники слабака».

Суммы указаны без учета налогов и выплат агентам, менеджерам, юристам.

Джеймс Паттерсон

Самые прибыльные жанры

По статистике продаж сайта pro-books.ru в Санкт-Петербурге и Москве топ самых востребованных литературных направлений таков:

  1. Фантастика.
  2. Женский роман
  3. Детективы на сюжеты из российской жизни.
  4. Кулинария.
  5. Детские книги.
  6. Литература по саморазвитию, учебная и образовательная.
  7. Бизнес-литература.
  8. Эзотерика.
  9. Мистический роман.
  10. Псевдоисторические и патриотические романы.

Популярные жанры по версии бизнес-портала Advertology.Ru

А вот, что популярно в Европе:

  • Классические детективы.
  • Подлинная детская классика.
  • Мистика.
  • Любовные романы.
  • Образовательная и обучающая литература.
  • Комиксы.
  • Современные европейские романы с элементами детектива, мистики и эротики.

Сопоставив данные не трудно понять, что между предпочтениями отечественных и зарубежных читателей есть некоторые различия.

Финановый план

124-160 тыс. дол. составляет объем вложений для открытия театра, которые распределятся примерно таким образом:

  • 105-140 тыс. дол. на покупку автотранспортных средств.
  • На приобретение общих декораций, костюмов, грима — 15 тыс. дол.
  • На рекламу — 4-5 тыс. дол.
  • От 10 до 12 тыс. дол. — на организацию театральной постановки

Цена одного билета в среднем 30 дол., из них за аренду сцены 9-15 дол. Согласно статистике на начальном уровне около 40 человек составляет средняя посещаемость зала. Соответственно доход с одного представления составляет от 600 до 840 дол. Если через день показывать одну постановку, то доход за месяц составит 9-12,6 тыс. дол., 60-65% от данной суммы составляет зарплата актеров и работа технического персонала, около 20% — аренда помещения для хранения декораций и расходы на транспорт.

С учетом среднемесячного дохода с показа одной постановки, составляющего 1,4 — 2,5 тыс. дол., примерный период окупаемости расходов на подготовку составит от 4 до 9 месяцев. То есть один спектакль окупается в течение сезона.

Организация спектаклей в детских садах и в школах — одно из прибыльных направлений работы театра. Администрация данных учреждений обязана содействовать культурному просвещению детей. Обойтись самостоятельно работники этих учреждений не могут, поэтому заключаются договора с театрами. Весомым плюсом в работе театра в подобном стиле, преобладает отсутствие арендной платы за помещение, а еще невысокая стоимость организации предлагаемого представления. Конечно, есть и минусы — руководство учреждений предпочитает состоявшиеся коллективы.

Сводный бюджет театра

     Бюджет театра                               (название театра)     Художественный руководитель театра(или директор)                                            (Ф.И.О.)     Бюджет представлен на финансовый                     2000 год
Доходы от ос- новной дея-   тель-  ности  театра.Собст- венный бюджет театра 
Целевые  средства из госу- дарствен-ного (му-ниципаль-ного)    бюджета. Бюджет   государс-твенных  субсидий 
Доходы от ком-мерчес-кой де-ятель- ности  театра.Бюджет коммер-ческих средствтеатра 
Целе-  вые    спон-  сорскиесред-  ства.  Спон-  сорскийбюджет 
Целевые средствадругих  инвесто-ров.    Прочие  бюджеты 
Все-го  
Бюджетные сред- ства театра     (или театраль-  ного проекта) - доходы          
Единовременные  расходы театра  всего           в том числе:    оборудование    
капитальный     ремонт          
нематериальные  активы          
Операционные    расходы театра  всего           в том числе:    
1. Новые поста- новки           всего           в том числе:    
Проект 1. Назва-ние новой поста-новки           
Операционные    расходы         
Административ-  но - операцион- ные расходы     
Проект 2. Назва-ние новой поста-новки           
Операционные    расходы         
Административ-  но - операцион- ные расходы     
2. Расходы теку-щего репертуара всего           в том числе:    
Проект 1. Назва-ние театральногопроекта         
Операционные    расходы (в том  числе заработнаяплата)          
Административ-  но - операцион- ные расходы     
Проект 2. Назва-ние театральногопроекта         
Операционные    расходы         
Административ-  но - операцион- ные расходы     
Административныерасходы театра  всего           в том числе:    
Расходы адми-   нистративного   бюджета театра  Без заработной  платы из адми-  нистративного   бюджета и соот- ветствующих     выплат          
Заработная платаиз администра-  тивного бюджета и сопутствующие выплаты         
Общие расходы   театра          

Л.А.Городецкая

Доцент РАТИ (ГИТИС)

👮Регулирование

Директора и художественные руководители театров являются руководителями государственных бюджетных учреждений, и на них распространяются некоторые обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством. Кроме того, государственные театры являются некоммерческими организациями и, соответственно, подпадают под действие закона «О некоммерческих организациях», в частности, ст. 27, посвященной конфликту интересов.

«Бюджетность» ведущих театров накладывает на худруков не только творческие обязанности. Как нанятые государственные менеджеры, они обязаны принимать меры по урегулированию конфликта интересов. Но в случае с московскими театрами данная процедура на практике сузилась только к необходимости согласования сделок с личной выгодой.

Художественные руководители театров ответственны за выбор творческих направлений, утверждение репертуара, распределение ролей в постановках. Таким образом, когда они заключают дополнительный договор со своим театром на постановку и актерскую игру – фактически это контракт на работу, которую они сами планируют и сами же оценивают. Практика показала, что согласование сделки с заинтересованностью с московским департаментом культуры в нынешнем правоприменении — это имитация разрешения конфликта интересов, а получение одобрения можно считать своего рода коррупционной индульгенцией».

Практика, когда органы власти разрешают заключать контракты с заинтересованностью своим бюджетным учреждениям, не предотвращает конфликт интересов, а только маскирует. Фактически согласование становится формальной процедурой и, возможно, инструментом влияния на «неудобных» художественных руководителей. Причем даже эта не слишком обременительная процедура в московских театрах, как видно из ответов прокуратуры, соблюдается не всегда. Именно поэтому действующий институт согласования сделок с заинтересованностью между бюджетными учреждениями и их учредителями сложно признать хоть сколько-нибудь эффективным способом, направленным на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Фрагмент спектакля «Зеленая зона» Евгения Марчелли (фото с сайта Театра имени Волкова)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Расходы

Если театральная деятельность — это постановка и прокат спектакля, то расходы театра состоят из расходов в репетиционный период и расходов на прокат. Первый период связан с подготовкой спектакля. Второй подразумевает показ спектакля публике, а это означает дополнительные ресурсы на производство продукта при его потреблении. Расходы на репетиционный период связаны со следующими важными параметрами постановки:

— сроками выпуска;

— количеством занятых людей;

— масштабностью и сложностью оформления.

Чем дольше идут репетиции, тем дороже выпуск спектакля. Чем больше персонажей в пьесе, тем больше занято актёров. Использование живой музыки добавляет к смете музыкантов. Эффектное видео-, звуковое или световое шоу, сложные декорации, меняющиеся от сцены к сцене, значительное число костюмов, художественный грим — всё приводит к серьёзному увеличению расходов, включая ещё и работу дополнительного технического и обслуживающего персонала.

Расходы проката определяются занятыми людьми, реквизитом и арендованным оборудованием. И в репетиционный период, и при прокате существенная статья — расходы на помещение. Сначала достаточно небольшого пространства, потом оно должно быть больше и, наконец, таким же, в каком спектакль будут играть. Ещё возникают траты на хранение декораций и костюмов, транспортировку, расходы на реализацию (реклама, маркетинг, билетные программы и пр.).

