Что мне дала генеалогия
По-другому взглянул на историю своей страны. Одно дело, когда отвлеченные люди из учебников истории что-то переживали или где-то участвовали. Другое — когда разговор идет о твоих прямых предках. История начинает играть другими красками, появляется интерес.
Для меня история семьи — это отражение истории края, где она живет. К тому же в 20 веке было много несчастий, которые разрушали семьи. Этот пробел хотелось заполнить. Например, я узнал, что мой прадед Леон ушел воевать в 1914 году, с началом Первой мировой войны, и даже попал в плен к немцам год спустя — хотя он ни разу не говорил об этом родным.
Определил риски для своего здоровья. Знание о том, как долго жили предки и почему скончались, может подсветить возможные слабые места в здоровье. Даже при сдаче генетического теста один из обязательных пунктов — указать годы жизни предков как минимум на два поколения назад. По информации о смерти 22 прямых предков я узнал, что наибольший риск у меня в области сердечно-сосудистой системы, поэтому хочу начать отслеживать ее состояние заранее.
Лучше разобрался в себе. Я считаю, что на человеке оставляет след прошлое предков: в детстве мы часто перенимаем манеры и характер родителей. Поэтому полезно понять, откуда они идут. Например, моя прабабка Сирануш с сестрой единственные из всей семьи пережили геноцид армян в Османской империи в 1915 году, бежали через фронт на территорию Российской империи, а потом воспитывались в американской миссии в Эчмиадзине. Лишения и ужасы, которые она перенесла, наложили на нее отпечаток и, как мне кажется, проявляются спустя поколения через нервозность и мнительность.
Прабабка, пережившая геноцид, и прадед, прошедший Первую мировую, в 1929 году
Основные советы по оценке
Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.
Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.
Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.
Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа
Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея
Планы на будущее
Сейчас на наш блог подписано около 110 000 читателей, и там всё по-настоящему. Там вся наша жизнь, наша мастерская, галерея и даже дети. Поскольку это локомотив продвижения на рынок, то управление я мог доверить только своей супруге. Эта работа практически круглосуточная, но по-другому никак.
Рисунок 4. Русская икона известна во всем мире
На текущий момент от 20 до 50% новых лидов к нам приходит благодаря этой площадке. После 2014 года стало понятно, что покупательская способность населения упала и будет продолжать падать. В России мы невольно поднялись в более дорогой сегмент, а вторым шагом стали активнее искать выходы на зарубежного покупателя.
Русская икона сама по себе является известным брендом, и многие ценители искусства к ней именно так и относятся. Это направление в изобразительном искусстве, которое представлено в большинстве мировых музеев: Метрополитен в Нью-йорке, Уффици во Флоренции, Лувре в Париже. Мы запустили новый проект – галерею Podorvanov Art Gallery (https://www.podorvanov.com/), которая представляет русских авторов (не только иконы) и ориентирована именно на западных коллекционеров и любителей искусства. Чего мы сможем добиться, покажет время.
«То, что написал я – просто ужас!»
– Перед этим я долго, около года, думал: заниматься иконописью или нет. Затяжной такой был период. Мне уже говорили: «Бери доску и пиши». А я не мог себя почувствовать в этом. Ходил в библиотеки, читал книги, делал зарисовки. Мне сложно было отойти от такого творческого подхода, когда привык, что я – свободный художник, и компонуешь как хочешь. А тут все-таки искусство копирования.
Ростислав рассказывает о своем первом опыте рисования иконы. За образец он взял образ XVI века Симеона Богоприимца:
– Я на нее посмотрел и всю перерисовал, как понимал. Мне казалось, что и анатомически она неправильная, и по рисунку, и по композиции. А я все-таки — профессиональный художник, учусь в Академии и т.д. Но когда я поставил рядом старую икону, образец, и мою работу, то увидел: то, что написал я – просто ужас!
