Плоская офсетная печать
Плоская печать в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
Основой для форм плоской печати, как правило, служат металлические листы (пластины) — однослойные в случае монометаллических форм и многослойные в случае биметаллических форм. Для изготовления формы пластина покрывается светочувствительным слоем и засвечивается через фотоформу, используемую в качестве шаблона. Затем экспонированную пластину подвергают химическому или электролитическому травлению, в результате которого участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойство гидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам, становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживается лишь на печатающих элементах.
В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати, реже используется способ ди-лито(плоская печать без промежуточного звена). В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии.
Цифровая печать
Технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет ПК издательской системы. Этот вид техники используют для малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые должны быть внесены изменения в процессе изготовления тиража. В некоторых машинах возможно внесение изменений после печатания даже одного экземпляра.
Наиболее популярный и быстрый метод печати небольших объемов. Здесь не требуется предварительная подготовка, а конечное изображение оказывается весьма и весьма насыщенным за счет использования CMYK. Правда, краски используются самые обыкновенные и получить уникальный эффект не получится. Несколько осложнена печать на фактурной бумаге, поскольку иногда остаются пропуски. Делаем выводы: отличный способ экономичной печати небольших объемов. Макет можно изменять по ходу дела, что дает возможность персонификации каждого экземпляра. Получить красочный макет можно уже через час, после его полного высыхания. Вот только при детальном рассмотрении становится понятно, что качество печати не самое лучшее, зато быстро, просто и с возможностью дальнейшей обработки.
Трафаретная печать
Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.
Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырехкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.
Глубокая печать
Глубокая печать представляет собой своего рода разновидность тиснения. Печатная форма, на которую нанесена краска, имеет исчерченную поверхность. Элементы, которые остаются не закрашенными, утоплены, относительно плоскости цилиндра. Сама форма может выполняться различными технологиями с использованием травления, механической гравировки или придания формы при помощи тонкого лазерного луча с высокой плотностью квантов.
Используется такая печать в основном для производства различных упаковок (более сложная технология – для изготовления банкнот). Краска необходимого цвета подается на гравированный цилиндр. Вполне очевидно, что жидкость затекает и в углубления, что недопустимо, поскольку при вращении и столкновении с материалом, краска просто будет вытекать и в больших количествах попадать на выступы. Поэтому лишнюю жидкость удаляют при помощи ракеля.
Как видно, основные затраты уходят на изготовление самой печатной формы, которая, впрочем, служит очень долго, поскольку изготавливается из ударопрочного пластика или высоколегированной стали.
Делаем выводы: печать очень дорогая и применяется не так часто. Основное направление это производственная печать упаковок. Затраты на создание печатной формы компенсируются огромным объемом продукции, которая может выпускать без смены штампа. Выполнять нечто менее объемное посредством глубокой печати – пустая трата средств.
Виды флексографических печатных машин
Машины для флексографической печати бывают разнообразных форматов: узко-и широкоформатные. В некоторых случаях не нужно тратиться на дорогое широкоформатное оборудование, а можно обойтись менее дешевым с узким форматом печати. Например, этот вариант стоит рассмотреть, если вы собираетесь печатать этикетку.
Кроме этого, бывают листовые и рулонные машины флексографской печати. В первом случае материал (гофрокартон и другие толстые материалы) подается в виде отдельных листов. В противном случае материал поступает в виде рулона, который уже после процесса печатания разрезается или сматывается в рулон, для следующих операций.
Как правило, рулонные печатные машины флексографской печати обеспечивают большую скорость печати но немного менее точное совмещение красок.
Тампопечать или тампонная печать
Изначально тампопечать возникла в Швейцарии. Здесь с помощью данного метода наносили изображение на циферблаты всем нам хорошо известных швейцарских часов. Тогда еще эта процедура происходила посредством тампона из желатина, с помощью которого переносили изображение.
В ХХ веке была разработана и запущена первая электрическая машина для тампопечати.
Появившиеся позже тампоны из вулканизированного силикона повлекли за собой всплеск популярности и востребованности тампонной печати, наблюдающийся и по сей день.
В основе принципа тампонной печати лежит метод, напоминающий глубокую печать. Печатное изображение наносится с помощью тампона или роллера.
На данный момент с помощью этого метода запечатывают различные предметы с разными характеристиками структуры и формы (значки, теннисные мячи, шариковые ручки, одежду и т.д.).
Метод «печать по сырому», часто применяемый в тампопечати, позволяет наносить несколько красок одновременно.
Кроме всего прочего, следует отметить, что печать растровых изображений высокого качества, так горячо любимых в век компьютерных технологий, посредством метода тампонной печати не только возможна, но и дает хорошие результаты.
Шелкография
Передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска.
Для печати можно использовать абсолютно любые поверхности — стекло, пластмассу, кожу, бумагу, картон, дерево и т.д., а при использовании специальных форм возможна печать даже на искривлённых поверхностях и реальных предметах. Одним из непреодолимых недостатков шёлкографического метода печати является низкая разрешающая способность (50-70 dpi или 50 lpi), вызванная невозможностью сильного уменьшения радиуса ячеек трафарета.
Полноцветное изображение, так же как и при офсетной печати, создаётся путём смешОльгаия базовых цветов (цветовая схема CMYK), однако из-за низкой разрешающей способности метода и плохой смешиваемости используемых красок, качество оттиска получается заметно хуже офсетного. Для закрепления красок на не впитывающих поверхностях (стекло, пластмасса, металл и т.д.) обычно используют УФ-закрепление. Т.е. под действием ультрафиолетового излучения специальная краска полимеризуется в лак с хорошим коэффициентом сцепления с материалом подложки.
Шелкографическая печать позволяет наносить более толстый слой краски, нежели в офсетной печати, за счет чего можно получать яркие и насыщенные изображения на материалах с сильными впитывающими свойствами. Есть возможность создания рельефного изображения, которое ощущается тактильно, без применения дополнительной обработки. Делаем вывод: способ прекрасно подходит для объемов в сотни и тысячи экземпляров, поскольку трафарет обладает высокой износостойкостью и скоростью изготовления, но большой стоимостью из-за предварительных этапов подготовки. Правда, лишь шелкографическая печать позволяет использовать термоподъем: на свежую краску наносится порошок, который под действием высокой температуры расплавляется, образуя выпуклость. Лишние крупинки, которые не прилипли, удаляются обычным стряхиванием или вакуумом.
Офсетная печать
Вид печати, при которой краска передается с печатной формы па промежуточный цилиндр, покрытый резиной, и с него на бумагу. Офсетная печать представляет собой выполнение изображения в несколько этапов. Первоначально краска наносится на печатный фал, который представляет собой цилиндр, покрытый светочувствительным слоем. Форма избирательно освещается, после чего засвеченные части становятся олиофобными, т.е. притягивают воду, но отталкивают маслосодержащую жидкость, в частности краску. С «темными» частями печатного валика ситуация обратная: краска прилипает, формируя конечное изображение. После этого печатный валик контактируется с офсетным цилиндром, который наносит изображение на бумагу. Использование дополнительного валика продлевает срок службы светочувствительного покрытия и способствует более ровному нанесению краски. После контакта валики промываются чистой водой.
Многоцветная офсетная печать представляет собой последовательное прохождение бумаги под валиками, которые покрываются разной краской. В основном при печати используется не стандартное компьютерное смешение трех цветов, и полиграфическая композиция с 4 различными тонами (CMYK). Подобная технология позволяет получать высококачественное изображение. Достаточно один раз настроить аппарат, чтобы получать множество копий без остановки оборудования. Офсетная печать может применяться для продукции различного размера: флаеры, календари, буклеты, визитки. В последнем случае не стоит применять подобную технологию для количества в несколько сот экземпляров.
Перед каждым макетом необходимо некоторое время для перенастройки аппарата, а скорость его работы очень высокая, поэтому печатать даже 300 визиток абсолютно нерентабельна. Кроме того, офсетная печать грешит относительно долгим высыханием краски. Чтобы ускорить этот процесс и защитить продукцию от царапин используются новые УФ-краски, которые мгновенно застывают после экспонирования коротковолновым излучением, позволяя заниматься окончательно обработкой сразу после выхода продукции. Секрет заключается в ускоренной полимеризации краски, после чего она не только не стирается, но и не смывается водой. Такие краски позволяют выполнять печать на пластике и картоне.
Делаем вывод: офсетная печать хороша для большого объема, который позволит перекрыть расходы на УФ-краску и настройку аппарата – больше пятисот экземпляров визиток и, например, сотни календарей
Первые прототипы первого печатного станка
Самые первые варианты печатного оборудования появились в Китае, в 105 г. до н.э. К этому времени они научились наносить текст на камнях, писать чернилами, а затем и печатать их на бумаге. Разработанная техника используется и сегодня, когда применяются резиновые штампы. Древние китайские методы печати были переданы арабским купцам, которые позже завезли их в Европу в XIV веке.
Печатный станок Йоханнеса Гутенберга
Йоханнес Гутенберг был жителем Германии в XV веке. Он был довольно беден, но понял, что сможет много и быстро заработать, массово печатая книги и другие материалы. Он создал металлические блоки, каждый из которых содержал по одному символу: букве, цифре, знаку препинания. Они применялись в нужном порядке для создания любого вида текста. Этот процесс известен как подвижной способ печати, потому как символы перемещаются. Гутенберг также решил создать механизм, который позволит копировать текст, избавляя от необходимости делать это вручную. Только после его смерти оборудование, созданное им, приобрело популярность.
Последующие типы печатных машин
В течение последующих столетий изобретатели экспериментировали с техникой Гутенберга, чтобы создать лучшие печатные машины. Они понимали ценность преимущества его метода, предполагающего создание металлических блоков с одним символом, перед ручными записями. Позже, в начале XIX века человек по имени Фридерик Коэниг разработал паровой вариант оборудования, которое печатало еще быстрее. Следующим важным шагом в развитии печати была идея использования бумаги в больших рулонах вместо отдельных листов. Это позволило машинам печатать еще быстрее, а впоследствии появилась и порезка.
Печатные машины в США
Когда переселенцы из Европы только начали мигрировать в Америку, печатного оборудования не было, либо оно использовалось крайне редко. Объяснялось это, в первую очередь, тем, что оно было громоздким, сложным и дорогим в установке. Дорогими были и бумага с чернилами. Также стоял вопрос о распространении печатных материалов в такой большой стране. Более востребованными печатные машины стали в XVIII веке. К тому времени, как результаты печати стали доступными для обычных людей, печатное оборудование уже не было диковинкой. К слову, во время гражданской войны газеты стали очень важным и ценным источником информации о происходящих событиях.
Современные печатные машины
Сегодня печатные машины не работают вручную или с помощью пара. Все они являются электронными или цифровыми. Дизайнеры отправляют в типографию проект в цифровом виде. Там печатное оборудование его настраивает, отправляет на печать. Сегодня массовая печать стала гораздо проще и дешевле, а процесс занимает намного меньше времени. Цифровое типографское оборудование способно печатать тысячи экземпляров материалов в минуту! Помимо больших, профессиональных машин, существуют упрощенные варианты для использования в офисах, частного применения. Обычные офисные принтеры производят материалы в меньших масштабах и объемах.
Принцип работы флексографской печатной машины
Флексография — это технология, при которой печатные формы изготовлены из гибкого материала, что позволяет печатать на различных материалах, в том числе с неровной поверхностью.
Флексографическим способом можно наносить изображения на:
- полиэтилен
- самоклейку
- бумага
- этикетку
- картон
- упаковку
- ткань
- фольгу (в том числе тонкую).
Принцип работы флексографической печатной машины следующий. На формный цилиндр закрепляется гибкая форма на которой печатные элементы выступают над пробельными.
Далее, на печатные элементы формы накатывается жидкая краска, а на пробельные она не попадает, поскольку они расположены ниже по высоте (несколько миллиметров). Такая технология дает возможность отказаться от использования увлажняющего раствора, что упрощает печатный процесс и делает результаты более стабильными.
После этого в печатную секцию попадает материал для запечатывания. Формный цилиндр из закрепленной формой прижимается к материалу, и изображение с формы переходит на материал.
Так получаем однокрасочное изображение.
Если нужно цветное, то следует изготовить 4 формы, на которые будут накатываться желтая, синяя, пурпурная и черная краски. Их можно наносить за каждый процесс поочередно, или напечатать сразу, за один прогон. Но для этого нужна флексографическая печатная машина с четырьмя печатными секциями.
В отличие от офсетной печати, в нашем случае используется менее вязкая типографская краска, что позволило отказаться от большого количества раскатывающих валиков и цилиндров. Во флексографической печатной машине всего несколько цилиндров (около трех).
Система подачи краски проста: резиновый валик купается в красочном корыте. Этот валик подает краску на керамический цилиндр с углублениями (анилоксовый), а из него специальная пластина собирает остатки краски. Тогда уже анилоксовый валик контактирует с формой, и наносит на нее краску.
Мы упрощенно описали печатный процесс, хотя на самом деле, флексографическая печатная машин — сложное и современное устройство, которое предназначено с точностью до десятых миллиметра подавать бумагу и равномерно накатывать краску.
Краска в таких видах машин может использоваться УФ, спиртовая и водная. Первый вариант немного дороже, но такие чернила имеют более стабильную вязкость, что делает процесс печати более прогнозируемым.
Кроме этого, УФ краски быстрее высыхают и имеют лучшую адгезию к запечатываемых материалов.
Флексография
Флексография является одной из разновидностей ротационной печати. Краска подается на печатные формы, очень часто выполненные из эластичных материалов. Иногда такой метод несколько ошибочно считают синонимом высокой печати. Разница заключается непосредственно в формах. Последние при высокой печати изготавливаются в виде наборов печатных элементов, которые выплавлены из гартового сплава.
Флексография, как технология печати, получила известность еще в начале XX века. Причем эта технология была запатентована значительно раньше появления самого термина “флексография” — еще в 1907 году в тексте патента “Способ печатания на бумажных мешках” Хольвегом была описана технология печатания с использованием эластичных печатных форм. В то время для печати использовались анилиновые красители, в дальнейшем для печати стали использоваться и другие краски, тем не менее, вплоть до 1952 года, использовался термин “анилиновая печать”. 21 октября 1952 года было принято решение об использовании термина “флексография”.
Флексография — способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности. Флексографию используют для печати на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве этикеток и пр. При флексографской печати запечатываемые материалы могут быть самыми разнообразными, включая и гофрокартон. Оттиски флексографской печати либо совсем не пахнут, если краска на водной основе, либо имеют запах спирта, если краска на спиртовой основе.
Флексография предназначена для печати на гибких материалах: упаковках, пакетах. Это свойство позволяет выполнять печать на гофрированном картоне, который недоступен многим другим методам. Положительной чертой является непосредственное использование красок, которые совсем не пахнут, поскольку выполнены на водной основе.
Делаем выводы: отличная технология для материалов со сложной поверхностью, а также изделий, которые можно разрешается выгибать. Стоимость производства форм несколько ниже, чем в глубокой печати, но все равно остается на довольно высоком уровне. Поэтому метод используется только для больших объемов, которые требуются постоянно.