Для самоокупаемости театр должен постепенно возмещать первоначальные затраты на постановку. Это возможно только при устойчивом превышении ежевечерних доходов над ежевечерними расходами и активном прокате — спектакль надо играть часто, и жизнь его должна быть долгой. Если в Москве и других крупных городах это ещё возможно, то в провинции, где театральная аудитория невелика, театр вынужден выпускать премьеры регулярно, чтобы заманивать публику к себе.

Попробуем в рамках независимого проекта поставить «Ромео и Джульетту». В пьесе 26 персонажей плюс массовка — горожане Вероны, родня обоих домов, ряженые, стража, слуги, хор. Вместе с техническими и административными службами (зрителей ведь надо встретить, проверить билет, рассадить) число занятых на одном спектакле людей составит порядка 60 человек. Если средняя оплата за вечер составит 5000 рублей (что означает полное отсутствие в нашей труппе звёзд), только гонорары обойдутся в 390 000 рублей с начислениями. Аренда зала в среднем стоит 500 000. В таком случае «подъём занавеса» (стоимость одного показа спектакля) стоит не меньше 890 000 рублей. И это без учёта транспортировки декораций и костюмов, исходящего реквизита, рекламы, маркетинга и административных расходов.

Удастся ли сэкономить в постоянно действующем театре со своим помещением? Нет.

В стационарном театре постановочные и прокатные расходы частично растворяются в расходах на оплату штатного персонала и здание. Вот пример расходов за 2016 год весьма успешного Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Общая сумма — 460 млн рублей, из них:

— оплата штатных сотрудников с начислениями — 59%;

— постановочно-прокатные расходы (изготовление декораций, костюмов, реквизита, их транспортировка и хранение, ремонт, чистка, гонорары, выплаты РАО, печатная продукция) — 26%;

— расходы по содержанию здания (коммунальные платежи, земельный налог и прочее) — 10%;

— административные расходы (услуги связи, канцтовары, билетные программы и прочее) — 5%.

Как сократить расходы и увеличить доходы и к чему это приведёт

Сократить расходы можно уменьшением времени репетиций, количества занятых актёров, технического и прочего персонала и минимизацией художественного оформления спектакля.

Увеличить доходы можно, если сделать постановку развлекательной и выбирать площадки с большей вместимостью.

Чтобы более-менее гарантированно выжить или даже немного заработать, нужно взять комедию / мелодраму / триллер / детектив с небольшим количеством действующих лиц, сократить время на репетиции, сократить художественное оформление и долго прокатывать спектакль на больших площадках.

Что из этого получится? Театральное предложение, исключительно идущее на поводу у публики. По такой модели в России работают антрепризы. Вот, к примеру, репертуар успешной московской антрепризы «Арт Партнёр 21»: «Подкаблучники» — комедия на трёх актёров, «Семейный ужин в половине второго» — мелодрама на пять актёров, «Сеанс гипноза для семейной пары» — комедия на четырёх актёров, «Свободная пара» — комедия на двух актёров.

Другой вид коммерческого театрального продукта — мюзиклы. Они дороже: число участников выше, чем в антрепризе, репетиции дольше, оформление дорогое. При этом, согласно подсчётам Дмитрия Богачёва, генерального директора российского отделения Stage Entertainment, которое поставило нашумевшие постановки Cats, Mamma Mia!, «Красавица и чудовище», Chicago и другие, в мире окупается лишь один мюзикл из десяти. Убытки от первой постановки Stage в Москве — это были Cats — составили 2 млн евро.

Есть и другие театральные проекты, которые выживают и даже преуспевают без дополнительной финансовой поддержки. Это и очень популярный «Квартет И» — степень его востребованности можно понять по высокой цене билета (на некоторые спектакли она превышает 20 000 рублей) и необходимости приобретать его заранее. Это и успешно прошедший в прошлом сезоне спектакль «Чёрный русский» с ценой билетов в 5000–7000 рублей и аналогичные ему. Есть проекты Фёдора Елютина Remote Moscow, «Твоя игра», Smile Off и Cargo с более низкими ценами — примерно 1000–2000 рублей, — но также экономически весьма удачные.

Всё перечисленное весьма и весьма ограничено — жанром, доступностью места для зрителя и ценой. Предложение, сформированное на условиях самоокупаемости, будет однообразно и отсечёт от театра публику с дифференцированными вкусами, невысокими доходами и проживающую в населённых пунктах без больших залов.

Спрос на театры

Ни для кого не секрет, что рынок частных театров на территории нашей страны уже сформирован, и запускать новый проект в уже готовой нише – дело трудоёмкое. У зрителя сейчас есть хороший театральный ассортимент и возможность выбора из широкого спектра вариантов – от классики, до модерна и абстракции.

Тем более тяжело сломать барьер знания о том, что театр в отличие от того же кино, дело совсем неприбыльное. И делается в первую очередь по принципу «искусство ради искусства».

Однако можно обратить внимание не только на стереотипы, но и на статистические показатели. Так, известно, что за 10 лет численность театральной аудитории выросла на 20 процентов

Известно, что даже кризисные тенденции не заставили людей отказаться от хороших и качественных представлений. За то же время увеличилось и количество театров, хотя не сильно. Тем не менее, новые, всё-таки продолжают появляться и захватывать аудиторию.

Опираясь на все показатели и тенденции, можно сделать вывод, что рост спроса на такой вид искусства, как театральное представление – стабилен. А значит, с этого можно получить выгоду.

Вообще, раз уж мы заговорили о театре, который должен быть коммерческим и со временем приносить прибыль, не лишним будет упомянуть, что понятие частного театра возникло сравнительно недавно. Но так, как явление существует, то значит и существует определённая возможность превратить дело, которое для многих является хобби в способ зарабатывать на том, что тебе нравится.

Репертуар и актерская группа

Очень важен вопрос создания репертуара и актерской группы. Существует разные театральные жанры: водевиль, драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, трагедия. Каждый из этих жанров по-своему интересен и хорош, поэтому просто невыгодно выбирать только один жанр, так как зрительские предпочтения различны. В идеале театр должен представлять своим зрителям постановки различного жанра, чтобы привлечь как можно большее количество зрителей и не становиться сторонниками одностороннего жанра, что других зрителей не прельстит и негативно скажется на доходе.

Самая ответственная часть открытия театра — подбор актеров. Известные актеры не согласятся к вам прийти, поэтом формируется труппа из молодых и безызвестных пока актеров, это поможет вам неплохо сэкономить на гонорарах. Помните, что именитость и слава, приходящие понятия. Когда ваш театр приобретет известность, выдающиеся актеры сами придут в ваш театр. Вопрос репертуара решится сам собой, если вам повезет найти уже сформированную труппу во главе с режиссером. Не забывайте о том персонале театра, который работает за кулисами: осветителях, реквизиторах, механиках, бутафорах, уборщиках и билетерах. Хотя данный персонал вам будет найти намного легче.

Помещение

Театр начинается с вешалки, а любая вешалка находится в помещении. Найти подходящее для вашего будущего театра сложно. На это есть несколько причин. Основная – вы планируете снимать его на долгое время и кардинально переоборудовать, чтобы оно подходило для проведения выступлений. А это с одной стороны выгодно владельцу, потому что обещает стабильную оплату аренды в долгий период. С другой стороны – невыгодно, потому что помещение после вас снова придётся ремонтировать, либо опять же сдавать исключительно театральным деятелям.

Второй вариант – покупка помещения в собственность с дальнейшей перестройкой, либо же изначальное строительство под свои нужды. Однако если вы всё это планируете осуществить в небольшом городе, то можете сильно прогореть на том, что больше вложения в строительство просто не окупятся. В мегаполисе же с этим легче. Любое здание, даже если нужен будет ремонт, стоить будет дороже, чем сумма средств, ушедших на его возведение.

Но стандартно, покупка помещения в собственность, или же строительство собственного здания, которое будет в дальнейшем использоваться под театр, всегда имеет свои преимущества. Однако срок окупаемости при этом откладывается на неопределённое количество времени, так как на строительство здания с нуля могут уйти различные финансовые средства. Всё зависит от того, какой проект вы подберёте под реализацию.

Важный момент, который нужно обдумать на этапе решения вопроса с арендой – посещаемость. Будет ли посещаемость вашего личного театра столь большой, чтобы покрыть расходы? Если нет, то стоит подумать о разъездном характере проекта. Покупка нескольких фургонов для перевозки инвентаря и актёров всегда обойдётся дешевле. А кочевой театр – отдельный вид бизнеса, который может стать и дополнением к основному виду театральной деятельности.

Следует заметить, что во многих городах, частные театры открываются в сравнительно небольших помещениях, часто старых зданиях, которые ещё сохранились в центрах многочисленных городов. Такое помещение не может похвастаться вместительностью, но на первых этапах вам может и не понадобиться зал более чем на сорок – пятьдесят человек. А меж тем, аренда подобного помещения, иногда даже в деревянных домах начала века, специально оборудованных и внутренне отреставрированных, во-первых, обойдётся дешевле. А во вторых, придаст вашему проекту собственный стиль, который однозначно сыграет большую роль в формировании узнаваемости и популярности.

Камерные частные театры с момента создания пользовались популярностью у определённой немалой части публики, так как создавали нужную атмосферу уюта и интимности у зрителя.

Из чего складывается доход автора

Согласно данным «Комсомольской Правды» авторы получают разовый гонорар и роялти — процент с каждой проданной книги, цифра варьируется от 3 % до 25 %, в среднем составляя 5-10 %. В случае продажи прав писатель получает разово сравнительно большую сумму, но никаких авторских отчислений уже не будет. Дополнительно создатели успешных произведений зарабатывают на их переводах, экранизациях, радио-, и театральных постановках. Кроме того, есть литературные премии, победители которых получают существенные вознаграждения: один-три млн рублей.

Многие параллельно работают в СМИ, преподают или развивают бизнес, уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии. На доход от написания книг живут лишь наиболее успешные.

Гонорар

Авторские гонорары могут достигать 0,5-1 млн руб. за одну книгу, но такие суммы получают немногие, да и одна книга пишется полгода-год, если не больше. Единицы получают сотни тысяч долларов или евро за публикацию. Большинство российских писателей рассчитывает в лучшем случае на 50-100 тысяч рублей за книгу. Средний гонорар начинающего автора составляет всего лишь 25 тыс. руб.

Популярный автор дамских романов Татьяна Устинова

Авторские отчисления (роялти)

Авторские отчисления идут с определенного количества проданного тиража. Писатель получает процент не от розничной стоимости книги, а от оптовой. На каждом проданном экземпляре прозаик зарабатывает в среднем по 10 рублей. Так, при распроданном тираже 5000 штук получают писатели около 50 тыс. руб. роялти. Начинающие авторы печатаются тиражами в две-три тысячи экземпляров. В России мало писателей, которые получают значительные суммы в качестве роялти.

Переиздания книг

Тираж и размер гонорара определяется издательством, для которого произведение — не столько плод творческой деятельности, сколько коммерческий проект. Если книга хорошо продается, выпускается новый тираж, появляется возможность заработать на том же произведении. Переиздаваться может как новый роман, который показал коммерческий потенциал, так и книга, появившаяся на полках магазинов несколько лет назад. Доход автора зависит от того, как часто выходят новые книги и насколько хорошо их раскупают.

Продажа прав на произведение

Издательство может «перекупить» автора — приобрести права на напечатанные и планируемые книги на определенный срок. Стоимость одного произведения составит около 500 тыс. руб, но отчислений с продаж писатель не получит. Это хороший формат сотрудничества для начинающих, но перспективных авторов. Их именитые коллеги обычно договариваются на эксклюзивные условия.

Писатель Дарья Донцова

Дополнительные заработки

Большинство писателей зарабатывают на жизнь совсем не литературным трудом. Кто-то преподает, многие работают в СМИ, университетах, занимаются бизнесом, пишут сценарии, проводят мастер-классы, дают уроки авторского мастерства. Доход от «случайных» заработков может быть даже выше, чем непосредственно от продаж книг. Например: согласно данным Гильдии кинодраматургов СК России, за сценарий полнометражного фильма автор получает 30 тыс. долларов (1,9 млн руб.), а за одну серию телесериала — 3,5 тыс. долларов (227 тыс. руб.).

Причины “бедности” отечественных авторов

Немногие российские писатели богатеют за счет плодов своих фантазий. Получать гонорары, сопоставимые с доходами западных коллег, отечественным авторам мешает ряд причин:

  1. Маленькие тиражи. По оценкам Bowker, США лидирует на книжном рынке. Перспективных авторов, книги которых не нуждаются в переводах, издают и в других англоговорящих странах. В итоге тиражи произведений даже не топовых писателей могут превышать миллион экземпляров.
  2. Стоимость литературы. Первая часть серии книг о Гарри Поттере продается на Amazon за 11 долларов (714 руб.), а на Озоне стоит почти в два раза дешевле — 426 руб. (6,5 долларов). Это отражается на размере авторских отчислений с реализации тиража.
  3. Языковой барьер. Суммарное количество англоговорящих в мире составляет около 1 млрд человек, включая носителей (400 млн) и тех, кто только изучает язык. Русский является родным для 167 млн человек, еще около 110 млн владеют русским как вторым. Читательская аудитория куда меньше, чем у зарубежных авторов.
  4. Количество читающих. Согласно данным компании Harris Interactive, каждый пятый американец за год прочитывает более 21 книги. Результаты «Левада-Центра» по России кардинально отличаются: 46 % россиян не прочитали за последний год ни одной книги, 36 % читали от случая к случаю, 16 % – постоянно.

Книгу англоязычного автора без перевода сможет прочесть около миллиарда человек

В рейтинге «Форбс» пока нет российских имен. Многие отечественные авторы вынуждены заниматься не свободным творчеством, а разрабатывать «коммерческие» сюжеты, чтобы заработать на жизнь.

Какой примерный доход приносит культурное учреждение

Так как «Табакерка» является государственным учреждением, информации о ее официальных доходах в открытых источниках немного. Однако, даже по сведениям за 2016 г., размещенным на официальном сайте учреждения, можно составить представление об объемах выручки, которую можно получить от деятельности в сфере искусства.

Рис. 6. Доходная часть отчета о финансовых результатах деятельности «Табакерки» на 01.01.2017 г. (руб.)

За 2016 г. учреждение извлекло доход от коммерческой деятельности в сумме 190,3 млн руб., от выполнения работ по государственному заказу – в сумме около 394 млн руб. Общая сумма дохода учреждения от реализации всех видов платных услуг составила около 585 млн руб.

Расходы за тот же период, согласно официальным данным, составили около 634 млн руб., при этом большую часть (451 млн руб.) составила заработная плата. Чистый операционный результат от деятельности за 2016 г. составил (-) 49 млн руб.

Основываясь на данных отчета о финансовых результатах деятельности учреждения, можно сделать вывод, что даже популярный и знаменитый театр нуждается в финансовой поддержке со стороны. Эту роль должно взять на себя либо государство, либо частные меценаты, т.к. выйти на самоокупаемость в таком виде бизнеса довольно сложно.

Востребована ли актерская профессия?

Cогласно статистическим данным популярного ресурса hh.ru только за последний год спрос на творческих специалистов вышел в пятерку лидеров. И это наряду с такими серьезными отраслями, как добыча сырья и высший менеджмент. Значит ли это, что потребительский запрос на духовную пищу стал выше, чем решение насущных проблем. Отнюдь. Дело в том, что в каждое время ниша искусства всегда стоит отдельной самобытной историей. Это как вот те самые профессии по призванию – врач, учитель и актер.

Иными словами, людей всегда надо будет лечить от физических недугов, учить по мере их взросления и развивать душевные и эмоциональные способности.

Таким образом, вопрос о востребованности актерской профессии снят сам собой. Однако финансовой стабильности служителям искусства это не придает в ряде случаев. Разберемся, почему и каковы нынешние реалии?

Репертуар и труппа

Невыгодно останавливаться на каком-либо одном театральном жанре, формируя свой репертуар. Потому как публика предпочитает разнообразие, а вам потребуется как можно больше желающих посетить ваше заведение.  В идеале, вы должны предоставить и комедию, и трагедию, и водевиль, и драму, и мюзикл, и детские представления, чтобы покрыть как можно больше потребительского спроса и удовлетворить предпочтения масс.

Однако такой широкий ассортимент представлений осуществить совсем нелегко. Потому что на актёров будет ложиться неимоверная нагрузка, и они могут не справиться. Поэтому к подбору актёров нужно подойти также очень серьёзно.

На именитых актёров рассчитывать не стоит. Они не согласятся участвовать в новом проекте без известности, раскрученной сцены и хороших гонораров. Труппа театра формируется из молодых дарований, которые ещё не столь амбициозны, но могут вырасти вместе с вашим театром, усердной работой привлекая известность и к себе, и к новой сцене.

Ещё один вариант – найти уже сформированную труппу с собственным режиссёром и взять их к себе, особенно, если те испытывают сложности с местом репетиций и выступлений. В таком случае вы сможете решить разом несколько проблем. И репертуара, и начальных сложностей с формированием творческого коллектива.

Что касается людей, то не забывайте, что театр – не только актёры, но и группа, которая работает за кулисами. Это и осветители, и реквизиторы, и механики, и бутафоры, и гримёры, и билетёры. Некоторые из этих должностей на первом этапе нужно будет совместить, чтобы не прописывать лишнюю статью расходов. Поиски подобного персонала будут не столь затруднительны. 

Также стоит заранее рассматривать вариант, когда вашим зданием будут пользоваться не только ваши актёры, но и, например, приезжающие на гастроли труппы. Это создаст зону дополнительного дохода, роста популярности среди посетителей и будет формировать имя именно театра, а не только лишь группы актёров, которые его составляют.

Итог

Идея открыть театр может быть не только творческим порывом, но и вполне себе бизнесом. Однако, потому что вся цепь организации подобного проекта требует огромной отдачи, правильного и грамотно рассчитанного подхода, изначальных денежных средств, то зачастую театр не рассматривается как нечто, что можно превратить в окупаемость и доход.

Тем не менее, статистика показывает, что рост популярности театральных представлений, переход в частный сектор организации и постоянные новшества приводят к большему спросу, а соответственно и выгодному пересмотру взглядов в отношении идеи.

Стандартная практика, когда в театре за один сезон ставится не менее четырёх новых спектаклей. Иначе театр рискует прийти к потере интереса со стороны постоянной публики. Можно учитывать также, что некоторые постановки, которые уже стали окупившимися, будут переноситься на следующие сезоны, облегчая ситуацию с каждый новым сезонным витком. Поэтому, при среднестатистических подсчётах, срок окупаемости театрального проекта составляет порядка четырёх – пяти лет.

Но хочется заметить, что если вы не просто инвестор, а планируете сами руководить всеми этапами создания нового театра, то лучше понимать, что без любви к театральному искусству бизнес на этом деле не построить. И только, когда у вас будет мечта, идея, цель – создать настоящий, действующий и, главное, в дальнейшем приносящий прибыль, театр, только тогда нужно браться за бизнес-план. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: