Ключевые лица
Максим Орешкин
С декабря 2020 г. Совет директоров «Первого» возглавляет Максим Орешкин – экс-министр экономического развития.
Это назначение подтверждает, что вещатель остается интересен государству и сохраняет роль ключевого медиактива.
Константин Эрнст может уволиться 1 января 2022 года. Причиной увольнения Эрнста с должности гендиректора главного телеканала страны могут быть плохая интеграция с Сетью, многомиллиардные убытки и его личное желание сменить род деятельности.
Константин Эрнст
Оперативным руководством занимается генеральный директор. С 1999 г. эту должность занимает Константин Эрнст.
На «Первом канале» начинал работать еще с Листьевым в 1988 г. в программе «Взгляд».
В 1995 г. стал генеральным продюсером, вернул вещателю абсолютное лидерство.
Plan B
Компания «Сигнал медиа» и новый фильмовый телеканал Plan B сообщили прошлой осенью о начале сотрудничества. Отмечалось, что телеканал заинтересовал дистрибутора «эксклюзивным контентом, наличием второй оригинальной звуковой дорожки и креативным подходом, который команда вложила в дубляж контента»
А еще подчеркивалась важность того, что есть все цифровые права на заявленный объем контента, включая VoD. Для киноканала это действительно большой плюс в современных условиях
Все 100% сетки составляют исключительно художественные фильмы. Тематический охват кинопродукции, предлагаемой каналом, весьма широк: тут и комедии, и драмы, и триллеры, и ужастики. Вот произвольная выборка за первые несколько обзорных дней: американская драма 2017 года выпуска «Непостижимая история», франко-британский триллер «Горная лихорадка» (2017), канадский фантастический боевик «Радиус» (2017), фантастическая комедия «Дядя Кент-2» (2015). А вот за вторые несколько дней: драмеди «Увидимся в Вальгалле» (2015), триллер «Конвергенция» (2017), британский триллер «Погоня за Робертом Баркером» (2015), израильский ужастик «Иерусалим» (2015), комедийная мелодрама «Манифест Эрнесто» (2019). Общее впечатление – приемлемой свежести незаезженный на других платных каналах контент. С учетом того, что киноканалов в сетке бывает неограниченное количество, предложение Plan B можно считать небезынтересным.
Quadro
Само появление новых антистресс-каналов на отечественном телерынке продолжает меня поражать. Они редко удивляют живучестью, но я, разумеется, желаю долгих лет жизни новому телеканалу Quadro из Владикавказа. Канал, вещающий в 4K, появился в 2021 году в каталоге платформы наземной дистрибуции «Медиалогистика». Набор картинок типичный для отдохновенных телезарисовок: виды космоса, морей, океанов, закатов, восходов и городов с уровня полета различных птиц и всевозможных дронов. Все это отгружается под музыку, в профессиональных кругах квалифицируемую как «лифтовая». Впрочем, трудно ожидать в этом специфическом тележанре каких-то особенных прорывов. В релизе сказано, что контент телеканала «состоит из фильмов, закупленных в США и Канаде». А также дается обещание пополнить сетку программами собственного производства. Сколько таких обещаний я прочитал за 15 обзорных лет, сосчитать не представляется возможным.
Фармакологическая поэзия
А вы наслаждались шедеврами поэтов от фармакологии? «Их тут десять миллионов…» Душа радуется! Или про сухой и влажный кашель… Или вот – помните – «конгениальный – значит, родной…» Это же Гомер! Это Илиада каждые сорок минут! Одиссея! А в последние году лавры гениев фармапоэзии разделили гении пищепрома. Впрочем, возможно, это одни и те же.
Вообще, уровень рекламы на российском телевидение давно разглядывает плинтус снизу. И всё бы ничего, не хочешь – не смотри, но ведь самоизоляция, приходится. Стало быть, и мысли лезут. И сравнения.
