Государственный долг и государственный кредит

Внешний и внутренний государственный долг

Обслуживание государственного долга

Госдолг также можно разделить на капитальный и текущий:

  1. Капитальный госдолг – общая сумма долга, необходимая для погашения всех задолженностей государства.
  2. Текущий госдолг – это стоимость обслуживания госдолга и долговые обязательства, которые необходимо погасить в текущем году.

Как государство должно отдавать свои долги? За счет прибыли своей экономики. Для сырьевых стран, как Россия, этому благоприятствует мировая цена на основной энергоноситель – нефть. Китай оказывается конкурентным за счет дешевой рабочей силы и низкой себестоимости продукции, а технологичные страны, как США или Израиль, за счет спроса на товары IT-сектора. Как известно, за последний айфон многие согласны платить серьезные суммы.

Когда у государства нет возможности погасить текущий долг, оно объявляет дефолт – признается в неплатежеспособности, невозможности отвечать по долговым обязательствам. Т.е. вроде как с соседом Васей по лестничной клетке: просишь вернуть, а Вася говорит, что все пропил. Однако последствия для экономики страны, отказавшейся возвращать долг, обычно печальны: ее ждет обвал национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы (экономика страны за это время лишится большей части инвестиций).

Каким выглядит самое очевидное решение? Чтобы избежать дефолта, в экономически сложные периоды страны просто берут новые кредиты для погашения старых. Вася тоже может перезанять, если найдет у кого. Но на уровне государств при новом займе ставка как правило возрастает – таким образом правительство перекладывает долговое бремя на будущие поколения.

Другая причина объявления дефолта – достижение лимита (потолка) госдолга. Однако этот лимит устанавливается правительственными органами самого государства, поэтому на практике ограничения просто расширяют. Например, США за последние 20 лет для предотвращения фискальных разрывов и технических дефолтов пользовалось этой возможностью не менее 3 раз.

Негативные последствия государственного долга

Замечание 3

Основная тяжесть государственного долга заключается в необходимости ежегодного отчисления процентных платежей за пользование заемными средствами.

Рост государственного долга является одной из наиболее опасных проблем для экономики страны и влечет за собой ряд негативных последствий:

  1. передача части созданного национального продукта за рубеж при обслуживании внешнего долга, что может привести к снижению международного авторитета страны и дефолту.

  2. усиление неравенства доходов и рост темпов инфляции, что усиливает неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах социально-экономического развития страны.

  3. рост налогов и всемерное сокращение государственных расходов в случае критической величины государственного долга.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом включает в себя денежные мероприятия страны, связанные с использованием долговых отношений, нацеленные на погашение имеющихся долговых обязательств, а также формирование благоприятных условий для социально-экономического развития страны. Управление государственным долгом является одним из важных направлений финансово-бюджетной политики. Управление государственным долгом связано с деятельностью страны как на внутренних, так и на внешних денежных рынках в качестве гаранта или заемщика

При управлении во внимание принимаются привлеченные методом размещения ценных бумаг денежные ресурсы, обслуживание и погашение долга

Лучшим способом обслуживания и погашения государственного долга является своевременный возврат основной суммы и начисленных по ней процентов. Однако не всегда планы государства обеспечиваются реальными возможностями. Могут возникнуть неожиданные обстоятельства, связанные с политическими, социальными или финансовыми проблемами. В таком случае возникает потребность в отсрочке по выплате процентов или уплате базовой суммы, либо в изменении критериев и условий долга, а в самом плохом случае — в абсолютном отказе от выплат. Если график платежей перестаёт соблюдаться, можно предположить возникновение долгового кризиса. В такой ситуации правительству приходится прибегать к различным методам регулирования государственного долга.

В управлении государственным долгом как процессе можно выделить три этапа:

  • на первом этапе устанавливаются максимальные размеры планируемых на бюджетный период заимствований, определяются инструменты, с помощью которых будут привлекаться ресурсы, намечаются пути повышения эффективности их применения,
  • на втором этапе происходит привлечение ресурсов на внешних или внутренних денежных рынках. Для этого выпускаются и размещаются государственные ценные бумаги, получаются кредиты или предоставляются гарантии. Эти способы нацелены на то, чтобы финансировать текущие бюджетные расходы или инвестиционные планы,
  • на третьем этапе государство ищет источники денежных ресурсов для того, чтобы обслуживать или погашать государственный долг, снижать совокупные потери, своевременно выполнять долговые обещания.

