Рост
Когда продукт был готов, основатели не рискнули сразу обращаться в книжные и сетевые магазины: спроса на новинку еще не было, и им предстояло его создать. «Мы поняли, что не нужно вставать на полки сетевых магазинов, потому что пользователь совершенно не знает, что такое AR-книга», — продолжает Белова.
Чтобы читатели узнали о продукте, Devar решила развивать франшизную сеть. Компания предлагала открывать лицензионные магазины либо свои региональные представительства с паушальным взносом от 350 тысяч рублей. Сейчас Devar сотрудничает с 80 франчайзи от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ.
Одним из каналов продвижения был YouTube — компания делала мастер-классы с инструкциями к раскраскам, а кроме того — мультимедийные проекты. Например, благотворительный проект «Азбука 2.0» с участием Армена Джигарханяна, Гоши Куценко, Геннадия Хазанова и других знаменитостей. О компании и ее продуктах стало узнавать все больше пользователей. «Единственное, что пока не делали — это не запускали рекламу на ТВ», — отмечает Белова.
Только после этого основатели Devar начали выстраивать взаимоотношения с сетевыми магазинами. Сейчас Devar работает примерно с 150 ритейлерами — Hemlies, Ozon, «Лабиринтом», Wildberries, «Дикси», Metro, «Лентой», «О’кей» и другими.
В 2016 году Devar Group вышла на оборот, который окупил инвестиции компании — $2 миллиона. Вырученные средства компания снова инвестировала в бизнес. «Мы развиваемся и делаем все очень быстро», — рассказывает Белова. За все время работы в этой отрасли компания продала около 3 миллионов AR-книг. «Тираж одного издания превышает 15 тысяч единиц в месяц», — делится Анна Белова.
Для выхода за рубеж сотрудники компании стали изучать специфику книжного рынка в разных странах. Основатели осваивали международный рынок с помощью нескольких способов: создавали собственный контент, который может быть интересен для детей из разных стран (например, раскраски). Во-вторых, они работали с момента основания бренда с лицензионными компаниями, такими как Hasboro, «Трансформеры» и так далее.
Параллельно с экспансией в России компания вела переговоры с партнерами об открытии своих офисов в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Финляндии. «Для Европы наша продукция была такой же новинкой, как и для России», — говорит Белова. Уже в сентябре 2015 года Devar вышла на международный уровень. После книжной выставки в Китае компании стали предлагать сотрудничество в других странах.
Перед основателями компании возникли новые трудности: как локализовать продукт, проводить тестирование приложения в разных странах и улучшать качество перевода.
Например, чтобы сделать корректный перевод книг и приложения, команда привлекала корректоров и носителей языка. Компания также открывала новые центры тестирования продукции в других странах.
В Европе у Devar были разные условия старта: одни страны начинали с небольших партий книг — от 5000 единиц, некоторые делали закупки на десятки тысяч, рассказывает Белова: «Если в начале 2016 года процентное соотношение по продажам в России и мире было примерно 65% к 35%, то сейчас практически наоборот: доля международных продаж постоянно растет».
В начале 2016 года Devar столкнулась с копированием продукта. Так было в Китае и Корее, когда спустя полгода после презентаций на выставках в этих странах появлялись похожие книги. Однако компания за это время расширила линейку товаров и новых функций в AR, что позволило удержать позиции на мировом рынке.
К 2016 году Devar все же смогла выйти на китайский рынок. Сперва это было невозможно из-за специфики местного законодательства, поясняет Белова: «В Китай нельзя просто выйти и опубликовать иностранное мобильное приложение». К тому же требовалась серьезная локализация продукта, в которую входили перевод внутреннего контента и учет культурных особенностей страны.
В конце 2016 года компания наладила отношения с партнерами из США, Канады, Индии, Пакистана и ряда стран Азиатского-Тихоокеанского региона.
Конечные собственники
Чачава Александр Анатольевич
· Leta Group (50%)
· Leta IT-company
· Дамаск
· Leta Capital (ранее Leta GIV)
· Displair
· RoboCV
· 365Sсores
· Double Data (Дабл)
· Viisights
· Unomy
· DEVAR kids
· InDrive
· Юниджайн (Unigine)
· Novakid (Новакид Рус)
· AI Buddy
· Edwin Technology
· IntelliBoard
· Affise
· Prodly
· Leta Capital Fund III
· Gaviti
· ЛЕТА Инжиниринг (100%)
· Avanpost (Аванпост) (43,1%)
· ИСЕТ Девелопмент (75%)
· My.Games (100%)
· Pizza Club Games
· Espresso Publishing
· The Breach Studios
· Mamboo Games
· Юниверс Дата (УК ЮД Капитал) (25,42%)
Список подготовлен на основе информации из открытых источников
Пильцов Сергей
· Leta Group (50%)
· Leta IT-company
· Дамаск
· Leta Capital (ранее Leta GIV)
· Displair
· RoboCV
· 365Sсores
· Double Data (Дабл)
· Viisights
· Unomy
· DEVAR kids
· InDrive
· Юниджайн (Unigine)
· Novakid (Новакид Рус)
· AI Buddy
· Edwin Technology
· IntelliBoard
· Affise
· Prodly
· Leta Capital Fund III
· Gaviti
· ЛЕТА Инжиниринг (100%)
Список подготовлен на основе информации из открытых источников
Перспектива ежемесячной прибыли
Анна как руководитель крупного инновационного проекта считает, что планы на будущее – это в первую очередь планы на развитие. 3 года – таков срок, в который компания планирует охватить не менее 2% книжной индустрии всего мира. На рынке детской литературы достаточно много «фастфуда», в этом свете книги компании Devar Kids – качественный и натуральный продукт. Новый формат и современные технологии – это та ставка, которую делает компания.
Наша героиня считает, что если в книжной индустрии есть тренд на качественную продукцию, если люди хотят разнообразить свою жизнь с их помощью, то именно Devar должна продолжать задавать тон. Компания начиналась с необычного проекта и в скором времени уже стала лидером в новой нише. Поэтому руководители видят будущее своего детища только в развитии, игре на опережение, выходе на международный уровень. Анна Белова, в свою очередь, сопоставляет укрепление позиций компании на мировом книжном рынке со своим личностным ростом. Проект – показатель самореализации: чем выше статус проекта, тем шире реализуется личность.
Почему во главе угла стоит именно высокое качество продукта? Наша героиня считает, что отрасль книгоиздания должна выйти из периода застоя и прийти к тому, что книга будет не только яркой и интересной, но и познавательной и обучающей
Чтобы приучить покупателей к качественной литературе, особенно когда речь идет о ребенке, учебник должен привлечь к себе его внимание не только содержанием, но и процессом познания. Книга, которая не только рассказывает, но и показывает, помогает узнать ситуацию изнутри, – вот что будет вызывать неподдельный интерес и в скором времени сможет повысить уровень образовательной системы
Анна Белова: «Книгоиздание – это не единственная ниша компании Devar Kids. В ближайших планах – выход на рынок игрушек с совершенно новым по формату инновационным продуктом».
Что касается планируемых контрольных цифр по умным книжкам, то уже известно, что к началу 2017 года «Лаборатория 24» планировала расширить продукцию Devar до 200 различных наименований. При этом выручка за месяц по прогнозам составит порядка 40 млн рублей.
В части партнерства компания не так давно наладила плотное сотрудничество с такими компаниями, как Hasbro, «Умная Маша». На книжных стеллажах появились новые выпуски с героями известных всем «Смешариков», My Little Pony, «Трансформеров». Кроме того, ведется активная работа с не менее популярными брендами, такими как «Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины».
В планах компании расширить свое территориальное влияние. Если сейчас продукция выпускается в Европе, США, Китае, территории СНГ и других странах, то в дальнейшем продукцию Devar планируется «вывезти» в Североамериканские страны и Азию.

Достижения как результат развития
Анна Белова рассказывает, что путь к успеху в самом начале казался трудным. Их не признавали на книжном рынке, потому что тогда в технологические компании не особо верили. Игроки индустрии книг в открытую заявляли, что подобные проекты однодневные, а потому не интересны для инвесторов. Когда Devar начал выбиваться в лидеры, никто не мог поверить в это. Сейчас тиражи компании превосходят те первоначальные тиражи одного наименования в 5000 экземпляров. И эти цифры впереди показателей конкурентов.
В самом начале штат компании состоял из четырех человек, трое из которых были непосредственно партнерами-основателями. Сейчас в Devar Kids трудится 150 человек на рабочих местах по всей стране. Производство сосредоточено в Туле и Калуге, печать книг – в Москве, исследовательский корпус – в Санкт-Петербурге, а мультипликаторы, художники и программисты работают дистанционно во многих регионах России.
Интересные факты о развитии компании Devar Kids:
– В январе 2015 года произошел запуск бренда Devar , старт продаж начался в мае. За 6 последующих месяцев продано не менее полумиллиона книг на территории России и стран СНГ. Минимальные партии закупались за 350 тыс. рублей. В интернете появляются инструкции с рекомендациями по раскраскам Devar.
Анна Белова: «Запуск первой волны книг вызвал цепную реакцию – люди были крайне заинтересованы, это было для потребителя в новинку».
– На данный момент бренд Devar успешно принят 150 ритейлерами, а это сказки и раскраски недорогой ценовой категории (в пределах 300 рублей/штука), энциклопедии, азбуки и так называемые «оживающие» тетради.
Борис Кузнецов, глава «Росмэн»: «Devar Kids вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России».
– Бренд Devar активно внедрен не только в область книгоиздательства, но и в производство мебели и игрушек для детей, даже фирменных упаковок для продукции. Направление Devar Education служит образовательным целям, под этим именем выпускается продукция для старших детей. А Devar Аrt позволяет применить технологии дополненной реальности при изучении еще существующих и уже утраченных объектов культуры.

Экономический кризис
Кризис он в головах! Когда мы стартовали, мы понимали, что наш продукт не первой необходимости. Это не молоко и хлеб. Но показатели у книжной отрасли хорошие – сегмент детской литературы растет год за годом. В каком бы состоянии не находились люди, детям все равно хотят покупать книги. Сегодня в компании работает около 100 человек, большинство из них трудится удаленно. Не на аутсорсе, а в штате. География персонала обширна: основной контингент, приходится на Россию, но также есть сотрудники из Италии и других стран. В тульском офисе (под крылом) находится в основном менеджмент, а также производственный отдел. За год компания создала практически 100 наименований продукции, выпустила больше 1,5 млн. книг и вышла с реализацией в 30 стран — среди них Арабские страны, США, Азиатский блок, включая Индию и Китай, а также Европа.
Главное – это рост
В Китае вокруг нашего стенда посетители выставки толпились с фотоаппаратами и выспрашивали все нюансы. Каково же было наше удивление через четыре месяца увидеть наш китайский аналог с точно такими же иллюстрациями как у нас. Дальше свой аналог мы увидели в Корее. Кстати, потом эти корейцы к нам пришли и сказали: «мы попробовали производить, но решили, что лучше будем вас дистрибутировать». Потому что наша продукция все равно была более высокого качества. На выставках мы всегда показываем продукт, который технологически лучше предыдущего. С новым функционалом, новой историей – мы должны находиться на несколько шагов впереди того, что сейчас продается.
6 лет назад: как все начиналось
Компания Devar Kids начала свое существование в составе технологической веб-студии «Лаборатория 24». Ее учредители – Анна Белова, Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов – объединили свой творческий потенциал и очень своевременно вышли на книжный рынок со своими технологическими новинками. А с чего все начиналось? Если разобрать становление компании поэтапно, получается следующее:
- 2011 год – создание веб-студии «Лаборатория 24», работа с имиджевым заказом – сайтом для Государственного кремлевского дворца. Это был хороший задел для дальнейшего развития.
- В конце 2013 года компания зарабатывала десятки миллионов рублей, а в 2014 году получила второй знаковый заказ, который и послужил своеобразным толчком на пути к дополненной реальности.
- В 2014 году команда трудилась над проектами учебника биологии, атласа мировой фауны и приложения для музея в Ясной Поляне – все это анимировано и предназначено для детей. Анна Белова говорит, что эксперименты с дополненной реальностью вдохновили их (руководителей) на создание принципиально нового коммерческого продукта.
Анна Белова: «Мы увидели реакцию на дополненную реальность, wow-эффект, увидели в этом игровой концепт, потому что даже взрослые на презентации с дополненной реальностью начинали вести себя как дети».
Так и появилась идея создания продукта с применением AR-технологий. Секрет успеха, по мнению нашей героини, заключался именно в том, что магия, волшебство, книги и детство встретились вместе в проекте компании. Раскраски, в которых оживают герои, – это чудо для детей, которое сделано руками взрослых. Слышать, видеть и дотронуться – именно эти действия вызвали тот эффект, который направил команду Беловой по нужному пути.
За весь период существования проекта Devar в него было вложено около 150 млн рублей и выпущено около 100 продуктов. За год компании удалось выйти на такой же оборот – 150 млн рублей. Если стабильные показатели были на уровне 15 млн рублей в месяц, то в ближайшем будущем (начало 2017 года) планировалось увеличить эту сумму как минимум в 2,5 раза.
Анна Белова признается, что сейчас финансовая политика компании такова, что большую часть прибыли руководство вкладывает в своё развитие.

История создания компании
История компании начиналась с узкоспециализированных сложных разработок информационных технологий. Так в процессе исследований основатели компании в одном из проектов изучали возможности компьютерного зрения, решая задачу совмещения трансляции видео с камеры робота с подачей информации на экран оператора поверх картинки. Но мечтой основателей были создание и разработка массового продукта.
Devar выпустил на рынок AR-раскраски для детей от 3-х лет. Первая же линейка продукции распространилась очень быстро. Дальше список расширился до энциклопедий, азбук, художественных историй. На данный момент у Devar более 100 наименований печатной продукции. Кроме собственной линейки Devar также является партнёром крупнейших международных детских брендов — Hasbro, Mattel, Rovio.
Добавление AR в книги или игрушки носит не только игровой компонент, но также развивающий и обучающий, порой остающийся незаметным для пользователя. Взаимодействие с дополненной реальностью позволяет задействовать одновременно три способа восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. При этом всё происходит через игровую форму. Таким образом, независимо от склонности человека, он получает информацию на самом глубинном уровне. «Исследования и тестирования с привлечением детской аудитории показали, что посредством обучения через AR-книги уже в двухлетнем возрасте дети знают полностью весь алфавит, стихи и любой другой контент, который есть в продукте. Каждый пользователь становится своего рода соавтором продукта, принимая полноценное участие в процессе творчества. А для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет Анна Белова. В офис Devar часто приглашают фокус-группы детей для тестирования продукции, чтобы лучше понимать предпочтения аудитории.Чат-боты в России: особенности рынка, заметные проекты, ближайшие перспективы. Обзор TAdviser 13 т
В процессе развития печатной линейки Devar делает акцент на создании обучающих и развивающих форматов. Компания разрабатывает большой образовательный проект для школьников. Стартом станет линейка материалов по физике, математике, химии, биологии, английскому языку. Дополненная реальность позволяет взаимодействовать с историческим прошлым — вымершими видами животных и исчезнувшими цивилизациями, различными опасными веществами или ядовитыми животными без вреда для себя, посетить далекие планеты, исследовать вселенную — все то, что сложно или невозможно осуществить в обычной жизни.
В ближайших планах Devar намерен запустить производство контента в игрушках с технологией искусственного интеллекта. Это позволит взаимодействовать с игрушкой или персонажем в реальном времени.
Платформа от Devar состоит из двух ключевых компонентов, печатной продукции и бесплатного приложения, доступного на iPhone и Android. Чтобы его запустить, пользователь должен скачать приложение и направить мобильное устройство на книгу или раскраску. Запатентованная технология Devar позволяет видеть 3D объекты так же, как они были окрашены, а также взаимодействовать с ними, создавая сильный эмоциональный эффект. В своих продуктах DEVAR делает основной акцент на качественном совмещении развлечения и образования. Пользователи всех возрастов получают удобный презентационный инструмент. Благодаря дополненной реальности, сложные схемы становятся простыми и понятными с помощью визуальных и интерактивных 3D моделей. Технологии дополненной реальности, используемые для художественной литературы и игровых решений, могут существенно увеличить продажи и привлечь новую аудиторию.
Начало пути: втроем в Туле
Мы начинали в 2011 году. В один прекрасный день подумали: почему бы взять и не попробовать? Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова. Начали с того, что открыли компанию и стали заниматься созданием сайтов. Предлагали желающим сделать сайт за 500 рублей, при этом пытаясь зарабатывать на дополнительном обслуживании: поддержке сайта, содержании доменов и прочем. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж. И выиграли тендер. После этого все стали смотреть на компанию как на «работающую с правительством», лояльность клиентов возросла мгновенно. Параллельно компания стала заниматься образовательным направлением – развивать в регионе федеральную программу Минэконом развития «Ты предприниматель», в рамках которой молодые люди учатся созданию бизнеса. А два года назад руководили окончательно поняли, чем хотели бы заниматься, — отсекли все другие направления и сконцентрировались на создании детских книг с дополненной реальностью (AR).
Как пришла идея
Выпускница Тульского педагогического университета Анна Белова познакомилась со своими будущими бизнес-партнерами Андреем Комиссаровым и Виталием Аверьяновым на одном из молодежных образовательных форумов в Туле.
На тот момент специалист по поисковой оптимизации Виталий Аверьянов участвовал в ИТ-проектах, а Андрей Комиссаров занимался бизнесом. «Мы поняли, что хотим сделать вместе что-нибудь интересное», — рассказывает Белова.
Слева направо: Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов. Фото с личной страницы в Facebook
Они открыли компанию «Лаборатория 24» и стали заниматься созданием сайтов и автоматизированных систем. По словам Беловой, проект не приносил высоких доходов, и база клиентов была небольшой. Однако все изменилось после того, как студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. «Понятно, что это стоило далеко не рубль, но зато мы получили в портфолио интересное имя», — говорит Белова.
Далее появились крупные клиенты, и веб-студия стала принимать заказы на разработку систем электронного документооборота. К концу 2013 года выручка «Лаборатории 24» достигла нескольких десятков миллионов рублей.
В 2014 году компания получила предложение — создать программное обеспечение для роботов, изучающих атомные реакторы. Это был один из первых проектов, связанных с компьютерным зрением. В «Лаборатории 24» сделали программное обеспечение для робота, который с помощью дополненной реальности показывал оператору данные об изменениях в реакторе.
Предприниматели решили создать потребительский продукт и стали развивать AR-технологию дальше, рассказывает Белова: «Мы много экспериментировали: у нас были различные проекты в сфере культуры, маркетинга, промышленности».
Например, команда участвовала в выставке недвижимости MIPIM во Франции, где сделала приложение с дополненной реальностью — оно воссоздавало проект будущей постройки прямо на макете. Для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне сделали приложение, с помощью которого можно пролистать рукопись «Войны и мира».
В 2015 году предприниматели решили сделать проект в издательской сфере и выпустили первую AR-раскраску. Сперва ребенок закрашивает изображение, а затем наводит на него камеру смартфона или планшета, и с помощью специального приложения оно «оживает», и с ним можно взаимодействовать — например, «сажать» к себе на руку.
Сооснователь Devar Group Анна Белова называет две причины, по которым она и ее партнеры выбрали именно детскую книгоиндустрию: во-первых, команда увидела, что дети с удовольствием раскрашивали героев и играли с ними, ведь «дети — то самое поколение, восприимчивое к новым технологиям». Во-вторых, AR-книги решали важную проблему, которая волнует родителей в разных странах: дети проводят много часов с планшетом.
«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт», — рассказывает Белова.
Для родителей в первую очередь важно, чтобы книги развивали и обучали их детей: с героями Devar можно играть, они могут вести диалог с ребенком, рассказывать истории и стихи, а также выходить за пределы книги. Так, в серии энциклопедий «Космос» можно отправиться на любую планету и исследовать её с помощью дополненной реальности
Опыт практика
Владимир Венеров Генеральный Директор компании Alfa Robotics, Москва
Мой брат, ныне технический директор компании, интересовался робототехникой. Создавал прототипы сервисных роботов и роботов телеприсутствия. В итоге в рамках нашей основной компании по производству светодиодов мы открыли инженерное направление, которое занимается сборкой сервисных и рекламных роботов. Нашей первой моделью была AR-D – сервисный робот, совмещавший «искусственный» и «естественный» интеллекты.
У AR-D был большой вертикальный экран, на котором можно транслировать контент, начиная от презентации и заканчивая тестами, играми, мультфильмами. Но из-за большого экрана сервисные роботы воспринимались людьми как платежные терминалы. Мы нашли способ сделать wow-эффект: нашей следующей моделью стал робот-промоутер Kiki, похожий на девушку. Акцент сделали на способности робота общаться с людьми вербально и невербально. Небольшой экран оставили для показа презентаций, видеороликов или фотографий. Широкой публике робота представили в ноябре 2015 года на выставке Robotics Expo.
Сложностью были сжатые сроки. Чтобы достичь человеческой плавности движений и не выйти за рамки бюджета, экспериментировали с приводами. И все-таки выполнили проект. Сейчас постоянно дорабатываем продукт.
Изначально мы делали ставку и на продажи, и на аренду. Но робота охотнее брали в аренду, поэтому стали развивать это направление.
Для российского потребителя такой продукт в новинку. Прежде чем вкладывать немалые деньги в покупку робота, клиент должен понять принципы работы этого инструмента.
Результат. Запустили дилерскую сеть. С конца 2016 года наши роботы «работают» в Белоруссии, Германии, Прибалтике, Польше, ОАЭ, на Украине. Весь доход идет на развитие проекта и опытные работы.
Международный рынок
В июне 2015 мы выпустили первую книгу, потом начали создавать серию сказок, а осенью стали выходить на международный рынок. Совет, который хочется дать — не бояться! Препятствия, конечно, есть, но они не столько внешние, сколько внутренние. У нас в России система экспортного обслуживания для предпринимателей построена далеко не самым удобным способом. Взять хотя бы процедуру валютного контроля. Для небольшой компании выйти на международный рынок сложно, потому что это требует большого обслуживания здесь внутри. Вот, например, вы заключаете контракт с зарубежным контрагентом, и определяете в договоре дату оплаты. Но в эту дату контрагент не переводит деньги, а делает перевод, скажем, через неделю. Согласно Российскому Законодательству, за опоздание вас облагают штрафом. Другой момент. Вот вам приходят деньги на счет, вы должны подтвердить всеми документами, какими только можно, что эти деньги пришли легально. Только после одобрения банком деньги переводятся на счет, и вы можете ими пользоваться. Добавьте к этому курсовые изменения. Вам зачисляют деньги по одному курсу, а через неделю курс другой. Получается, заплатить за рубеж легче, чем принять деньги в России.
Идея 2. Виртуальная и дополненная реальность
Технологии, которые недавно казались фантастикой, становятся частью жизни. В 2016 году мир сошел с ума по игре Pocemon Go, в которой использовались механизмы дополненной реальности. По оценкам аналитической компании IDC, мировой рынок AR-VR (англ. Augmented и Virtual Reality, дополненная и виртуальная реальность) ежегодно будет расти в среднем на 180%, а в 2020 году его объем составит 162 млрд долл. США. Больше половины этой суммы придется на устройства. Настоящий технологический взрыв, который эксперты сравнивают с созданием интернета. Так, совсем скоро появится возможность «полетать» вокруг Эйфелевой башни, над Тауэром или над футбольным полем в VR-очках в режиме реального времени (камера устанавливается на коптере). А западные производственные компании используют AR-технологии для наглядных инструкций: специалист смотрит на деталь и видит всю необходимую информацию.
Дополненная реальность: почему именно этот бизнес?
Анна Белова: «Информация погружается на уровень глубинного сознания, что очень важно в детском возрасте, когда у нас формируются когнитивные навыки, восприятие окружающего мира. Мы обдумали все это и выпустили первую раскраску».. По признанию девушки, именно детская аудитория – самая «жаждущая» до технологических новинок
Они не боятся, с удовольствием пробуют и экспериментируют. Детям все новое кажется магией, они легко погружаются в игру, поэтому с ними легко сотрудничать, они с удовольствием тестируют новинки. Они всегда могут определить, что является качественным продуктом, а что следует доработать
По признанию девушки, именно детская аудитория – самая «жаждущая» до технологических новинок. Они не боятся, с удовольствием пробуют и экспериментируют. Детям все новое кажется магией, они легко погружаются в игру, поэтому с ними легко сотрудничать, они с удовольствием тестируют новинки. Они всегда могут определить, что является качественным продуктом, а что следует доработать.
В случае с дополненной реальностью компания Devar Kids не ошиблась, сделав ставку на детскую аудиторию. Массовый продукт в этой нише гарантированно обречен на успех. По прогнозам Андрея Комиссарова, компаньона Беловой, дополненная реальность – только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до 120 млрд долларов. Анна, рассказывая о проекте Devar kids, объясняет, что одноименное приложение, специально разработанное ими, делает так, что изображение с «умной» книги на экране планшета или телефона становится «живым». Это не просто мультфильм на экране, это герой, с которым читателю реально наладить связь: посадить на плечо, подержать в руках. Так читатель превращается в пользователя – это и есть успешная интеграция технологии AR.

2015: Выход на российский рынок
Группа компаний DEVAR находится на стыке рынков книжного, технологичного, а также рынка игрушек и гаджетов, что дает ей возможность развиваться в различных направлениях, которые со временем сплетаются все теснее. Продукция одного из брендов Группы – DEVAR kids – книги, выполненные с применением AR-технологий, с момента выхода на российский рынок в 2015-м году выставляются на всех перспективных экспо мира. Такая активность компании и помогла войти бренду в 36 стран всего за 2 года существования и дополнить свой список лицензиатов многомиллионными брендами Hasbro, Mattel, Disney, Rovio, Kikoriki (бренд «Смешарики») и многими другими.
«Мы не хотели становиться издательством»
По словам Беловой, выпуск книг с дополненной реальностью обходится в несколько раз дороже, чем обычное издание. Чтобы реализовать проект, команда использовала прибыль, полученную от предыдущих разработок. В разработку AR-книг Белова и ее партнеры вложили около $2 миллионов.
AR-продукт Devar состоит из двух частей: бумажной книги и приложения. Если приложение компания могла разработать самостоятельно, то книги нужно было печатать в издательстве. Однако их руководители скептически отнеслись к новым технологиям: «Мы сказали, что AR-книги точно будут на пике популярности и войдут в повседневную жизнь. Нам не поверили, сказали, что им это не интересно», — рассказывает Белова.
Основатели зарегистрировали бренд Devar Kids и открыли свое дочернее издательство в Туле в январе 2015 года. Первая версия книг была отпечатана спустя пять месяцев.
Компания начала с небольшого штата разработчиков, но к 2016 году расширила его до ста человек. Сперва разработчики сами обучали специалистов в области дополненной реальности. Сегодня в компании проводятся внутренние брифинги и разные мероприятия, на которые ездят ИТ-специалисты, чтобы развить свои навыки. Главное, чтобы у специалиста была мотивация обучаться самостоятельно, ведь часто им приходится конкурировать между собой на международном уровне. «Кто не получает удовольствие от своей работы, не может рассчитывать на хороший результат», — уверена Белова.
Поэтому в составе Devar Group несколько подразделений: «Лаборатория 24» — технологическая компания, расположенная в Туле, Санкт-Петербурге и других городах; Devar Media — российское издательство, которое занимается реализацией и распространением продукции на территории России и СНГ; Devar Solution занимается развитием на международных рынках.
Предприниматели начинали с развлекательной продукции для детей, затем постепенно перешли к выпуску развивающей и обучающей литературы для подростков и взрослых. Сейчас под брендом Devar выпускается свыше ста разных продуктов — это сказки, раскраски, азбуки, серии энциклопедий (динозавры, анатомия, космос), а также развивающие книги.
Приложение, с помощью которого оживают фигуры, ежемесячно пополняется новыми функциями. Например — функцией распознавания, благодаря которой виртуальные персонажи различают реальные предметы и могут взаимодействовать с ними.
«Книги с AR — не совсем классические книги, и для их производства должна быть своя технологическая компания, разрабатывающая приложение», — продолжает Белова. У многих издательств не было возможности разрабатывать собственные приложения и AR-продукты. «Поэтому они не смогли создать продукт, который полностью отвечал бы всем возможностям мировой AR-индустрии», — утверждает Анна Белова.
Идея 3. Медицинские услуги
Спрос на платную медицину растет, несмотря на кризис, на 10–14% в год. Во-первых, увеличивается продолжительность жизни, и возрастным пациентам требуется медицинское обслуживание. Во-вторых, в частные клиники приходят состоятельные люди, которые недовольны качеством услуг госучреждений. В-третьих, развивается система добровольного медицинского страхования, как правило корпоративного. По оценке Надежды Федуловой, руководителя агентства медицинского консалтинга D-Zerts, в отрасли найдется место и небольшим клиникам полного цикла, и моноформатам. Главное – поддерживать качество услуг на хорошем уровне. Значительное влияние на эту сферу может оказать закон о телемедицине, который разрешит консультации врачей в режиме онлайн с весны 2017 года.
Будущие проекты
Компания Devar занимает в России около 0,5–1% от рынка книжной продукции. Цель Беловой — занять 2% от мирового рынка в течении нескольких лет и выпустить более 130 млн книг.
В 2017 году компания Devar Group готовится к выпуску продукции с обыкновенными игрушками. «Мы собираемся оживить привычные ребенку мягкие, пластмассовые игрушки», — говорит Белова.
Чтобы не отставать от мировых тенденций в AR, компания скоро запустит на ключевых рынках (США, Индия и Китай) новый проект. Devar готовит курсы по физике, математике, географии и другим дисциплинам, которые будут востребованы в европейских и азиатских школах.
Цель проекта — интересно рассказать об окружающем мире и том, как он устроен, при помощи новой технологии. Например, в курсе по химии ребенок сможет проводить химические опыты, смешивать любые реактивы и благодаря дополненной реальности видеть, какая произойдет реакция.
«Мы считаем, что дополненная реальность приведет образование на совершенно новый уровень. Начиная с того, что с помощью наших книг дети начинают учиться чуть лучше, заканчивая тем, что эта технология позволяет ребенку получить образование через опыт», — заключает Анна Белова.
Идея 6. Робототехника
Вспомните, как выглядит робот-пылесос. На его примере сразу становится ясно: роботы – это не совсем то, о чем Вы привыкли думать. Например, стартап Starship занимается доставкой товаров за 15–30 минут и на расстояние до 4,5 км с использованием автономных дронов. Эти роботы выглядят как небольшие коробки на колесиках с антенной. Долгое время робототехникой могли заниматься только большие компании с большими деньгами, но за последние десять лет ситуация изменилась. В десятки и сотни раз подешевели компоненты, необходимые для создания роботов: миниатюрные батареи, камеры, процессоры, сенсоры. Сегодня можно создать робототехнический стартап с тремя-пятью сильными инженерами.





















