Рабочий день
У нас восьмичасовой рабочий день. Я прихожу в офис до 12 — почему-то во всех известных мне студиях работа начинается именно с полудня. Хотя есть и редкие аниматоры-жаворонки, которые приходят в 10 и уходят тоже раньше остальных.
В офисе обычно тихо: все сидят за компьютерами в наушниках и рисуют. Иногда что-то обсуждают — например, киноновинки. Если никто не против, можно поставить саундтрек из нашего фильма.
Для работы мы используем графические планшеты. На них рисуешь стилусом, как на бумаге, а изображение появляется на компьютере.
Получив техническое задание, делаешь наброски, отдаешь режиссеру, потом отрисовываешь сцену до финального вида — аккуратно и со всеми деталями, добавляешь движения волос и одежды.
Нужно учитывать характер героя, его место в фильме — главный он или второстепенный, положительный или отрицательный. Например, в нашем мультфильме «Огонек-огниво» я часто работала над сценами с Благородной королевой и ее преданным слугой. Королева — злодейка и жертва обстоятельств, и я старалась, чтобы ее движения были скупыми и точными. А слугу, наоборот, сделала мягким, чувствительным и милым, но с активной и даже комедийной жестикуляцией — для контраста.
Мы не всегда отрисовываем сцены по порядку, после их нужно расставить по местам. Несколько раз в неделю проводится просмотр текущего материала, чтобы все были в курсе, кто что сейчас делает.
Сейчас в «Огоньке-огниве» около 8 минут моей анимации. В среднем в классической рисованной анимации диснеевского типа за день удается сделать всего одну секунду мультфильма.
После 19:30 заканчиваю работать, час еду на МЦК, иду через парк и только около 21:00 наконец захожу в квартиру, очень уставшая и голодная.
Экономия и накопления
Я не экономлю специально, но стараюсь придерживаться принципов минималистического потребления. Мне кажется, меня так воспитали: мама любит экономить, но она никогда не говорила, что мы чего-то не можем себе позволить, а всегда объясняла, почему этот предмет или продукт нам не нужен. При таком подходе ты от чего-то отказываешься осознанно и с пользой для себя.
Я предпочитаю долго обдумывать каждую покупку, искать варианты и в итоге часто прихожу к выводу, что обойдусь без этого. К тому же каждой вещи нужно место и уход, все это отнимает время, пылится, захламляет пространство. Поэтому я покупаю что-либо, только если оно мне очень нужно или очень нравится.
Мне трудно отказаться от покупок карандашей и блокнотов в художественном магазине. Еще обязательная статья расходов для людей моей специальности — это хороший компьютер с качественным монитором и графический планшет. Дома у меня 27-дюймовый Аймак, купила его в 2016 году на «Авито» тысяч за 60—70. Планшет-экран Wacom Cintiq 13 дюймов тоже взяла с рук за 35 тысяч, новый стоит около 70. Еще у меня есть планшет для поездок, тоже с функцией рисования — Surface Pro3. Его я купила новым где-то за 50 тысяч.
Для лишних денег у меня есть счет в евро. Еще я пользуюсь тревел-картой, на ней хорошо накапливаются мили. Мы стараемся много путешествовать, раза четыре в год ездим за границу, много денег уходит на билеты и отели. В молодости я часто ходила в походы, поэтому неприхотлива к условиям, главное — это впечатления.
В основном путешествуем по Европе, но были и в Японии. Ездили туда на 12 дней во время цветения сакуры и потратили по 150 000 рублей на каждого. Самым дорогим в этом путешествии был проезд по самой Японии и жилье, а самым дешевым и очень вкусным — еда. К сожалению, нам не удалось попасть в музей моего вдохновителя Миядзаки, билеты туда раскупают молниеносно. Придется ехать снова.
Мультивирус
«Любой художник не любит делать что-то вторичное, — рассуждает Дмитрий Ловейко. — Олег не хотел повторять успешные проекты, которые уже были в России. Как человек с маркетинговым опытом я был с ним согласен».
«Смешарики», «Лунтик» и большинство российских анимационных сериалов были двухмерными. «Маша и Медведь» изначально создавался как трёхмерный мультфильм, а это недешёвое удовольствие.
Изготовление каждой серии обходится «Анимаккорду» в $250-300 тысяч, «Смешарики», для сравнения, стоят около $70 тыс. К настоящему времени снято уже более 200 серий «Смешариков» и почти 400 «Лунтика»
Большое количество серий важно для телевидения, поскольку позволяет наладить бесперебойную ротацию
Студия «Анимаккорд» за пять лет выпустила лишь 30 эпизодов. А когда Ловейко в конце 2008 года начал переговоры с телевизионщиками, в его активе было и вовсе две серии по семь минут каждая. Но молодому проекту помог кризис. Самый популярный детский ТВ-проект в России — передача «Спокойной ночи, малыши!» Платят телевизионщики правообладателям мало (от $100 до $1000 за минуту в зависимости от канала), но попадание в эту программу гарантирует мультфильму популярность. Как правило, мультфильмы проходят строгий отбор и ждут своей очереди, которая может растянуться на годы. В 2009 году ситуация оказалась иной: ВГТРК испытывала явный дефицит нового контента. Государство в разы сократило финансирование мультипликации, закрылись несколько небольших частных студий, и количество новых мультфильмов резко упало. Кроме того, «Смешарики», которые были одним из главных партнёров «Спокойной ночи, малыши!», ушли на СТС, где ГК «Рики» создала собственную передачу.
Доходы
Моя зарплата — 80 тысяч. Больше — думаю, от 100 тысяч рублей — получают супервайзеры и режиссеры анимации, но на них и ответственность больше. Супервайзер пишет или рисует комментарии к сценам других аниматоров, дает правки по тому, как улучшить анимацию, соблюдать выбранный стиль. Режиссер больше следит за смыслом сцен, монтажом и процессами на производстве в целом. В будущем я могу претендовать на эти должности: в своем дипломном фильме я была режиссером и комментировать чужую работу тоже умею.
На некоторых студиях есть градация: стажер, начинающий аниматор, средний аниматор и ведущий аниматор. Последний делает самые сложные сцены, работает максимально эффективно и получает больше, чем начинающие и средние аниматоры, — от 80 тысяч рублей.
У нас в студии многие аниматоры работают на фрилансе и получают оплату за сделанные сцены: чем больше сдашь, тем больше получишь. Но, поскольку это очень кропотливое дело, одновременно много и хорошо не получается. Зато у фрилансеров свободный график, они могут брать несколько проектов одновременно.
Меня устраивает зарплата, поэтому подработки я не беру. Но вообще их достаточно легко найти: есть чаты и группы для художников, где дают объявления. Бывает, знакомые пишут с какими-то идеями. А если у вас есть портфолио, в интернете будут просто писать люди со своими предложениями. Это могут быть продюсеры рекламных компаний или хэдхантеры с новых проектов анимационных студий. А могут попасться желающие сделать анимированную поздравительную открытку или клип для группы. Такие клиенты обычно обращаются в последний момент и хотят получить через неделю «маленький мультик минут на 10, типа как у Диснея».
Можно, конечно, сделать анимацию попроще, это будет быстрее и дешевле, но не как у Диснея. Впрочем, клиент, скорее всего, этого не заметит.
Фрилансер может заработать от 15 000 рублей, если нужно сделать что-то очень маленькое и простое, до 100 000 рублей и больше, если это серьезный профессиональный заказ.
Медведь в яйце
Картонная упаковка в форме ретротелевизора, внутри детский шампунь, бальзам и пена для ванны. Дмитрий Ловейко увлечённо крутит ручки «телевизора», на «экране»-этикетке прокручивается комикс «Маша и Медведь». «Бренд формируется не только самим мультфильмом, но и теми товарами, где он используется», — говорит Дмитрий.
Шампунь в необычной упаковке придумали в компании «Альфа-студио». Три года назад этот крупный дистрибутор бытовой химии и косметики решил заняться аутсорсинговым производством. Создавать собственный бренд с нуля было рискованно, так что компания выбрала «Машу и Медведя». «Мы относимся к этому бренду как к своему собственному», — говорит директор по развитию продуктов «Альфа-студио» Юлия Беседина. По её словам, в прошлом году удалось продать 2,5 млн штук из косметической линии «Маша и Медведь». Средняя розничная цена одного флакона — 89 рублей. Для нишевого продукта, предназначенного для девочек двух-пяти лет, такие продажи — очень хороший результат.
«Анимаккорд» работает с производителями через профессионального посредника — датское лицензионное агентство Kidz Entertainment. Оно настояло на том, чтобы «Анимаккорд» сделал ставку на эксклюзивные контракты и крупных производителей.
У правообладателя популярного мультфильма два пути работы с лицензиями — продавать право на использование бренда всем производителям либо выделить пул лучших и отдать им эксклюзивные права в рамках какой-нибудь товарной категории. Ведь крупные производители не будут работать с чужим брендом, если его выпускает небольшой и локальный конкурент.
В 2010-2011 годах Ловейко начал сотрудничать с такими клиентами, как Ferrero, Metro, Chupa Chups, Orkla и другими корпорациями. «Герои мультсериала «Маша и Медведь» стали первыми и пока единственными российскими персонажами в коллекции игрушек «Kinder Сюрприз»», — говорит PR-директор Ferrero Russia Марина Татарская. Раньше Ferrero работала только с Disney-Pixar, DreamWorks, Warner Bros.
Всего у «Анимаккорда» более 70 лицензиатов, которые выпускают свыше 2500 наименований товаров. У «Смешариков» 60 партнёров. Выйти на операционную прибыль Ловейко удалось за два с половиной года, а вернуть инвестиции — за пять лет.
Расти ещё есть куда. В России продукция, выпущенная по лицензиям, занимает около 20% детского рынка. По данным ассоциации LIMA, в Европе популярные мультипликационные герои используются для продвижения 40% детских товаров, в США — более 60%.
Но вот проблема: в России пираты встречаются не только в интернете, но и среди производителей.
О расходах: сколько стоит профессия
— Сколько денег надо потратить на вход в профессию? На обучение, антураж
С.С.: В среднем неплохие курсы по таро в России стоят от 40 000 до 100 000 рублей. Есть варианты дешевле, но и знаний дают значительно меньше. Помимо платы за знания, тарологу еще понадобится 400 — 600 рублей на колоду для работы. Колода — это расходный материал, потому раз в три — шесть месяцев при интенсивной работе специалист будет ее менять. Что касается прочего антуража, таролог — это не гадалка. Ему не нужны мистические атрибуты. Да, есть те, кому комфортнее гадать на красивой скатерти или принимать клиентов с зажженной свечой. Но это скорее личные помощники для настройки на работу, чем обязательный атрибут.
В.М.: Возможно, вы удивитесь, но затраты на антураж за все годы составили ровно 0 рублей. Зато вклад в себя достиг 1 158 000 рублей (да, у меня есть точная цифра).
Примерно половина суммы — эзотерическое обучение. Я изучал не только таро, но и другие прорицательные инструменты (как хорарная астрология), чтобы иметь под рукой быстрый способ проверки. Еще изучал коррекционные техники. Клиент готов заплатить больше, если ты не просто гадалка, а можешь разрешить его ситуацию на месте. Не просто разложить карты, а расставить сверху свечи и скорректировать расклад.
Другая половина суммы — академическое обучение. За эти годы я получил образование психолога и гипнолога. Гипноз — это не «пускать пыль в глаза». Я погружаю клиента в его будущее, чтобы смоделировать путь до желаемого результата и найти решение.
— Стоит ли сейчас идти в тарологи?
В.М.: Если человек просто ищет, где бы заработать — идти в таро не стоит. Что-то становится популярным, и возникает иллюзия, что там легко. «Все пошли в айти — и я пойду. Все пошли в таро — и я с ними». Если пойти в таро без любви к процессу и готовности постоянно вкладывать в дообучение по смежным темам, то можно обнаружить, что за плечами десять лет стажа, а у тебя до сих пор два клиента в месяц за 500 рублей.
Также ошибка думать, что у тарологов магическое мышление. У хороших тарологов мышление на стыке образного и, внезапно, аналитического. Поэтому они могут и толковать сочетание пяти карт в одну общую картинку, и принимать правильные решения в ходе консультации. Если человек не может в образы и аналитику — ему тоже не стоит идти в таро.
Сколько времени занимает создание мультфильма
Сроки производства зависят от технологии, формата проекта, масштаба команды.
3–6 месяцев активной работы без пауз уходит на создание одного эпизода мультсериала хронометражем 7–11 минут. В производстве одновременно находится 5–10 серий, каждая на своём этапе создания. Над проектом может работать творческая группа от 30 человек (как в мультсериале «Чуч-Мяуч») до 80 человек (как в «Ну, погоди! Каникулы»).
1 год может уйти на создание авторской короткометражки (видео до 15 минут), над которой работают несколько человек.
3,5 года — средний срок производства полнометражной картины (видео дольше 52 минут). Над ней обычно работают около 80 человек. До полугода уходит на разработку художественной концепции и сценария. Ещё три года — на реализацию.
Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает
Читать подробнее
Всё-таки война
Начиная с 2011 года «Анимаккорд» столкнулся с валом контрафактной продукции. Небольшие производители из Китая, России и Белоруссии выпускают игрушки, магниты, продукты питания и другие товары под брендом «Маша и Медведь», не выплачивая «Анимаккорду» роялти. Если китайская продукция ещё отслеживается на таможне, то российскую и белорусскую можно найти уже только на полках магазинов.
В Рунете Ловейко проводит либеральную политику в отношениях с пиратами, а в офлайне объявил им войну. Сейчас в судах находятся более 300 исков к контрафактным производителям товаров, использующим образы «Маша и Медведя». Ещё около 2000 исков «Анимаккорд» собирается подать в течение 2013 года. Для этого Ловейко нанял юридическую компанию «Эдельвейс», свыше 50 сотрудников которой отслеживают розницу в более чем 20 российских регионах. Эта борьба напоминает войну с ветряными мельницами: стоит оштрафовать одного производителя, как на его место приходят несколько новых. Штрафы для небольшого магазина достигают 50 000 рублей, для сетевой розницы — в разы выше.
Популярное за неделю
Льготы, пособия и скидки для студентов
1559
Как получить отсрочку от армии
528
Как получить помощь психолога бесплатно: 15 способов
46132
Как понять, что любовь настоящая: 5 зеленых флагов в отношениях
3147
Как я похудела на 7,5 кг до комфортных 61,5 кг
316
Вижу сообщения, что отказаться от сдачи биометрии можно только до 1 сентября: как на самом деле
5218
50 лучших полнометражных мультфильмов всех времен
42137
8 достопримечательностей России, которые заменили нам мировые
92205
Рецепт пышной шарлотки с яблоками
2766
Как живет главный специалист по продвижению в Санкт-Петербурге с зарплатой 84 335 ₽
3817
О доходах: за какие расклады готовы платить
— Современный таролог это кто?
Сергей Савченко: Рынок таро-услуг пока, скажем так, «не окультурен». Тарологом себя может назвать каждый: и девочка-подросток, которая купила колоду и учит значения по приложенной к колоде инструкции, и опытный специалист с сотнями успешных гаданий за спиной и постоянно совершенствующий знания. Но тенденция к окультуриванию услуг есть. Постепенно появляются школы с государственной регистрацией, которые выдают дипломы о профпереподготовке в сфере таро-консультирования. Как правило, оно указывается как одно из направлений психологии.
Еще недавно в представлении людей тарологом была женщина с мрачным макияжем, в перстнях, странных одеждах, принимающая в темной комнате и совершающая разные пугающие ритуалы. Проще говоря, тарологов отождествляли с гадалками. Но таролог — это не гадалка. Таролог — это обученный специалист, умеющий с помощью карт считывать информацию и предоставлять клиенту. Современного таролога в толпе никак не отличишь.
Владислав Маркелл: Хороший таролог — не просто человек, раскладывающий карты. Это и коуч, и психоаналитик, и экстрасенс в одном флаконе. Если мастер может за сеанс-два решить проблему многолетнего одиночества и потерь в бизнесе, вытащить человека из череды тотальных потерь — ему будут готовы платить, причем много. Так, консультация, в которую заложено решение проблемы, может стоить уже 25 000 рублей, и это не предел.
— Сколько зарабатывают успешные тарологи, а сколько те, кто только начинает?
С.С.: В интернете можно найти «тарологов», которые берут 150 — 350 рублей за расклад по принципу «лишь бы был клиент». Но в среднем за один вопрос специалисты берут от 500 рублей, а за полноценную консультацию длительностью до часа — от 1 500 рублей. Цена за часовую консультацию варьируется от 5 000 до 10 000 рублей.
Если таролог принимает, например, по клиенту в день и только по будням, а это 20 консультаций в месяц, то заработок будет варьироваться от 100 000 до 200 000 рублей. Если таро это только дополнительный, а не основной доход, то специалист зарабатывает от 70 000 до 100 000 рублей в месяц.
В.М.: Клиент платит не за расклад карт, а за максимально конкретный ответ без воды плюс решение своей больной мозоли. На самом деле клиенту без разницы, как ты будешь решать его вопрос после расклада: гипнотерапией или свечами на алтаре. Просто реши — и в следующий раз клиент вернется тебе с благодарностью.
За твердый, измеримый результат (ушли расходы, пришел жених) платят больше, чем за мягкий. Мягкие — это вопросы в стиле: «Советуют ли мне что-то высшие силы?», «Есть ли опасность, от которой вы можете меня предостеречь?» Некоторые тарологи работают только с «духовными вопросами», а к темам денег и отношений относятся с презрением. Вся тайна в том, что ответы на мягкие, «духовные вопросы» принципиально не проверяемы, работать с ними проще.
Перспективы анимации в России
Отечественная анимация, в отличие от западной, развивалась вне мировой индустрии. В СССР она полностью находилась на госфинансировании, и это позволило авторам развить множество школ и техник. Такого разнообразия нет почти нигде в мире, что делает российскую анимацию феноменальной.
Но в начале 1990-х отрасль лишилась господдержки и почти перестала существовать. Только с начала 2000-х анимация в России стала развиваться как коммерческое направление, а не только как искусство. За последние 10 лет объём анимационного рынка в стране вырос в пять раз: в 2011 году он был чуть меньше 4 миллиардов рублей, а в 2021 году составил 20 миллиардов рублей. Увеличилось число игроков рынка: в 2011 году работало 30 компаний, сейчас — 80. Однако на международной арене российская анимация пока занимает 1%.
При этом она обладает колоссальным потенциалом, который можно раскрыть, если нарастить объёмы производства. Для этого нужно больше компетентных специалистов.
«Всегда в дефиците аниматоры, а сейчас также специфические технические специалисты — по рендерингу, компоузингу, лейауту. Без них невозможно массовое производство. Общемировая проблема — нехватка сценаристов, способных создавать вселенные, которые смогут годами жить своей жизнью и порождать сценарные ответвления», — отмечает Борис Машковцев.
Высшее образование
Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Вы научитесь создавать анимированные рекламные ролики и спецэффекты для фильмов, а также 2D- и 3D-моделированию и моушн-дизайну. Студенты проходят практику на ведущей анимационной киностудии страны «Союзмультфильм». К выпуску имеют собственное портфолио, которое помогает им трудоустроиться. Например, начинающие 3D-аниматоры получают от 160 тысяч рублей, а художники анимации – от 200 тысяч рублей.
Узнать, как поступить
Место работы
Последние три года я работаю на полнометражном анимационном фильме «Огонек-огниво». Выход в прокат планируется в 2020 году. Это проект кинокомпании «Вверх», но наш офис существует как отдельная анимационная студия. Бюджет мультфильмов такого плана — от 4 миллионов долларов.
Хронометраж нашего мультфильма — 89 минут, сейчас он практически готов, заканчивают последние минуты анимации. Три года — нормальный срок для создания полного метра. Конечно, если усовершенствовать техническую часть и нанять больше аниматоров и художников, можно уложиться и в два, но без длительной подготовки к проекту и разработки сценария все равно не обойтись.
Сценарий для фильма писала мой мастер из ВГИКа, так я о нем и узнала. При приеме на работу смотрели портфолио. Тестовые задания оплачивались, если в итоге шли в дело. У меня было что-то вроде испытательного срока — пара месяцев, чтобы притереться и понять, чем именно мне предстоит заниматься. Затем я девять месяцев занималась раскадровкой и сделала примерно треть фильма. Потом перешла непосредственно к анимации.
На нашем мультфильме занято около 70 человек: 30 на студии, остальные удаленно. У нас разновозрастная команда: есть недавние выпускники, а есть «динозавры», которые работали на всех российских анимационных проектах. Это познавательно, но найти общий язык получается не всегда.
Финансовая цель
Я бы хотела свою студию. Сейчас разрабатываю собственный образовательный проект для детей, у меня есть и другие идеи — в основном мобильные приложения с анимацией и играми, их проще запустить и монетизировать. Чтобы заплатить другим людям за работу над прототипом, нужна некоторая стартовая сумма, как минимум 3000 евро. В принципе, столько у меня уже накоплено. Конечно, я боюсь нестабильности, боюсь, что проект не найдет инвесторов и не окупится, но сейчас я ничего не теряю.
Также нужна подушка безопасности, желательно от полумиллиона рублей.
И еще хотелось бы, чтобы была возможность помогать родителям в старости. Все нужное они себе уже купили, теперь это надо содержать.
Анимация вручную и на компьютере
Разделяют аналоговые и компьютерные техники анимации
. Первые — исключительно ручной покадровый труд. Это может быть рисованная на кальке анимация или анимация, выполненная в технике перекладки деталей — элементов фона, персонажа, разных объектов. Перемещая их, можно создать движущиеся картинки.
Существуют кукольная и пластилиновая техники, когда на сцене-макете покадрово перемещаются и фиксируются на камеру объекты, персонажи.
Анимация — искусство, не знающее границ. Есть, например, такие необычные его виды, как игольчатый экран Александра Алексеева. В раме расположены тысячи тонких игл, если надавить на них каким-либо предметом, они повторят его очертания. Используя при этом приёмы светотени, можно добиться интересной картинки. Есть также мультфильмы из песка, лоскутков, нитей.
Борис Машковцев
Традиционные техники сейчас задействуют в основном в авторской анимации, которая выступает полем для экспериментов. Её можно отнести скорее к фестивальному кино. Сделать с помощью традиционных техник массовый продукт (полнометражный фильм, сериал) — крайне трудоёмкий процесс. Сравните: в 1970-е годы студия производила 30 короткометражных мультфильмов в год, а теперь — 300 серий в год. Создавать нужно много и быстро, поэтому на передовой — компьютерные техники.
К ним относится, например, тоже рисованная анимация, но созданная с помощью стилуса и тачпада. Также есть анимация с применением компьютерной перекладки. Это тоже ручная покадровая работа, но с помощью современных технологий. Существует электронная библиотека деталей, из которых авторы конструируют персонажей. Аниматоры заставляют их двигаться, меняя положение заранее заготовленных элементов.
Анимация одинаково массово производится в 2D- и 3D-техниках. Это позволяет создавать разнообразный контент для ТВ-каналов, обычных и онлайн-кинотеатров, стриминговых платформ, соцсетей в больших объёмах.
Некорректно говорить, что какие-то виды анимации устаревают. Иногда традиционное искусство возрождается в массовых продуктах. Например, кукольная анимация выстрелила в мультфильмах «Труп невесты» (2005) режиссёра Тима Бёртона, «Коралина в стране кошмаров» (2008) режиссёра Генри Селика, в российском мультфильме «Гофманиада» (2018) режиссёра Станислава Соколова.
Часто компьютерные техники совмещают друг с другом, с традиционными техниками или интегрируют их в художественные фильмы. Например, в октябре 2022 года вышел трейлер фильма «Чебурашка», в котором наряду с актёрами Сергеем Гармашом и Фёдором Добронравовым действует анимированный персонаж. Чтобы наделить его движениями и мимикой, использовали технологию Motion Capture, позволяющую оцифровать игру реального актёра. Созданного с помощью техники 3D CGI героя интегрировали в снятый на натуре фильм. Для этого сейчас есть десятки специальных программ.
«Мы танцуем и занимаемся пантомимой» – история студентки, которая учится на мультипликатора
Читать подробнее
Клуб находчивых
История управляющего директора компании «Анимаккорд» Дмитрия Ловейко — наглядное подтверждение, что бывших кавээнщиков не бывает. Дмитрий стал активным участником игр КВН, когда изучал математику в Новосибирском государственном университете. Команда КВН НГУ в конце 1980-х стала трёхкратным победителем игр. Вместе с Дмитрием в ней участвовали, например, будущие телеведущие Татьяна Лазарева, Александр Пушной, Андрей Бочаров.
Однако Ловейко на телевидении работать не хотел, а после вуза преподавал в НГУ и изучал искусственный интеллект. В начале 1990-х университетские друзья позвали Дмитрия в бизнес. Их компания «Нонолет» открывала в Новосибирске филиал радио «Европа плюс», автоцентры Nissan, занималась пищевым бизнесом. Ловейко возглавлял Новосибирский комбинат хлебопродуктов N2, а в середине 2000-х стал директором по развитию НПО «Взлёт».
Малая авиация оказалась не самым прибыльным бизнесом, и новосибирцы решили заняться детским ритейлом. Так они познакомились с Олегом Кузовковым, который несколько лет занимался анимацией в Лос-Анджелесе и, наконец, вернулся в Россию с мечтой о собственном мультфильме.
Расходы
Наш с мужем бюджет можно назвать частично совместным. Как правило, одежду и личные вещи каждый покупает для себя, а дом, еду, быт оплачиваем по очереди.
Больше всего денег уходит на еду — около 17 000 Р, из них 7000 Р я трачу на ланчи в кафе. В офисе есть кухня, обед можно приносить с собой, но я не очень люблю готовить и предпочитаю выйти прогуляться. Расходы на продукты в магазине — порядка 10 000 Р. Я часто покупаю макароны и твердые сыры, могу взять рыбу или креветки по акции. Периодически беру на ужин итальянскую пиццу за 250 рублей.
Квартира у нас своя, коммунальные платежи составляют около 9000 Р. За телефон и интернет отдаю еще 700 рублей, 1800 Р кладу на проездной.
На развлечения тратится до 5000 Р. Мы ходим на стоящие фильмы и новые мультфильмы, чтобы быть в курсе новинок. А еще в музеи, на выставки, концерты, бываем в баре-бильярде и кафе с азиатской кухней. Но в основном развлекаемся прогулками по городу или в парке и делаем зарисовки с натуры.
Еще я хожу в бассейн, одно посещение стоит 400 рублей. В месяц выходит 1600 Р, но иногда трачу меньше, если пропускаю неделю.
У меня стоит автоматический ежемесячный платеж на сумму 200 рублей — пожертвование центру «Сестры», а где-то раз в полгода перечисляю 500 рублей другим фондам через «Такие дела».
Раз в полгода хожу к классной парикмахерше в дорогой салон, делаю стрижку и сложное окрашивание, которое выглядит уникально, — это обходится в 9 тысяч. Если сравнивать с бюджетными парикмахерскими, тут впечатления и результат совсем другие.
Одежду и обувь я покупаю раз в сезон, если аналогичные вещи пора сдавать в утиль, трачу на это около 6000 рублей. Косметикой не пользуюсь — я слишком ленивая для такого. Раньше покупала много книг, теперь читаю на киндле или телефоне.
Получается около 40 000 рублей в месяц регулярных трат.