Можно выделить два способа управления государственным долгом:

  • административные методы, базирующиеся на точном и быстром исполнении постановлений органов власти и управления. При применении этих методов не производится оценка финансовой эффективности и результатов предпринимаемых действий по управлению государственным долгом,
  • финансовые методы, заключающиеся в выборе форм и способов обеспечения погашения долга на основе анализа денежных показателей. Эти методы ориентированы на то, чтобы максимизировать эффект от привлекаемых ресурсов при минимизации издержек, связанных с обслуживанием и погашением этого долга.

Если государство испытывает проблемы с тем, чтобы выполнить ранее взятые обязательства в части погашения и обслуживания государственной задолженности, оно может обратиться к специфическим инструментам:

  • Рефинансированию,
  • Конверсии,
  • Консолидации,
  • Реструктуризации,
  • Аннулированию.

Под рефинансированием понимают выпуск новых займов для того, чтобы покрыть ранее выпущенные долговые обещания.

Конверсией займов называют применение разнообразных механизмов замещения государственного долга обязательствами других видов, менее обременительных для экономики страны.

Консолидацией займов называют изменение срока действия выпущенных ранее обязательств.

Под реструктуризацией долга понимают процесс погашения долговых обязательств с параллельным осуществлением новых заимствований.

Аннулированием называется отказ от всех ранее взятых на себя обязательств.

Аннулирование наносит непоправимый ущерб репутации страны. После аннулирования правительству будет сложно найти новых кредиторов.

Когда бюджетных средств не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефолт – банкротство государства.

Корпоративные долги

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейшего компании, имеющего доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшего акционером выступает государство. Поэтому не исключается, что в случае дефолта иностранным кредиторам можно попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнему долгу экономисты, как правило, пользуются показателем отношений его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: Россия занимает 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства – это политика в области налогообложением и государственного расхода. Бюджетный дефицит – это важнейший обобщающий показатель фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственному долгу – в долгосрочном.

Существует различия экономических методов, применяемых государством чтобы балансировать бюджетом и регулирования экономического цикла. Политика, которая направлена на сглаживание колебания экономики и преодоление негативных последствий спадов носит название фискальной политики. Фискальная политика в ходе экономического цикла подразделяет на несколько видов:

Дискреционной фискальной политикой – политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, оказывающую стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада. Она включает: 1. Увеличивать государственные расходы. 2. Снижать налоги. 3. Увеличивать государственные расходы с одновременным снижением налогов.

Если в исходном пункте имеет место сбалансированного бюджета, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономика имеет место вызванная избыточного спроса инфляция, этому случаю соответствует сдерживающей (контрактивной) фискальной политики, которая оказывает сдерживающее воздействие на совокупного спроса в период экономического подъема. Она включает:

1. Уменьшить правительственные расходы. 2. Увеличить налоги. 3. Уменьшить правительственные расходы при увеличении налогов.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительные сальдо правительственного бюджета, в случае когда перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией

Однако важно помнить о том, что размерами чистого национального продукта зависящие не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютного размера бюджета

Главным показателем бюджета можно считать размер бюджетного дефицита (излишка).

При данной величине дефицита государственным бюджетом его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величину бюджетного излишка его дефляционным влиянием зависит от того, как он будет ликвидируется.

Отрицательные последствия накопления государственного долга

Помимо перечисленных выше положительных моментов государственного заимствования, у этого процесса имеется и обратная сторона медали. А именно – образование государственного долга зачастую является одним из симптомов протекания в экономике кризисных процессов.

В частности, увеличение государственного долга темпами, выше темпов роста ВВП, даст ведущим рейтинговым агентствам мира повод для снижения суверенного кредитного рейтинга страны. Т.е. привлекательность государства как потенциального заемщика и эмитента финансовых инструментов, в которые могут разместить свои средства инвесторы, значительно уменьшиться.

В настоящее время высока опасность того, что внешний долг государства окажется в несколько раз больше, чем внутренний. Следствием подобной структуры государственного долга станет возрастание зависимости национальной экономики от состояния мировой экономики и доступности для нее международных рынков капитала.

Помимо экономической, повышается и политическая зависимость государства-заемщика. Особенно это касается получения кредитных ресурсов у Международного валютного фонда и Всемирного Банка. Они предъявляют к правительствам ряд условий, которые ограничивают суверенитет и независимость государств.

Государственные облигации считаются большинством участников финансового рынка наименее рискованными. Поэтому основной поток инвестиций будет направлен именно на их приобретение. Это в итоге приведет к тому, что возможности капитальных вложений в реальные сектора экономики достаточно сильно ограничиваются. Да и вообще, на рынке уменьшаются свободные ресурсы, а это вызовет увеличение ставки банковского процента по кредитным ресурсам.

Чрезмерное увеличение обязательств вызовет рост бюджетных расходов на обслуживание государственного долга. В результате это негативно скажется на хозяйственном и социальном развитии страны.

Таким образом, увеличение государственного долга может, с одной стороны, способствовать положительным изменениям в структуре общественного производства, а с другой стороны, отражать кризисные процессы в экономике страны.

Причины образования государственного долга

В основе образования госдолга лежит дефицит бюджета, состоящий в превышении расходов над доходами, который, в свою очередь, может быть образован по следующим причинам:

  1. Реализация масштабных госпрограмм по развитию экономики. Дефицит в таком случае является вполне естественным, однако большие расходы впоследствии приводят к подъему экономики и росту государственного бюджета, а значит, и к возможности компенсировать долг.
  2. Спад экономики и сокращение производственных объемов приводит к уменьшению поступающих в бюджет налоговых отчислений. При условии фиксированных расходов образуется дефицит.
  3. Милитаризация экономики, военные действия, катастрофы, эпидемии и иные чрезвычайные ситуации приводят к превышению расходов по отношению доходам.
  4. Рост инфляции выше максимально допустимого значения также приводит к резкому увеличению государственных расходов.
  5. Дефицит может возникнуть и по причине расширения трансфертных платежей, введения налоговых льгот и реализации политических интересов в определенные временные периоды, например, перед выборами.

Таким образом, рост государственных заимствований всегда происходит в трудные с точки зрения экономики периоды. Когда бюджет находится в дефиците, размер государственной задолженности растет, а при избытке бюджета, соответственно, появляется возможность погасить госдолг.

Государственный долг РФ

Государственного внешнего долга России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, которые возникают в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципального образования перед РФ, возникающего в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральных, 2,5 млрд – на муниципальных органах власти.

По времени заимствования общий внешний долг разделяют на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимального размера государственный внешний долг России достиг в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этого долга приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирован и выплачен.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнего рынка считается небольшим.

Последствия государственного долга

Госдолг влияет на экономические и социальные процессы в стране как с положительной, так и отрицательной стороны.

Положительное влияние состоит в том, что государственные заимствования выступают неинфляционным источником финансирования. Предоставление заимствованных у иных государств и международных организаций средств в виде кредитов и займов предприятиям внутри страны способствует улучшению экономики. Из этого можно сделать вывод, что разумное отношение к формированию госдолга может оказать положительное влияние на развитие государства. Однако очень часто государственные заимствования имеют отрицательные последствия:

  • Слишком большой размер государственного долга является причиной отвлечения бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития, а также требует больших расходов на обслуживание этого долга, что оказывает негативное влияние на развитие экономики страны.
  • Привлечение заемных средств приводит к снятию с рынка определенного процента финансовых ресурсов, которые можно было бы направить на инвестирование в реальный сектор экономики.
  • Увеличение государственного долга нередко приводит к необходимости роста налоговых обязательств населения или выпуска дополнительных денег. Повышение размера налогов иногда является необходимой мерой для сохранения стабильности экономики, но если налоги будут повышены до предельного значения, это приведет к потере интереса людей к труду или сокрытию доходов от государства, то есть, в стране может начаться «теневая экономика».
  • Крупные заимствования могут привести к банкротству страны, так как значительно чаще случается не погашение долга, а его неоднократное рефинансирование, что обычно приводит к повышению ставок процентов, сокращению инвестиций в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – к снижению производственного потенциала страны.
  • Усиление дифференциации населения, происходящее из-за того, что налог платят все граждане, и доход населения уменьшается в размере выплаченных налогов. Эти средства поступают к тем, кто ранее купил ценные бумаги, то есть, к узкому кругу обеспеченных людей. Как результат – увеличивается разница между благосостоянием разных слоев населения.

Из приведенной выше информации видно, что отрицательных последствий государственного долга значительно больше, чем положительных. Только разумный подход к использованию государственных займов может снизить их отрицательное воздействие на экономические и социальные процессы в стране.

Правительство в любой момент может отказаться платить

Да, экономика США является крупнейшей в мире, а сами Соединенные Штаты Америки позиционируют себя в роли «Мирового жандарма», что дает возможность многим думать о том, что США в один прекрасный момент сможет беспрепятственно и свободно отказаться платить по своим долгам. Апогеем данного заблуждения есть и то, что некоторые уверенные, что правительство США имеет возможность выбирать, кому платить, а кому не платить.

К примеру, если у США натянуты отношения с КНР, то власти могут принять решение не производить оплату по тем облигациям, которые находятся у КНР по размеру на 2 трлн. долларов. Данный факт моментально приведет к уничтожению доверия к правительству США и обрушит экономику «Мирового жандарма».

Возможности выборочного дефолта, то есть по тем облигациям,  находящимся на балансе Федеральной Резервной Системы (около 2,46 трлн. долларов).

Такой вариант был бы возможен, но учитывает роль самой ФРС для экономики США, результатом такого дефолта в любом случае будет дефолт всей страны.

Составляющие государственного долга

Разберемся с некоторой путаницей в понятиях. Строго говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг. Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны, обеспеченные правительством. А внешний долг страны это ее долговые обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными фондами (например, МВФ).

Сумма этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства (госдолг). Обычно сюда же включаются проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.

Составляющие государственного долга в разных странах могут заметно отличаются. Например, в России госдолгом считается обязательства:

  • федеральных органов власти
  • Центробанка
  • субъектов РФ
  • долги третьих лиц, гарантированные правительством страны (гос. гарантии).

Государственные гарантии возникают, когда правительство дает письменное согласие отвечать за долги частных организаций: это один из методов поддержки стратегических и системообразующих предприятий.

В США понятие госдолга намного ýже: в него входят лишь обязательства федерального правительства. То есть ни долги отдельных штатов, ни долги физических и юридических лиц, гарантированные государством, не входят в сумму госдолга США. Зато в него включаются обязательства перед Федеральной резервной системой (ФРС).

В обоих случаях составляющими государственного долга не являются обязательства правительства по социальным, пенсионным и иным выплатам, в том числе по выплатам и компенсациям другим странам – например, по репарациям.

Что это

Государственный долг – экономический показатель, который показывает количество долгов государства перед теми, кто давал деньги в долг. В список кредиторов могут попасть:

  • Иные страны и компании, работающие за рубежом;
  • Обычные инвесторы;
  • Различные банковские организации;
  • Жители любой страны.

Основная часть государственного долга – облигации, выпускаемые страной. В Российской Федерации это облигации федерального и муниципального займа, а в Америке – казначейские облигации. Абсолютно любой частный инвестор может приобрести бумаги самостоятельно при помощи того или иного брокера.

Как покрывается и обслуживается

Взаимоотношения стран в сфере долгов ничем не отличается от аналогичных процессов у физических лиц. Любой кредит необходимо выплачивать, при этом займ облагается процентами. Чем лучше страна закрывает свои обязательство, тем больше кредитов и по более лучшим условиям оно может взять. В противном случае получить деньги будет проблематично. Особенно это касается стран, у которых большие проблемы в экономике и велик риск дефолта.

Любая страна обязана постепенно погашать взятый кредит. Имеется определенный график платежей, в котором указаны даты и суммы, а также дата завершения долга. Для оценки состояния экономики страны используется много разных критериев. Основный из них – присутствие ликвидных активов, среди которых:

  • Наличие депозитов в различных банковских организациях (коммерческих или государственных).
  • Наличие золота в достаточных количествах.
  • Разнообразные активы. Это может быть, например, запас драгоценных камней или полезных ископаемых.

Выплата кредитов происходит за счет финансов, которые накапливаются описанными выше способами. В Российской Федерации все относительно хорошо – количество запасов равно размеру государственного долга. Это позволяет не переживать по поводу «завтрашнего дня» – денег для покрытия всех обязательств хватит.

Внешний Госдолг России

При недостатке ликвидных активов правительство использует не очень комфортные для граждан способы увеличения запасов. Обычно они заключаются в увеличении размеров налоговых и акцизных сборов, а также уменьшении различных обязательных платежей.

Еще один вариант – оформить дополнительные кредиты у иных государств или собственных жителей. Как и в случае с физлицами, можно провести реструктуризацию или просто напечатать деньги. Последний способ активно используется только одним государством – Соединенными Штатами Америки, причем довольно активно.

Понятие и значение государственного долга

Государственный долг представляет собой долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иными государствами, международными финансовыми организациями и другими субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, предоставленным государством.

Обеспечением государственного долга выступают все находящееся в собственности государства имущество, составляющее государственную казну.

Государственный долг можно разделить на следующие виды:

  • во-первых, капитальный государственный долг, представляющий собой совокупность выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств, в том числе процентов по ним, подлежащих уплате;
  • во-вторых, текущий государственный долг, представляющий собой расходы на выплату процентов кредиторам по государственным долговым обязательствам и на погашение тех государственных обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Также государственный долг по критерию вида кредиторов можно разделить на следующие виды:

  • во-первых, внутренний государственный долг, кредиторами которого выступают юридические и физические лица – резиденты данного государства. Выпуск внутренних займов осуществляется в национальной валюте. Привлечение средств обеспечивается эмиссией ценных бумаг, которые пользуются спросом на национальном фондовом рынке. Дополнительное поощрение инвесторов обеспечивается с помощью налоговых льгот. Внутренний государственный долг представлен совокупностью займов, которые привлекаются от юридических и физических лиц, преимущественно в национальной валюте;
  • во-вторых, внешний государственный долг, который представляет собой государственные займы, размещаемые на иностранных фондовых биржах в валюте иностранных государств. Размещение таких займов обеспечивает учет специфических интересов инвесторов страны размещения.