Например, включаем первый канал – там какой-нибудь песенный конкурс. Второй – там какой-нибудь песенный конкурс. ТНТ, СТС – песенный конкурс. НТВ даёт отдых расшатанным песенными конкурсами нервам, но ненадолго. На НТВ – рассказы о нелёгкой судьбинушке отечественных шоу-метеоров. А потом все федеральные каналы – кроме совсем уж развлекательных – только что не перебивая друг друга начинают пропагандировать. Это у нас теперь называется ток-шоу.
Ну, впрочем, может быть кому-то всё это интересно. Первый, второй, даже третий просмотр всяких там песенных шоу пожилой даме на самоизоляции могут дать чуть-чуть эстетического наслаждения. Потом даже у пожилой дамы на самоизоляции от всего этого возникает рвотный рефлекс. Потому что слишком много одного и того же, и слишком мало фантазии.
Вдумчивый телезритель, надо полагать, кроме новостей и фильмов «по ящику» ничего не смотрит. Да и новости здесь всё больше повторяют то, с чем уже можно было ознакомиться в интернете. Игнорировать телевидение? Бойкот объявлять, коль на всех каналах скопом байда и пошлятина?
Самоизоляция. Не до бойкотов телевизору, двери закрыты, обувь на полках. Телек – окно в мир, какое бы оно ни было.
Странно только, что рекламы слишком много. Слишком. Причём, как увидим ниже, количество рекламы совершенно не зависит от того, сколько даёт телеканалу на жизнь государство, если им владеет. Этого мусора и на частных телеканалах, и на государственных, – все они в той или иной степени «подпитываются» из бюджета, – равное количество. Это, надо заметить, в некоторой степени от жадности. Не столько для выживания телеканалов, а от элементарного стяжательства. Ведь большинству федеральных каналов немалую часть затрат на вещание покрывает государство
А реклама – это такой приятный для телевизионщиков бонус, позволяющий им раздуваться от сознания богатства и важности
В 2020 году из российского бюджета на средства массовой информации выписано 94,8 миллиарда рублей. А за три ближайших года, как планируется, на поддержку ВГТРК («Россия 1», «Россия 24» и «Россия К»), Первого канала, НТВ и RT Россия потратит около 150 миллиардов рублей.
Государство компенсирует каналам расходы на распространение в малых городах с населением менее 100 тысяч человек. Но некоторым, даже не самым популярным телеканалам, таким как «Звезда», «Россия К» или «Общественное телевидение России», оплачивают миллиарды на производство и закупку контента. Только ОТР на эти цели ежегодно выделяется 3 миллиарда рублей.
Телемагнаты, но маленькие
Что же касается других владельцев РТКА, то 25% принадлежат Ирине Самойловой, 20% — Марине Стреловой, по 10% — Александру Панюте и Ахмату Салимову.
Челнинское ООО «ТВ-7» занимается ретрансляцией двух каналов «Семь ТВ» и «Ру.ТВ». Компания в равных долях принадлежит Эльзе Кабировой (также возглавляет ООО «Радио рекорд», ООО «Гугл.Про», ООО «Бюро добрых услуг», ООО «Челны-Телеком») и Фанзиле Полевой.
Крупному федеральному холдингу — ООО «СТС Холдингз» — принадлежат два канала. Это — «Че» и, собственно, «Первый развлекательный СТС». Оба канала работают под юрлицом ЗАО «Канал 6», зарегистрированы в Казани, на Гладилова, 34. Еще 29,98% компании принадлежит АО «СТС», а 21,04% — АО «СТС-Регион». Холдинг владеет каналами «СТС», «Домашний», «Че».
«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана.
Кроме того, в подобие холдинга «затесался» и исполком Бугульминского района. Он является единоличным учредителем двух каналов — «51 МТВ» (МУП «МТВ») и «Елабужской службы новостей» (Автономное учреждение Елабужского муниципального района «Елабужская служба новостей»).
«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана. Фото Максима Платонова
Кто и как определяет, кто смотрит телевизор?
Статистика просмотров
Каналы телевизионного вещания узнают, какие программы смотрят их зрители, с помощью статистики просмотров. Это информация, которую собирают специализированные компании, состоящие из аналитиков, которые проводят исследования на территории страны и определяют, сколько людей смотрят конкретные телевизионные программы в определенный промежуток времени.
Статистика просмотров собирается с помощью автоматических систем, которые могут определить, какое количество людей включили телевизор и смотрят конкретный канал/программу. Кроме того, для сбора статистики используются опросы населения, которые проводятся избирательно — на них могут пригласить только жителей определенных регионов или с определенным доходом.
Собранная статистика затем используется для отслеживания аудитории и понимания, какие программы популярны и какие игнорируются зрителями. Полученная информация помогает каналам разрабатывать программы, которые будут интересны зрителям, и привлекать к себе больше рекламных клиентов.
В ряде стран установлены обязательные законы, которые требуют телеканалам регулярно публиковать информацию о своей аудитории и рейтингах программ. Это помогает контролировать работу телевизионных компаний и предоставлять зрителям более объективную информацию о выборе программ.
В целом, сбор статистики — это важный и неотъемлемый процесс для определения того, какие программы и каналы находятся на пике популярности, и насколько эффективно они работают в медиапространстве.
Поимка «Незыгаря»
Внутриполитический блок Кремля считает, что «Незыгарь» связан с другой «башней» — куратора информационной политики Алексея Громова. Через человека по имени Владислав Клюшин.
Летом и осенью этого года в администрации Хакасии проходили совещания, на которых обсуждалась стратегия проигрывающего губернаторскую кампанию главы региона Виктора Зимина
Вскоре участвовавшие в совещании представители администрации президента стали обращать внимание, что часть информации оказывается в «Незыгаре». Это удивило чиновников, была проведена проверка Результатом проверки стала записка на имя руководства внутриполитического блока Кремля. В ней говорилось, что многие материалы в «Незыгаре» публикует некий Владислав Клюшин
В ней говорилось, что многие материалы в «Незыгаре» публикует некий Владислав Клюшин.
На совещаниях в Хакасии Клюшин участвовал как технолог Министерства обороны (глава Минобороны Сергей Шойгу тесно связан с регионом). Но более известен он как владелец компании «М 13» — именно она разработала систему мониторинга СМИ «Катюша», которой пользуются министерство обороны и администрация президента. Эта же компания участвовала в разработке «Сейбы» — измерителя телеаудитории. Продуктами «М 13» пользуются во власти, их туда внедряли первый замглавы администрации президента Алексей Громов, руководство ФСБ и Минобороны, утверждает источник, добавляя, что, к примеру, экспансия «Катюши» была весьма агрессивной — генералы из ФСБ писали в органы власти письма с настоятельной рекомендацией отказаться от использования системы «Медиалогия», так как часть акционеров этой компании «связаны с заграницей». Теми же письмами они призывали к установке «Катюши».
Многие люди в Кремле убеждены, что именно Клюшин и есть держатель «Незыгаря», говорит один из собеседников. Еще один близкий к президентской администрации собеседник утверждает, что Клюшин лишь может размещать там материалы за деньги. В любом случае эта история означает, что подчиненный Громову блок АП, связанный с информационной политикой и силовиками, работает в Telegram.
Человек, участвующий в совещаниях у Громова, рассказывает, что однажды там обсуждали пост «Незыгаря», содержащий ошибочную информацию. «Да это редакция что-то напутала», — якобы спокойно отреагировал Громов. Участники сделали для себя вывод, что первый замглавы кремлевской администрации хотел показать, что контролирует канал.
Клюшин не ответил на вопросы «Проекта», отправленные в Facebook. Не ответил на них и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков не ответил на вопросы «Проекта. Фото kremlin.ru
Чем опасен просмотр телевизора
Многие люди не знают, что постоянный просмотр телевизора может негативно влиять на здоровье. Один из частых вредных эффектов — это ухудшение зрения. Просмотр телепередач в темноте или на длинном расстоянии может вызвать усталость глаз и привести к расстройству зрения.
Кроме того, существует мнение, что постоянный просмотр телепередач может привести к психологической зависимости. Программы на телевизоре в большинстве своем являются формой отдыха и развлечения, которую люди могут использовать, чтобы убежать от своих проблем и забот.
Еще одним негативным эффектом является ухудшение физического здоровья. При просмотре телевизора вы мало двигаетесь, что может в конечном итоге привести к ожирению и другим проблемам со здоровьем.
- Постоянный просмотр телевизора может привести к ухудшению зрения
- Программы на телевизоре могут вызвать психологическую зависимость
- Мало движения во время просмотра телепередач может привести к ожирению и другим проблемам со здоровьем
В целом, нет ничего плохого в том, чтобы иногда посмотреть любимую передачу или фильм. Однако, если вы привыкли проводить большую часть времени, смотря телевизор, рекомендуется снизить количество просмотров в день и увеличить время на активные занятия, такие как физические упражнения, чтение книг или разговоры с друзьями.
Шёлк
Этот телеканал почтенного и неизменно востребованного жанра собирается для российского рынка и дистрибутируется компанией ВОДТВ. Имена девушек в заставках пишутся по-русски, что, безусловно, отдельно сближает с ними отечественную аудиторию, но в целом какой-то уж очень специальной адаптации эротического контента под российскую аудиторию в эфире канала не ощущается. В рубрике «Двое» в кадре появились почему-то четверо. Это не то чтобы очень снизило впечатление, но вызвало чисто математическую досаду. Впрочем, выступили все четверо неплохо, не переходя зыбкую, но важную для отрасли границу между эротикой и порнографией.
Сольные номера представляют собой очень медленное раздевание и без того не очень одетых красивых девушек зарубежного вида. Революцию в мире эротического телевидения этот контент не произведет, но, как и все новые каналы уважаемой тематической ниши, может найти своих преданных поклонников.
Первый и «Красный квадрат»
Студия «Красный квадрат» (производит мультимедиа контент) является крупнейшим подрядчиком Первого — ей канал задолжал более 7 млрд рублей. Хотя начинались их взаимоотношения довольно гладко.
Компания была зарегистрирована в 2007 году Ларисой Синельщиковой, бывшей гражданской женой директора Первого канала Константина Эрнста. По сути «Красный квадрат» и Первый работали в тандеме, являя собой образец семейного бизнеса. Но в 2014 году Эрнст и Синельщикова расстались, и бизнесвумен продала свою студию олигарху Аркадию Ротенбергу. У нового владельца канал стал заказывать уже не так много контента, с каждым годом их отношения становились все напряженнее.
Представители «Красного квадрата» стали жаловаться на то, что им постоянно задерживают платежи. Причем (как говорят инсайдеры) Первый задерживает платежи гораздо чаще и существеннее других каналов, приобретающих шоу и сериалы.
Вообще на Первом стали намного реже выходить премьеры, а о такой роскоши, как две новые серии за вечер вообще пришлось забыть. Максимум одна. В общем, канал погряз в проблемах. Из всех этих долгов и неприятностей, преследующих Первый последние 6 лет, помогли бы выбраться государственные субсидии, но имеет ли канал на них право?
KinoJam 1 и KinoJam 2
Компания «МТС Медиа», занимающаяся развитием всего телевизионного сектора оператора МТС, запустила в самом конце 2020 года два собственных киноканала. KinoJam1 посвящен исключительно отечественному кино, а KinoJam2 предназначен для трансляции популярных зарубежных сериалов и фильмов. Создатели каналов использовали доступный крупному оператору массив данных о реальных зрительских предпочтениях и заявили, что это знание «позволит сформировать такой канал, которого давно ждет зритель».
На обзорной неделе KinoJam 1 (тот, который отечественный) предлагал, в частности, российскую многосерийную мелодраму «Круговорот», замечательный мини-сериал «Небесный суд», народные комедии «Горько» и «Горько-2», сериал «Кухня», засмотренный до дыр, но все еще любимый «День выборов», исторический фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения», военную драму 2011 года «Лето волков», сериал «Город» с Петром Федоровым. Достаточно разножанрово, с широким диапазоном свежести, но в целом – действительно популярный у зрителя контент. Хотя и у достаточно разного зрителя.
Такое же ощущение вызывает и выборка из телепрограммы зарубежноориентированного KinoJam 2: трогательная «Вторая жизнь Уве», остросюжетный «Скандинавский форсаж: Гонки на льду», немецкий триллер 2006 года «Жизнь других», многосерийный триллер «Вавилон–Берлин», испанский сериал-триллер «Зона», вестерн 2014 года «Темная долина», популярный испанский сериал «Причал», спортивная драма «Левша» (про боксера, а не про русского умельца). Снова видим жанровое смешение, а вместе с ним и географическое. По поводу избранности контента могут быть разные мнения, но это очевидно не вторичные фильмы и сериалы, создающие достойное наполнение эфира. В конце концов, как и большинство операторских каналов KinoJam`ы программируются людьми, действительно имеющими достоверные сведения о зрительском интересе. Раз это кино показывают, значит, на него имеется спрос.
Роль федеральных телеканалов в медиасфере
Федеральные телеканалы играют важную роль в медиасфере России. Они являются основным источником информации и развлечений для миллионов россиян. Федеральные телеканалы имеют широкую аудиторию, которая охватывает различные слои населения: от старшего поколения до молодежи.
Одной из главных задач федеральных телеканалов является информирование общества о происходящих событиях в стране и мире. Они транслируют новости, политические программы, обсуждения и дебаты. Федеральные телеканалы также освещают важные события и региональные проблемы, что помогает формированию общественного мнения и развитию диалога между гражданами.
Кроме того, федеральные телеканалы являются крупными производителями и распространителями телеконтента. Они создают собственные телепередачи, шоу, сериалы, телевизионные фильмы и документальные программы. Федеральные телеканалы обслуживают весьма широкую аудиторию и стараются предложить разнообразные жанры и форматы контента, чтобы удовлетворить интересы различных зрителей.
Также, федеральные телеканалы выполняют социальную функцию, освещая важные темы и проблемы общества. Они информируют о социальных и культурных инициативах, способствуют пропаганде здорового образа жизни, безопасности, поддерживают духовное и патриотическое воспитание молодежи.
И в конечном счете, федеральные телеканалы содействуют развитию культуры и искусства, предлагая высококачественный контент и поддерживая творческие проекты. Они транслируют концерты, спектакли, фестивали, выставки, а также поддерживают молодых и начинающих художников, музыкантов и кинематографистов.
Таким образом, федеральные телеканалы имеют не только информационную, но и культурно-образовательную функцию. Они являются важным инструментом формирования общественного сознания и создания единого информационного пространства в стране.
Субсидии для Первого канала
В 2018 году Первый попросил у государства 11,5 млрд рублей для стабилизации финансового положения: 6,5 млрд рублей до 2021 года и 5 млрд рублей за период 2022-2025 гг. Представители канала отметили, что одна из главных причин убытков — социально-политическая миссия. Иными словами, пропаганда, которую россияне больше не хотят смотреть и просто переключают канал. А потому на Первом логично заметили, что раз государство требует конкретной тематики, то следует заплатить, дабы канал окончательно не скатился в аутсайдеры.
Кстати, Первый по-прежнему на 51% государственный, а вот Абрамович в марте 2019 года избавился от своей доли. Теперь оставшиеся 49% разбиты между несколькими акционерами, среди которых ВТБ, Росимущество и Национальная медиа группа. И еще, если раньше Первый считался абсолютным телелидером среди российской аудитории, то в последние несколько лет пальма первенства отошла государственному ВГТРК. Первый больше не первый.
И немного о ВГТРК. По сути и Первый, и ВГТРК занимаются государственной пропагандой, но при этом ВГТРК получает по 25 млрд рублей субсидий в год, а Первый, для сравнения, получил в 2016 году 5,2 млрд рублей, а в 2017 — 7,32 млрд рублей (за распространение телевещания в городах с населением менее 100 тысяч человек). Кажется, что это тоже неплохие деньги, но на самом деле все они уходят на оплату услуг ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Помимо этого на долю Первого за последние 20 лет трижды перепадали разовые субсидии по 2,5-3,5 млрд рублей, но все они расходились на покрытие долгов.
Отметим, что самой прибыльной телекомпанией по итогам 2018 года стала «Сеть телевизионных станций», куда входит канал СТС — доход более 5 млрд рублей. А убыток Первого за тот же год составляет почти 7 млрд рублей. Почему так? Все просто, на СТС нет новостей, а выпускать сюжеты каждый день довольно дорого. К тому же в новостях нет рекламы, а значит, их трудно окупить. При этом рейтинг тех самых новостей с каждым годом падает — получается, что жертва Первого напрасна.
Но денег нет, и если раньше пропагандистские новости были завернуты в этикетку из неплохого контента в лице новых сериалов и развлекательных шоу, то теперь политики становится все больше, а интереса для зрителей все меньше.
Чьё телевидение?
Вот кому принадлежат основные федеральные каналы в России (данные из открытых источников):
Первый канал
- Росимущество – 38,9 процента. Акции под контролем государства.
- ОРТ-КБ, Растрком-2002 и Эберлинк-2002 – 49 процентов. Акции контролируются структурами Романа Абрамовича и являются собственностью частных лиц.
- ИТАР-ТАСС – 9,1 процента. Является центральным государственным информационным агентством России, акции контролируется государством.
- Телевизионный передающий центр (телецентр) – 3 процента. Является государственной собственностью.
Итого: 51 процент акций принадлежат государству, 49 процентов – частным лицам.
Россия 1, Россия 2, Россия 24, Россия К, EuroNews, Бибигон, Моя планета, Спорт 1, РТР-Планета
Входят в состав Государственного Унитарного Предприятия ВГТРК. ВГТРК – Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания – российская медиа-корпорация.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
ТВЦ
- Город Москва (Департамент имущества г. Москвы) – 99 процентов.
- ЗАО «Промторгцентр» – 1 процент. Учредители частные лица.
Итого: 99 процентов акций принадлежат государству, 1 процент – частным лицам.
НТВ и ТНТ
Газпром Медиа – 100 процентов. Холдинг принадлежит Газпромбанку. Реальный контроль осуществляет государственный «Газпром». Контроль над Газпромбанком принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Газфонд» (50 процентов плюс 1 акция). Российскому газовому монополисту ОАО «Газпром» принадлежит ещё 41,7 процента акций. Еще 6,3 процента акций принадлежит ООО «Новые финансовые технологии», 99,99 процента долей которого принадлежит самому Газпромбанку.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
СТС, Домашний, Перец
СТС Медиа – 100 процентов. Основные акционеры на июль 2007 — Modern Times Group Broadcasting AB (39,8 процента) (Швеция), ABH Holdings Corporation (структура Альфа-банка, 26,49 процента), фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (3 процента), группа Access Industries Леонарда Блаватника (6,1 процента) и 25 процентов акций торгуется на NASDAQ.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
РЕН ТВ
- Национальная медиа группа – 68 процентов.
- ООО «РТЛ Русланд» – 30 процентов. Немецкий частный акционер.
- ООО «Медиахолдинг РЕН ТВ» – 2 процента. Акции под контролем телеканала.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
ТРК «Петербург-Пятый канал»
- ЗАО Национальная медиая группа 72 процента.
- Администрация Санкт-Петербурга – 18,5 процента. Акции под контролем государства.
- Банк ВТБ – 1 процент. Государственный банк.
- В собственности ТРК Пятый канал – 8,5 процента.
Итого: 28 процентов акций принадлежат государству, 72 процента – частным лицам.
ТВ3 и MTV Россия
ООО «Проф-Медиа» – 100 процентов. Частная Российская медийная компания, входит в группу промышленной компании «Интеррос».
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
МУЗ-ТВ
- «АРС рекордс» – 25 процентов. Компания занимается выпуском музыкальных проектов ,владелец –продюсер Игорь Крутой.
- «ЮТВ Раша Холдинг» (UTV Russia Holding) – 75 процентов. Медийная компания Алишера Усманова и Ивана Таврина
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
7ТВ
«ЮТВ Раша Холдинг» (UTV Russia Holding) – 100 процентов. Медийная компания Алишера Усманова и Ивана Таврина.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
Телеканал Звезда
Медиа группа «Звезда» –100 процентов. Акции под контролем Министерства обороны Российской Федерации посредством ФГУП ЕТРС ВС РФ.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
А теперь давайте вспомним, есть ли разница в количестве рекламного мусора, забрасываемого государственными и частными телеканалами? Нет разницы. Мало того, похоже, эти змии договорились – и пускают рекламные блоки в одно время, так что переключай канал, не переключай, всё равно от фармапоэзии никуда не денешься. А потом от музыкального конкурса или концерта. Или ток-шоу. А ведь было когда-то телевидение…
Что означает 1 канал?
1 канал – это наиболее известный федеральный телеканал в России. Он был основан в 1930 году и с тех пор стал одним из главных источников информации и развлечений для миллионов людей.
Программа 1 канала:
- Новости – основной блок теленовостей, который выходит в 9 утра, 18 и 21 час.
- Шоу и развлекательные программы – телевизионные проекты с участием знаменитостей и уникальными шоу-номерами.
- Сериалы и фильмы – премьеры кино, культовые фильмы и новые сериалы.
- Спортивные трансляции – прямые трансляции самых интересных матчей и соревнований.
Как канал узнает, что их смотрят? Для этого используются специальные системы, позволяющие определить количество зрителей и их предпочтения.
Название | Описание |
---|---|
Медиаскоп | Рейтинговая система, использующаяся в России для измерения аудитории телевидения и радио. |
Nielsen | Система, используемая в США и других странах для измерения продуктового консьюмеризма, маркетинга и медиапланирования. |
Kantar | Крупнейшая в мире компания в области маркетинговых исследований и измерения аудитории телевидения. |
Такие системы помогают каналам понимать, какие программы пользуются большим спросом, и на основе этого составлять программную сетку и определять объемы рекламных блоков.
Первый космический
На земле творится такое, что всех естественным образом потянуло в космос: туда летают американские туристы, там снимают фильмы российские кинематографисты. Предчувствуя насыщенный космический период, телекомпания «Первый ТВЧ» и госкорпорация «Роскосмос» запустили в начале 2021 года телеканал «Первый космический».
В тематической нише канал не стал первым – с 2009 года вещают «Тайны галактики» (Galaxy) производства «НСК Студии». Несмотря на единство темы, отличия между двумя космическими каналами очевидны
«Первый космический» помимо множества научно-популярных фильмов про космос особое внимание уделяет непосредственно отечественной космической отрасли и смежным с нею научным. Что логично, с учетом соучредителя
Например, на канале выходит программа «Космическая среда» о космонавтике, научных открытиях в этой области и передовых разработках. Что-то вроде десятиминутки истории советско-российской космонавтики в датах и фактах.
Кроме того, на новом канале до четверти сетки отдано тематическим художественным и анимационным фильмам. На обзорной неделе за эту сферу отвечали, в частности, сериал «Темные дела», где действие происходит на борту космического корабля, мультсериал про самых космических собак – «Белка и Стрелка. Озорная семейка», российская многосерийная драма про подготовку космонавтов «Частица вселенной». Не забыт и зарубежный познавательный контент, к примеру любимый зрителями сериал «Сквозь кротовую нору» производства Discovery, который вел в 2010–2017 годах замечательный Морган Фримен. Или проверенный временем канадский телесериал про глубины космоса «Шедевры Хаббла».
V1 Ego и V1 Fem
Два новых телеканала производства компании «Первый влогерский» получили вещательную лицензию в сентябре 2021-го, но уже с весны прошлого года распространялись в OTT-среде
Блогерский контент привлекал внимание традиционных телеканалов и раньше, и работа в секторе линейного телевидения с продукцией видеоблогеров началась уже несколько лет назад. Каналы ТНТ и «Пятница» приглашали видеоблогеров к сотрудничеству, проекты «Амурских волн» транслировались на ТВ-3, а канал RTVi закупал материалы у создательницы YouTube-канала «Русские норм» Елизаветы Осетинской
Сюда же можно отнести и шоу «+100 500» на канале «Че». Уже два года существует на рынке телеканал U-Blog, полностью основанный на блогерском контенте, да и запущенный в 2020 году «Светлое ТВ» основан именно на блогерских трансляциях. Так что новой стала не сама идея, а ее эволюция: впервые одновременно запущены два блогерских телеканала, тематически разделенных по гендерному принципу. V1 Ego рассчитан преимущественно на мужскую аудиторию 18–34 лет и предлагает в сетке в основном видеоблоги об автомобилях, спорте, брутальных путешественниках, оружии, охотниках и рыболовах и т.п. В свою очередь, V1 Fem ориентирован на девушек от 14 до 34 лет и посвящен главным образом моде, красоте, стилю жизни и всяческому оздоровлению.
Концепция программирования, видимо, есть, но от меня она ускользнула. На V1 Fem то полдня шел видеоблог Meet Anna (про разную заграничную жизнь, 28 тысяч подписчиков), полдня Алины Назаровой (визажист и бьюти-блогер, 140 тысяч), а в другой день четыре-пять блогерок чередовались по одному выпуску. На мужском канале делалось примерно так же, то есть какая-то идея в этом заложена.
На мужском V1 Ego были другие любимые авторы – видеоблог «ДОроги дорОги» (автопутешествия, 64 тысячи подписчиков), тревел-влогер Alex Chaplinskiy (88 тысяч), канал о моде и молодежных субкультурах «Max пояснит» (683 тысячи), канал о Москве – MoscowWalks (177 тысяч), автомобильный видеоканал «Автохлама.нет» (523 тысячи) и другие.
Картинка, собранная из разноплановых видео, получается более или менее ровная, сейчас и на телефон трудно снять заведомо недобротный ролик. А вот по звуку разнобой ощущается как по уровню, так и по качеству. Оно и понятно, исправление звука – штука исключительно затратная.
Как зарабатывают телеканалы?
Телевидение, что ни говори, штука сложная – деньги здесь зарабатывают не только рекламой, есть множество возможностей. Некоторые телеспецы поделились тем, как это делается. Вот как.
Чаще всего за количество зрителей платят рекламодатели. Есть специальные компании, которые измеряют аудиторию и определяют, сколько человек посмотрело конкретную программу. Чем больше аудитория, тем больше получит телеканал. Все большие эфирные каналы так работают. Отсюда и погоня за рейтингом.
Если вы смотрите зарубежный кинофильм или сериал, то телеканал отчисляет процент его правообладателю. Эти деньги получает не актёр или режиссёр, а компания-производитель фильма.
Еще один источник дохода телеканалов (правда, сильно уступающий рекламе) – продажа передач. Сначала телеканал вкладывается в производство, и если телепроект удался, его продают каналам попроще или в соседние страны.
Телеканалы и продюсерские компании продают друг другу не только сами передачи, но и «форматы» (типа «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Своя игра» и т.д.).
Еще один вариант – подписка. По сути, зрители «скидываются» на вещание канала. Так работают кабельные телеканалы с абонентской платой для зрителей. Хотя и для них важнейшим источником дохода остается реклама.
Есть несколько моделей работы телеканалов. Основных две: связная и лицензионная. Работая по первой модели, телеканал платит оператору связи, работая по второй, оператор связи платит телеканалу за каждого своего абонента. По первой модели работают в основном телемагазины: они платят оператору связи. По чистой лицензионной модели обычно работают иностранные, да и некоторые наши каналы без рекламы, не имеющие лицензии на эфирное вещание. Платные каналы вынуждены размещать рекламу, чтобы повысить доход. Доход сравнительно невысок, потому что цена на спутниковое и кабельное ТВ у нас низкая из-за высокой конкуренции и низкой платежеспособности населения.
Спрос на платное ТВ в последнее время падает – вниманием зрителя правит интернет