Как рассказывает Ростислав, именно тогда он понял, что к иконе должны быть другие подходы, и, что действительно, как говорила известная иконописец, монахиня Иулиания (Соколова), икона вся стоит на копировании.
– Я выбрал очень сложную икону. Но мы тогда писали большие картины по два метра размером – многофигурные, со сложными сюжетами. И мне казалось, я легко с этим справлюсь, мне все тут понятно. Но когда я это нарисовал, то осознал, насколько не понимаю этого языка, мне он просто неизвестен. И светские знания не то что не нужны – икона просто выше них стоит. И рисунок в иконе намного сложнее, чем мои знания и понимание.
«Для иконописца очень важно духовное руководство»
Ростислав рассказывает, что ему для работы часто приходится разрабатывать иконографию или писать новоканонизированного святого и его житие. Например, к юбилею Киевской Духовной академии Ростислав написал икону Собора всех святых Киевской Духовной Академии и семинарии. Мастерская работала по заданию митрополита Антония (Паканича), и нужно было продумать иконографию, которую и утверждал владыка Антоний.
– Такой иконы не существовало, ее нужно было разработать. Была проделана большая и сложная работа вместе с преподавателями семинарии и академии: поднимались списки киевских святых, архивы еще дореволюционных времен. На иконе много святых, которые ранее нигде не изображались. Они канонизированы, но икон их еще нет, а на этой иконе — они уже изображены. И так часто бывает, когда мы работаем – есть много изображений одного святого, а другого – только набросок, зарисовка или фотография.
По мнению Ростислава, не совсем правильно говорить, что икона — просто копирование, потому что часто приходится писать иконы, которых раньше не было:
– Например, икону явления Божией Матери в Иосафатовой долине, нашей Подольской. Понятно, что как аналог мы изучали Почаевскую и другие иконы. Тогда иконографию утверждал ныне покойный владыка Макарий.
Правильному пониманию сути работы иконописца помогают и такие выставки икон, как та, что будет работать в течение марта в галерее «Соборной»:
Закрытая дверь
Получив благословение старца Ионы, Ростислав больше года расписывал храм на честь Архистратига Михаила, в поселке Александровка, под Одессой:
– Для меня это была школа, потому что я получил светское художественное образование. Параллельно изучал икону у одесских мастеров-иконописцев – Володи Рудакова и Александра Рудого.
– Как художник я сформировался, а икона для меня была как закрытая дверь
Хотя я помню, что в детстве, когда я с мамой приходил к каким-то знакомым, всегда обращал внимание, у кого висели иконы. Не так много было таких людей
Одна знакомая мамы была из староверов, и когда они о чем-то говорили, а я просто сидел (не помню, в каком был тогда возрасте) и смотрел на мерцание лампады и игру цветов – золота и красного. Уже потом я даже вспомнил, что это была икона Покрова Божьей Матери. Но это настолько меня поражало, что я готов был приходить и часами сидеть – просто смотреть на эту икону. Это не были какие-то религиозные чувства, но оторваться от созерцания этой иконы было сложно. На меня это произвело очень сильное впечатление. И всегда, когда в музее видел иконы, мог часами на них смотреть. Хотя и не думал, что сам стану писать иконы, и близко таких мыслей не было – просто нравилось, и все.
Сведения об участниках Второй мировой войны
Вторая мировая война — наиболее доступный и изученный пласт нашей истории. Война затронула почти все семьи, поэтому каждый может узнать что-то о своих предках.
В интернете. На порталах и «Память народа» можно поискать наградные листы человека, карточки выбытия и другие документы. Сайт «Память народа» мне кажется более удобным, а содержит он то же, что и первый ресурс.
Мне повезло, на этом сайте я нашел две награды своего прадеда — орден Красной звезды и медаль «За отвагу». Там же я узнал, в каких частях он служил во время награждения.
В архивах. За подробностями о службе военного можно обратиться в Государственный архив Российской Федерации и Центральный архив Министерства обороны. Если не знаете, в какой части служил ваш предок, то придется просмотреть все воинские формирования того времени.
В Государственный архив можно отправить запрос по электронной почте, указав все данные о предке в свободной форме. Запрос зарегистрируют, в течение пары месяцев вы получите ответ. Это бесплатно. К сожалению, поиск по моему запросу результатов не дал.
В архиве Министерства обороны такой услуги нет — придется ехать в читальный зал в Подольске, заказывать опись документов по той воинской части, где служил ваш предок, и через 2—3 дня приходить опять. Вам могут дать почитать книги учета личного состава, алфавиты и приказы. Все бесплатно, но документы нельзя фотографировать, можно только выписывать из них данные.
Там я узнал, в каких званиях служил мой прадед, когда он ушел на службу и вернулся. Также я смог подтвердить семейную легенду: прадед действительно попал в плен в Молдавии в 1944 году и освободился через три месяца в Ковеле.
Если ваш предок служил в войсках НКВД, пишите на электронную почту Российского государственного военного архива. Там же хранят документы о службе в Рабоче-крестьянской Красной армии в 1918—1940 годах. Если предок был в плену, проверьте картотеку военнопленных там же. Я на всякий случай сделал бесплатный запрос о своем прадеде, но никаких документов не нашлось.
Также я обращался в военкомат, откуда был призван прадед, но оказалось, что все документы там уничтожают, когда призванному исполняется 65 лет.
В наградном листе указывают, за какой подвиг солдат получил награду
Старец Иона
Однако именно после беседы со старцем Ростислав стал изучать икону. Хотя до этого он и его друзья, как светские художники, считали, что иконопись – это просто копирование, не творчество.
– Понравилась фраза отца Ионы, актуальная для художника: «Не рисуйте никогда карикатуры на людей. Человек – это образ Божий». Я задумался над этим, потому что художники часто ищут свой креативный путь и делают не столько портрет человека, сколько карикатуру. Для меня это была очень важная мысль.
Как вспоминает Ростислав Моцпан, в это же время в Одессе как раз открылась иконописная мастерская, и он с другом стал в ней заниматься. Просуществовала мастерская всего полгода, но тут поступило предложение расписывать храм, и творческий путь Ростислава окончательно определился.
Однако прежде молодой художник поехал к старцу Ионе в Успенский монастырь, за благословением на занятие иконописью:
– Я видел, как люди к нему шли, и для меня было важно, что он скажет. Отец Иона практически на всех моих друзей-художников очень сильно повлиял
Один монахом стал в Почаеве после общения с ним, другие — иконописцами, реставраторами икон. Многие, просто познакомившись с отцом Ионой, меняли резко свою жизнь – общение с ним давало настоящий переворот в сознании.
Примеры цен
- Икона «Тихвинская Богоматерь». 1 200 000 рублей. Понятно, что речь идёт о списке с одной из самых известных чудотворных икон России, но популярность сюжета и приписываемые ему качества составляют немалую часть стоимости иконы. Написан образ темперой на дереве, оклада нет, присутствует позолота. Сохранность хорошая.
- Трёхстворчатый складень, состоящий из трёх небольших деревянных икон и медных створок. Стоимость – 980 000. Из чего складывается такая цена: отличное состояние предмета, достоверная информация о том, что складень сделан в единичном варианте, присутствует информация о первом владельце. работа выполнена темперой на дереве.
- Написанный темперой на дереве образ Иоанна Предтечи, есть позолота. 700 000. Часть цены – известный и любимый многими святой, хорошо сохранившаяся работа.
- Икона Николая Чудотворца, основа – дерево, краска – темпера. Без позолоченных элементов. 185 000 рублей.
- Лик Иоанна Богослова, основные материалы – дерево и масло. Стоимость — 170 000. Масло ценится меньше, нет позолоты.
- Образ великомученицы Варвары, написанный маслом по дереву. 114 000 рублей. Не самая известная святая, работа выполнена маслом.
Образ великомученицы Варвары
Как не запутаться во время поисков
Чтобы не запутаться в именах и датах, я записывал все, что нашел, пользуясь различными сервисами. Вот какие сервисы мне пригодились.
Miro — это такая виртуальная доска, где удобно рисовать свое генеалогическое древо. Там я отмечал родственные связи, имя, пол, обозначал, к какой линии относится человек и жив ли он сейчас.
В своем исследовании я дошел до восьмого колена
«Гугл-таблицы». В таблицу я заносил имя, фамилию, отчество предка, дату и место рождения и смерти, причину смерти, род занятий, биографические подробности, пометки о том, является ли человек моим прямым предком.
Сопоставить одно с другим позволял уникальный идентификатор, который я ставил и в древе в Miro, и в таблице.
«Гугл-диск». Попутно я сортировал по папкам в облаке все артефакты, которые получал. Это документы с упоминанием моих предков: их фотографии, метрики, выписки из загса, старые снимки и географические карты тех краев, где они жили, — и современные фотографии этих же мест.
Часть собранных фотографий по одной из линий
Notion. Чтобы помнить, что я уже опробовал и что мне осталось сделать, я вел в Notion файл со всеми источниками. В нем я отмечал, что я уже спрашивал в архивах, что и когда получил, что и когда они должны прислать. Ответы я складывал в облачное хранилище.
Теперь расскажу, куда нужно обращаться и что спрашивать, если хотите составить свое генеалогическое древо.
Всё началось в Одессе
Середина 90-х – время бурных перемен, смена эпох и представлений. Молодой, талантливый и творчески амбициозный Ростислав Моцпан закончил в Одессе художественное училище, учится в Международной академии искусств, с успехом участвует во многих выставках и мечтает о славе. Возможности казались безграничными: в Академии одни педагоги несли как знамя соцреализм в живописи, другие преподносили абстракционизм как вершину свободы творчества. Ростислав, как и многие его сокурсники, видел для себя будущее в абстракционизме, экспрессионизме и поиске своего «я» в искусстве.
Но, параллельно с творческим осмыслением, молодому человеку важно было найти главный смысл жизни. – У меня и моих друзей пошли бурные искания, даже к баптистам начал ходить, – рассказывает Ростислав
– В то время в страну хлынул поток всяких западных проповедников, ложных сект, и, естественно, мы, студенты, туда попадали. Нам было интересно, мы много спорили
– У меня и моих друзей пошли бурные искания, даже к баптистам начал ходить, – рассказывает Ростислав. – В то время в страну хлынул поток всяких западных проповедников, ложных сект, и, естественно, мы, студенты, туда попадали. Нам было интересно, мы много спорили.
Как рассказал Ростислав, на него и многих его друзей художников большое влияние оказал схиархимандрит Иона Одесский:
– Тогда он был просто иеромонахом, на первую исповедь я попал к нему. Понятно, что исповедоваться я не умел, ходил к баптистам и только Промыслом Божьим оказался в Успенском монастыре
Старец Иона много говорил мне об иконах, о том, как важно быть хорошим иконописцем, о том, что в 80-х годах те, кто расписывал храмы, и пили, и курили. А я думаю: «Зачем он мне все это говорит?!»
И неудобно – сзади люди стоят, очередь, а он мне рассказывает, как нужно относиться к иконописи.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Справки из загса
В загсах не только заключают браки, но и регистрируют рождение и смерть. Загсы выполняют эту функцию с 1920-х годов, и там можно найти сведения обо всех рождениях, браках и смертях с того времени. Документы более чем столетней давности передают из загсов в местные отделения архивов.
Схема работы с загсами следующая:
- Определите, где жил ваш предок, когда он родился, умер, вступил в брак.
- Найдите в интернете отделение загса, которое покрывает этот район.
- Напишите запрос на электронную почту, вам скинут форму. Заполните ее. Укажите все, что знаете: как звали человека и какой примерно период вас интересует.
- Попросите прислать справку — не свидетельство, так как в справке могут указать дополнительные сведения.
- Ждите ответа. Срок — до месяца.
- Бумажную заверенную копию справки выдадут либо в этом же загсе, либо в ближайшем к вам. В моем случае загс Ишима присылал все справки почтой в московский загс — так я попросил, они согласились. Ждал бумагу две недели.
- Запишитесь на прием в загс.
- Возьмите с собой паспорт и документы, подтверждающие ваше родство с предком. О нужных документах расскажу дальше в статье. Уплатите госпошлину — 200 Р.
Получить справку может родственник, если предок уже скончался, — поэтому нужна справка или свидетельство о смерти. Родство можно подтвердить только документами о рождении: только там перечислены родители человека.
Цепочка, отделяющая вас от предка, может быть длинной, поэтому надо представить оригиналы свидетельств или справок о рождении всех в этой цепочке. Например, чтобы получить справку о браке прапрадеда, я принес свое свидетельство о рождении, документы о рождении моего отца, деда и прадеда, а также справку о смерти последнего.
Если данных о вашем родственнике в этом отделении загса не окажется, то ничего платить не нужно, поиск родственника выйдет бесплатным. Но процесс этот долгий и очень бюрократизированный. Поэтому советую за один запрос заказать побольше справок, так тоже можно.
Из справки можно узнать ФИО родившегося, умершего, вступающих в брак, дату и место их рождения, дату смерти, гражданство, национальность и набор дополнительных сведений: причину смерти, социальное положение, место проживания, род занятий, возраст.
С 2021 года в загсах Москвы ввели новые правила: можно получить документ, обратившись в любой загс. Работники сами пробьют искомого человека по общей базе и составят справку. Причем документ выдадут сразу, ждать месяц не придется. Подтверждать родство и платить пошлину все равно нужно. Правда, в общей базе нет дополнительных сведений, например рода занятий и социального положения. Если эти сведения важны, нужно обращаться по старой схеме.
Благодаря справке о браке моего прадеда я узнал девичью фамилию прабабки, это и помогло отыскать ее метрику в церкви
Как вообще составить генеалогическое древо
Есть два способа составить древо: собрать самостоятельно или заказать готовое у агентства. Готовое исследование стоит от нескольких сотен тысяч рублей до миллиона и больше, в зависимости от количества раскапываемых ветвей и срочности запроса.
Сколько стоит исследование в агентстве. В Международном институте генеалогических исследований проработка двух фамильных веток займет два года и обойдется минимум в 480 000 Р. Это без командировочных и архивных расходов, которые тоже оплачивает заказчик.
Если вы нанимаете агентство, то платите не только за поиск информации, но и за офлайн-продукт: красиво оформленное древо, альбом, где все эффектно скомпилировано.
Я не мог позволить себе потратить такие деньги, да и в целом мне было интересно исследовать, поэтому я искал предков самостоятельно.
Рынок генеалогии в России молодой, и не всегда понятно, как формируются цены. Если бы я заказывал исследование в компании, то полагался бы на отзывы или презентации конечного продукта на сайтах. Мне симпатичны ребята из проекта «Жизнь»: они создали публичный ресурс «История тебя», где можно почитать про исследования и популярные источники.
Сколько стоит самостоятельное исследование. Я потратил на исследование два года и 23 690 Р. Это не значит, что я сидел в архивах с утра до вечера. Я занимался урывками: чаще всего выкраивал время в выходные, понимал, какие следующие шаги нужно сделать, писал в необходимые инстанции, планировал звонки на неделю, а далее ждал ответов. Бывали и перерывы по несколько месяцев. Если бы сейчас я садился делать свое генеалогическое древо с нуля, думаю, уложился бы в год.
В ходе исследования я обращался в архивы, загсы и прочие государственные учреждения, так как именно там хранятся документы с информацией о предках. Какая-то часть информации находится в свободном доступе или оцифрована, но за большую часть приходится платить — либо за поиск, либо за доступ.
О том, как общаться с архивами и какие документы можно там искать, расскажу дальше в статье.
Потратил на поиск 34 предков 23 690 Р
Куда обратился и зачем | Сколько заплатил |
---|---|
Тюменский архив: за доступ к электронным копиям переписных листов, метрических книг и духовных росписей | 10 000 Р за 50 документов |
Тобольский и Тюменский архивы: заказал пять поисков среди первичных листов переписи, метрических книг и судебных дел | 5740 Р |
Заплатил фрилансеру за три визита в Пермский архив и поиск по неоцифрованным метрическим книгам и ревизским сказкам | 3500 Р |
Национальный архив Армении в Ереване: за поиск документов, их сканирование и пересылку | 50 $ ( 3250 Р) |
Загс: заказал шесть справок | 1200 Р |
Куда обратился и зачем
Сколько заплатил
Тюменский архив: за доступ к электронным копиям переписных листов, метрических книг и духовных росписей
10 000 Р за 50 документов
Тобольский и Тюменский архивы: заказал пять поисков среди первичных листов переписи, метрических книг и судебных дел
5740 Р
Заплатил фрилансеру за три визита в Пермский архив и поиск по неоцифрованным метрическим книгам и ревизским сказкам
3500 Р
Национальный архив Армении в Ереване: за поиск документов, их сканирование и пересылку
50 $ ( 3250 Р)
Загс: заказал шесть справок
1200 Р
Рукописная или печатная икона? Что выбрать?
Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами
Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания
Казанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.
Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.
Ангел Хранитель в полный рост. Писаная икона.
Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.
Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.
Для примера представляем Вашему вниманию некоторые иконы, которые в последнее время написали наши мастера-иконописцы по образцу печатных икон. Замечаете ли Вы разницу между двумя образами по фото? Какие из этих икон Вам нравится больше — рукописные или печатные?
Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.
Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.
Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.
Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.
Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте
Если Вы не нашли нужный образ, есть возможность заказать печатную или писаную икону в нашем магазине по присланному Вами образцу или по образцу иконы, уже имеющейся в нашем магазине. Срок изготовления — от 10 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком.
В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!
Поворот к традициям
В конце 90-х и начале 2000-х начали заново открываться храмы, запрета на открытое вероисповедание уже не было, государство стало поддерживать институт Церкви. Это наложилось на внутреннюю потребность людей во внешней поддержке, начали возвращаться традиции, отмечались Рождество, Крещение, Пасха. Церковные события стали освещаться в СМИ.
Люди стали активно крестить детей, венчаться. А для каждого из таинств необходимы новые иконы, их дарят, покупают, заказывают. Нельзя сказать, что до 90-х этого не было, но эта сторона жизни не освещалась и была под формальным табу.
В целом, поворот к традициям нёс за собой и возрождение народных промыслов. Одним из направлений как раз и была иконопись.
Исторически икона всегда сопровождала русского человека. Всем хорошо известен термин «красный угол». Так вот в красном углу и стояли образа.
Иконой благословляли детей на женитьбу, учёбу, дальнюю дорогу, воинскую службу, труды. До революции, по некоторым оценкам, в России насчитывалось в бытование до 100 млн икон. Они были в домах, церквях, общественных местах. Это был огромный пласт культурной жизни целых поколений, который не исчез за 70 лет советской власти.
Таким образом, с одной стороны, старинные иконы, доставшиеся людям от своих родителей и бабушек, требовали реставрации, а с другой, духовный подъём и массовое воцерковление требовали написания новых икон.
Рисунок 1. Возвращение к традициям
Иконопись – это богословие
Нынешняя выставка икон в галерее «Соборной» произвела на Ростислава Моцпана очень хорошее впечатление. Среди иконописных школ и мастерских Украины «АССИСТ» достойно представил свое направление в иконописи и развиваемую его школой традицию. Одной из задач участников выставки было — встретиться с коллегами, посмотреть работы друг друга, пообщаться, показать, как развиваются иконописные школы.
– Радует, что в Украине идет возрождение иконописи. Потому что часто говорят, что икона у нас не развивается, каноническую икону не изучают. Но выставка показала обратное – Полтавская иконописная школа представила интересные творческие работы, Харьковская показала очень высокий уровень преподавания, который не хуже Москвы и Питера. И я, как иконописец, который много ездит и смотрит, вижу, что в Украине высокий уровень иконописи, – рассказывает Ростислав Моцпан.
При этом художник согласен со своими коллегами: в Украине должен быть создан иконописный центр в Киеве – как, например, в России, в Троице-Сергиевой Лавре. Пока что у нас есть только отдельные студии, а центра, который бы закладывал общую базу, нет.
– Потому что у нас, к сожалению, часто не совсем правильный подход: люди представляют, будто иконы – это всего лишь копии, которые нужно хорошо написать, и на этом иконопись заканчивается. Те, кто работают более углубленно, понимают, что иконопись – это богословие, очень сложный процесс.
Первичные переписные листы
Самый редкий, но полный по биографическим деталям источник — переписи населения. До революции провели только одну всероссийскую перепись — в 1897 году. Основной ее целью было получить статистику по регионам, поэтому почти все переписные листы уничтожили после подведения итогов. Но кое-где они все-таки сохранились. Где именно — можно посмотреть на сайте «Первая всеобщая перепись населения Российской империи».
Мне повезло: по Тобольской губернии, где проживали в то время мои предки по линии Ничковых, сохранилось большинство переписных листов.
В переписном листе можно найти данные дома: адрес, из чего сделан дом, какая крыша, сколько квартир. Потом переписывали данные проживающих в каждой квартире.
Вот что указывали в переписных листах:
- Имена. Вместо фамилии можно было указать прозвище.
- Родственное отношение к хозяину.
- Возраст — полные годы для взрослых и месяцы для младенцев до года.
- Сословие и род занятий.
- Семейное положение — «холост»/«девица», «женат»/«замужем», «вдов» или «разведен».
- Где родился, где сейчас прописан и проживает; был ли на момент переписи дома.
- Вероисповедание, родной язык, грамотность — умение читать, место обучения.
- Отметки об увечьях.
Переписывали население посемейно: сначала писали домохозяина, а потом — остальных, с указанием того, кем они приходятся главе домохозяйства и главе семьи, если в домохозяйстве семей несколько. Например, сын сестры будет записан как племянник хозяина. В колонке «Занятия» у неработающих указывали, «при ком» он, то есть на чьи деньги живет.
На титуле переписного листа пишут, из чего сделан дом и чем он крыт. В моем случае это деревянный дом с земляной крышей, что указывает на невысокий достаток Переписанная семья моих предков: по этому листу я установил, что они родом с севера Пермского края и переселились в Ишим примерно в 1875 году, так как младший брат родился уже на новом месте
Я нашел дом в Ишиме, где жила семья моего прапрадеда, включая его мать — мою прапрапрабабку, и где потом родился мой дед. Вся семья из 11 человек была неграмотная, и только двое из них работали: один из братьев занимался земледелием, а другой был приказчиком в молочной лавке.
Нумерация домов на рубеже 19—20 веков была только на центральных улицах российских городов, остальные дома значились под именем домовладельца, поэтому дом моих предков помечен просто как дом Ничкова по улице Торговой. Впрочем, самого прапрадеда в переписном листе не было — предполагаю, что он мог в это время служить.
Помимо Всероссийской переписи региональные власти делали посемейные списки или камеральные описания городов, где тоже переписывали всех членов семьи.
Так, по другой моей линии Ереванский архив прислал список 1886 года из города Ново-Баязета Эриванской губернии, где указан мой прапрадед, его жена и родители. Поскольку в губернии было много туземного населения — армян и татар, все графы продублированы на их родных языках.
Забавно видеть, что по одной линии мои предки были податного сословия и грамотные, но только на армянском, а русского не знали