В качестве основных причин возникновения государственного долга можно обозначить:

  • во-первых, дефицит бюджета. Нехватка средств, требующихся для финансирования задач государственного управления, требует привлечения дополнительных ресурсов либо за счет населения и хозяйствующих субъектов страны, либо за счет иных субъектов международного уровня или из других государств;
  • во-вторых, возникновение макроэкономических диспропорций;
  • в-третьих, низкий уровень эффективности экономической государственной политики;
  • в-четвертых, завышение государственных расходов;
  • в-пятых, отсутствие или нехватка доступных и полноценных источников финансирования;
  • в-шестых, неэффективность налоговой системы.

Каждая из указанных причин обусловливает возникновение спадов в производстве. Снижение деловой активности вызывает автоматическое срабатывание встроенных стабилизаторов, выражающееся в сокращении налоговых поступлений и возникновении бюджетного дефицита. В этих условиях власти предпринимают попытки уменьшения бюджетного дефицита за счет использования механизмов продажи государственных ценных бумаг и размещения государственных кредитов. Это способствует возникновению и увеличению государственного долга. Также в качестве причин формирования государственного долга можно обозначить милитаризацию экономики и военные конфликты. Военный сектор экономики носит потребляющий, а не производственный характер, что требует дополнительных средств на его финансирование, изыскиваемых государством.

Государственный долг обеспечивает реализацию следующих функций:

  • во-первых, фискальной, состоящей в мобилизации недостающих денежных ресурсов и формирующей финансовую базу, необходимую государству для выполнения своих обязательств;
  • во-вторых, стабилизирующей, предполагающей осуществление прямого воздействия на макроэкономические процессы;
  • в-третьих, аккумулятивной, выражающейся в формировании финансовой базы для обеспечения экономического роста за счет перераспределения ресурсов;
  • в-четвертых, стимулирующей, обеспечивающей ускорение экономического роста за счет государственных инвестиций, реализуемых их за счет заемных средств;
  • в-пятых, контрольной, обеспечивающей воздействие на ликвидность коммерческих банков, платежеспособность спроса, темпы экономического роста, величину денежной массы и так далее.

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детального
разбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,
сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей страной
политики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,
превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулит
сокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываются
временные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояния
населения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолга
идет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.
Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательство
предполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает о
себе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государством
под высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самым
обременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению и
сведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрение
кредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формами
или видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнего
характера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму не
входит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует понимать
всю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала от
населения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причиной
возникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора
– прежде всего, военного. Повышение уровня безопасности способствовало росту
размера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действие
приводились и другие секторы экономики, например, связанные с научными
разработками. Изменение политики государственных расходов повлекло за собой
образование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеет
обязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,
    исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации и
векселя.

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных с
внутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.
Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательства
влияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установлен
предельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.
Он равен 30 годам.

Международный опыт проведения долговой политики государства

Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего и
дальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решения
внутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путей
дальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутренний
государственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейся
ситуации, представляется актуальным.

В некоторых скандинавских странах практикуется особая
политика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценных
бумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга.
Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примерно
такую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностью
погасить внешний долг.

Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотно
избегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства.
Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направлении
минимизации последствий гигантского долга.

Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнуть
из мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методы
реструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку на
внутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (к
примеру, в Международном банке реконструкции и развития).

Государственный долг США

В мировом масштабе США являются обладателями самого
внушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22
триллиона долларов. Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко не
первую строчку. В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добиться
значительного экономического прироста и значительно сократить показатель
соотношения долговых обязательств к валовому продукту.

В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолга
страна оказалась на грани технического дефолта. В 2017 году уже при Дональде
Трампе было принято решение о неограниченных федеральных займах. Пока доход,
идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, но
при увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половины
собранной за счет налогообложения суммы.

Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательств
составляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторами
США являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичный
счетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сих
пор.

Государственный долг РФ

Долги союзных республик после событий 1991 года отошли
России. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки,
составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов по
кредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.

Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому,
что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствии
получение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженности
был достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.

Украинские события привели к запрету на предоставление
западных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогом
стал валютный кризис и обрушение курса рубля.

Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные об
обязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страны
объем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалось
достичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В.
Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес Тайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: